Семинара «Привлечение к чтению: современные методики и технологии, их внедрение в деятельность публичных и общедоступных библиотек»



страница1/5
Дата22.04.2016
Размер1.01 Mb.
ТипСеминар
  1   2   3   4   5
Введение
Сборник составлен по итогам областного семинара «Привлечение к чтению: современные методики и технологии, их внедрение в деятельность публичных и общедоступных библиотек».

Семинар проходил во Владимире 16 апреля 2014 года в рамках ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие культуры Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Развитие культуры и туризма на 2014-2020 годы».

Ведущие педагоги, психологи, библиотечные специалисты г. Владимира, Владимирской области и г. Москвы собрались во Владимирской областной библиотеке для детей и молодежи, чтобы проанализировать современное состояние детского и подросткового чтения, поделиться накопленным опытом работы по привлечению к чтению детей, подростков и молодежи.

Поиск современных действенных форм пропаганды книги и чтения среди подрастающего поколения способствовал созданию уникальных творческих разработок.

Подробный рассказ об одной из таких интересных находок - пропаганде книги и чтения посредством комикс-культуры - представил заведующий отделом «Центра комиксов и визуальной культуры» Российской государственной библиотеки для молодежи А.И. Кунин (г. Москва).

Психолог, главный библиотекарь отдела социологии, педагогики и психологии детского чтения Российской государственной детской библиотеки Н.Г. Малахова (г. Москва) заострила внимание присутствующих на имеющих место негативных тенденциях дошкольного чтения, без которого невозможно становление не только читательской, но и всей дальнейшей жизни ребенка.

О проблемах молодежного чтения, а также собственных интересных находках в деле продвижения книги и чтения среди преподавателей и студентов всех специализаций Владимирского областного колледжа культуры и искусства рассказала преподаватель дисциплин библиотековедческого курса М.Е. Филютина.

На необходимости тесного сотрудничества всех заинтересованных учреждений и организаций в деле приобщения к чтению детей и молодежи сделала акцент Председатель правления Владимирского областного отделения Российского детского фонда Л.А. Мордасова.

Семинар позволил составить более четкое представление о современном состоянии чтения подрастающего поколения, дал возможность оценить актуальность творческих разработок библиотекарей, педагогов, психологов.

Благодаря участию в семинаре представителей различных заинтересованных организаций, работающих с детьми и книгой, проблемы чтения получили максимально яркое и полное освещение. Участники семинара отметили важность консолидации совместных усилий при выработке путей поиска и пропаганды современных действенных форм продвижения книги и чтения.




О. В. Купрещенко,

г. Владимир
Актуальные вопросы взаимодействия

Владимирской областной библиотеки для детей

и молодежи с библиотеками области по реализации творческих проектов привлечения к чтению
Владимирской областной библиотекой для детей и молодежи реализуется комплекс творческих проектов, направленных на продвижение чтения, воспитание информационной культуры детей и молодежи, развитие их творческой инициативы. Многие из этих проектов воплощаются в сотрудничестве с библиотеками области, обслуживающими детей и молодежь.

В 2013 году впервые нами была проведена Межрегиональная конференция по проблемам безопасности в сети Интернет «Диалог on-line», она собрала около 170 слушателей и 14 докладчиков. В 2014 году конференция собрала свыше 200 слушателей и 24 докладчика, в том числе из Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода. На конференции обсуждался широкий круг вопросов - от технических аспектов безопасности и психологической зависимости от интернета до незаконного использования Сети. По итогам конференции издаются сборники выступлений, которые направляются во все муниципальные образования области.

Библиотека для детей и молодежи в 2013 году впервые осуществила подписку на доступ к удаленным базам данных. Благодаря подписке на удаленную базу периодики East View Information Services наши читатели имеют возможность доступа к более чем 140 000 периодических изданий по общественным и гуманитарным наукам, по педагогике и образованию. Ресурс «ЛитРес: мобильная библиотека» открывает доступ к более чем 85 000 материалов научного, публицистического и художественного характера, более 45 000 из них являются эксклюзивными. Будет продолжен доступ к электронной библиотечной системе «Университетская библиотека онлайн».

В 2013 году стартовал проект «Владимир интернациональный», направленный на воспитание с самого раннего возраста толерантного отношения к людям иной национальности. Проект открылся Неделей русской культуры, прошли Недели татарской и армянской культур. Каждый день Недели раскрывает зрителям определённый аспект жизни этноса. Мероприятия проекта собрали не менее 1000 участников и зрителей.

В феврале 2014 года прошла Неделя еврейской культуры. Проект будет развиваться и дальше. Сборник методических материалов по проекту «Владимир интернациональный» будет направлен в ваши библиотеки.

В прошлом году начался совместный проект нашей библиотеки с муниципальной библиотекой города Мюнямяки (Финляндия). В рамках проекта в стенах Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи пройдут занятия по творчеству известной во всем мире финской писательницы Туве Янссон, а в Финляндии библиотечные специалисты расскажут о творчестве русских писателей. Кроме того, состоятся выставки иллюстраций российских детей к книгам Туве Янссон и финских детей - к книгам К. Чуковского, Л. Толстого и русским народным сказкам. А завершится всё телемостом между Владимиром и Мюнямяки: дети, участвовавшие в мероприятиях, смогут увидеть друг друга и пообщаться. Тема традиционного конкурса «Лучший читатель года» - «Дети рисуют книгу».

Ежегодно в библиотеке проходит Неделя детско-юношеской книги, в рамках которой на встречу с писателями мы приглашаем учащихся школ г. Владимира и Владимирской области. 2 апреля 2014 года в Международный день детской книги наш город посетил детский поэт и сказочник Игорь Жуков. В мероприятии приняли участие более 500 детей из г. Владимира и Владимирской области. 3 апреля Игорь Жуков провёл встречу с ребятами г. Гороховца и Гороховецкого района.

Областной фестиваль книги и чтения «Открытая книга» пройдет в конце мая. Нами запланированы мероприятия, посвящённые 90-летнему юбилею главного детского журнала «Мурзилка», творческая встреча с писателем, литературные праздники, игры, викторины, мастер-классы.

Большое внимание библиотекой уделяется правовому воспитанию подрастающего поколения. В рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений во Владимирской области на 2013-2015 годы» библиотекой организуются познавательные часы, фотовыставки, круглые столы на правовую тематику. Мероприятия проводятся совместно с Молодёжным правительством Владимирской области и Владимирским отделением Молодёжного союза юристов.

В прошлом году библиотека для детей и молодежи присоединилась к общенациональной акции «Библионочь». На различных площадках в интерактивных мероприятиях приняли участие около 700 человек. 25 апреля 2014 года гости библиотеки смогут поучаствовать в мастер-классах, литературных квестах, различных конкурсах и, конечно, познакомятся с библиотекой и её книжным фондом.

Хочу поблагодарить вас за активное участие детей и молодежи муниципальных образований в конкурсах, проведенных нашей библиотекой в прошедшем году. Это и фотовыставка «Право плюс творчество», и интеллект-турнир «Какого закона не хватает в России и как бы я его написал», а также областной конкурс знатоков права «Суров закон, но это закон» и конкурс плакатов «Я – гражданин».

В этом году с большим успехом проходит конкурс творческих работ среди детей и молодежи «Мы не одни».

С февраля идёт библиографический конкурс «Поиск ведут знатоки». Приём работ на конкурс завершится 25 апреля. Своим читателям, а также всем жителям Владимира и области мы предлагаем поучаствовать в создании логотипа и слогана библиотеки. Работы принимаются до 13 мая, а награждение победителей пройдёт во Всероссийский день библиотек - 27 мая.

Ярким событием 2013 года стал конкурс буктрейлеров «Посмотри книгу!».

Современный формат помог привлечь к участию в акции новых читателей, повысил внимание общественности к книге и чтению. Большинство участников конкурса высказались за его продолжение в 2014 году. Было принято решение, что областной конкурс буктрейлеров в 2014 году пройдет в ноябре – декабре и станет ежегодным. Он поможет осваивать современные методы пропаганды книги и чтения, привлечь в библиотеку новых пользователей.

В конечном итоге, в библиотеке будет создана коллекция буктрейлеров для дальнейшего использования в просветительских акциях по продвижению книги и чтения.

Стартовал интернет-проект «Моё Владимирское детство». Известные персоны и их менее известные соотечественники смогут поделиться воспоминаниями своего детства, связанными с Владимирской областью.

17 марта состоялось торжественное открытие проекта «Вернисаж». Суть проекта – организация регулярных выставок творческих работ детей и молодежи (живописных, графических, фоторабот и т.п.) в стенах библиотеки. На торжественные мероприятия в рамках «Вернисажа» авторы могут приглашать своих друзей, одноклассников, родных. Мы считаем, что моральная поддержка, общественное внимание и признание способствуют повышению самооценки молодых авторов и стимулируют их творчество.

В соответствии с вышеперечисленными направлениями работы библиотеки мы выстраиваем и методическую деятельность. В 2013 году специалистами Владимирской областной библиотеки для детей и молодёжи проведены областные и межрегиональные семинары и совещания:

• «Работа библиотек по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи»;

• «Социально-психологическое воздействие книги на читателя»;

• «Организация чтения детей и подростков в летний период»;

• Интерактивные формы продвижения книги и чтения»;

• «Августовские педагогические встречи».

В 2014 году мы приглашаем вас на наши семинары:

в октябре – семинар «Формирование толерантного сознания и противодействие идеологии экстремизма в подростковой и молодежной среде» (для специалистов, работающих с детьми и молодежью);

в ноябре – областной семинар для работников детских библиотек «Детские библиотеки - в поддержку здорового образа жизни».

Мы охотно откликнемся на ваши пожелания участия наших специалистов в ваших семинарах. Мы также готовы познакомить ваших читателей с богатыми фондами Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи. Будем стараться продолжать организовывать «Встречи с писателями на Владимирской земле» как в областном центре, так и на базе муниципальных библиотек.

____________________________


Н. Г. Малахова,

г. Москва

Детское чтение глазами психолога
Чтение, как взрослое, так и детское, сейчас переживает не лучшие времена. Мы наблюдаем значительное падение интереса к книге. Исследования фиксируют изменения, происходящие в чтении: снижение количества и ухудшение качества прочитанного, значительное уменьшение числа домашних библиотек, падение уровня понимания текстов (функциональная неграмотность) у детей и подростков. Изменилась и модель детского и - особенно - подросткового чтения: как и во взрослом, выделяются две основные составляющие: чтение деловое и чтение развлекательное. Можно говорить о многих внешних факторах, обусловивших этот процесс: и охвативший развитые страны кризис чтения, который не обошел и нашу страну, и развитие новых информационных технологий, и агрессивная политика телевидения, и ускорение темпа жизни, и огромный выбор досуговых занятий, пришедших на смену книге, и многое другое. Но существует и внутренний фактор: изменилось отношение людей – взрослых, подростков, детей – к книге.

Социологические опросы показали, что с 1990-1991 годов чтение вышло на периферию сознания у молодежи и подростков, попало в разряд хобби, занятий совершенно не обязательных. Все чаще на вопрос: «Любите ли вы читать?» они отвечают: «Нет, я люблю смотреть футбол, или слушать музыку, или гулять с друзьями, или…» На вопросы анкеты девятиклассники отвечали: «а я ваще ничетаю», «нипочему не читаю». Нелюбимая книга: «все», «про прозу». Все чаще к нам приводят пяти-шести-летних детей с жалобами, что ребенок не любит слушать чтение, не смотрит книжки, да и сам ребенок знакомство начинает со слов: «Терпеть не могу ваши сказочки».

Между тем чтение - это не просто процесс передачи ребенку некоторого количества информации, знаний, необходимых для дальнейшей жизни: учебы, успешности, как это думают многие современные родители (это показывают наши опросы). И не только развитие речи и мышления, без чего ребенок не сможет учиться в школе. Чтение – это дверь в мир человеческой культуры, возможность понять себя и мир, составить представление о добре и зле, выработать способ общения с иным – человеком, культурой. Чтение является важнейшим «ресурсом» развития человеческой личности. Но если раньше понятие «человек разумный» почти автоматически означало – «человек читающий», то теперь, чтобы воспитать человека читающего, сформировать потребность в чтении художественной литературы, требуются огромные усилия семьи, детского сада, школы.

Почему же прежний малыш, что «тычет в книжку пальчик», сменился ребенком, ворчащим: «Надоели мне все эти ваши книжки». Как изменилась жизнь наших детей за 20-25 лет? Мы можем наметить некоторые особенно важные точки, в которых происходили изменения в детской жизни.

Едва успев родиться, ребенок начинает заниматься очень сложной работой по упорядочиванию мира. Он находит место окружающим предметам, людям, событиям, явлениям, себе самому в этом мире, осознает это место, этот порядок, это со-бытие себя и мира. В такой работе и происходит формирование сознания и самосознания ребенка. Упорядочивание – приведение в порядок мира, структурирование пространства - начинается со способности к вычленению границ предметов и восприятия их как отдельных целостностей, с фиксации точки нахождения ребенка, осмысления им устройства своего телесного «Я». Проделать такую непростую работу младенцу традиционно помогали различные жанры материнского фольклора (пестушки, потешки, колыбельные), которые, фактически, являлись для него опережающей моделью построения мира. Что небушко и солнышко наверху, а травка внизу, и «не ложися на краю», не выходи за околицу, и «водичка, умой мое личико», и многое-многое другое - все, касающееся устройства жизни, порядка в мире напевалось, наговаривалось младенцу. Эта модель задавала смысловые схемы выстраивания мира задолго до собственного активного практического освоения ребенком пространства, задолго до того, как ребенок вылезал из люльки, кроватки, коляски и начинал пробовать на ощупь все, что его окружает. Материнский фольклор – это и веками отработанный способ общения матери и младенца: колыбельная и пестушка задают интонацию, темп и ритм речи, обращенной к ребенку, задают само отношение к малышу – спокойное, ласковое, уверенное. И - что очень важно – это была первая встреча ребенка с поэтической речью: с ритмом и рифмой, напевностью и образностью. Сегодня редкий ребенок может похвастаться тем, что засыпал под мамины колыбельные.

Формирование сознания дошкольника происходит на двух важнейших полюсах детской жизни: в игре и в бытовой жизни ребенка. Режим, то есть упорядоченность и повторяемость событий жизни дают чувство безопасности. Овладевая способами действий с предметами, формируя навыки самообслуживания, ребенок упорядочивает и выстраивает свое поведение, приводит в порядок свою жизнь. И с режимом, и с самообслуживанием сегодня не так все просто.

Но главная, или - как говорят психологи - ведущая деятельность дошкольного возраста – это детская игра. Именно в ней формируются основные психические новообразования этого возраста, происходит развитие ребенка: развитие основных психических функций, формирование внешней социальности, осознанности и произвольности, целеполагания, становление внутренней социальности (сознания и самосознания) ребенка, развитие фантазии и воображения. В игре происходит формирование и развитие психических новообразований, необходимых для всей дальнейшей жизни ребенка, в том числе и для его читательской деятельности. Ведь игра является тем свободным пространством, где ребенок в своих планах и действиях не зависит от родителей и воспитателей, где он сам организует свою жизнь, исходя из своих собственных интересов, желаний, из необходимости выстраивать свои отношения с другими детьми и из правил самой игры.

Даже когда малыши просто копошатся в песочнице, они решают множество задач. Надо придумать, что строить, создать план, подобрать средства для его реализации – орудия, материалы, надо выстроить последовательность действий, проверить правильность, найти ошибку, придумать, как её исправить, да еще вести себя так, чтобы друг с другом не поссориться. Вся наша взрослая жизнь моделируется в этой песочнице. В играх в «дочки-матери», «магазины», «путешествия» развиваются фантазия и воображение, самостоятельное, произвольное поведение, и, конечно, умение общаться, проигрываются важнейшие социальные роли и социальные отношения. Сюжетно-ролевые игры – это детская, но совершенно настоящая жизнь, где и происходит психическое развитие ребенка.

К концу дошкольного детства появляются игры с правилами. Правило всегда заставляет делать не то, что хочется в данный момент, а то, что оно велит. Вспомните обычную игру в прятки: как не терпится малышам вылезти из укрытия, обнаружиться, но надо терпеть. А труднее всего водящему: хочется скорее схватить того, кого нашел, а правило заставляет бежать в противоположную сторону, чтобы его застукать. Если правила не выполнять – вылетишь из игры, но играть-то хочется. Приходится учиться принимать и выполнять правила. И это - лучшая подготовка к школе, к взрослой жизни.

Но в больших городах исчезают дворы – свободное пространство жизни, которую определяет сам ребенок со своими друзьями и игра с сюжетом и правилами. Двор – это школа общения и общежития, где от старших младшим передавались не только правила игр, но и кодекс дворовой чести (не ябедничай, не обижай слабого), нарушение которого грозило изгнанием. Все меньше играют дети в коллективные игры. И вот уже психологи отмечают, как слабо развиты у нынешних дошколят воображение, творческая инициатива, самостоятельность мышления, как ситуативна, нелогична и бедна их речь, снижен эмоциональный тон, затруднено общение друг с другом. Несомненно, что все это отражается и на детском чтении, на читательском развитии детей.

Снижение доли игр в дошкольном детстве нередко восполняется тем, что дети все свободное ото сна и еды время «потребляют» мультфильмы, телесериалы, телерекламу, игры на приставках и компьютере. Динамичный видеоряд телеэкрана и компьютера не позволяет ребенку задуматься, понять, что происходит, выстроить логику сюжета, зачастую и логики-то никакой нет: ни причинно-следственных, ни временных связей. Мир предстает в виде беспорядочных отрывочных действий, немотивированных поступков персонажей, несвязных событий. Нарушается работа дошкольника по упорядочиванию, выстраиванию мира. При этом собственная активность ребенка сводится к нажатию кнопок на пульте. Эта привычка к скоростному восприятию информации с экрана, не дающая времени ребенку ни задуматься, ни сопереживать, изменяет восприятие художественного текста: нарушается процесс восприятия целостной структуры произведения, не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания и авторские отступления.

Но главное – на место игровой деятельности у наших дошкольников все раньше приходит деятельность псевдоучебная. Произошла странная подмена: самообслуживание и игра, естественные (не в биологическом, натуральном, но в культурном смысле) виды деятельности, в которых и происходило собственно психическое развитие дошкольников, уходят из детской жизни. Уходят вместе с другими традиционными занятиями – маминым вечерним чтением, неспешными общими разговорами за чаем, воскресными прогулками в парке… И это место заполняется заменителями – кружками и студиями «раннего развития». Но только развитие, в большинстве случаев, понимается как исключительно интеллектуальное, и даже не развитие, а раннее обучение. Подстегиваемый огромным рынком образовательных услуг родительский страх не успеть, не додать, не подготовить к школе заставляет записывать детей одновременно в 5-7 различных кружков. И хорошо, когда в этих кружках рисуют, лепят, поют и танцуют. Но нередко, усадив трех-четырехлетних малышей за парты, с ними «изучают» геометрические формы и английский алфавит. Развитие подменяется натаскиванием, загрузкой в ребенка максимума информации. Вместо игры, пространства свободы, где формируется собственная активность ребенка, развиваются его фантазия, воображение – раннее обучение, жестко нормативная деятельность, установка на единственно правильное исполнение задания, получение готовых сведений задолго до появления собственных вопросов.

Все это: возрастающий ритм жизни, тотальное внедрение в жизнь ребенка телевидения и компьютера, раннее обучение вместо игры - приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной активности ребенка, в том числе и познавательной. Свой вклад в эту копилку вносят многочисленные «математики» и энциклопедии «с пеленок», курсы риторики и философии для пятилеток. Они закладывают в детские головы множество сведений, но не позволяют научиться думать самому, искать ответы на собственные вопросы. Ребенок, не прошедший закалки свободой, фантазией, игрой, но подвергнувшийся раннему обучению, не научился придумывать, изобретать. Зато у него появляется страх сказать или сделать что-нибудь неправильно. Этот страх сковывает фантазию и воображение, уничтожает творческий потенциал, необходимый для того, чтобы стать полноценным читателем художественного произведения.

А потом ребенок идет в школу, где чтение из приятного и интересного занятия (если ему повезло) превращается в учебный предмет с оценками, неудачами, страхом неуспешности, что не только не способствует формированию читательской мотивации, но и нередко вырабатывает у детей стойкое отвращение к чтению. А упор в обучении на скорость чтения, бесконечные проверки в начальной школе скорости чтения приводят к росту функциональной неграмотности (непонимание прочитанного), а иногда и к вторичным дислексиям (нарушение, при котором уже сложившийся навык чтения разрушается).

С «необходимостью» раннего обучения связан становящийся все более популярным у родителей мотив: детское чтение – это получение полезной информации и выработка умений. Это приводит к тому, что чтение литературы заменяется частично (а иногда и полностью) чтением детских энциклопедий и различных «развивающих» пособий. Чтение, по- преимуществу, энциклопедий и «обучающих» детских книжек вместо художественной литературы (стихов, сказок, рассказов, повестей), усугубляет заданное современным ритмом жизни, TV-клипами, мультиками, компьютерными играми отрывочное, фрагментарное восприятие текста. Отношение к чтению как получению информации, распространенное у современных родителей, зачастую приводит к тому, что чтение художественной литературы строится по типу учебных занятий (с обязательным пересказом, ответами на вопросы и т.д.). При таком чтении происходит замена эстетической, эмоциональной деятельности - учебной, у ребенка выключается механизм эмоционального восприятия текста, сопереживания героям… Результат – утрата интереса к чтению вообще. Это те негативные тенденции, которые мы сегодня наблюдаем в дошкольном чтении. Чем же, в идеале, должно быть детское чтение? Что должно происходить с ребенком, когда ему читают?

Известный французский специалист по вопросам детского чтения Д.Д. Ескарпи исследовала, что происходит с маленьким ребенком, когда он «читает» - рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома – художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым – родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Ескарпи подчеркивает, что текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Устанавливается четырехстороннее общение ребенка – с автором, иллюстратором, взрослым, с самим собой. Таким образом, общение – это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения как необходимого, насущного ему, отдаленного во времени и пространстве Собеседника (М. М. Бахтин), Собеседника, задающего вопросы Читателю, отвечающего на вопросы Читателя.

Второй постулат и одновременно задача детского чтения – это развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание сочувствия, сострадания. Трех-четырех-летний ребенок, обидев, ударив сверстника, зачастую не понимает состояния обиженного. Но он же переживает за брошенного хозяйкой зайку, старается прикрыть ладошкой лису, открывшую рот на Колобка, до слез сочувствует бедной Дюймовочке и хохочет над приключениями обезьянки Анфисы, разгильдяйки Пеппи. И много-много раз просят дети перечитывать любимые книжки, зная их почти наизусть, потому что им зачем-то надо опять переживать, смеяться и плакать. Сопереживание – вот что должно происходить при чтении, особенно при детском чтении. Эмоциональное развитие, воспитание чувств, обучение умению сострадать и сорадоваться другому живому существу – вторая составляющая детского чтения.

Третья составляющая и третья задача раннего чтения – эстетическое воспитание, развитие эстетического отношения к литературному произведению. Ведь первые детские книжки – стихи и сказки, иллюстрации ложатся в основу формирования художественного вкуса ребенка. Это возможно благодаря тому, что дети от 2 до 5 лет удивительно чутки к поэтическому слову, их отличает тяга к рифмованию, сочинительству, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке.

На эту возрастную особенность опирались создатели программы «Воспитание будущего читателя (литературно-художественное развитие детей 3-5 лет)» замечательный педагог и библиотекарь Г. М. Кузьменкова и художник Г. М. Рысина. Важнейшая задача программы - развитие литературных способностей: понимание образной художественной речи, формирование богатого словарного запаса и чувства языка, эмоционального реагирования на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами.

Занятия по этой программе проводятся в библиотеке более 20 лет, рассчитаны они на небольшие группы детей (7-9 человек), занимающихся вместе с родителями. Каждое занятие имеет довольно жесткую организационную структуру, в которой важную роль играют ритуалы (приветствие – обращение к каждому ребенку по имени, колокольчик – сигнал внимания, переход от одного вида деятельности к другому – со стихами и ритмическими действиями, заклички, прощание - приглашение на следующее занятие).

Первая часть каждого занятия – литературно-игровая. Это слушание литературного произведения с органично включенными играми, проигрыванием, игрушками и кукольными персонажами, элементами декорации, музыкальным сопровождением, т.е. это чтение – драматизация, где очень важны игра, театральность. Начинается эта часть с пальчиковой гимнастики, настраивания малышей на занятие. Заканчивается рассматриванием картинок в разных изданиях, сравнением иллюстраций разных художников. Трехлетним детям трудно долго фиксировать взгляд на картинке, и глазкам помогают пальчики. Пальчики гуляют по странице, удерживая взгляд, а педагог с детьми обсуждают картинки.

Вторая часть – рисование (реже лепка) – визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которым дети познакомились в первой половине занятия. Рисуя, малыши еще раз проговаривают, переживают приключения героев. Занятия выстроены таким образом, чтобы дети постепенно научились владеть рукой, освоили основные движения кистью – круговые, прямые и волнистые линии, точки.

Поскольку желающих заниматься было всегда больше, чем могла принять студия, пришлось, взяв за основу принципы и структуру этой программы, сделать разработки для большего количества детей, для разных возрастов, учитывая возможность разовых посещений. Конечно, при этом теряется индивидуальная направленность занятий, невозможно отследить динамику каждого ребенка, сложно работать, не зная, придет 20 или 50 детей. Но зато все желающие могут приходить по субботам на открытые литературные занятия. Массовые занятия проводятся в двух возрастных группах: 3-6 лет и 5-9 лет. Соответственно возрасту подбираются литературные произведения, по-разному происходят чтение и творческая часть. В младшей группе сохраняется театральность, игровое начало. В старшей – главной становится задача привлечения внимания к тексту, хотя возможно и появление героев или второстепенных персонажей (игрушек), действий с ними. Малыши, как привило, рисуют, реже – лепят. В старшей группе герои произведений, волшебные предметы изготавливаются в различных техниках: аппликации – резаные и рваные, моделирование, оригами, смешанные техники. Игра (проигрывание сюжета, игры с правилами, народные) выносится за пределы прослушивания и становится самостоятельной частью занятия.

Если для младшей группы мы брали литературные произведения и техники, входившие в первоначальную программу, то для старшей пришлось разрабатывать все с нуля: тщательно отбирать тексты и иллюстрации, разрабатывать технологию изготовления для изобразительной части, подбирать игры. Конечно, хотелось, чтобы это были лучшие детские книги, но, одновременно, не самые известные. И очень хотелось поделиться с детьми своими любимыми с детства книжками, но не забывать и современную литературу.

У нас выстроились такие циклы: 1 – стихи и рассказы (о детях), 2 – о животных, 3 – сказки. Цикл сказок был задуман на один год, но мы так увлеклись, что несколько лет читали и сказки народов мира, и сказки народов России, и сказки наших соседей. Сказки хороши еще и тем, что позволяют путешествовать по миру, слушать народные мелодии, искать на географической карте нужную страну, немного узнать о ее истории и культуре, играть в народные игры.… Получился интересный страноведческий цикл.

На основе этих же принципов и структуры в библиотеке разработаны и проводятся занятия и по другим программам для более старших возрастов («Лапы, уши и хвосты», «По следам великих путешественников» и др.)

Несколько практических замечаний. Программа содержит перечень определенных произведений детской литературы, но выбор всегда остается за педагогом, потому что хорошо прочитать можно только то произведение, которое тебе самому очень нравится, фактор субъективности здесь весьма важен.

Также очень важно верно выбрать темп, ритм, интонирование при чтении. При слишком высоком темпе и неправильном интонировании дети быстро «выключаются» из чтения: скорость переработки слуховой информации у них значительно ниже (особенно у современных детей, многие из которых имеют нарушения речевого развития), а ведь еще должно быть время и на переживание событий и состояния героя.

У нас занимаются вместе дети из так называемой «нормы развития» и «особые» дети – с различными формами поведенческих отклонений, задержками развития и пр. Часто для них это единственная возможность наравне с другими участвовать в нормальной детской жизни – общении, играх, чтении. В этом случае развивающие занятия имеют значительный коррекционный потенциал.


Каталог: upload -> information system 40
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
information system 40 -> Конкурс в области педагогики, работы с детьми и молодежью


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница