Сессия №2. Лидер новой эпохи. Древняя мудрость в наши дни. Джон Фэйворс



Скачать 281.78 Kb.
Дата27.04.2016
Размер281.78 Kb.
Сессия №2. Лидер новой эпохи. Древняя мудрость в наши дни. Джон Фэйворс.




Фэйворс Джон. Лидер новой эпохи: метафизический взгляд на проблемы руководства./Пер. с англ. И. Гру. - М: Философская Книга,2003.-264с.

Лидер новой эпохи – это тот, кто стремится к духовному росту, роли лидера, обладающего духовным сознанием. Я считаю, что истинный лидер – это не просто человек, который идет впереди, но прежде всего лидер-слуга. Он служит своим подчиненным, которые в свою очередь, выполняют свои обязанности, служа другим людям и принимая их служение.


Лидер-слуга считает себя, в первую очередь, попечителем, а не владельцем или диктатором. Лидер-слуга одержим стремлением служить людям. Иными словами, его руководящая роль сводится к тому, чтобы помочь людям достичь поставленных целей. Вместо того чтобы ждать, пока кто-то другой сделает это за него, лидер-слуга выходит вперед и делает всё, что необходимо, особенно, если это касается благополучия людей. Истинный лидер-слуга не привязан к привилегиям. Напротив, чем больше у него заслуг и привилегий, тем более скромным и ответственным он становится. Можно видеть, что настоящий лидер-слуга всегда знает, как использовать власть ради достижения поставленных целей и увеличения своей ответственности за это.
Когда лидеру-слуге оказывают какую-то услугу, он начинает еще лучше служить другим. Чем большими возможностями и влиянием он обдает, тем больше он использует их в служении другим, и потому он всегда остается у власти. Лидер-слуга хороший слушатель; он умеет сопереживать и постоянно ищет пути восстановления отношений, разрушенных в результате конфликтов. Лидер – слуга прекрасно осведомлен в том, что происходит вокруг. Он умеет убедительно говорить, способен донести свои идеи до других и постоянно к укреплению своей общины.

Концепция лидера – слуги.
«Самое главное в человеческой жизни – стремление к нравственным поступкам. От этого зависит наше внутренне равновесие, и даже само наше существование. Только нравственные поступки придают красоту и достоинство нашей жизни».

Альберт Эйнштейн


  1. Лидер – слуга наделен глубокой любовью к людям.

  2. Лидер – слуга дарует людям чувство счастья и защищенности.

  3. Лидер – слуга создает устойчивые ценности.

  4. Лидер – слуга является философом.

  5. Лидер – слуга руководит изнутри.

  6. Лидер – слуга ориентирован на принципы.

  7. Лидер – слуга обладает широким видением перспективы.

  8. Лидер – слуга занимает людей в соответствии с их склонностями.

  9. Лидер – слуга умеет поручать дела и наделять полномочиями.

  10. Лидер – слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства.

В данной концепции представлены принципы руководства на основе методов правления Царя Притху Махараджа в древней Индии, о котором рассказывается в древнем индийском тексте «Шримад- Бхагатавам».



Десять характеристик лидера – слуги.


  1. Лидер – слуга наделен глубокой любовью к людям.

Это означает, что лидер-слуга сочувствует страданиям другим, поскольку он постоянно держит руку на пульсе своих подчиненных и искренне озабочен их благополучием. Его чувства по отношению к подчиненным абсолютно искренни.

Лидер – слуга ценит власть, деньги и ресурсы, но не считает себя их обладателем; просто он осознает, что без них невозможно достичь нужной продуктивности. Он одержим стремлением помогать другим и понимает, что, не обладая необходимыми ресурсами, ему не удастся осуществить свои планы. Лидер – слуга любит власть, влияние, деньги и прочее, но лишь потому, что хочет использовать их ради блага тех, кто находится под его опекой.


Царь Притху Махараджа – образец такого лидера. Он говорит:
«Ко всем женщинам царь будет относиться с тем же уважением, с каким относился бы к собственной матери, а жену будет считать половиной своего тела. Он будет заботиться о своих подданных, как любящий отец, и всегда считать себя смиренным слугой преданных, которые устали проповедуют славу Господа». («Шримад-Бхагаватам», 4.16.17)
В комментарии к другому стиху «Шримад-Бхагаватам» мы читаем:
«Махараджа Притху был очень скромен, кроток, вежлив, а занимаясь благотворительной деятельностью, то есть действовать на благо других, он трудился не жалея сил, словно делал это для себя. Иными словами, он делал это не напоказ, а из чувства долга и из сострадания. Именно так и следует заниматься благотворительностью». («Шримад-Бхагаватам», 4.22.62, комментарий)
О покойном Джоне Д. Рокфеллере вспоминали как о выдающемся лидере – слуге, хотя в некоторых вопросах его поведения было несколько противоречивым. Он часто говорил: «Бог избрал меня и дал мне деньги, потому что знал, что я верну их Ему». В этом вопросе дела Джона Д.Рокфеллера соответствовали его словам. В юности, когда он впервые устроился на работу, он стал тратить на благотворительность шесть процентов своего дохода. К двадцати годам он преодолел десятипроцентную отметку, а к моменту своей кончины, когда ему было девяноста семь лет, он потратил на строительство бесчисленных больниц, церквей, музеев и образовательных учреждений практически все свое состояние. Его жизнь была примером попечительства. Он понимал, что Бог дал ему так много для того, чтобы он смог помочь другим.


  1. Лидер – слуга дарует людям чувство счастья и защищенности.

В современном обществе подавляющее большинство людей пребывают в постоянном беспокойстве. Они чувствуют себя незащищенными и несчастными. Настоящий руководитель понимает чувства людей, и когда у власти находится могущественный лидер – слуга, он не допускает разгула страданий.
Лидер – слуга постоянно прислушивается к нуждам людей. Если между людьми возникают конфликты, он всегда стремится их уладить, умеет избегать проблем и неудач. Следует особо отметить то, как важно современному человеку чувствовать себя счастливым, защищенным и любимым. В связи с глобализацией рынков и развитием новых технологий, менеджеры и исполнительные директора все больше и больше уделяют внимание тому, чтобы продукция было не дорогой, качественной и современной. Конкуренция между различными компаниями настолько велика, что способность руководства вдохновить работников на «командную игру» является уже вопросом выживания корпорации. Способность вдохновлять работников и создавать здоровый дух команды практически полностью зависит от того, насколько люди удовлетворены своей жизнью, своим окружением, организацией или корпорацией, в которой они работают, лидерами это организации и, в особенности, миссией лидеров и организации.
Несколько лет назад я выступал на ежегодном съезде Американской Медицинской Ассоциации в разделе «Семейная практика». В своей речи я особо подчеркивал, насколько велика сила любви, счастья и чувства защищенности. Я объяснил, что эти факторы оказывают позитивное влияние на гипоталамус. Гипоталамус – это железа, регулирующая наш сон, температуру тела и выработку гормонов гипофизом. Таким образом, гипоталамус оказывает влияние на здоровье своего тела. Если человек удовлетворен своей жизнью, гипоталамус оказывает положительное воздействие на здоровье всего тела. Если человек удовлетворен своей жизнью, гипоталамус оказывает положительное воздействие на здоровье, если же человек недоволен собой и своим окружением, или испытывает беспокойство, гипоталамус отвечает негативным воздействием. Умственное беспокойство через нервные волокна зачастую передается и в другие части тела. Фактически, можно сказать, что в этом случае ум нападает на тело. Каждый физический недуг имеет своего ментального партнера.
Давайте еще раз обратимся к влиянию гормонов. Любовь и положительные эмоции приводят к выделению эндорфинов, которые поступают в кровь. Эндорфины – это естественное болеутоляющее средство, и, кроме того, они укрепляют именную систему. И наоборот, отрицательные эмоции – беспокойство. Гнев, депрессия и т.п. – вызывают выброс в кровь больших количеств адреналина, который сужает кровеносные сосуды и приводит к повышению кровяного давления. Таким образом, чем больше мы испытываем таких чувств, как благодарность и любовь, тем больше эндорфинов и тем меньше адреналина содержится в нашей крови. Если мы благодарны судьбе за все хорошее, что с нами происходит, мы буквально купаемся в благоприятных гормонах.
Изучение нервно-психической иммунологии и психосоматических заболеваний также помогает нам понять природу факторов, оказывающих влияние на тело. Доктор Питер Р. Шемм написал замечательную книгу, озаглавленную «Любовь: ее влияние на физическое и умственное здоровье». Он пишет, что люди, которые живут в среде, где они не чувствуют себя любимыми, защищенными и счастливыми, в десять раз подвержены хроническим болезням и в пять раз – психическим заболеваниям. Доктор медицины Дин Орниг в своей книге «Любовь и выживание» делает аналогичное утверждение. Он подчеркивает, что исцеляющая сила любви и эмоциональной близости имеет под собой научную основу. В ходе своих исследований он установил, что люди, которые не чувствуют себя любимыми, в три-пять раз более подвержены болезням и даже преждевременной смерти. Его исследования подтверждают тот факт, что любовь способа исцелять.
На конференции по проблемам здоровья, проходившей в Филадельфии в марте 2001 года, мне выпала возможность представить доклад о взаимосвязи духовности и здоровья. В нем я рассмотрел многочисленные исследования, подтверждающие то, что религиозная вера и духовная практика помогают людям правильно воспринимать и излечивать любые болезни. В одном из исследований проводились убедительные доказательства того, что женщины, рожающие в присутствии своего любимого, нуждаются в меньшем количестве обезболивающего и реже сталкиваются с необходимостью кесарева сечения. Вывод таков: люди реже болеют, быстрее выздоравливают, если они все же заболели, и являются более продуктивными во всех сферах своей жизни, если они удовлетворены своей жизнью и окружением и чувствуют, что их любят.
Много лет назад я работал с группой дипломатов из ООН в Женеве. Мы рассматривали методы снятия стресса и управление временем. Я был потрясен тем, как много дипломатов страдают от всевозможных заболеваний, попадает в аварии или уходят в отставку раньше времени исключительно по причине чрезмерно высокого стресса. Я обнаружил, что зачастую его причиной является неудовлетворенность собой или своим окружением. Иногда причиной являются семейные проблемы, а иногда - проблемы, происходящие в мире в целом. В 90-х годах я встречался с президентом Нигерии генералом Обансенджо. Он поделился со мной своими воспоминаниями о том, как в прошлом жил в роскошном предместье Лондона. Его разочаровала эта жизнь, поскольку соседи были совершенно безразличны друг другу. Он рассказал, что, когда умер муж его соседки, он узнал об этом только через несколько недель. «Западное общество делает акцент не на общении, а на индивидуализме, быстром интеллектуальном и материальном развитии, - прокомментировал он, - в результате чего люди утрачивают связь со своим внутреннем «я», что ведет к низкой самооценке, а также утрачивает способность общаться с другими людьми».
Основой общества являются интересы и заботы друг о друге. Если мы не обращаемся к людям за помощью, даже оказавшись в беде, должно быть мы действительно очень одиноки. Хороший руководитель не допускает подобной социальной и личной дезинтеграции; он проводит политику, развивающую чувство общности и защищенности.



  1. Лидер – слуга создает устойчивые ценности.

Прежде чем начать движение в сторону светлого будущего, лидер – слуга тщательно изучает прошлое и настоящее. Его не интересует личный успех или быстрый, но кратковременный успех подчиненных. Его вдохновляют цели, которые больше чем он сам. В результате ему удается добиваться значительных и устойчивых результатов. Те, кто стремятся к быстрому успеху, не могут добиться этого.


В восточной Африке есть пословица, смысл, который таков: хотя мы считаем, что получили настоящее в наследство от наших предков, в действительности мы одолжили его у наших потомков. Лидер – слуга осознает, что наши сегодняшние поступки повлияют на то, как будут жить наши дети. Поэтому лидер – слуга думает о том, как он должен жить сейчас, чтобы будущее имело большую ценность. Он не хочет оставить своих потомков ни с чем, израсходовав и растратив все ресурсы, которые были в его распоряжении.
В своей книге «Когда в выигрыше ваш покупатель, вы не можете оказаться в проигрыше» Джек Коллинз делает ценные замечания по поводу того, как важно, чтобы клиент или член вашей организации чувствовал, что его ценят. Он приводит статистику причин, почему люди перестают покупать продукцию определенной компании или покидают организацию. Девять процентов уходят потому, что конкуренты предложили им более выгодные условия. Четырнадцать процентов уходят потому, что не удовлетворены продукцией (организацией). И целых семьдесят пять процентов уходят из-за того, что их не ценят. Эти люди уже никогда не вернутся, хотя остальные двадцать три процента могут с течением времени изменить свое решение.
Суть в том, что для людей естественно привыкать к определенной продукции и оставаться в определенных организациях. Семьдесят пять процентов из них не станут ничего менять, несмотря на заманчивые предложения конкурентов или некоторую неудовлетворенность продукцией, если чувствуют, что их ценят. Коллинз добавляет, что один типичный неудовлетворенный покупатель расскажет об этом восьми или десяти другим. Такие неудовлетворенные покупатели – плохая реклама для корпорации или организации. Лишь пять процентов из них выскажут свои жалобы непосредственно самой организации; семьдесят процентов расскажут об этом посторонним людям. Велика вероятность того, что выслушав жалобы неудовлетворенного покупателя, у тех сложится такое же мнение. Вряд ли эти люди когда-нибудь захотят воспользоваться продукцией данной компании. Плохие новости всегда распространяются быстрее, чем хорошие; к тому же, хорошие новости редко побеждают плохие.
Успех в бизнесе основан на взаимоотношениях между корпорацией и клиентом. Чтобы привлечь нового покупателя, нужно затратить в шесть раз больше средств, чем необходимо для того, чтобы сохранить старого. Теряя одного клиента, мы, на самом деле, теряем 8-9 потенциальных клиентов, которые поверят жалобам этого одного неудовлетворенного клиента. Если же мы теряем сотрудника – рабочего или менеджера – мы теряем, что вкладывали в его обучение, а также накопленный им опыт. Организация не сможет достичь успеха, если она постоянно теряет членов или клиентов.
Существует потрясающая книга под редакцией Маршалла Голдсмита, Лоуренса Лайонса и Алисы Фриас, которая называется «Обучение лидерству». В ней говорится, что человек, который становится сегодня руководителем в новой для себя сфере, в течение периода от 1 до1,5 лет с вероятностью 40% либо проявит свою некомпетентность, либо оставит свой пост, либо будет уволен. Другими словами, вероятность того, что новый руководитель потерпит неудачу, равняется 40%. Мы не только впустую тратим время и деньги на обучение людей, но и лишаемся многих потенциальных кандидатов, поскольку разочарованный стажер пожалуется на нас другим. Почему же это происходит? В книге объясняется, что 82% терпят неудачи потому, что им не удается наладить взаимоотношения с подчиненными и коллегами; 50% не имеют ясного представления о том, что от них ожидают; и, наконец, 50% не обладают необходимыми знаниями, навыками и квалификацией для достижения успеха.
Итак, мы видим, насколько важно, чтобы каждый человек чувствовал, что его ценят. Тогда люди будут оставаться в организации, используя свой опыт для общего дела.
Говоря словами Джереми Рифкина, автор «Эпохи доступа»:
«В ранний период капитализма акцент делался на продаже товаров и услуг. В эпоху доступа, когда экономика компьютеризованна, предложение товаров и услуг становится второстепенным по сравнению с предложением человеческих отношений. Самое важное сейчас – сохранить покупателей и клиентов. Успех в новую эру придет к тем, кто сумеет перенести акценты с продукции на перспективы маркетинга, с продаж на установление отношений».

Если раньше задача стояла в том, чтобы продать товары как можно большему числу покупателей, то сегодня задача состоит в том, чтобы продать как можно больше одному конкретному покупателю, поддерживая отношения с ним на протяжении долгого времени и предлагая ему большой выбор продукции. Рифкин объясняет, насколько важно, чтобы покупатель оставался удовлетворенным услугами компании на протяжении всей жизни. Например, среднестатистический постоянный покупатель супермаркета покупает в год на 4000 долларов. Один новый покупатель автомобиля «Кадиллак» потенциально способен принести компании за свою жизнь 322 000 долларов. Это цифра включает стоимость автомобилей и других услуг, которые он, по всей вероятности, будет приобретать с течением времени. Таким образом, мы видим, что секрет состоит в том, чтобы сохранить покупателя на всю жизнь. Если мы ценим покупателя и делаем так, что покупатель ценит нас, тогда он будет ценить и свое участие в качестве коллективного попечителя компании в деле создания долгосрочных ценностей.





  1. Лидер – слуга является философом.

Лидер – слуга всегда стремится к истине, что может относиться к религии, этике, ценности, истине и, в конечном счете, ко всему вечному. Любой руководитель, обладающий более высоким сознанием, до некоторой степени является философом, пытающимся понять смысл и суть вещей. Лидер – слуга должен видеть истину и полностью посветить себя исследованию истины, не пугаясь никаких трудностей и препятствий.


Поиск истины – это поиск внутренней связи между вещами. Поиск истины подразумевает желание задавать вопросы, которые выходят за рамки обычных финансовых, политический, религиозных и этических интересов и позволяют увидеть картину в целом. Поиск истины подразумевает тщательное изучение последствий всех наших поступков. «Что истинно? Каковы универсальные принципы? Принесет ли кому-либо благо то, что я собираюсь предпринять? Может ли кто-то пострадать в результате этих действий? Что такое власть? Что означает находиться в безопасности? Что такое успех? Что такое богатство? Что такое любовь? Как факт смерти отразиться на моих целях?» - таковы типичные вопросы, которые задает себе ищущий истину лидер – слуга.
Когда в результате исследований и самоанализа человеку открываются все более высокие истину, он не должен забывать о том, что есть еще много такого, о чем ему пока не известно. Ищущий высокую истину никогда не должен удовлетворяться тем, что он уже познал. Чем больше мы знаем, тем больше понимаем, как незначительно наше знание по сравнению с безграничным океаном знаний и опыта. Таким образом, лидер – слуга всегда сохраняет открытость и, несмотря на обладание властью, понимает, что он – всего лишь управляющий.
Когда придет время принимать решение, ищущий истину лидер – слуга будет готов сделать это. Когда придет время брать на себя ответственность, ищущий истину лидер – слуга сделает это. Когда придет время действовать, ищущий истину лидер – слуга будет действовать. И все же, истинный лидер – слуга никогда не прекращает поиска высшей истины.


  1. Лидер – слуга руководит изнутри.

Лидер – слуга постоянно работает над своим характером. Хороший характер, или внутренняя целостность, – источник могущества. Лидер должен быть образцом, как в поведении, так и в речах.


В конце 80-х и начале 90-х годов американское правительство начало проводить исследования, чтобы выяснить, почему японские корпорации добиваются гораздо большего успеха, чем американские, несмотря на то, что в Америке гораздо больше возможностей для обучения и развития. Стенфордский университет потратит миллионы долларов на изучение этого явления, и в результате исследований выяснилось, что все дело в образе мышления японцев, а не в американской изобретательности. Их успех основывался на более близких взаимоотношениях между членами корпорации. Японцы склонны считать себя не работающими, на компанию, а частью компании, и потому они в большей степени готовы разделять ее успехи и неудачи. Они также с большим воодушевлением трудятся каждый индивидуально, поскольку политика их компаний стоится на командном духе, взаимоотношениях и, главное, характере. И вот теперь в американских школах бизнеса учат, что успех менеджмента на 20% зависит от различных техник и на 80% - от взаимоотношений. Взаимоотношения – это понимание нужд людей и способность руководить изнутри, с платформы сильного характера.
Руководить снаружи – значит основаться на продуктивности и других внешних факторах. Многие коммерческие организации и корпорации буквально вынуждены действовать на высоком уровне коммуникации просто ради того, чтобы выжить. В случае отсутствия культуры заботы о сотрудниках нет никаких шансов добиться достижений мирового уровня. Успех японцев основан на культуре бушидо и самураев – культурах, основывающихся на долге, жертве, смирении и упорном труде. Сила характера порождает желание постоянного совершенствования во всех жизненных сферах, ибо сила характера – это, прежде всего, сильное чувство нравственности во всех сферах жизни. Как сказал Ганди: «Невозможно действовать правильно в одной области и одновременно делать что-то плохое в другой. Жизнь – одно неделимое целое».

В 1998 году, когда велось расследование в связи с незаконными отношениями президента Клинтона в Белом Доме, редактор религиозной рубрики из «Вашингтон Пост» попросил меня написать обращение ко дню Святого Валентина, посвященное внутренней целостности и принцип – центричному руководству. В своем обращении к гражданам Америки я подчеркнул, что лидер должен быть последователен как в общественной, так и в частной жизни; я также объяснил некоторые из принципов деятельности лидера – слуги. Лидер – слуга понимает, что, в то время знания дает власть, характер – это и есть власть. Итак, лидер – слуга руководит изнутри. За последние 30 лет я встречался с исполнительными директорами многих корпораций, с лидерами религиозных организаций и президентами стран и всякий раз я говорил о важности характера и руководстве, основанном на внутренних ценностях. Только развивая характер, лидер – слуга сможет пребывать в высшем сознании и помогать развиваться своим подчиненным. Руководитель, обладающий высшим сознанием, будет проявлять такие замечательные качества как компетентность, сострадание и мужество. Все это происходит благодаря божественному вдохновению.


Кевин Кэшмен в своей замечательной книге «Руководство изнутри» пишет:
«Большинство стратегий бизнеса должно исходить изнутри, если мы хотим идти в ногу с нашим быстро меняющимся миром. Наши взгляды на руководство должны быть изменены, если мы хотим взаимодействовать с динамичной реальностью сегодняшнего дня. Современное руководство по большей части является тактическим и сосредоточенным на внешних проявлениях, таких как видение цели, энергия, напористость, творчество и харизма. Однако эти внешние факторы, не составляющие сути лидерства. Лидерство – это нечто более глубокое, более фундаментальное как бы мы ни старались отделить методы руководства от человека, нам это не удастся, ибо они не разделимы».



  1. Лидер – слуга ориентирован на принципы.

Концепция лидера – слуги универсальна и необходима любой культуре. Для описания основополагающих законов и принципов, лежащих в основе существования, в индийской философии используются такие слова, как карма, гьяна, вигьяна и атма-видья. Карма – это закон воздаяния, гьяна – принцип знания, вигьяна – это знание, воплощенное в жизнь, а атма-видья – самопознание, то есть постижение своей духовной природы. Понимание этих законов и принципов рождает справедливость, целостность, честность, достоинство, дух служения, освобождение, любовь и т.д.


Невозможно говорить о концепции лидер – слуга или о руководстве изнутри, не подчеркнув важность этих принципов, поскольку на них основывается этика. Принципы – это естественные правила, суть которых не подвержена влиянию относительного. Современные семьи, организации, общества и страны склонны преуменьшать или вовсе отрицать значимость этих принципов. Им трудно достичь гармонии и продуктивности, поскольку они недооценивают важность развития характера. Когда мы работаем над развитием чувства справедливости, честности и внутренней цельности, мы обретаем способность уважать других людей, даже если они отличаются от нас. Если мы не будем развиваться в этом направлении, то любые различия между нами будут поводом для конфликтов. Чтобы уважать различия, мы должны научиться видеть всю многогранность человеческой природы. Сосредоточив внимание на этой многогранности, мы сможем научиться радоваться различиям и видеть единство в разнообразии. Так возникает синергия. Стивен Кови в своей книге «Семь привычек высокоэффективных людей», ставшей национальным бестселлером, пишет, принципы и ценности – не одно и то же; принципы гораздо могущественнее. Принципы в равной степени применимы к отдельным людям, семьям, всевозможным частным и общественным организациям, и когда эти истинные принципы трансформируются в привычки, они становятся для людей источником силы и вдохновения.
Сосредоточение внимания на принципах дает возможность направить свои усилия на улучшение качества жизни, мы духовно растем и меняемся в лучшую сторону. Когда мы сосредотачиваем внимание на принципах, мы лучше понимаем последствия своих поступков. Концентрация внимания на принципах и универсальных законах позволяет нам более осмысленно подходить к жизни; мы становимся более восприимчивыми и ответственными.
Лидер – слуга сосредотачивает свое внимание на принципах и универсальных законах, что благотворно для всех, поскольку создает атмосферу взаимной ответственности. Если руководитель опирается на принципы и универсальные законы, между ним и подчиненными развивается доверие, а когда существует доверие, любые проекты развиваются успешно – как внешне, так и внутренне.
В 80-х годах я посетил Гану и предложил президенту страны Роулингсу познакомиться с несколькими нашими книгами. Позже я узнал, что, когда Гана переживала внутренний кризис, президент Роулингс собрал представителей всех главных религиозных организаций и подверг их критике за то, что они делают больший акцент на страхе перед Богом, чем любви к Нему. Я подумал, что, должно быть, оставленные мною книги оказали на него определенное влияние, поскольку в некоторых из них описывались высшие аспекты любви к Богу. Если мы испытываем страх перед Богом или перед своим начальником, мы будем выполнять свои обязанности, но не из любви. Мы начинаем действовать на основе понимания и любви лишь тогда, когда на нашу любовь отвечают взаимностью. Развивая такие взаимоотношения, мы начинаем выполнять свою работу с гораздо большим воодушевлением и, конечно, испытываем от нее гораздо большее счастье.
Чрезвычайно важно развивать в себе сострадание, бескорыстие и любовь, поскольку эти вещи более важны, чем внешние успехи и продуктивность. Если в коллективе существуют хорошие взаимоотношения, основывающиеся на высоких принципах, успех придет. Если же отношения оставляют желать лучшего, то по закону воздаяния (кармы) нам придется столкнуться с негативными последствиями как индивидуально, так и коллективно. Как гласит закон физики и закон кармы, каждое действие вызывает равное по силе противодействие. В Библии сказано: «Что посеешь, то и пожнешь». Мы «сеем» в этом мире поступки и отношения, и они в полной мере возвращаются к нам.
В «Принцип-центричном руководстве» Кови дает одно из лучших определений принципов:
«Принципы не изобретены нами или обществом; это законы вселенной, относящиеся как к человеческим отношениям, так и к организациям. Они являются частью человеческого бытия. В качестве примера можно привести такие понятия, как честность, искренность, справедливость, целостность, доверие и вера. Эти качества порождают стабильность и постоянство. Их отсутствие приводит к распаду и разрушению».



  1. Лидер – слуга обладает широким видением перспективы

Лидер должен обладать проницательностью и мощным воображением, чтобы понять, как наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Изучение классических текстов по руководству, психологии и духовности, особенно относящиеся к древним культурам, помогает развить такое видение. В ведической культуре человека, обладающего совершенным видением, называют шастра-чакшуша – «тот, кто видит мир сквозь призму авторитетных духовных писаний».


Руководитель, обладающий видением, всегда стремится вдохновить других. Он продолжает поиск истины, держа в центре внимания принципы. У него хорошо сбалансирована деятельность правого и левого полушария. Правое полушарие в большей степени обладает женской природой, оно отвечает за творчество, интуицию и воспитание. Левое полушарие в большей степени обладает мужской природой, оно отвечает за более осязаемые вещи и конкретные результаты. Лидеры, обладающие сбалансированным мышлением, способны решать множество социальных, экономических и других проблем.
Если мы хотим иметь таких руководителей, нам необходимо научиться распознавать и поддерживать их. Они наделены замечательными качествами, которые развились в них благодаря интуиции, сотрудничеству с другими и акценту на ценностях. Они способны привнести духовность в нашу религиозную и политическую жизнь. Махатма Ганди однажды сказал; «Сначала я должен сам стать той переменной, которую хочу увидеть в окружающем меня мире». Лидер, обладающим видением, знает, что в первую очередь сам должен быть хорошим примером. Он сознает, что каждый его поступок окажет сильное влияние на нынешние и будущие поколения.
Лидер, наделенный видением, осознает внутреннюю взаимосвязь всего живого. Он признает существование высшего порядка и универсальных, врожденных потребностей. Такое видение рождает дух доверия, сотрудничества и единства цели. У такого лидера не возникает проблем с тем, чтобы пожертвовать краткосрочными целями ради долговременного блага. Он устраняет проблемы, а не сражается с ними. Такой лидер глубоко понимает слова бывшего секретаря ООН генерала У. Танта: «Мира на планете не будет до тех пор, пока не наступит духовный ренессанс». Духовность – это не вопрос религии; это глубокая связь между человечеством и Богом. Духовность – это и есть источник тех универсальных принципов, о которых мы говорили.
Лидер, обладающий духовным видением, возвышает сознание людей и вдохновляет их идти на жертву ради высшего блага. Он ясно видит будущее и осознает необходимость изменения старых парадигм, которые больше не работают. Он предпочитает во всем видеть новые возможности, а не проблемы, поскольку зачастую проблема – это возможность соприкоснуться с чудом. Настоящий лидер постоянно придерживается принципа «выигрыш - выигрыш».

К этому моменту для читателя должно стать очевидным, что мир остро нуждается в таких лидерах. Большинство серьезных проблем управления вызваны нехваткой руководителей, обладающих широким видением перспектив.





  1. Лидер – слуга занимает людей в соответствии с их склонностями

Склонности управляется тремя качествами природы: благостью, страстью и невежеством. Склонности человека определяются состоянием его сознания, его профессиональными возможностями и духовным развитием. Те, кто находятся в гунне благости, черпают силу в смирении. Они чистоплотны, бескорыстны и целомудренны. Те, кто находится в гунне страсти, как правило, эгоистичны, жадны и похотливы. Те, кто находятся в гунне невежества, ленивы, нечистоплотны и вообще, вызывают отвращение. Большинство из нас воплощает в себе некое сочетание этих качеств, поскольку все эти гунны природы воздействует на наш ум.


Лидер – слуга понимает, как гунны воздействуют на человека, и сознает, что в зависимости от влияния гунн, у каждого человека свой характер, привычки, потребности и желания. Поэтому он занимает каждого той деятельностью, которая естественна для него. Если человек занимается не тем, к чему он питает естественную склонность, он вряд ли будет так же вдохновлен, как если бы он занимался тем, что соответствует его природе.

В тексте «Шримад- Бхагатавам» описывается 4 основные склонности: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Брахманы – это интеллектуалы и священнослужители, которые питают естественную склонность к этим знаниям. Кшатрии имеют склонность к управлению, дипломатии и военному делу и приносят наибольшую пользу обществу, занимаясь этими вещами. Вайшьям нравится торговля и сельское хозяйство, и их больше всего вдохновляет эта деятельность. А шудры – это те, кто просто служат всем остальным. Они более всего счастливы, если занимаются физическим трудом и если им четко объяснили, что делать и чего не делать. Когда люди заняты тем, что соответствует их склонностям, они испытывают большее удовлетворение


Кроме профессиональных склонностей в «Шримад- Бхагатавам» описываются также 4 духовные стадии жизни:(целомудренный ученик), (семейный человек), (человек, отошедший от дел; его дети уже выросли, а бизнес, возможно, пошел на спад) и (полный отказ от семейной жизни ради достижения духовных целей).
Эта система, представляет собой сочетание социальных и духовных подразделений, предназначенных для того, чтобы каждый был занят в соответствии со своими естественными склонностями. Лидер – слуга понимает не только важность склонностей и духовных стадий жизни, но и то, что люди должны учиться почитать Бога и с уважением относиться к материальной энергии. Тогда его подопечные смогут заниматься тем, что они считают наиболее важным, и одновременно наслаждаться здоровой семейной и общественной жизнью. Учась помнить о Боге, люди будут стремиться развивать свое понимание высшей цели.
Причиной трудностей, испытываемых многими организациями, является либо недостаточно квалифицированные сотрудники, либо сотрудники, занимающиеся не тем, к чему они имеют естественную предрасположенность. У таких сотрудников нет никакого желания заниматься тем, для чего они наняты. Иногда такие люди даже саботируют работу, делая это сознательно или бессознательно. Поэтому лидер – слуга отдает себе отчет в необходимости считаться с психологическими особенностями и ценит в людях индивидуальность. Таким образом, он способен помочь каждому найти пути взаимодополняющего сотрудничества с другими, либо помочь найти адекватное служение где-то в другом месте. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что царь Притху заботился о своих гражданах, как отец заботиться о своих детях. В «Ману-самхите» сказано, что руководитель должен знать своих подчиненных так же хорошо, как мать своих детей, и заботиться о них с такой же любовью. Лидер – слуга, который не создает в коллективе культуры глубокого доверия, не сможет должным образом занять своих подчиненных. В результате деятельность его организации будет малоэффективной.
Мой друг, работающий в ООН, рассказывал мне однажды о президенте высшей школы бизнеса, который хорошо разбирался в склонностях своих студентов. Он придумал интересный способ вдохновить их развивать свою карьеру. Когда студент заканчивал свое обучение, он предоставлял ему грант в 10000 долларов, чтобы тот мог начать собственный бизнес. С годами многие из них стали преуспевающими бизнесменами. Они не забыли о пожилом профессоре, который помог ин на первых порах, и, чувствуя себя достойными сыновьями, жертвовали этой школе буквально миллионы долларов. Этот президент университета дал, несомненно, чрезвычайно разумным и заботливым лидером – слугой, понимавшим принцип любовного взаимообмена.
Лидер – слуга, занимающий людей в соответствии с их склонностями, понимает, как удовлетворить их потребности. Он старается удовлетворить именно потребности, а не прихоти и желания. Удовлетворение потребностей приносит людям удовлетворение, а исполнение желаний – нет.



Люди хотят

Люди нуждаются в

Нравиться

Сопереживании

Богатства

Самореализации

Славы

Том, чтобы их ценили

Могущества

Поддержке и благоприятной обстановке

Господства

Покровительства

Престижа

Признания и одобрения

Свободы

Хорошем руководстве и возможностях для развития

Опьянения

Изменения сознания и самоактуализации

Лидер – слуга постоянно обращает к нуждам людей, в особенности к потребностям в самореализации и самопознании, помогая им достичь уровней, о которых они не могли даже мечтать.




  1. Лидер – слуга умеет поручать дела и наделять полномочиями

Организация действует эффективно, если ее члены чувствуют, что играют важную роль в достижении успеха, и роль эта четко определена. Это становится возможным благодаря делегированию. Один из принципов менеджмента является совместная выработка видения, поскольку, если люди принимали участие в его создании, они будут с большим усердием трудиться над его воплощением в жизнь. Являясь ключевыми фигурами проекта, они будут чувствовать себя ответственными за его успешное осуществление.


Делегирование может быть линейным или матричным. В линейном менеджменте полномочия передаются сверху вниз, тогда как в матричном менеджменте определенные дела поручаются определенным людям в соответствии с их квалификацией для выполнения данной задачи.

Ответственность, однако, не может быть делегирована. Зачастую, перепоручая какое-то дело, руководитель пытается перепоручить и ответственность за его выполнение. Это не лучший вид делегирования. Хорошее делегирование подразумевает совместное обсуждение, тогда как плохое означает, что все зависят от милости могущественного и порой некомпетентного самодержца. Работа может быть перепоручена, однако основная ответственность продолжает лежать на лидере, который поручил её.


Хорошее делегирование означает, что задача ясно определена. Все участники проекта в результате совместного обсуждения определяют роль и ответственность каждого и следуют принятым решениям. Плохое делегирование может иметь место в случае неясности определенной задачи, неадекватных ресурсов или безответственности исполнителей. Но еще хуже, если менеджер – некомпетентный автократ, всеми силами избегающий делегирования из-за неспособности оценить своих подчиненных и вдохновить их. Такое зачастую происходит с тем, кто слишком горд или самоуверен.
Делегирование поощряет в людях развитие квалификации, поскольку они берут на себя личную ответственность за определенные задачи. Кроме того, у лидера есть возможность выбрать того, кто лучше всего справиться с поставленной задачей, а не полагаться исключительно на себя. Предложение повышения также побуждает людей развивать новые навыки. Поэтому хорошие менеджеры всегда располагают штатом квалифицированных сотрудников, готовых принять на себя более высокий уровень ответственности.
Иногда менеджеры боятся делегировать обязанности, поскольку боятся потерять власть, контроль или статус. Они думают, что их станут считать менее квалифицированными. Другие менеджеры избегают делегирования, поскольку боятся, что подчиненные не справятся с порученным делом, а тогда им не только придется делать все самим, но еще и исправлять ошибки подчиненного. Поэтому некоторые, так называемые руководители считают, что лучше все делать самому.
Но дело в том, что, взваливая на себя, мы оказываемся слишком перегруженными делами. В связи с этим будет уместно упомянуть еще об одном принципе делегирования: оно не подразумевает передачу человеку дозы стресса вместе с поручаемой задачей. Апатичные, безразличные или перегруженные сотрудники будут только препятствовать осуществлению проекта. Если работники не чувствуют себя вовлеченными, они не смогут сконцентрировать свою энергию на порученной задаче, и это отсутствие концентрации скажется на развитии всего проекта. Если мы не определим сферы ответственности, то представления разных людей о своих обязанностях будут пересекаться, и это вызовет замешательство или даже враждебность. Задачи должны быть четко определены и поручены правильным людям.
Хотя отказ от делегирования представляет определенную опасность, неправильное делегирование ничем не лучше. В такой ситуации никто толком не знает, что нужно делать, и никто ни за что не отвечает. Это еще одна причина, почему должна быть четко определена как задача, так и ответственность за ее исполнение.
После того, как работа поручена, лидер должен продолжать следить за ее выполнением с той же ответственностью, как если бы он выполнял её сам. Если он попросит своих подчиненных регулярно отчитываться перед ним, это, скорее всего, облегчит его задачу.
Руководитель должен также обеспечить своих подчиненных всем необходимым для выполнения задачи. Если он этого сделать не может, то, по крайней мере, должен сообщить им, где достать все необходимое.
В своей книге «Порождая лидеров вокруг себя» Джон Максвелл определяет следующие категории лидеров:


  1. Соперник

  2. Стремящийся к личному успеху

  3. Играющий в команде

  4. Формирующий команду.

Он поясняет: если вы мечтаете о том, чтобы достичь всего, чего можно достичь в одиночку, значит, ваши мечты слишком незначительны. Единица – слишком маленькая цифра, чтобы получить нечто значительное. На самом деле, признаком великого лидера является то, что он делает что-то действительно стоящее для других.


10. Лидер – слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства
Это называется – цепью преемственности лидерства высочайшего уровня. Каждый выдающийся лидер – слуга оставляет после себя преемников.
Зачем лидеру – слуге заботиться о преемственности? Причина в том, что он любит людей и хочет помочь им продолжать идти по его стопам, используя деньги, власть и другие ресурсы для блага людей. Он хочет помочь людям чувствовать себя счастливыми и защищенными, помочь людям чувствовать себя счастливыми и защищенными, помочь им научить ценить друг друга, помочь им стать философами, бесстрашно ищущими истину, и научиться руководить изнутри. Лидер – слуга обладает динамичным видением, и он не хочет, чтобы оно умерло вместе с ним. Он хочет, чтобы это видение, наоборот, расширялось и продолжало служить источником вдохновения для других.
Лидер – слуга защищает свою миссию от возможных проблем, поручая людям то, что соответствует их склонностям. Лидер – слуга знает, что вдохновленные преемники смогут в свою очередь, вдохновить на сотрудничество других. Такая преемственность основана на способности лидера воодушевлять своих последователей и наделять их полномочиями, следуя принцип - центричному руководству. Лидер – слуга оставляет после себя богатое наследие благодаря следующим качествам:


  1. Способность к реструктурированию: лидер – слуга умеет приспосабливаться к изменениям, как технологическим, так и связанным с конкуренцией, а также изменять устаревшие методы деятельности.

  2. Способность правильно распределять средства и устанавливать приоритеты.

  3. Способность перепроектировать, устранять излишества, делать методики более эффективными

  4. Способность изобретать заново и постоянно задавать вопрос: «Чему мне нужно уделить больше внимания и чем мне следует заниматься поменьше?»


Лидер – слуга хочет не только оставить после себя наследие, он стремится, чтобы сама его жизнь стала этим наследием. Квалифицированные лидеры создают вокруг себя такую атмосферу, которая неизбежно порождает замечательных последователей, а также приносит огромное благо членам организации.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница