Семиотический подход: сущность и методологический потенциал в сфере изобразительного искусства и архитектуры



Скачать 55.22 Kb.
Дата24.04.2016
Размер55.22 Kb.
1.12. Семиотический подход: сущность и методологический потенциал в сфере изобразительного искусства и архитектуры.

См. еще вопрос 1.13. "Постмодернизм" - это почти то же самое, а Барт и Эко всю жизнь были семиотиками, больше чем постмодернистами (в частности Э.- президентом всяких семиотских институтов, и преподавал этот занимательный предмет в университетах всего мира)

"Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах".

"Семиотика - это приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык". Это значит, что семиотика - это некоторый способ рассмотрения чего угодно как сконструированного и функционирующего подобно языку. В этом "подобно" - суть метода. Все может быть описано как язык (или как имеющее свой язык): система родства, карточные игры, жесты и мимика, религиозные ритуалы и поведение насекомых. Семиотика, следовательно, - это перенос метафоры языка на любые неязыковые (с точки зрения обычного, "несемиотического" сознания) феномены. Одним из принципов, на которых основывается семиотика, является расширение значения лингвистических терминов. Таким образом, метод семиотики - это рассмотрение чего угодно как метафоры языка или, говоря иначе, метафорическое описание чего угодно в качестве языка.

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857-1913) - основатель лингвистики и семиотики. Кроме Соссюра, другими ключевыми фигурами на раннем развитии семиотики были американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) и позже Чарльз Вильям Моррис (1901-1979), разработавший бихевиористскую семиотику. Ведущими современными теоретиками семиотики являются Ролан Барт (1915-1980), Альгирдас Греймас (1917-1992), Юрий Лотман (1922-1993), Кристиан Метц (1931-1993), Умберто Эко (род. 1932) и Юлия Кристева (род. 1941). Трудно отличить европейскую семиотику от структурализма в ее истоке; основателем структурализма был не только Соссюр, но также Клод Леви-Стросс (1908-1990) в антропологии (который видел антропологию как часть семиотики) и Жак Лакан (1901-1981) в психоанализе. Структурализм является аналитическим методом, который использовался многими семиотиками и который основывается на лингвистической модели Соссюра. Структуралисты стремятся описать всю структуру знаковых систем как "языки" - мифы, структуры родства и тотемизм у Леви-Стросса, бессознательное у Лакана и "грамматика" нарратива у Барта и Греймаса. Они ищут "глубинные структуры", лежащие под "поверхностными качествами" явлений. Однако, современная социальная семиотика вышла за пределы структуралистского интереса ко внутренним отношениям частей в пределах отдельной системы, стремясь изучить использование знаков в отдельных социальные ситуациях. Современная семиотическая теория также иногда близка марксистскому подходу, который подчеркивает роль идеологии. Традиция семиотич. исследований отличается открытым взаимодействием с философией, психоанализом, лит. творчеством, а также полит, ангажированностью

В культурологии семиотика стала приобретать популярность в конце 1960-ых, частично в результате деятельности Ролана Барта. Перевод на английский язык его популярных эссе в собрании, озаглавленном Мифологии (Barthes 1957), и многих других его работ, выходивших в 1970-ые и 1980-ые, очень усилил научный интерес к этому подходу. Ещё в 1964 г. Барт объявил, что "семиотика стремится включить в себя любые системы знаков, безотносительно к их сущности и ограничениям; изображения, жесты, музыкальные звуки, объекты, и их сложное взаимодействие, которое формирует содержание ритуала, нормы или общественное предсавление: они составляют, если не языки, то, по крайней мере, системы значения" (Barthes 1967, 9).

Семиотика не имеет широкого признания как научная дисциплина. Её область изучения включает много теоретических позиций и методологических инструментальных средств из разных наук. Одно из самых широких определений ей даёт Умберто Эко, который заявляет, что "семиотика интересуется всем, что может быть принято за знак". Семиотика изучает не только то, что мы обыкновенно воспринимаем как "знак", но всё, что "замещает" собой что-нибудь другое. В семиотическом понимании знаками являются слова, изображения, звуки, жесты и объекты. Тогда как для лингвиста Соссюра "semiology" была "наукой, которая изучает функционирование знаков в общественной жизни", для философа Чарльза Пирса "semiotic" была "формальной теорией знаков, которая тесно связана с логикой" (Peirce 1931-58, 2.227). Для него, "знак ... является чем-то, что обозначает что-либо для кого-нибудь в определённом отношении или объёме находится к кому - то для чего-то в некотором отношении или объёме" (Peirce 1931-58, 2.228). Он признавал, что "каждая мысль является знаком"

Семиотика важна, потому что может помочь нам не воспринимать "действительность" как нечто имеющее вполне объективное существование, независимое от человеческой интерпретации. Она учит нас, что действительность является системой знаков. Изучение семиотики может помочь нам более понять о действительности как структуре и о роли, которые мы и другие играем, создавая её. Она может помочь нам понять, что информация или значение не "содержатся" в мире или в книгах, компьютерах или аудио-видео сообщениях. Значение не "дано" нам - мы активно создаем его согласно сложному взаимодействию кодов или конвенций, которых мы обычно не осознаем. Понимание таких кодов одновременно является неотъемлемо захватывающим и интеллектуально уполномочивающим. Мы узнаем из семиотики, что живем в мире знаков и что у нас нет другого способа понимания чего - либо, кроме как через знаки и коды, которые всё организуют.

Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс, или семиозис.

Мы предстаём неким видом, управляемым желанием производить значения: прежде всего, мы - Homo significans - производители значений. Определённо, мы производим значения, создавая и интерпретируя "знаки". Действительно, согласно Пирсу, "мы думаем только в знаках". Знаки принимают форму слов, изображений, звуков, ароматов, вкусов, действий или объектов, но такие вещи не имеют никакого внутреннего значения и становятся знаками только, когда мы наделяем их значением. "Нечто не является знаком, если это только не интерпретируется как знак",- объявляет Пирс. Что угодно может быть знаком, если интерпретировать это как "выражающее" нечто, относящееся или замещающее нечто отличное от себя. Мы интерпретируем вещи как знаки в значительной степени бессознательно, связывая их со знакомыми системами конвенций. Именно это значимое использование знаков лежит в основе интересов семиотики.


Соссюр предложил "двоичную" или двучастную модель знака. Он определил знак как образование состоящее из:
"Означаемого" (signifiant) - форма, которую принимает знак; и
"Означающего" (signifie) - концепт, который он представляет.

Среди языков различаются: 1) естеств. языки, т.е. исторически сложившиеся языки нац. коллективов; 2) искусств, языки — языки команд и программ в системе “человек — машина”; 3) метаязыки — языки, используемые для описания естеств. и искусств, языков; к ним относятся искусственно создаваемые языки науки; 4) вторичные языки (или т.н. вторичные моделирующие системы) — разнообразные языки культуры, возникающие на основе первичных естеств. языков (символич. системы мифа, ритуала, социоэтич. запретов и предписаний, языки разл. искусств и пр.).


Наиболее распространенным видом семиотич. исследования 60-х гг. было приложение лингвистич. моделей к все новым семиотич. объектам. Внимание исследователей акцентировалось на худож. специфике разл. видов искусства. Целью таких штудий было очерчивание границ применения семиотич. методов, выявление инвариантных структур как самостоят, языков: узаконение таких понятий, как “язык балета”, “язык цирка”, “язык немого кино”, “язык драмы”, а также языков отд. жанров.

Внимание исследователей все более привлекают соотношения тех или иных текстов с широкими культурными контекстами. Структурно-семиотич открыли новые возможности перед реконструкцией текстов и ритуалов такой степени древности, к-рая для предшествующих науч. методов была совершенно недоступна. Проблемы реконструкции, дешифровки, широко трактуемой теории перевода все больше выдвигаются в центр семиотич. культуры









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница