Семинара «Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога»



страница1/4
Дата27.05.2016
Размер367 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4


Примерная образовательная программа

обучающих курсов (тематического семинара)

«Роль самообразования в совершенствовании

профессионального мастерства педагога»
Целевая категории: учителя учебного предмета без категории и второй квалификационной категории.

Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.

Задачи:

  • мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;

  • провести диагностику уровня профессиональной компетентности педагогов;

  • познакомить педагогов с технологией организации самообразования;

  • содействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;

  • проанализировать образцы программ саморазвития, планов педагогов и результатов самообразования.

Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства, освоят составляющие процесса самообразования, алгоритм работы над индивидуальной научно-методической темой; приобретут умения разрабатывать примерный план самообразования, оформлять результаты работы по самообразованию.

Формы организации занятий: практическая работа, тренинг, групповая работа продолжительностью 6 академических часов.
Основное содержание

Самообразование: сущность и характеристика процесса. Самообразование как процесс личностно-профессионального развития педагога. Уровни самообразования. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию. Источники самообразования. Составляющие процесса самообразования учителя. Этапы самообразования и примерный план работы над темой. Результаты самообразования. Продуктивность процесса самообразования. Проблемы, возникающие в процессе самообразовательной деятельности. Алгоритм работы учителя над индивидуальной научно-методической темой (проблемой). Личный план самообразования. Факторы, влияющие на выбор темы по самообразованию. Критерии эффективности самообразования. Недостатки в организации и осуществлении самообразовательной деятельности педагогов. Выявление условий и факторов, позитивно влияющих на качество работы. Портфолио педагога как средство личностно-профессионального роста.

План проведения занятия:

1. Предварительная подготовка участников мероприятия – изучение указанных информационных источников, анкетирование и диагностика педагогов.

2. Научно-методический блок. Обсуждение вопросов: Необходимость и целесообразность самообразовательной деятельности педагогов. Источники стимулирования самообразования педагогов. Программа профессионального развития педагога и план самообразования. Представление результатов работы по самообразованию.

3. Учебно-методический блок. Представление образцов программ профессионального развития и планов самообразования педагогов. Презентация результатов работы по самообразованию (из опыта работы отдельных педагогов).

4. Практический блок. Разработка памяток в помощь педагогу по организации самообразования (групповая работа) и их презентация. Разработка критериев оценки эффективности самообразования (мозговой штурм).
Информационные источники


  1. Бабкина, Т. А. Самообразовательная деятельность как проблема образования взрослых / Т. А. Бабкина // Кіраванне ў адукацыі . – 2006. – №12.

  2. Базаревская, Л. А. Организация работы по самообразованию / Л. А. Базаревская, Т. Н. Войтухович // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2010. – № 12.

  3. Вертилецкая, И. Г. Самообразование как источник индивидуального роста педагога / И. Г. Вертилецкая // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 6.

  4. Глинский, А. А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении // А. А. Глинский / Минск: Академия последипломного образования, 2002.

  5. Глинский, А. А. Организационно-методическое сопровождение самообразования педагогических кадров / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 10.

  6. Глинский, А. А. Портфолио педагога как средство личностно-профессионального роста / А. А. Глинский // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. – № 12.

  7. Кухарев, Н. В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества // Н. В. Кухарев, В. С. Решетько // М. : Белый вете, 1998.

  8. Михайлова, Н. С. Самообразовательная деятельность: сущность и механизмы управления / Н. С. Михайлова // Минск : Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – № 1.
  9. Морозова, Т. В. Диагностика успешности учителя / Т. В. Морозова. – М. : Центр «Педагогический поиск», 2001.


  10. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. – М., 1994.

  11. Cамообразование – одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов / Сост. Л. И.Омельянчук, А. А. Павлович, 2011.

  12. Селевко, Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко // Центр “Педагогический поиск”. – 2006. – 20 с.

  13. Чинкина, Н. Творческое саморазвитие учителя: стимулы и барьеры / Н. Чинкина // Директор школы. – 2000. – № 8.

  14. Юдакова, С. В. Профессионально-педагогическое самообразование : учебное пособие / С. В. Юдакова. – Владимир, 2011.


Материалы в помощь методисту

Важным направлением методической работы является самообразование, которое определяется как специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность педагога, направленная на достижение запланированных личностно-профессиональных целей. Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.



Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.



Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.



Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Лишь часть педагогов систематически и серьезно работают над собой. Большинство не находят времени или считают постоянное самосовершенствование профессиональных умений необязательным, полагаясь на эпизодическое повышение квалификации (1 раз в 5 лет), разовые обучающие курсы (тематические семинары) и т.д. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.). Чтобы помочь педагогам найти ответы на волнующие их вопросы по самообразованию, можно при проведении семинара использовать прием «Карусель».


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница