Семинара «Проектирование стратегии достижения новых образовательных результатов: эффективная школа»



Скачать 171.73 Kb.
Дата22.04.2016
Размер171.73 Kb.
Результаты проведения семинара «Проектирование стратегии достижения новых образовательных результатов: эффективная

школа» - 26-27 февраля 2015

В начале семинара с приветственным словом к участникам выступили Свириденко Светлана Анатольевна (заместитель начальника общего отдела Министерства образования и науки Хабаровского края) и Волкова Татьяна Константиновна (заведующий кафедрой Управления и экономики образования ХК ИРО).



f:\семинар 26.02.2015\фото 26 февраля\s4030751.jpg

Далее были представлены отчеты руководителей учреждений по итогам реализации мероприятий проекта «Эффективная школа». Первой свой отчет представила директор МОУ СОШ № 19 г. Комсомольска-на-Амуре Демина Татьяна Юрьевна (по состоянию на 26.02.15г): «В рамках реализации первоочередных мероприятий по переходу к модели «Эффективная школа» коллективом школы проделана следующая работа.

В октябре 2014 года проведены референдумы среди учеников, педагогов и родителей с целью изучения проблем, имеющихся в учреждении. Далее проведён педсовет по теме: «Создание эффективной школы», целью которого являлось выявление кризисных моментов в работе и поиска путей их решения. Как один из них было предложено апробировать идеи, заложенные в концепции эффективной школы. При поддержке коллектива была создана рабочая группа по разработке проекта перехода к модели «Эффективная школа». После коллективной разработки 24.11.14г проект был представлен на утверждение педагогическому коллективу. Принят единогласно. Из состава рабочей группы сформирован и утвержден приказом состав мониторингового центра с целью наблюдения над ходом реализации проекта. Разработано и принято Положение о мониторинговом центре, утверждён план мониторинга. На педсовете по итогам 1 полугодия 2014-2015 учебного года подведены первые итоги работы (справки прилагаются).

В течение последующих двух месяцев работы больше внимания было уделено обеспечению включения педагогического коллектива в реализацию проекта, изучение способов и методов реализации идей в учебно-воспитательном процессе, усилению взаимодействия между всеми участниками и общественностью, дальнейшему развитию нормативно-правовой базы.

В целях подготовки кадров к работе в условиях реализации проекта, вовлечения их в управление учреждением проведены семинары по обучению педагогического персонала по темам: «Функции и методы администрирования» (внесены предложения по изменению должностных инструкций и полномочий органов государственно-общественного управления), «Пути сохранения мотивации к достижению результатов у сотрудников. Профилактика эмоционального выгорания», «Эффективный контракт как условие повышения квалификации кадров». С целью подготовки к работе с детьми девиантного поведения, имеющих отклонения в развитии, учащимися из неблагополучных семей проведён семинар по теме: «Разработка программ личностного роста учащихся». Для закрепления навыков работы организованы тренинги эффективного взаимодействия с неуспевающим учеником и по профилактике синдрома эмоционального выгорания, профессиональной деформации. В рамках изучения готовности педагогов к изменениям проведён мониторинг мотивационных установок персонала. С целью продвижения распространения опыта, активизации использования механизмов проекта внесены изменений в локальные акты по стимулированию достижений персонала в связи с реализацией проекта. Новое положение по стимулированию кадров направлено на согласование в отдел образования города. Также разработаны механизмы оценки участия педагогов и членов администрации в реализации проекта. Внесены изменения в программу «Кадры». В феврале проведён педсовет по теме: «Технология формирующего оценивания. Педагогика личностного роста», который показал, что педагоги поняли основные идеи проекта и начали применять в учебном процессе. Семинар по теме: «Организация мониторинга личностного роста и диагностика воспитательного процесса» готовит педагогов к ведению мониторинга результатов воспитательной работы. Консилиум педагогов, работающих в 4-х классах, в будущих 5 классах по теме: «Педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся» нацелен на обучение педагогов основной и старшей школы.

В рамках работы по оптимизации управления, а также определения миссии школы, принятой всеми участниками образовательного процесса проведены анализ и корректирование должностных инструкций и локальных актов, разработаны новые локальные акты. Проведено заседание Совета родителей по теме: «Пути повышения взаимодействия школы, родительской общественности, социума». Организован проект по развитию самоуправления среди учащихся «Школа лидеров». Проводится по плану психологический тренинг для учащихся: «Лидерство и командообразование». Состоялось заседание Управляющего совета по теме: «Роль государственно-общественного управления в создании эффективной модели школы». Затем проведен круглый стол по планированию работы школы на 2 полугодие совместно с представителями органов ГОУ. Также решался вопрос по внедрению дополнительных механизмов стимулирования педагогической, родительской общественности и учащихся к достижению результатов. Создана группа в социальных сетях по взаимодействию в текущих вопросах школьной жизни.

Для реализации направления по оптимизации образовательного процесса разработана форма плана по улучшению достижений учащихся с низкой мотивацией. В декабре начата работа по планам с учащимися 9-х классов, воспитанниками детского дома, как наиболее проблемной группой учащихся школы. В январе на педсовете определены группы таких учащихся по каждому классу. Дано задание педагогам до 01.02.15 г. разработать совместно с учащимися и согласовать с родителями данные планы.

С декабря начато внедрение в учебный процесс практики формирующего оценивания. При этом педагогов не ограничиваем в выборе методов, форм работы. Также им дано задание по корректировке рабочих программ по предметам с учетом применения формирующего оценивания. С целью мотивации учащихся на достижение высоких результатов на заседании управляющего совета по вопросу: «О создании фонда поощрения учащихся и родителей» дано поручение по поиску средств и разработке нормативной базы по данному вопросу. Педагогам было предложено использовать любые возможности для материального и морального поощрения учащихся (приглашение на малые педсоветы, заседания методический объединений, выступление перед другими учебными группами с проектами, докладами). Заместителю директора по ВР поручено проконтролировать оформление классных и школьных стендов достижений учащихся, достижений кружковой деятельности, классов различной направленности (спортивной, художественной). Психологом проводится регулярный тренинг для учащихся 9-х классов: «На пороге взрослой жизни. Психологическая готовность выпускника к продолжению образования». Руководителями МО подбираются и разрабатываются методики для оценки текущего процесса учебной деятельности. В феврале для родителей целевой проведён семинар «Дети с низкой мотивацией к учению».



Результаты мониторинга

Результаты работы пока невысоки, но стабильны, в связи с тем, что испытываем в этом учебном году серьёзный дефицит кадров (справка прилагается). Также необходимо достаточно много времени на то, чтобы поменять установки педагогов, а также на изучение и разработку методик формирующего оценивания, реализации планов улучшения результатов учащихся. Оценка остальных параметров мониторинга, в том числе удовлетворённость участников ОП и мотивация, будет сделана в мае с целью увидеть динамику. В целом план мероприятий реализуется в полном объёме».



Также свой отчет озвучила зам.директора по УВР МБОУ СОШ с. Ачан Амурского муниципального района Артемова Ольга Анатольевна - она представила Дорожную карту по следующим направлениям управленческой деятельности школы:



  • Формирование готовности школы к изменениям

  • Обеспечение в коллективе понимания важности изменений

  • Создание организационной структуры с развитыми горизонтальными коммуникациями (партнерские школы)

  • Разработка (корректировка) нормативно-правовых актов (положение о взаимодействии школ)

  • Круглый стол «Нетрадиционный урок: перспективы, проблемы, ожидания» (март)

  • Круглый стол «Где находится граница между эффективностью и неэффективностью? Проблемы, поиск, результат» (май)

  • Разработка системы мотивации и стимулирования, обеспечивающей развитие инициативы и активизацию творчества педагогов школы в деятельности, направленной на совершенствование, обновление и развития образовательного процесса (стимулирующие выплаты)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ:

  • Привлечение молодых специалистов, поиск новых высококвалифицированных педагогических кадров

  • Использование активных форм работы с педагогическими кадрами (обучающие семинары-практикумы, педагогические чтения, обучение на открытых уроках, мероприятиях, круглые и дискуссионные столы по актуальным проблемам образовательного процесса)

  • Организация наставничества, школы молодого учителя (возобновлена работа в январе 2015)

  • Школьный конкурс педагогического мастерства «Нетрадиционный урок» (март)

  • Участия в профессиональных сетевых Интернет-сообществах, видеоконференциях, конкурсах

  • - Организации дистанционного обучения педагогов, участия педагогов в вебинарах

  • Неделя успеха молодого педагога (февраль)

  • Открытые уроки (январь)

  • Открытые внеклассные мероприятия (февраль)

  • Педагогические чтения: 3 педагога приняли участие в районном этапе

  • 3 педагогов приняли участие в обучающихся семинарах

  • Принимаем участие во всероссийских профессиональных конкурсах

  • 8 педагогов прошли дистанционные курсы повышения квалификации, направленные на реализацию ФГОС ООО (сентябрь-декабрь)

  • Имеются сертификаты опубликования авторских разработок на профессиональных сайтах.

ВНЕШНИЕСВЯЗИ образовательной организации, СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА

  • Вступление в различные формы профессионального взаимодействия муниципальной системеобразования: сети школ, территориальные предметные объединения

  • Установление связей (поиск образовательных организаций – партнеров) со школами с сильным кадровым ресурсом (взаимопосещение уроков с обсуждениями, преподавание в классах школ-партнеров, обсуждение программ, технологий подготовки к ЕГЭ, ГИА, др.)

  • Участие в профессиональных сетевых Интернет-сообществах, видеоконференциях, конкурсах

  • Организация дистанционного обучения педагогов, участия педагогов в вебинарах

  • Взаимодействие с методистами муниципального органа управления образованием

  • Проведение совместных с другими школами района методических мероприятий:

- методические недели, декады;

- конкурсы.



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:

  • Разработка и реализация проектов, мероприятий, направленных на удовлетворение эстетических, культурных и досуговых потребностей обучающихся, обеспечивающих их духовно-нравственное развитие и воспитание, формирование социальных ценностей, основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций

  • Гражданско-патриотическое воспитание, шефство над ветеранами

  • Взаимодействие с местным сообществом. Участие школьников, педагогов, родителей в творческих, спортивных мероприятиях

  • Оказание адресной (психолого-педагогической) помощи обучающимся, обеспечение психологической комфортности образовательного пространства школы

  • Неделя литературы (09-14.02.2015)

  • Неделя родного языка (16-21.02.2015)

  • Военизированная игра «Зарница» (21.02.2015)

  • Спортивные секции: волейбол, национальные виды спорта (начало работа – февраль)

  • Конкурс «Самый здоровый класс» (март)

  • Тематические классные часы, посвященные 70-летию Победы (март)

  • Устный журнал «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертный» (апрель)

  • Предметная неделя математики и физики (апрель)

  • Конкурс «Ученик года-2015» (апрель)

  • Парад песни и строя (май)

  • Веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» (май)

  • Профориентация

Также представили отчет по результатам деятельности МБОУ СОШ с. Высокогорное зам. Директора выделила проблемы ОО и пути их решения. Шелудько Ю. В., директор МБОУ ООШ с. Благодатное рассказали о грантовой деятельности ОО и о желании участвовать в проекте.

f:\семинар 26.02.2015\фото 26 февраля\s4030770.jpg

После выступлений руководителей образовательных организаций слово было предоставлено генеральному директору КЦО Эльвире Викторовне Шамоновой, которая рассказала о возможностях КЦО в условиях реализации Проекта «Поддержка общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях».

Далее работу со слушателями продолжила Фисенко Т. И., доцент кафедры ТиМО – главный вопрос - «Неуспешность: причины и пути преодоления». Участники семинара отвечали на вопросы и выполняли задания.

Ниже представлены ряд материалов доклада Фисенко Т. И.:



«Школа существует для того, чтобы служить учащимся.
Хорошие учителя не рождаются таковыми и не выпускаются серийно некой фабрикой – ими становятся в результате постоянного творческого и личностного роста!


Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле и задуманном промежутке времени, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успешность – это когда человек чего-то достиг и одновременно понимает, что стал от этого только лучше.

Успешность как качество личности –  способность добиваться выполнения своих целей экологично, параллельно совершенствованию личности, без нанесения урона своему внутреннему миру, находясь в гармонии с самим собой и законами мироздания. Успешность — это возможность себя реализовать.

Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе. Эту цепь неуспехов, неверия в себя и необходимо разорвать. Приспособление школы к ученику – одно из требований современной педагогики.



Задание 1.

Нарисуйте свое представление (модель) понятия «Успех»

Ключевые слова: достижение цели, положительный результат, признание, способность

Нормы: экологичность, гармония,



Задание 2. Составьте свое определение понятия «успешность»

Причины неуспешности. Почему одни успешны, а другие нет?

Задание 3. Сформулировать важные, на Ваш взгляд, причины школьной неуспешности. Воспользуйтесь предложенным материалом.

Л.С. Славина выделила типы неуспевающих обучающихся по доминирующей причине неудач:

  • обучающиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения;

  • обучающиеся, у которых слабые способности к обучению;

  • обучающиеся, у которых неправильно сформированы навыки учебного труда и не умеющие трудиться.

Н. Н. Мурачковский предложил классификацию неуспешности:

1. Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учению

2.Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учителю, учению

3.Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению

Личные качества учеников с низкой успеваемостью и приемы педагогического влияния:

1.Обедненный жизненный опыт, ограниченность знаний и представлений об окружении

2. Отсутствие духовных потребностей, интересов, познавательная инертность

3. Низкий социальный статус личности



Другие исследования установили три группы причин школьных неудач.

1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.

2. Причины биопсихического характера– это наследственные особенности, способности, черты характера. Задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков.

3. Педагогические причины. Обучение, работа учителя – решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

Более конкретные причины неудач в учебе: жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей; единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку.

Задание 4. Определите признаки, причины и пути обеспечения успешности обучающихся. Воспользуйтесь материалами для чтения.

Причины школьной неуспешности и пути их устранения

Признаки неуспешности

Причины неуспешности

Педагогические меры по обеспечению успешности обучающихся

Управленческий аспект обеспечения успешности обучающихся













Как помочь ученику стать успешным

Неуспешными учениками, как правило, считаются ученики, которые не хотят учиться. Однако нежелание учиться не причина неуспешности, а следствие образовательного процесса, в котором находился ученик. Педагогическая позиция учителя, его базовая мыслительная установка является центральным моментом в стиле преподавания. Строится она на принципах преподавания, которые выбрал для себя учитель.

Ценность универсальных принципов в том, что они всегда остаются в силе – независимо от учебного предмета, учителя, учеников или окружающей среды.


  1. Принцип ответственности

За что учитель несет ответственность: за усвоение или за изложение материала? Кто на занятии несет ответственность за то, что обучающийся ничему не научится? Учитель или сам обучающийся?

  1. Принцип ожидания

Ожидания учителя неизбежно влияют на жизнь учеников – причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Ожидания могут быть подсознательными или сознательными, позитивными или негативными, конструктивными или деструктивными.

  1. Принцип сохранения

Чтобы обеспечить сохранение материала, учитель должен сосредотачивать внимание учеников на наиболее важном, ибо не все сведения в равной степени важны. Если учитель берет на себя ответственность за усвоение материала, он должен взять на себя ответственность за отделение главного от второстепенного, научиться "просеивать" информацию, предназначенную для учеников.

  1. Принцип применения

Стандарт образования указывает на то, что учитель должен не просто излагать содержание учебного предмета, но и обеспечивать его практическое применение. Причем применение в нестандартной ситуации. Важно не столько содержание, сколько воплощение этого содержания в жизнь.

Любое образовательное событие, в том числе урок, должны быть направлены на изменение жизни учеников посредством эффективных способов применения материала. Материал дается им не для информации, а для трансформации.



  1. Принцип визуализации

Как запомнить учебный материал «раз и навсегда»? Информация запоминается гораздо успешнее в том случае, если ученик полностью ее понимает. Понимание всегда должно предшествовать запоминанию.
  1. Принцип потребностей


Принято считать, что мотивация учащихся – дело рук самих учащихся. Если им скучно и неинтересно, это их вина. Если они не желают слушать, – никакой учитель не заставит их. Принцип Потребностей утверждает обратное: учитель может и должен помочь ученикам ощутить потребность в том, что они собираются изучать.
Некоторые способы предупреждения и преодоления неуспешности ученика
  • Рефлексия (осознание) и оценка


  • Смысловое чтение

  • Современными педагогами, занимающимися проблемой развития мыслительной деятельности учеников, широко используется таксономия мыслительных умений американского психолога и педагога Бенджамин Блума.

  • Работа с моделями.

Средства профилактики школьной неуспешности: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие.

Задание 5. Сформулируйте условия успешного обучения:

Педагогические условия

Управленческие условия







f:\семинар 26.02.2015\фото 26 февраля\s4030782.jpg

f:\семинар 26.02.2015\фото 26 февраля\s4030785.jpg

Л.Л. Беляева, доцент кафедры ТиМО ХК ИРО работала со слушателями над системой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.



Второй день семинара «Проектирование стратегий преобразований: эффективная школа» (27.02.2015) был посвящен отработке направлений программы преобразований школ, заполнению карты выхода из кризиса образовательными организациями по результатам анализа показателей самообследования. Участники семинара имели возможность представить откорректированные программы преобразований для обсуждения коллегам.

e:\семинар проектирование стратегии достижения новых образовательных результатов эффективная школа 26-27 февраля 2015 г\s4030796.jpg
Участники семинара дали экспертную оценку по результатам проеденного семинара «Проектирование стратегии преобразований: эффективная школа» на платформе ХК ИРО http://effektivnayashool.blogspot.ru/:

  • «Семинар, проходивший 26-27 февраля, был очень насыщенным. Впечатлило, что была создана рабочая тетрадь семинара. Это очень удобно. Тетрадь поможет в работе на месте, корректировке своей программы. Общее обсуждение представленных программ показал путь решения нашей проблемы при составлении программы развития. Все педагоги, ведущие семинар, показали компетентность в данном вопросе. Наши ожидания оправдались, даже было кое-что сверх нормы».

  • «Масса впечатлений и полезной информации. Хочется отметить высокий профессионализм организаторов семинара и активность участников!!»

  • «Я поняла все ошибки, допущенные при разработке программы преобразований. Стиль ведения и компетентность преподавателей - высокий. Спасибо!!»

  • «На оценку "5". Все преподаватели компетентны. Всё, что хотели, услышали»

  • «Хочется отметить высокий профессионализм организаторов и педагогов семинара. Семинар был информационно насыщенным».

  • «Необходимо отметить, что семинар полностью оправдал наши ожидания. Помог определить ошибки в своей работе и наметить пути их преодоления. Также хочется отметить высокий уровень компетентности ведущих преподавателей. Очень доброжелательный стиль ведения занятий. Спасибо!!!»

  • «В первую очередь, хотелось бы поблагодарить всех экспертов, которые принимали участие в семинаре! Честно говоря, я не ожидала, что семинар окажется таким интересным и поучительным! Преподаватели компетентны и на высоком уровне преподнесли предложенную информацию. Семинар был интересным, насыщенным».

  • «Семинар выстроен четко, грамотно. Все понятно. Остальное все в наших руках. Хотелось бы, чтобы обучить педагогов и администрацию школы по данной проблеме. Думаю, что буду к вам обращаться».

  • Считаю, что обучение на подобных семинарах необходимо, по-возможности, как можно большему числу моих коллег»


Определился образовательный запрос участников семинара на будущие семинары по таким темам:

  • Меня больше интересует формирующее оценивание. Хотелось бы побывать на практическом семинаре и получить реальную помощь.

  • ФГОС ООО нужно разбирать подробнее.

e:\семинар проектирование стратегии достижения новых образовательных результатов эффективная школа 26-27 февраля 2015 г\s4030797.jpg

e:\семинар проектирование стратегии достижения новых образовательных результатов эффективная школа 26-27 февраля 2015 г\s4030799.jpg


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница