Сетевое профессиональное сообщество как среда развития компетенций



Скачать 59,64 Kb.
Дата22.02.2016
Размер59,64 Kb.
#10912
СЕТЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Головичер Галина Валентиновна (Golovichergv@list.ru)
Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр оценки качества образования» (ГКУ ЯНАО «РЦОКО»), г. Салехард
Аннотация

В статье рассмотрены цели, задачи, функции и формы деятельности сетевого профессионального сообщества, подходы к его созданию.


Мы живем в эпоху внедрения информационных технологий во все сферы жизни. Современный человек не мыслит себя без компьютера и сетевых информационных технологий. Актуальным направлением становится создание сетевых сообществ по различным направлениям. Не обошло это нововведение и сферу образования. Термин «сетевое профессиональное сообщество» (далее – сообщество) вошел в жизнь образования не так давно. Что представляет собой такое сообщество? Как участие в работе профессиональных сообществ может изменить профессиональную деятельность? Каким образом может повысить эффективность работы педагога, воспитателя, учителя, методиста, специалиста органа управления образованием? На развитие каких профессиональных компетенций направлено?
Сетевое профессиональное сообщество — это группа специалистов, поддерживающих профессиональное общение и ведущих совместную проблемную профессиональную деятельность при помощи сети Интернет. Сообщество базируется на определенной платформе, созданной для общения единомышленников, являющейся современным средством самообразования членов сообщества и повышения их компетенций. Сообщество имеет общие цели, интересы, потребности, общие ресурсы, к которым имеют доступ все его члены. Основными формами взаимодействия участников сетевого сообщества являются дистанционные образовательные технологии, с помощью которых осуществляется общение.
Сетевое сообщество предоставляет своим членам следующие возможности: использование электронных ресурсов по вопросам, имеющимся в различных организациях-участниках (партнерах) сообщества и в сети Интернет; освоение инновационных подходов, концепций, знаний и практических навыков; решение общих задач, использование новых практик; участие во внедрении новых программных продуктов и проектов, в обсуждении инновационных направлений развития; оперативное получение поддержки профессиональной деятельности; создание совместных сетевых проектов; обмен информацией, опытом работы; выполнение функций эксперта; возможность самореализации и самоутверждения через совместную сетевую деятельность; создание и поддержку новых образовательных инициатив.
Деятельность сообщества можете осуществляться через веб-сайт – это одна из простых форм доступа к информации и образовательным ресурсам в сети Интернет. Международный опыт развития сети Интернет показывает, что сайт может быть инструментом взаимодействия как коллективов, так и отдельных пользователей. Создание сайта открывает для профессионального сообщества новую среду и новые возможности. Платформой для сетевого сообщества может стать и система дистанционного обучения, но это потребует специальной подготовки от членов сообщества, технология более затратна.
Информационно-образовательная система «Сетевой город. Образование» (далее – СГО) и «Сетевой регион. Образование» (далее – СРО) ЗАО «ИРТех» г. Самара – великолепная среда для сетевого взаимодействия, т.к. эта система позволяет подключить к работе учреждения разных типов и видов, вести и сопровождать различные базы данных; имеется возможность для создания виртуальных и дистанционных центров. В Ямало-Ненецком автономном округе делается попытка создания на базе СГО сетевой школы. Этот сервис будет доступен всем учреждениям округа, поскольку к системе СГО и СРО подключены все образовательные учреждения: дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного и профессионального образования. С системами СГО и СРО с первого сентября 2013 года начнет работать все сообщество педагогической и родительской общественности региона, органы управления образованием всех уровней.
Перед системой образования региона стоит задача создания сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов, сетевых сообществ экспертов по различным направлениям, например, по оценке качества образования.
Цели типового сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;

  • обмен опытом учения-обучения;

  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;

  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;

  • распространение успешных педагогических практик;

  • поддержка новых образовательных инициатив.

Членами профессионального сообщества могут стать руководящие и педагогические работники всех категорий системы образования, специалисты и методисты органов управления образованием. Количество членов в сообществе не ограничено.


Профессиональное сообщество позволит повысить профессиональный уровень специалистов, развить информационно-образовательную среду как пространство для самореализации личности педагога и руководителя; повысить уровень ключевых профессиональных компетенций.
Профессиональное сообщество призвано способствовать:

  • созданию единого доступного информационного пространства региона;

  • обеспечению возможности общения членов сообщества с целью обсуждения насущных педагогических проблем, актуальных вопросов развития сферы образования;

  • методической поддержке и профессиональному росту членов сообщества за счет широкого использования средств Интернета и возможностей оперативного получения информации;

  • проведению тематических консультаций, семинаров; формированию навыков сетевой работы;

  • обмену информацией, опытом работы; распространению успешных практик;

  • созданию хранилища инструментария и методических ресурсов.

Основные функции и формы деятельности профессионального сообщества:



  • организационная функция: организация сетевого взаимодействия, координация деятельности объектов сети; организация обмена ресурсами (информационными, научно-техническими, методическими, управленческими, дидактическими);

  • информационная функция: организация информационных потоков внутри сети (для членов сообщества); организация и поддержка конференций, дискуссий, форумов, семинаров, информирование членов сообществ и широкого круга педагогической общественности о проводимых конференциях, семинарах, конкурсах, проектах; информационно-методическая поддержка процессов повышения квалификации и переподготовки кадров по направлению деятельности сообщества;

  • аналитическая функция: экспертиза материалов (проектно-программных, методических, учебных, контрольно-измерительных и др.); распространение педагогического и управленческого опыта.

Члены сообщества получат возможность повышения уровня профессиональных компетенций, открытой коммуникации по интересующим вопросам, обмена опытом и получения оперативных консультаций по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью.


Образовательные учреждения могут размещать периодически обновляемую рекламную информацию о деятельности образовательного учреждения; предоставлять информационный материал о своем образовательном учреждении в той форме, которая может дать более полное представление о конкретном образовательном учреждении, о педагогических кадрах, наиболее интересном опыте и результатах деятельности организации; вести активную работу с другими образовательными учреждениями, участвовать в коллективных обсуждениях наиболее важных проблем в регионе и стране; повышать уровень качества образования с учетом инновационных подходов и методик; участвовать в совместных проектах и программах.
Педагогические работники всех категорий системы образования получат возможность участвовать в совместных обсуждениях деятельности сообщества, предлагать способы и пути совершенствования; предоставлять свои методические разработки, участвовать в обмене опытом и обсуждении современных методик и инновационных образовательных технологий, проектов; использовать коллективно созданные методические материалы, проекты для совершенствования учебного процесса; развивать творческое сотрудничество с коллегами; распространять инновационный опыт; анализировать сетевые проекты; участвовать в обсуждении целесообразности и эффективности деятельности сообщества; предлагать способы и пути совершенствования его развития.
Сетевое взаимодействие при качественной организации и вовлечение каждого члена в активную работу позволят повысить уровень личностного самосовершенствования, информационных, общекультурных, коммуникативных и познавательных компетенций его участников.

Скачать 59,64 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница