Сенсорное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи



Дата23.05.2016
Размер43 Kb.
Казенное образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 292 V вида»
Кухтикова Валентина Ивановна,

учитель-логопед КОУ «НШДС № 292 V вида»



Попова Людмила Васильевна,

учитель-логопед КОУ «НШДС № 292 V вида»



СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного вос­приятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью сенсорного воспитания является чувственный опыт. Ус­пешность умственного, физического, эстетического развития в значитель­ной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, на­сколько совершенно ребенок видит, слышит, осязает.

Сенсорное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи имеет свои осо­бенности: они затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем до­школьном возрасте воспитанники логопедических групп путают названия цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности вос­приятия, которыми обладают. Необходимо, чтобы ребенок научился пользо­ваться своеобразными чувственными мерками - сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализи­ровать свойства предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства.

Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возмож­но лишь при определенном уровне развития способности к обследованию предметов. Совершенствование способов ориентировки в свойствах предме­тов, развитие прецептивной деятельности является еще одной важной зада­чей сенсорного воспитания. Сначала это практические пробы, примеривание, когда фиксируются успешные действия и отбрасываются ошибочные. Посте­пенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением: ему доста­точно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом их величи­ны, он сразу находит прорезь нужной формы в «Почтовом ящике».

Сенсорное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) - длительный процесс, поэтому, условно, его можно разделить на несколько этапов.

Цель 1 этапа - формирование способностей фиксировать внимание на объ­екте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам. Ребенок должен научиться устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Дай такую же» (куклу, кубик, картинку...).

На 2 этапе ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном; выполнять инструкцию: «Дай такой же предмет». При этом от него не требуют словесного обозначения вы­деленного свойства. Взрослый подводит итог деятельности ребенка.

3 этап предполагает задания на идентификацию предметов с образцом-эта­лоном. Взрослый комментирует действия ребенка и направляет процесс обу­чения на устойчивое закрепление эталонной системы в его сознании.

На 4 этапе ставится задача подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции: «Дай красное (желтое...) колечко», «Покажи все кружочки (квадратики)»..... Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме.

Задача 5 этапа - формирование умения словесно обозначать цвет или фор-му предметов. В этот период важно, чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным, поэтому ему должна быть оказана дозированная помощь; можно подсказать начало слова, первый звук, задать позитивный вопрос, можно напомнить цвет хорошо знакомого предмета. Целесообразно изготовить карточки-эталоны, состоящие из 3-x квадратов: в 1-м изображается бесформенное цветовое пятно, во 2-м квадрате предмет, цвет которого является постоянным его свойством, а в 3-м ребенок выкладывает предметы, подходящие по пвету.

6 этап формирует умение группировать предметы по какому-нибудь приз­наку; предполагает задания на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Следует учить ребенка выделять нужное свойство и обстрагироваться от «лишних» призна­ков. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете о выполненных действиях.

На 7 этапе закрепляются умения ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности.

Закрепление цвета и формы должно отрабатываться во всех видах деятель­ности. Прежде всего, на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с числи­тельными и существительными, сравнивать предметы, строить соответствую­щие предложения, составлять описательные рассказы, отгадывать загадки о предметах, узнавая их по описанию.

Дошкольники с ТНР испытывают значительные трудности и в усвоении представлений о величине. Такие качества предметов, как длина, ширина, высота, толщина, воспринимаются ими недостаточно четко. Подобные труд­ности связаны, с одной стороны, с несовершенством глазомера ребенка, а с другой - с тем, что величина - понятие относительное и познается только в процессе сравнения предметов по определенным параметрам. Для усвоения представлений о величине нужно, прежде всего, овладеть умением выстра­ивать предметы в ряд, упорядочивая их по определенному признаку. Такой ряд называется сериационным. Величина предмета, обычно, устанавливается от места, которое он занимает в ряду. Умение выделить и упорядочить раз­личия является основой важной мыслительной операции - сериации. При по­строении сериационных рядов складывается представление о порядковом числительном, развивается память на линейный ряд, что очень важно для формирования грамматического строя речи. Важно, чтобы дети научились понимать двойную зависимость между предметами, обратность отношений между ними, т.к. каждый элемент ряда является одновременно большим, чем все последующие и меньшим, чем все предыдущие.

Усвоение представлений о величине проходит несколько этапов, на протя­жении которых совершенствуются глазомерные функции ребенка.

1 этап. Детей учат работать с образцом: прикладывать, накладывать пред­меты, примеривать их к образцу (в ряд включается не более 3-х элементов).


  1. этап. Соотнесение плоскостных и объемных элементов.

  2. этап. Построение и соотнесение двух рядов.

  3. этап. Меняется направление и точка отсчета элементов ряда.

  4. этап. Выкладываются только крайние элементы ряда, ребенок должен по­добрать недостающие элементы и дополнить ряд.

  5. этап. Нарисовать, схематически изобразить, а затем построить ряд из предметов.

На первых порах не следует добиваться от ребенка правильного называния величины. Следует комментировать его практические действия, совместно с ним подводить итог работы. Только после того, как будет накоплен опреде­ленный практический опыт, можно требовать от ребенка самостоятельно на­зывать параметры величины. Формирование полноценных представлений о величине связано с расширением словарного запаса. Сравнение предметов побуждает ребенка к использованию в речи антонимов, прилагательных сравнительной степени, способствует пониманию логикограмматических конструкций и самостоятельно­му построению сложных предложений.

Таким образом, умение воспринимать и оценивать признаки цвета, формы, величины, имеет важное познавательное значение, т.к. лежит в основе фор­мирования полноценных представлений о предметном мире.




Каталог: files -> 2012
2012 -> «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2012 -> Школа педагогического мастерства Полезные ссылки
2012 -> Учебное пособие по дисциплине «Математическое моделирование и теория принятия решений» Санкт-Петербург 2012
2012 -> Программа Коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении
2012 -> Темы рефератов для самостоятельной работы Контрольные тесты Вопросы для зачета
2012 -> Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
2012 -> Рекомендованные диагностические методики, используемые в процессе консультации педагога-психолога, с учащимися «группы риска»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница