Семинарских занятий, по курсу «психология одарённости»



страница1/5
Дата28.04.2016
Размер222 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5



ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ,

ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЁННОСТИ»

для студентов III курса стационара

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА
Специальность

«Дошкольное образование. Практическая психология»

Преподаватель:

Синюк Д.Э.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Предмет психологии одарённых детей

Понятие об одарённости. Психология одарённого ребёнка в системе психологических знаний. Внутренний мир "чудо-детей" и их деятельность как основной предмет психологии одарённого ребёнка. Связь психологии одарённых детей с другими отраслями психологической науки (дифференциальной, детской психологией, психологией развития, социальной психологии детства, педагогической психологией и др.) педагогикой, генетикой и другими науками. Гуманизация образовательно-воспитательного процесса и психологии одарённости. Проблемы психологии одарённого ребёнка. Теоретическое и практическое значение исследований в области психологии одарённых детей.



Концепции одарённости и её развития

История изучения проблемы одарённости. Этапы исследования проблем одарённости отечественными и зарубежными психологами. (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В. Штерн, А. Бине и Т. Симон и др.). Основные современные зарубежные концепции одарённости. (Дж. Рензули, Ф. Монкса, К. Хемлера и др.). Концептуальные подходы к проблеме одарённости в исследованиях психологов ближнего зарубежья (А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.). Основные концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития.



Особенности развития одарённых детей

Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и средовой детерминации развития человека. Задатки как врождённая биологическая основа способностей. Современные представления о природных предпосылках одаренности.

Склонность как важный фактор развития способностей и одаренности. Основополагающее значение активности человека и возможности ее регуляции для одаренности. Склонность к труду как фактор одаренности (Н.С. Лейтес, А.В. Запорожец и др.)

Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие одаренного дошкольника, младшего школьника, подростка. Социализация и детская одаренность. Влияние личностных качеств на проявление и развитие одаренности. Роль жизненного пути человека в проявлении и развитии его способностей и одаренности.

Проблема развития одарённых детей. Понятие о психическом развитии. Проявление общих закономерностей и механизмов развития в развитии психики одарённого ребёнка. Формы проявления одарённости в раннем и дошкольном детстве, школьные годы. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в психике одарённых и талантливых детей. Гетерохрония и диссинхрония как характерные особенности развития одарённых детей. Общее и специфическое в развитии когнитивной сферы одарённого ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей.

Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и исследовательской активности детей и развитие их специальных способностей. Увлечённость одарённого ребёнка любимыми занятиями; перфекционизм. Яркость и живость воображения одарённого ребёнка, творческое развитие его личности. Широта личной системы ценностей, обострённое чувство справедливости, отсутствие терпеливости, тенденция к независимости и реактивности, чувство юмора как типичные для одарённого ребёнка качества. Особенности развития самооценки и "Я-концепции" одарённых и талантливых детей. Физические качества одарённых детей.

Одарённый ребёнок в системе межличностных отношений в группе детского сада, в школьном классе. Адаптация одарённого ребёнка к детскому саду и школе, к интернату для одарённых детей. Психологический анализ материалов лонгитюдных исследований развития "чудо-детей".

Виды одарённости

Умственно одарённые дети. Понятие об умственной одарённости. Природа умственной одарённости. Симптоматика умственной одарённости. Ненасыщаемость познавательной активности, постановка вопросов, открытость, интерес к новому, необычному, любознательность, раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, острота наблюдений и её продуктивность, быстрое схватывание отношений на основе анализа и синтеза в опыте реального восприятия как проявление умственной одарённости ребёнка.

Креативность как универсальная познавательная творческая способность. Её место в психологической структуре одарённости. Основные параметры креативности. Креативность и возраст. Возраст 3–5 лет как наиболее сензитивный для развития креативности. Проявление креативности в творчестве дошкольника. Креативность и социализация. Проблемы личностного развития интеллектуальных вундеркиндов в разные периоды детства. Проявление умственной одарённости у детей с физическими недостатками.

Биографические и автобиографические материалы о жизнедеятельности талантливых учёных, исследователей в детские годы. Психологические портреты современных интеллектуальных вундеркиндов. Диагностика умственной одарённости детей и подростков. Изучение умственно одарённных детей педагогом (воспитателем, учителем).

Одарённые к искусству дети. Возрастная сензитивность и художественная одарённость. Разновидности одарённости к искусству, проявляемые в детстве и подростковом возрасте.

Природа художественной одарённости. Феноменология одарённости к искусствам. Чувство целого как феномен художественной одарённости. Проявление чувства целого у художественно-одарённых детей. Специфичность взаимосвязи целостности восприятия и мировосприятие с чувством целого у художественно одарённого ребёнка.

Аконстантность как феномен художественной одарённости. Проявление и развитие способности видения явления как неповторимых моментов у детей, одарённых к искусству. Спаянность образа, переживания и выражения как значимая детерминанта "выпуклости" художественно-психических состояний, острой и тонкой реактивности в отношении скрытого смысла пластической выразительности всякого движения.

Синтетическое развитие художественного таланта как наиболее соответствующее его природе.



Художественно-изобразительная одарённость детей. Понятия о художественно-изобразительной одарённости детей. Проявление и развитие структурных компонентов художественно-изобразительной одарённости в дошкольном и младшем школьном возрасте ("острота видения", целостное ясное восприятие, зрительная память, координация руки и глаза, точные и согласованные движения рук, яркое воображение и др.). Симптоматика художественно-изобразительной одарённости. Взгляд на ребёнка как прирождённого художника; причины обуславливающие его. Глубокое сопричастное отношение к конкретным предметам и миру в целом как важное условие успеха в изобразительном творчестве. Предпосылки такого отношения к окружающему у дошкольников и младших школьников. Отношение к цвету детей с художественно-изобразительной одарённостью. Цветовой образ в детском изобразительном творчестве. Особенности воображения детей-художников. Проявление внутреннего мира одарённого ребёнка в его изобразительном творчестве. Индивидуально-типологические и тендерные различия в изобразительном творчестве одарённых и талантливых дошкольников и младших школьников. Угасание художественно-изобразительного творчества в подростковом возрасте; его причины. Особенности проявления художественно-изобразительной одарённости у подростков и старшеклассников.

Психологические портреты одарённых к изобразительному искусству детей и анализ продуктов их творческой деятельности.



Музыкально одарённые дети. Понятие "музыкальная одарённость". Многозначность понятия "музыкальная одарённость" как отражение природы одарённости, со свойственными её динамичностью, характером становления, многомерностью. Слуховое ощущение, движение и звуковой результат как психологически единое у музыкально одарённых детей. Соотношение музыкальной одарённости и музыкальных способностей. Структура музыкальных способностей. Эмоциональный компонент музыкального слуха (ладовое чувство) как ядро музыкальности (по Б.М. Теплову). Возраст с 2 - 2,5 до 11 - 13 лет как период сензитивный для развития музыкальных способностей и музыкальной одарённости. Возрастные особенности музыкальной одарённости. Проявление и развитие музыкальных способностей в раннем и дошкольном возрасте в разных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, танцы, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах и др.). Тесная взаимосвязь экспрессивной и музыкальной реакции как характерная особенность детей на ранних этапах психофизического развития. Основные этапы музыкального развития. Критические периоды и кризисы в развитии музыкальной одарённости детей и подростков Психологические портреты музыкально одарённых детей. Биографические и автобиографические данные жизнедеятельности известных музыкантов в детские годы.

Литературно одарённые дети. Понятия о способностях к литературному творчеству и одарённости в данной сфере. Структура литературных способностей. Сопричастность с окружающим миром, преодолевающая раздельность человека с ним как психологическая основа литературно-творческих способностей. Влияние "языкового чутья", богатства словаря на продуктивность литературного творчества. Эстетическая позиция и её роль в литературном творчестве. Художественное воображение как значимый компонент литературных способностей.

Возрастная сензитивность и способности к литературному творчеству. Старший подростковый и юношеский возраст как сензитивный период к литературному творчеству. Симптоматика литературных способностей и одарённости в области литературного творчества в подростковом и старшем школьных возрастах. Словесное творчество детей в дошкольном возрасте. Специфика проявления литературных способностей и одарённости в дошкольном возрасте. Игра и литературное творчество ребёнка. Проявление тендерных и индивидуально-типологических различий в продуктах литературного творчества одарённых и талантливых детей. Психологические портреты литературно одарённых детей и подростков. Биографические и автобиографические материалы о жизнедеятельности талантливых поэтов и писателей в детские годы. Проявление способностей и одарённости к другим видам художественной деятельности (театральной, конструктивной, дизайну и др.). Диагностика художественно одарённых детей и подростков.



Психомоторная одарённость детей. Понятие о психомоторной одарённости. Природа психомоторной одарённости. Симптоматика психомоторной одарённости. Генетические и физиологические критерии психомоторной одарённости. Проявление "чувства целого" у моторно одарённых взрослых и детей. Превалирование телесно-кинестетического интеллекта как характерная особенность моторно одарённых взрослых и детей. Проявление телесно-кинестетического интеллекта в деятельности и поведении моторно одарённых детей и подростков. Воображение и креативность в двигательной активности моторно одарённых детей. Относительно высокий уровень саморегуляции двигательной активности как типичное явление для моторно одарённых детей в разных видах двигательной активности. Мотивация двигательной активности моторно одарённых детей. Значение волевых качеств в развитии двигательных способностей и психомоторной одарённости. Типичные формы и способы самовыражения моторно одарённых детей. Личностные проблемы детей с психомоторной одарённостью. Тендерные различия и психомоторная одарённость. Возрастная сензитивноность и психомоторная одарённость. Проявление психомоторной одарённости в раннем и дошкольном возрасте. Игра и психомоторная одарённость дошкольника. Проявление и развитие психомоторной одарённости в младшем школьном и подростковом возрастах. Диагностика психомоторной одарённости ребёнка. Её основные принципы; комплексно-типологический подход к диагностике моторной одарённости детей. Психологические портреты моторно одарённых детей.

Социально одарённые дети. Понятие о социальной одарённости. Природа социальной (коммуникативной, лидерской) одарённости. Основные структурные компоненты социальной одарённости. Симптоматика социальной одарённости. Характерные черты одарённых в социальной сфере людей. Проявление социальной одарённости в дошкольном и младшем школьном возрастах. Яркая выраженность интереса к людям, потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками; проявление активности, инициативности во взаимодействии как типичные качества социально одарённых детей. Особенности взаимодействия социально-одарённого ребёнка с окружающими. Развитость социального мышления и речи, владение детской коммуникативной культурой, контактно-устанавливающими действиями вербального и невербального характера, разнообразием построения речевых высказываний (в диалоге и монологе), их соответствие партнёрскому окружению как значимые признаки коммуникативно-одарённых детей.

Организаторские (лидерские) способности как проявление социальной одарённости. Сферы "приложения" организаторских способностей детей и подростков. Характеристика успешного детского лидера (дошкольника, младшего школьника, подростка). Проявление индивидуального стиля в организаторской деятельности социально одарённых детей. Различия в поведении социально-одарённых детей и подростков, связанные с полом. Психологические проблемы социально одарённых детей.

Биографические и автобиографические материалы жизнедеятельности знаменитых, талантливых общественных деятелей, политиков, педагогов на этапах детства и отрочества. Психологические портреты современных социально одарённых детей.

Методы изучения социально одарённых детей.



Одарённый ребёнок в семье

Роль семьи, семейного воспитания в развитии одарённого ребёнка. Влияние эмоционально-личностного общения родителей с ребёнком на психическое развитие младенца. Психологический микроклимат в семье как значимый фактор проявления и развития детской одарённости. Взаимосвязь характера отношения членов семьи к ребёнку и уровня функционирования одарённых детей в своём жизненном пространстве (по М. Маслоу): уровня выживания, уровня обороны, уровня уверенности, уровня процветания. Значимость семейной музыкальной среды и обилия музыкальных впечатлений, слухового опыта в раннем детстве для развития музыкальной одарённости. Создание развивающей предметной среды, благоприятных условий для "специфически дошкольных" видов деятельности (А.В. Запорожец), выявление и поддерживание интересов ребёнка к конкретным занятиям дома как важное условие развития детской одарённости. Игра как поле для самовыражения одарённого ребёнка. Игра, книга, экспериментирование в семейном воспитании одарённого ребёнка. Интенсивное общение с ребёнком с использованием разных средств коммуникации (мимика, речь, жесты, пантомимика), способность выслушать его, проявление внимания к любым спонтанным проявлениям сына (дочери), отсутствие агрессивности и сверхопеки по отношению к ребёнку, последовательность и стабильность поведения как значимые характеристики взаимодействия родителей, воспитывающих социально одарённого ребёнка. Проявление родителями готовности понять и принять разнообразные решения ребёнком создания художественного образа (в рисунке, лепке, танце и т.п.), ненавязывание готовых стереотипов, представлений как важное условие развития художественного творчества вундеркинда. Негативные последствия тщеславного ажиотажа вокруг одарённого ребёнка в семье для развития и формирование его личности. Психологические проблемы воспитания в семье одарённого младшего школьника, подростка и подходы к их решению.

Психологическая служба и родители одарённых детей.

Психологические основы обучения и воспитания одарённых детей

в дошкольном учреждении и школе

Обучение одарённых детей в дошкольных учреждениях. Психологические проблемы воспитания и обучения одарённых дошкольников в детском саду и Центрах развития ребёнка. Принципы, значимые для обучения одарённых детей в дошкольных учреждениях. Создание благоприятных условий для проявления задатков детей, выявления одарённости воспитанников детского сада.

Раннее стимулирование самостоятельности, экспериментирования в разных сферах; опора на природу, формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания как важные направления в обучении одарённых дошкольников. Использование метода "развивающего дискомфорта" для развития личности и творческих возможностей одарённых детей. Программы для работы с одарёнными дошкольниками ("Одарённый ребёнок", науч. рук. Л.А. Венгер и др.).

Основные стратегии в обучении одарённых школьников. Ускорение в обучении. Критерии для использования ускорения. Эффективность вариантов ускоренного обучения.

Стратегия обогащения обучения и варианты её воплощения. "Горизонтальное" и "вертикальное" обогащение. Обогащение познавательных процессов.

Обучение художественно одарённых школьников. Пробуждение у ребёнка личностной заинтересованности в искусстве, как важное направление в обучении художественно одарённых детей. Стимулирование детей к решению задач на "выразительность", усложняющихся по содержанию, касающихся изобразительных художественных средств и развитие художественной одарённости. Необходимость отхода от формального "натаскивания" художественно одарённых детей, приобщение к "технологии" искусства в связи с решением конкретной художественной задачи. Обеспечение позитивной мотивации занятий искусством художественно одарённых детей.

Место кружков, факультативов, миникурсов в образовании одарённых детей.

Психологические основы программ для одарённых школьников (зарубежных и отечественных).

Педагог для одарённых детей. Психолог образования и одарённые школьники, их учителя и родители. Сотрудничество школы и семьи в воспитании и обучении одарённых детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


«ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЁННОСТИ»


№ п/п

Содержание курса

Кол-во часов

лекции

сем.

зан.

лаб.

зан.

1.

Предмет психологии одарённых детей


2

1

-

2.

Концепции одарённости и её развития


4

1

-

3.

Особенности развития одарённых детей


4

2

-

4.

Виды одарённости



4

4

-

5.

Диагностическая работа с одарёнными детьми

2

-

2

6.

Развивающая работа с одарёнными детьми

2

-

4

7.

Одарённый ребёнок в семье


2

2

-

8.

Психологические основы обучения

и воспитания одарённых детей

в дошкольном учреждении и школе


2

2

-

ИТОГО:


22

12

6



Каталог: sites -> default -> files -> sites -> default -> files -> umm
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
umm -> Учебная программа курса «Клиническая психология»
umm -> Периодизация развития литературы англии
umm -> Программа для специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница