Сергей Перевезенцев Россия великая судьба



Скачать 59.18 Kb.
страница1/2
Дата24.04.2016
Размер59.18 Kb.
  1   2


Сергей Перевезенцев Россия великая судьба.

Тост на торжественном приёме в честь командующих войсками Красной армии 25 мая 1945 г.

Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа, и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающимся народом из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне признание как руководящая сила Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но, и потому, что у него имелся ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, - покидала потому, что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству, вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, он пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

И.В. Сталин.

Почему ХХ столетие стало столь трагическим для России и русского народа? В чём причины? Если мы поймём эти причины, то увидим и основной смысл самого ХХ века в отечественной истории.

А главная проблема состояла в том, что именно в ХХ столетии произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа на Земле. Вернее, не изменение, а подмена этих смысловых ценностных ориентиров. Именно в прошлом веке наиболее расцвёл тот процесс. Который в России начался ещё реформами Петра 1, - замена традиционно русских религиозно-православных ценностей ценностями светской гуманистической культуры. Именно в ХХ веке Россию бросили в борьбу за овладение материальным миром, отправили в безудержную и сумасшедшую гонку за физическим бессмертием.

В принципе, ценностные ориентиры, или иначе идеалы, человека можно, с определённой долей условности. Развести на три группы, выстроить их в три своеобразных ряда. В первый ряд входят идеалы. Связанные с повседневной действительной, личной жизнью, - семья, дом, материальное благополучие, счастье детей, карьера… Второй ряд составляют идеалы общественные – государство, нация, определенный общественный строй. Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как «земные», так как они являются производными от желаний самого человека.

И, наконец, идеалы, которые принято называть Высшими или Небесными, ибо человеческое сознание связывает их происхождение с Высшей, Божественной силой. С утверждением христианского миропонимания Высшим Идеалом признаётся Бог. У апостола Павла Бог прямо выступает как духовный образец, по которому человек строит свою новую сущность: «И облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4:24).

Высший Божественный Идеал человеческое сознание конкретизирует в ряде понятий нравственного характера, которые символизируют идеи духовного совершенства и направлены на внутреннее, духовное развитие каждого человека, каждого народа. человеческого общества в целом, Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь.

Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в человеческом сознании были различны – они и боролись между собой, и совпадали. Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже – земные идеалы оказывались в гармонии с Небесными. Но люди тем не менее всё время пытались и пытаются найти эту гармонию, это абсолютное единство с Высшим. И что только не придумывал человек, стремясь доказать, что он таковую гармонию нашёл! Пифагор уверял всех, что только ему доступно слышать высшую гармонию космических сфер. Эмпедокл бросился в кратер Везувия. Стремясь доказать свою принадлежность к сонму олимпийских богов. В эпоху Возрождения Марсилио Фичино, в поисках единства с Высшим, пытался совместить католическую веру с занятиями древней магией и возрождением оккультных учений античности.

В ХУ111 столетии на основе гуманистической философии была предпринята очередная попытка, и возник новый ряд понятий: Свобода, Равенство, Братство. Сложилось так, что для западной цивилизации идеалы Свободы, Равенства и Братства оказались наиболее важными – ведь они отражали момент совпадения личных и общественных идеалов человека. Более того, в сознании западного человека эти идеалы совпадали с вечными, Божественными, истинами. Свобода, Равенство, Братство – это как бы земное воплощение Божественных заветов. Собственно, Добро, Красота, Любовь, с позиций подобного мировоззрения, возможны, осуществимы в земных условиях лишь тогда, когда торжествуют Свобода, Равенство и Братство.

Однако эти идеалы в большей степени связаны с внешней, общественной жизнью человека. Идеи Свободы, Равенства и Братства являются производными от желаний самого человека, от его стремления существовать в обществе беспроблемно, с максимальным комфортом. И потому достижение состояния полной Свободы, всеобщего Равенства и истинного Братства представляется как бы абсолютным идеалом жизни всего человечества. Поэтому воспевалось и воспеваются до сих пор добро Свободы, красота Равенства, любовь к Братству. Ибо именно в условиях Свободы, Равенства и Братства западный человек надеялся обрести физическое бессмертие.

В этом случае Божественные идеалы оказываются как бы приземлёнными и, как следствие, во многом утратившими своё Высшее значение, ибо на первый план выходят всё то же желание комфорта – материального и духовного, всё та же жажда вечной земной жизни. Видимо, такая ситуация определяется самим характером индустриально-технологической цивилизации, по пути создания которой и пошло человечество в последние столетия. Наиболее ярко и полно индустриально-технологический характер общества проявился у западноевропейских стран и в государствах, созданных выходцами из Западной Европы.

Соответственно, Западу потребовалось и религиозно-философское обоснование истинности пути собственного развития. Уже в Средние века католическая церковь усилиями Фомы Аквинского, который с помощью тогдашней науки рационализировал христианское вероучение, стремился доказать, что идею Бога можно постичь силами человеческого разума. В эпоху Возрождения родился гуманизм, один из столпов которого. Никколло Макиавелли. Ввёл в западноевропейское сознание и теоретически обосновал понятия «интереса» как главного двигателя человеческой деятельности. Возникшие в Новое время протестантские религиозные течения – это попытка максимально приблизить Бога к конкретному человеку, но, следовательно, как результат – неизбежное упрощение и обмирщение самой идеи Бога.

Недаром главный стержень всех учений протестантского толка – догмат «оправдания верой», когда утверждается, что условием посмертного спасения является только личная вера в Бога. «Бог не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь самому себе», - писал Мартин Лютер. В кальвинизме этот догмат трансформировался в ещё более жёсткий постулат о предопределении - ещё до сотворения мира Бог предопределил одних людей к спасению, а других к гибели. Критерием предопределённости к спасению стал считаться успех в земной жизни, и в первую очередь материальный успех.

В итоге Запад нашёл простое и даже прагматическое решение дилеммы – земля или Небо. В соответствии со сложившимися там религиозно-философскими установками любое земное деяние отдельной личности, приводящее к успеху, автоматически оказывается освящено Божественным светом. И вся западная цивилизация, и каждый конкретный западный человек нашёл достаточно комфортный духовный компромисс между Богом и самим собой, между Небом и землёй. Компромисс настолько живучий, что он и ныне лежит в основе всей современной западной цивилизации.

Впрочем, нельзя отрицать, что торжествующий духовный компромисс вызывал и вызывает сомнение и тревогу у многих западных мыслителей, понимающих, что так не может продолжаться вечно. Однако вполне видно и то, что западный человек не хотел бы отказываться от завоёванного потом и кровью духовного и материального комфорта. Он, западный человек, даже согласен один-одинёшенек сражаться со всем миром, лишь бы не потерять личной самодостаточности. Более того, ради самого себя он готов переделать весь мир, силой заставить иные народы жить по-своему, так, как ему удобно, выгодно, так, как он считает правильным. Поэтому можно сказать, что Запад уже давно совершил свой выбор – «делает прогресс».

Для России выбор изначально и постоянно был иным. Сознание русского народа по своей природе было и остаётся глубоко религиозно-мифологическим. Жизнь русского православного человека в своих главных характеристиках определялась именно Божественным Откровением, ибо Господь и только Господь, по искренней вере православного человека, или наставлял на путь истинный, или наказывал за совершённые грехи. В сознании православного человека чудо творилось непрерывно, да и, по большому счёту, не было вообще ничего не чудесного. И недаром вся средневековая русская история буквально наполнена рассказами о чудесных видениях и знамениях – святых, ангелов, Богородицы, а то и самого Господа. Поэтому остаётся только согласиться с современным исследователем Б.В. Кузнецовым в том, что мистические откровения в образе видений и знамений имели в Древней Руси не только «универсальный всепроникающий характер», но и формировались как «общезначимые представления».

Так было и позднее. Ведь любая идея, затронувшая струны русской души, моментально мифологизируется. Более того, нередко эта идея становится объектом бездумного поклонения. Коммунизм, светлое анархическое будущее, культ научного знания – эти, казалось бы, далеко не религиозные, даже атеистические идеи, тем не менее превращались в очередного идола, требующего безусловного почитания. Настолько велика всегда была потребность русского сознания в вере в Высшие Идеалы.

История показывает, что религиозно-мифологическая природа русского сознания находила и находит выражение в разных формах. Но та же история свидетельствует, что только православное миросозерцание даёт наиболее полный ответ на вопросы. Которые ставит перед собой русский человек. Общехристианские истины, пришедшие на Русь в Х столетии, русский народ переосмыслил на свой лад, в соответствии со своим миропониманием, почему и родилось со временем такое своеобразное и ни на одно из других не похожее религиозное учение – русское православие. И главнейшим элементом православного вероучения является основополагающая идея «всеединства». Выраженная в понятии Святой Троицы.

Установка на Добро, Красоту, Любовь в их Высшем понимании пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. Да и с проникновением в русское сознание идей Свободы, Равенства и Братства у лучших отечественных мыслителей они находили своё, русское осмысление. Образно можно сказать, что в России искали не добро Свободы, а свободу Добра, не красоту Равенства, а равенство Красоты, не любовь к Братству, а братскую Любовь. Казалось бы, это всего лишь игра слов, однако такая незначительная перестановка акцентов, совершенно меняла смысл, цели самого человеческого существования.

И, может быть, прав был Ф.М. Достоевский, написавший в 1870 году в одном из своих писем: «Всё назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечёт к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа» …

Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на земле, ибо дало ответ на вопрос – зачем живёт человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения. В противоположность и католичеству, и протестантизму именно православное миросозерцание полностью проникнуто идеей всеобщего спасения. Ф.М. Достоевский. Размышляя о сущности человеческого бытия. имел полное право сказать: «… Любовь к человеческому даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой… Идея о бессмертии – это сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества».

В православном толковании идеи Святой Троицы и всемирного спасения русское сознание выразило свою жажду всеобщности, «всеединства», ибо оно – сознание коллективитское, общинное. И это одна из важнейших отличительных черт русского, а если шире – славянского мировоззрения. Ещё в языческие времена главной составляющей земных идеалов русского народа становится идея Земли, позднее – идея Отечества. В более поздние времена, когда наступала трудная година, именно необходимость защиты Отечества всегда становилась для русского народа толчком к пробуждению национального самосознания, ибо сохранение единого Отечества означало и сохранение самого народа.

И когда в России искали земное применение Высшему, Божественному, смыслу бытия, то на первом плане оказывались идеи Земли, Отечества. Единое для многих народов Отечество – это земное воплощение Высшего Единства. Поэтому в русском сознании столь влиятельны не просто идеалы Добра, Красоты и Любви, но добро для Русской Земли, красота Родины, любовь к Отечеству.

Поэтому земное воплощение Божественного замысла русским человеком связывалось с идеями общности, общества, «мира». Божественное единство на земле – это единство народов, но единство прежде всего духовное, во многом метафизическое и даже мистическое. В Х1Х столетии русская философская мысль (А.С. Хомяков) даже выработала специальный религиозно-философский термин для характеристики этого очень своеобразного явления – «соборность». Как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, даже молитва в православных храмах возносится за всех людей, и в этом состоит главная тайна русского православного миросозерцания – «тайна церковной СОБОРНОСТИ, когда КАЖДЫЙ молится и просит за ВСЕХ, как за себя».

Иначе говоря, не Бог спускался с небес, но человек должен был подняться к Богу, ибо истинное спасение, в русском понимании заключается в спасении всего мира, а не отдельной личности и даже не отдельного народа. Потому индивидуализм (личное спасение), столь влиятельный на Западе, если не порицался, то, во всяком случае, и не поощрялся.

К.С. Аксаков в своё время писал: «Русская история имеет значение Всемирной Исповеди», потому, что «русский народ не есть народ; это человечество; народом он является оттого, что обставлен народами с исключительно народным смыслом, и человечество является в нём поэтому народностью».



Немецкий философ В. Шубарт утверждал: «Вопрос: в чём предназначение русских на Земле, тут же оборачивается другим вопросом: в чём предназначение человека на Земле? Русские непроизвольно связывают политические проблемы и задачи с последними вопросами человеческого бытия. В судьбе своего собственного народа они не увидели бы никакого смысла, если бы этим одновременно не раскрывался для них смысл судеб всего мира. Можно без преувеличения сказать, что русские имеют самую глубокую, по сути, и всеобъемлющую национальную идею – идею спасения человечества».

При подобном мироощущении возникал ещё один важнейший для русского сознания идеал – идеал свободной, нравственно ответственной личности. В русском понимании человек – это Божие создание, а значит, несёт огромнейшую, почти Божественную ответственность за себя и за весь мир.

Истинно свободная личность лишь та, которая понимает пределы своей свободы. Следовательно, настоящая свобода начинается только тогда, когда человек знает о существовании неких очень жестких границ, которые он не имеет права переступать.

Границы эти были сформулированы в Десяти заповедях – Божественных правилах человеческого общежития. Западная цивилизация, рационалистически осмыслив библейские заповеди, построила на их основе всё своё законодательство, которое стало главным условием возникновения так называемого правового общества. И – важнейшим условием развития самой западной цивилизации.

Но в православном понимании западный человек оказывается ограничен в своей свободе опять же человеческими преградами – законами. Для русского человека подобное внешнее, поверхностное перенесение на землю Небесных установлений совершенно неавторитетно. Когда человек подчиняется законам по необходимости, душа его всё равно остаётся холодной. Ведь сами законы придуманы столь же несовершенными людьми. Следовательно, человек, подчиняющийся человеческим же законам, уподобляется другому человеку, а не Господу. В том числе и поэтому, кстати, законы на Руси никогда и никем не соблюдались – ни властями, ни подданными.

Русский же человек жил не только по Десяти ветхозаветным заповедям, но стремился соответствовать Заповедям блаженства, которые принёс людям Спаситель, даровавший и «новую заповедь»: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 13:34; 15:13).

В русском сознании истинная ответственность имеет нравственную, а значит, Божественную природу, ибо только Господь закладывает в сердце человека важнейшие принципы его жизни – быть добрым, созидать красоту, уметь любить. Соблюдение этих принципов и означает высшую ответственность – перед самим Богом, ибо главный свой ответ каждый человек будет держать только перед Ним. Вот почему внешнее законопослушание в русском понимании – вторично. Как писал К.С. Аксаков, «признавая закон, должен беречь человек свою совесть, не придаваясь весь правде наружной и закону». иначе «всё живое» в людях «пропадёт» и «они потеряют внутреннюю правду, следовательно – нравственное достоинство, и будут буквами без души».

Конечно, и в истории российской общественной мысли были разные понимания сущности человеческой личности и её нравственных качеств. Но чаще всего личность в отечественной философии осмысливается в религиозно-философском духе. Нравственные заповеди, заложенные Господом в сердце человека, считались источником цельности человека. Все остальные свойства человека, в том числе и разум, воспринимались как продолжение его нравственной, божественной сущности. И недаром русская религиозно-философская мысль с древних времён придерживалась восходящее ещё к Отцам Церкви учения о наличии свободы во «внутреннем человеке» на его спасительном пути к Богу под действием Благодати Святого Духа. Обоснованием подобного понимания сути человеческой свободы стали евангельские слова: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Однако земля есть земля, а Небо есть Небо. И очень часто полного примирения между Небом и землёй (идеалом, вечностью и реальностью) русский человек не находил. Более того, в душе его всегда ощущался разрыв между Небом и землёй – «внутренняя распря». Поэтому метался и мечется по сию пору русский человек, не находя в собственной душе столь желанной гармонии между земными и Небесными идеалами. Земная, особенно политическая реальность чаще всего не удовлетворяла русских людей. С ней мирились, её терпели, но желали всегда большего, лучшего и Высшего, нежели видели в земной жизни.

Уже говорилось, что в этой жажде утверждения Истины на Земле прослеживается одна замечательная черта русского национального сознания – только сохраняя свет правой веры, соблюдая Божии установления, Россия могла оставаться одним из немногих островков Божией правды, на которых собираются силы для Последней битвы. Иначе говоря, Россия мыслилась, как одна из главных участников борьбы с антихристом, этим олицетворением Мирового Зла. Следовательно, обособление от «антихристова» мира, стремление к сохранению внутренней чистоты нужны были России для того, чтобы в решающий момент выступить на стороне Добра против Зла. При этом Россия была готова даже погибнуть сама, но спасти правое дело. И тем самым заслужить воскресение и вечное спасение. В этом и состоял, и состоит великой духовный смысл бытия России на Земле.

Если не предвзято, а внимательно проанализировать отечественную историю, историю русского духа, то окажется, что на протяжении тысячи лет Россия как особая цивилизация готовилась только к одному, но самому важному деянию – к битве с антихристом. Более того, русские православные люди стремились побороть антихриста ещё до его прихода на Землю, а если и не побороть, то максимально ослабить его воинство. В этом состояло и состоит главное предназначение России на Земле – удержание мира в Истине, спасение мира от антихриста. Поэтому, по большому счёту, понятие «русский» не ограничивается лишь определением национальности. Можно сказать, что «русский» - это прежде всего «защитник Добра» и «борец с Мировым Злом». Иначе говоря, человек, осознавший себя «русским» осознаёт себя одновременно как «защитник Добра» и как «борца с Мировым Злом». Может быть. и эту мысль тоже имел в виду Ф.М. Достоевский, когда говорил о «всемирной отзывчивости» русского человека.

Когда «внутренняя распря». Разрыв между Небом и землёй в русской душе становились особенно разящими, непримиримыми – Россия впадала в смуту, ибо не слышал русский человек «Божьего звона». Не мог понять «зовёт его Бог» или нет, и конкретная, реальная жизнь теряла свой Высший смысл. Монголо-татарское завоевание, Смута начала ХУ11 века, революция начала ХХ – лишь свидетельства очередных кризисов русского национального самосознания.

И всё же духовная традиция, духовная преемственность существовали в памяти, в душе народной. Небесные, Божеские, идеалы присутствовали в душах русских людей, в их сердцах. Именно ими руководствовались, когда приходилось делать некий окончательный выбор – на чью сторону встать, чему служить, чему поклоняться. Получалось это нелегко, не сразу, но – получалось. И когда Россия делала свой выбор, она выходила из очередного тупика.

Впрочем, Россию всегда спасало и то, что хранилось не только духовная, метафизическая традиция, но были люди, живые люди, которые в самую суровую годину выходили из своего заоблачного далека и вновь открывали народу умение преодолевать «внутреннюю распрю». В Х1У веке Сергей Радонежский нашёл пути для торжества Божьих идеалов в душе человеческой. Он не провозглашал их, а просто жил в соответствии с этими идеалами, жил сам и учил жить других. Преподобный Сергей собственным примером показал, что, если жить по Божьим законам на земле, то и земные идеалы раскрывают свою небесную сущность и как бы поднимаются до Высшего смысла. И духовный заряд, данный преподобным Сергием, жил в русских людях веками. Несколько позднее русского человека воодушевляла идея старца Филофея о России как «Третьем Риме». Святитель Тихон Задонский, преподобные Серафим Саровский и оптинские старцы в ХУ111-Х1Х столетиях несли свет в русскую душу, окрыляя Высшим смыслом и русскую философию, и русскую литературу, и русскую жизнь вообще. Именно эти поистине Святые люди научали народ русский умению и терпению преодоления земной суеты во имя Высшего.

Те же, кто в итоге выбирал земную суету в качестве главной цели и ради не1ё забывал о Божеском, тех в русском народе жалели, не любили, а то и проклинали. Потому имена Святополка Окаянного, Малюты Скуратова, да и Емельки Пугачёва («Пугача») в течение многих поколений вспоминались не по-доброму, иногда со страхом, иногда с горечью.

Иначе говоря, выбор русскому народу приходилось делать постоянно. Не всегда выбор оказывался правильным, что вызывало трагические последствия. Однако со временем Высшие истины всё же находили свою дорогу, вновь и вновь возрождаясь.

Новое духовное смятение установилось в России и в последние сто – сто пятьдесят лет. Именно в этот период западная цивилизация как бы олицетворяла и олицетворяет собой идею прогресса, идею наилучшего (наиболее гуманного) пути развития человеческого сообщества. И данный стереотип неизбежно накладывал тень и на традиционное русское мировоззрение.

По сути дела, отечественная общественная и философская мысль примерно со второй четверти прошлого века пыталась осмыслить одну важнейшую для себя проблему – можно ли и нужно ли внедрять в национальную духовную традицию идеи чужеземного прогресса? Ведь западное понимание прогресса означало отказ практически от всех условий русского национального бытия – от традиционной религиозности, от присущих русскому самосознанию коллективизма и общинности, от сохранившихся ещё на уровне общины принципов самоуправления, от независимости Отечества. Иначе говоря, приняв «прогресс», Россия должна была отказаться от своего земного предназначения. (Предназначение России тормозить прогресс?)

Пока философы искали духовную истину, жизнь жёстко и жестоко диктовала свои права – Россия всё более явно вступала на западный индустриально-технологический путь, а земное и «прогрессивное» в очередной раз всё дальше и дальше стало вытеснять из русской души Небесное и традиционное. Западный индивидуализм и «прогрессизм» всё активнее стал вторгаться в русскую жизнь.

И появилось немало тех, кто стал смотреть на Россию, как на что-то замшелое, реакционное, в общем «непрогрессивное». «Сильные личности», «индивидуумы», порвавшие со своими корнями, видели в России лишь «человеческий материал» для создания некоего «светлого будущего». Но знали ли они (космополиты) Россию? Слышали ли её? Видимо, нет, ибо были столь же глухи, как герой рассказа И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда», говоривший: «Я бы и рад был брать у ней уроки, у русской жизни-то, - да молчит она, моя голубушка».



Каталог: ~nemtsov -> fileman -> download
download -> Гюстав Лебон (1841-1931) Психология социализма. 1898 г
download -> «Социология больших групп и психология массовых процессов
download -> Молодежная культура социология
download -> Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
download -> И. В. Кондаков. Взгляд на историю русской культуры в целом
download -> Тесты по модулям по курсу «Культурология»
download -> Естественная борьба между индивидами и видами
download -> Диссертаци и
download -> Братусь Б. С. Основные подходы к дихотомии «норма» и «патология». Из книги Аномалии личности
download -> Н. А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма. 1937 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница