Семинарские занятия Вопросы для самоконтроля 15



страница1/11
Дата14.02.2016
Размер2.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




ФИЛОСОФИЯ
Материалы для лекций и семинарских занятий

для магистрантов ММФ

Новосибирск

2008


Материалы предназначены для магистрантов ММФ, включают в себя обзор содержания курса философии, темы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля при подготовке к экзамену, библиографические списки и Хрестоматию, которая содержит статьи о наиболее трудных вопросах курса, совершенно недостаточно освященных в имеющихся учебниках и хрестоматиях – о предмете философии, о проблеме идеального, а также статьи по философским проблемам математики, в частности, об причинах эффективности математики в естественных науках, о социально-экономических и культурных условиях возникновения математики на Востоке и на Западе, философские споры о природе математики, о статусе математических объектов, о социокультурных ограничениях в развитии математики, о рефлексивной симметрии как механизме новаций в математике.
Составитель:

д.филос.н., проф. Сычева Л.С.
Оглавление

Программа курса 4

I. Специфика философии ………………..………………………… .4

II. История философии……………………………………………… 4

Античная философия …………………………………………… …….4

Философия Нового времени…………………………………………. 4

Немецкая классическая философия…………………………… …..5

Постклассическая философия………………………… …… 6

Русская философия XIX - XX вв… ………………… … 6

Современная западная философия…………………… …. 7

III. Онтология. Теория познания. Философия науки…… … 7

Онтология .............................................. ..................... .7

Теория познания .7

Философия науки 8

Философия математики .9

Семинарские занятия………… ....…………………… 10


Вопросы для самоконтроля 15

Библиографический список………………………………… … 17



Хрестоматия 16

Что такое философия

Рассел Б. Философии как Ничейная земля между теологией и наукой 16

Ясперс К. Что такое философия? 17

Розов М. А. Философия и проблема свободы человека 18



Философский и научный подходы к сознанию. Идеальное

Ильенков Э.В. Проблема идеального 25

Розов М. А. К методологии анализа феномена идеального 39

Кузнецова Н.И., Розов М.А. Сознание и проблема человека 42



Философские проблемы математики

Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках 52

Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе 62

Френкель А, Бар-Хиллел И. Философские замечания 76

Целищев В.В. Поиски новой философии математики 97

Розов М.А. Способ бытия математических объектов 105

Григорян А.А. Социокультурные и метафизические круги и

их преодоление в развитии математики 110

Веркутис М.Ю. Рефлексивная симметрия как механизм новаций

в условиях неведения 125

Программа курса


    1. Специфика философского знания

Исходные основания человеческой жизни и деятельности как предел рационального обоснования человеком своих жизненных программ. Природа и специфика философских проблем. Неразрешимый характер философских проблем как фундаментальное открытие философии. Философия как служба обеспечения человеческой свободы. Онтология, гносеология, аксиология как разделы философии. Проблема предмета философии, его изменение в истории философии. Многообразие точек зрения на то, что такое философия. Основные вопросы философии и проблема их актуальности. Исторические формы философствования. Материализм, идеализм, дуализм; эмпиризм, рационализм, иррационализм; скептицизм; агностицизм. Философия как теоретическое ядро мировоззрения и как методология. Проблема возникновения философии. Философия, мифология, религия.


II. История философии.

Античная философия.

Космологизм ранней греческой философии, стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Решение проблемы единого и многого, отсутствие постановки основного вопроса о противопоставлении природы и духа. Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит - учение о противоположностях и становлении, образно-метафорическая форма мышления.

Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон. Появление гносеологических проблем об отношении знания к действительности. Проблема бытия и небытия. Противопоставление истины и мнения. Апории Зенона и их философский смысл.

Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Проблема детерминизма. Теория "истечений" как основа представлений о познании.

Платон. Теория "эйдосов-идей" в философии Платона. Познание как "припоминание". Платон о душе и ее бессмертии. Проблема отношения единичных вещей и общих понятий. Учение о государстве.

Аристотель. Критика теории идей Платона. Учение о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Четыре типа причин . Разработка учений о категориях; логики. Социальная философия Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Преобладание этических проблем. Школы эллинистической философии: кинизм; эпикуреизм (принцип удовольствия; атомизм в эпикурейской физике, логике, этике); стоицизм (учение о причинности, необходимости и судьбе; этика); скептицизм (проповедь полного отказа от знания у Пиррона, что дает покой, свободу от сомнений, равнодушие к страстям).
Философия европейского средневековья.

Христианская догматика и философская мысль. Бог, человек и мир в христианской философии. Апологетика и патристика. Личность и учение А. Августина. Схоластика. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского.


Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии: тесная связь с естествознанием; анализ и разработка проблем научного метода; механицизм; созерцательный характер гносеологии, особенно свойственный материалистам; представление о познании как об индивидуальном процессе, непонимание общественной природы познания; деизм; особая форма постановки основного вопроса философии ( отношение индивидуального сознания к природе); борьба эмпиризма и рационализма в познании; обоснование рационализма как нормы культуры; детальная разработка концепции прав и свобод человека, концепции гражданского общества.



Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки: "Знание - сила", тождество истины и пользы, знания и могущества. Критика предрассудков как идолов в познании. Разработка индуктивной методологии науки.

Р. Декарт. Рационализм и дуализм. Картезианское сомнение. Критика предрассудков, авторитетов и традиций. Непосредственная данность и преимущественная достоверность сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательства существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Материя и движение в философии Декарта.

Рационалистическая метафизика в XVIIвеке. Б. Спиноза. Пантеизм. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость.



Г.Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Понятие предустановленной гармонии. Учение о возможных мирах. Закон достаточного основания. Критика эмпиризма Локка, локковской теории абстракции и новое обоснование рационализма.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания. Критика Локком концепции врожденных идей Декарта. Идея пассивности, беспредпосылочности мышления. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локковская теория абстракции. Учение о первичных и вторичных качествах. Социально-политические взгляды Локка. Концепция частной собственности как неотъемлемого свойства и права индивида. Законы государства как гарантия жизни, личной свободы и собственности.

Субъективный идеализм Дж. Беркли. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства.

Д. Юм. Последовательно проведенный эмпиризм как основа скептицизма Юма. Учение о причинности. Скептицизм как логическое завершение представлений о беспредпосылочности познания, как "указание" на необходимость разработки новых моделей познания.

Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Французское Просвещение - наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Материя как единственная реальность. Движение - источник всех свойств материи. Абсолютизация необходимости. Человек как изолированный индивид, невыявленность его социальной сущности. Требование освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.
Немецкая классическая философия.

Немецкая классическая философия как завершение философской классики: идея активности познания; подходы к пониманию социальной природы познания; диалектика.



И. Кант. Коперниканский переворот в понимании природы и характера человеческого мышления. Идея активности мышления и принципа конструирования предмета опыта. "Вещь в себе" и явление в философии Канта. Априоризм. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Априоризма Канта как подход к пониманию социального характера познания индивида. Учение Канта о границах опыта и противоположности "вещей в себе" и "вещей для нас". Непознаваемость вещей в себе как следствие априоризма. Природа и свобода. Категорический императив Канта как закон практического разума.

Г. В. Ф. Гегель. Абсолютный идеализм Гегеля. Учение Гегеля об абсолютной идее как единстве субстанции и самосознания. Развитие абсолютной идеи по законам человеческого познания. Категории как этапы развития абсолютной идеи. Диалектический характер развития идеи. Диалектика Гегеля как универсальный метод познания мира. Триадичность развития: тезис - антитезис - синтезис, отрицательность как "пружина" всякого развития. Природа как отчуждение идеи, дух как снятие отчуждения в природе. Абсолютный идеализм Гегеля - преодоление представлений о познании как об индивидуальном процессе. Свобода как исходная и центральная категория социальной философии. Утверждение свободы как подлинной природы человека и общества. Гражданское общество и правовое государство.

Л. Фейербах. Антропологический материализм Фейербаха в противоположность механистическому материализму XVII века. Природа - не механизм, а организм. Человек как единство души и тела. Этика любви. "Я" и "Ты". Религия как отчуждение родовой сущности человека.

К. Маркс. Влияние философских идей Гегеля и Фейербаха на философию Маркса. Общественная практика как предметная деятельность и ее роль в познании. Общественная природа познания. Философская антропология Маркса. Человек как совокупность всех общественных отношений. Проблема отчуждения. Философия истории Маркса. История человечества как рационально постигаемый закономерный процесс. Учение об общественно-экономических формациях. Материалистическое понимание истории. Идея прогресса. Роль классов и классовой борьбы в развитии общества. Реформирование диалектики Гегеля. Философия и становление идеологии марксизма. Философия Маркса и ее значение для духовной культуры XIX - XX века.
Постклассическая философия XIX вв.

Позитивизм в XIX веке. Программа "позитивной" философии О. Конта. "Возврат" к эмпиризму Беркли и Юма. Философия и наука. Предмет философии. Классификация наук. "Закон трех стадий развития человеческого духа" Конта. Социология в системе наук. Г. Спенсер. Феноменалистская теория познания: Э. Мах, Р. Авенариус.

Иррационализм и философия жизни. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление. Метафизика морали. Пессимизм.

Философия Ф. Ницше. Эволюция воззрений Ницше, три периода его творчества. Критика рационализма и "культурнабожности". "Воля к власти" - плюралистическая онтология, психология, политика. "Вечное возвращение" как антитезис христианскому воскресению. Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. "Последний человек" и "сверхчеловек". Ницше о "смерти Бога". Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Философия Ницше в России.


Русская философия XIX - XX вв.

П.Я. Чаадаев. Судьба и творчество, европейские влияния. "Философические письма", историософия. Апология культурно-исторической роли христианства, запад и Россия. Чаадаев и славянофилы. Антропология: индивидуальный и всеобщий разум, "страшная сила" свободы, метафизика человека.

А.И. Герцен. Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. "Русский социализм".

Славянофильство 30-50-х годов. Разработка славянофильской идеологии: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России.

Философия русской радикальной демократии 50 - 60-х годов. Н.Г. Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Народничество в России. М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский. Анархизм, субъективная социология, "герой" и "толпа".

В.С. Соловьев. Критика философии отвлеченных начал. Программа "цельного знания". Философия всеединства. Философия истории и моральная философия. Идеи "христианской политики" и "христианской культуры", теократическая утопия, проект воссоединения церквей. Основные принципы этики. Эстетические идеи. Единство Истины, Добра и Красоты. Судьбы России и русской культуры.

Н.Ф. Федоров. Религиозный космизм против детерминизма и хаоса, задача "спасения Вселенной". Религиозный и философский смысл учения об "имманентном воскрешении предков". Идеи Федорова и русский космизм XX века - Чижевский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский.

Русская философия XX века. Философия всеединства. Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Тождество знания и веры. "Всеединство" и "соборность".

Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы и персонализм. "Русская идея".
Современная западная философия.

Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм как философское мировоззрение. З. Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю) и религиозный (К. Ясперс) экзистенциализм. М. Хайдеггер и "преодоление" метафизики.

Философская герменевтика. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера.

Аналитическая философия. Становление и источники: Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Логический атомизм. "Логико-философский трактат" Л. Витгенштейна.

Логический позитивизм Венского кружка. Предмет и задачи философии в логическом эмпиризме. Критика метафизики; критерии демаркации научного и ненаучного знания. Проблемы верификации. Дискуссия о "протокольных предложениях". Физикализм и конвенционализм в учении о базисных суждениях. Отказ от первоначальной программы сведения всех научных знаний к эмпирическим основам. Лингвистическая философия. "Поздний" Витгенштейн о "семейных сходствах" и "языковых играх".


III. Онтология. Теория познания. Философия науки.

Онтология



Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в истории науки и философии. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Развитие представлений о движении, пространстве и времени в истории науки и философии. Взаимосвязь пространства и времени; связь пространства-времени с материей.

Сознание как философская категория. Трудности объективации феномена сознания. Проблема двух подходов к сознанию - научного и философского. Идеальное. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

Теория познания



Познание как предмет философского анализа. Общественно-историческая практика как исходное отношение человека в миру. Практическая природа познания. Знание как механизм социальной памяти. Включенность культуры в картину природы.

Знание как предмет гносеологического исследования. Знание как индивидуальный и социальный феномен. Методологические трудности анализа знания. Трудности объективации. Трудности категоризации. Проблема анализа структуры знания.. Проблема поиска социальной субстанции знания. Границы понимающего подхода к анализу знания.

Истина как характеристика знания. Философские традиции в понимании истины. Теория соответствия знания объекту (корреспондентная концепция истины), теория согласованности различных структур знания (когерентная концепция истины). Истина как полезность - прагматистское понимание истины. Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Истина и ценность. Понимание человеческого характера научной истины как одно из глобальных достижений современной культуры.

Философия науки



Наука как социокультурный феномен. Наука как система знания; как процесс получения нового знания и размещения его в социальной памяти; как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Наука и ценности. Эстафетная модель науки. Наука как совокупность программ, определяющих деятельность ученых. Исследовательские программы, задающие способы получения знаний. Коллекторские программы как программы отбора, организации и систематизации знаний. Способы существования программ.

Эволюция подходов к анализу науки. Стандартная концепция науки и ее критика. Основные постулаты стандартной концепции науки: принцип единообразия природы; теоретическая нейтральность фактов; различие между законами на основе наблюдения и теоретическими законами.

Концепция развития научного знания К. Поппера. Критика верификационизма и доктрины «протокольных предложений». Концепция «трех миров». Реабилитация роли метафизики в научном познании, поиски личностного и социо-культурного исторического контекста познавательного процесса, стремление вскрыть механизмы роста знания. Концепция "исследовательских программ" И. Лакатоса. Т. Кун о научных революциях. Парадигма и нормальная наука. Проблема несоизмеримости научных теорий. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Учение о личностном знании М. Полани.
Структура и динамика научного познания. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Теоретическая нагруженность эмпирических высказываний. Взаимодействие научной картины мира и опыта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Математизация теоретического знания.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Наука как традиция. Типы и связи научных программ. Новации в науке (открытие новых методов и новых "миров"; появление новых теорий; новых методологических, метафорических программ; изменение контекста). Научные революции как перестройка оснований науки. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов рациональности.

Специфика современной, постнеклассической науки. Мировоззренческие и методологические итоги науки ХХ века: связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований; освоение самоорганизующихся "синергетических" систем; сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания; отказ от идеалов ценностно-нейтрального исследования; вероятностная революция в науке; бурный рост науковедческих и историко-научных исследований.



Наука как система с рефлексией. Роль рефлексии в развитии науки. Парадоксы рефлексии и проблема исследовательской позиции. Проблема предмета науки как проблема научной рефлексии. Рефлексивная симметрия и связи научных дисциплин.

Наука и ценности. Ценности как конечные основания выбора. Ценности внутри научные и вне научные. Истина как ценность. Идеалы научности и целевые установки в области фундаментальных и прикладных исследований. Этос науки. Гражданская ответственность ученых. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия.

Современная наука как социальный институт. Институциональные ценности и нормы науки. Понятие научного сообщества. Исторические типы научных сообществ (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно-организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ столетия). Научные школы. Наука и образование. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Философские проблемы математики.

Специфика математики как науки - исторические, философские и социокультурные условия формирования. Математика теоретическая и «практическая». Дж. Нидам о сопоставительном анализе европейской и китайской культуры и математики. Роль философии Платона в становлении теоретической математики, в формировании представлений о том, что математика изучает «четырехугольник сам по себе и его диагональ, а не ту диагональ, которую начертили» (Платон. Государство, книга 6, 510e), «числа сами по себе», не подменяя их «имеющими число видимыми и осязаемыми телами» (Платон. Государство, книга 7, 525e).

Способ бытия математических объектов. Номинализм, реализм, концептуализм как варианты решения вопроса об онтологическом статусе множеств. Взаимосвязь философии и математики в их историческом развитии. Социокультурные факторы формирования и развития математики. Специфика научных революций в математике. Геометрия Лобачевского и теория множеств Кантора как научные революции, механизмы их формирования.




Семинарские занятия

1. Философия как форма культуры. Философия и наука.

1. Философия как выявление и анализ предельных оснований человеческой жизни и деятельности.

2. Многообразие точек зрения на то, что такое философия.

3. Специфика философского мышления. Понятие точек произвольного выбора как границы рациональности.

4. Философия и проблема свободы.

5. Состав философских знаний. Содержание и характер философских проблем.

Литература.

Отрывки: О. Конт (с.57-65), В. Виндельбанд (с.67-76) в книге: Мир философии: Книга для чтения. Ч.1. М., 1991 (Далее – Мир философии).

Рассел Б. История западной философии. Введение. Любое издание.

Ясперс К. Что такое философия // Философия. Материалы для выполнения учебных заданий по авторизованному курсу. Новосибирск, НОВОЕ 1994 (НГИ). …, с. 149 – 150. Далее ссылка на это издание будет обозначаться как - Философия. Материалы … Иди – Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. Стр. 9 – 10.

Розов М.А. Философия и проблема свободы // Философия. Материалы … С. 46 –56 Или в кн: Философская культура личности и научно-технический прогресс. Новосибирск, 1987, с. 5 –15.
2. Характеристика основных философских направлений.
Вопрос о соотношении природы и духа (по Ф. Энгельсу). Классификация философских направлений:

а). Материализм и его виды.

б). Идеализм и его виды.

в). Скептицизм. Агностицизм.

Литература

Энгельс Ф. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (любое издание). Гл. 2.

Маркс К. «Тезисы о Фейербахе».

Отрывки: Фихте (с. 130-138), Плеханов (с. 140-141), Бердяев (175-176), Рассел (176-182) // Мир философии. Кн. 1

3. Античная философия

1. Проблема единого и многого в Милетской школе.

2. Появление гносеологических проблем отношения знания к действительности в Элейской школе

3. Атомизм Демокрита

4. Философия Платона. Учение об идеях.

5. Философия Аристотеля. Критика учения Платона об идеях. Учение о материи и форме. Создание формальной логики.

6. Эллинистическо-римская философия (скептики, стоики, эпикурейцы, неоплатоники)

Литература


Платон. Диалоги «Критон», «Федон», Государство. Книга 7.

Отрывок из Аристотеля (с. 184-190) //: Мир философии. Ч.1.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976.

Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995.

Реале Дж. И Атнисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. СПб., 1994

Рассел Б. История западной философии. Кн. 1. Ч. 1, 2, 3.
4. Философия нового времени.

1. Обсуждение проблемы научного метода (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

2. Эмпиризм Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма. и рационализм Р. Декарта, Г. Лейбница

3. Немецкая классическая философия. Обсуждение границ познания. Необходимость надиндивидуальных средств познания.


Литература

Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс, Р. Декарт // Мир философии, С. 491 – 499.

Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986. Гл. 2, 6, 7.

Маркс К. «Тезисы о Фейербахе». Любое издание.


Дополнительная литература

Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Ч. 1.

Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Бородай Ю. М. Воображение и теория познания. М., 1966. Разд. 1 - 2.

Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Ч. 2. Гл. ХХ, ХХII, ХХVII.

5. Проблема идеального.

1. Идеальное как всеобщие нормы культуры

2. Идеальное как следствие неполноты выделения системы

3. Два подхода к сознанию – философский и научный.

Литература

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница