Семинара «Панорама методических идей»



Скачать 57,94 Kb.
Дата05.06.2016
Размер57,94 Kb.
ТипСеминар
«Использование современных педагогических технологий, как средства повышения качества обучения на уроках».

Выступление директора школы Полищук Г.Н.

Добрый день! Всем участникам районного практического семинара «Панорама методических идей».

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний. Обучение понимается как динамичный процесс, во время которого ученики используют доступные источники познания для формирования знаний и собственного мировоззрения, а не просто как усвоение "готовых знаний" из различных областей, не связанных между собой. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. Учитывая современные взгляды на обучение, компетентностную модель современного учителя можно представить в виде входящих в неё элементов:



  • ценности, принципы и цели;

  • профессиональные качества;

  • ключевые компетенции;

  • педагогические методы, способы и технологии;

  • профессиональные позиции.

Мы сегодня остановимся на входящих в компетентностную модель современного учителя таких элементов как: педагогические технологии.

Не секрет, что эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому разработана своеобразная палитра пед.технологий, чтобы учитель мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Вы их видите на слайде.


  • Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве (Толковый словарь).

В других источниках находим такие определения:

  • Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

  • Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы.

  • Технология – это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

«Любая же деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем весь процесс начался снова».

С одной стороны, педагогическая технология – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Все педагогические технологии делятся на традиционные и личностно ориентированные.

Если мы провозглашаем личностно ориентированный подход в отношении ребёнка, то точно такой подход должен быть применён и в отношении учителя. Он должен иметь право выбирать, какая технология подходит ему более всего – в силу возрастных, индивидуальных, личностных качеств и особенностей. Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:

- обучение в сотрудничестве,

- дифференцированный подход к обучению,

- метод проектов и исследований,

- игровые технологии,

- технология развивающего и проблемного обучения,

- технология критического мышления,

- здоровьесберегающие технологии,

- информационно-коммуникативные технологии.

Главной отличительной чертой этих технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. И возможно поэтому данные технологии чаще других можно увидеть в работе учителей.

Сегодня остановлюсь подробнее на тех педагогических технологиях, которые в силу ряда причин либо не реализуются педагогами в своей деятельности, либо это происходит редко. И сегодняшний семинар тому подтверждение.

Речь пойдёт о педагогических технологиях таких как:


  1. Технология интегрированного обучения

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Преимущества интегрированных уроков вы знаете(они на слайде):


  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Закономерности интегрированных уроков нам так же хорошо известны:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,

  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,

  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

  • с равным долевым участием каждого из них,

  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока.

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.



  • Первый этап работы подготовительный.

  • Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры. В заключительной части урока необходимо:

  • 1.обобщить всё сказанное на уроке,

  • 2.подвести итог рассуждениям учеников,

  • 3.сформулировать чёткие выводы.

Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

  • Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

  1. Следущая редко используемая ТРИЗ- технология.

В основу ТРИЗ-педагогики прежде всего была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такой метод, как мозговой штурм. Особенностью работы является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, техника и бизнес.


  1. Технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Но не каждое занятие может и должно проходить в технологии критического мышления в ее «чистом виде». А вот элементы данной технологии могут и должны присутствовать на каждом учебном занятии.

Основой технологии развития критического мышления является трехфазовая структура занятия, включающая в себя вызов, осмысление, рефлексию.

Первая стадия - фаза вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая стадия - фаза осмысления (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы КМ позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Третья стадия - фаза рефлексии (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Основным критерием оценки результата в условиях технологии критического мышления учащихся является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели( вы их видите на экране.:

Оценка (Где ошибка?)

Диагноз (В чём причина?)

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).


  1. Далее - Модульное обучение

Поскольку модуль включает банк информации и руководство по достижению поставленных дидактических целей, то педагог выступает в роли консультанта, координатора, информатора (при необходимости) и контролёра.

Модульное обучение строится на следующих принципах:

• Осознанной перспективы;

• Структуризации обучения на обоснованные элементы;

• Динамичности;

• Гибкости;

• Модульности;

• Разносторонности методического консультирования;

• Паритетности обучаемых и обучающих;

• Свободы выбора метода деятельности.

В модульном обучении большое внимание уделяется структурированию учебного материала, построению программ.


  1. Кейс - технология

Casestudies (или метод конкретных ситуаций) представляет специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определенному разделу учебного курса.

Работа с «кейсами» предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу ученика, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения.

Анализируя и диагностируя проблему, ученик развивает в себе такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения, умения дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Метод способствует развитию чувства уверенности, выявлению и развитию лидерских качеств.

Использование данной технологии дает следующие результаты:

• обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причем мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;

• делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;

• развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;

• обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет быстрее адаптироваться на производстве;

• развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику;

• повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.



  1. Дистанционные технологии.

И хотя не очень активно, но всё-таки вот уже на сегодня- 7 школ района(в том числе и наша), где педагоги активно реализуют в своей деятельности дистанционные технологии. Но данное обучение ещё вызывает много вопросов у педагогов школ.

Современные компьютерные телекоммуникации, применяемые при дистанционном обучении, обеспечивают передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Интерактивные возможности электронных учебников позволяют выстраивать систему обратной связи и оперативной информационной поддержки, слабо обеспеченной при традиционных формах обучения. К отрицательным сторонам дистанционного обучения относятся отсутствие непосредственного общения между субъектами обучения, необходимость технической оснащенности, доступности программных продуктов и жесткой самодисциплины обучающегося при работе с информацией.

Развитие дистанционного обучения, неразрывно связанное с прогрессом информационных и коммуникационных технологий, является прямым следствием возникновения новых образовательных потребностей общества и требований к профессиональной компетенции выпускников. Система дистанционного обучения призвана не подменять, а дополнять традиционное образование. В современных условиях дистанционные технологии становятся неотъемлемой, конкурентоспособной частью образовательного пространства, требующего непрерывного совершенствования.
Применение информационных технологий

Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении современных информационных технологий. Так, технология обучения сотрудничеству при групповой работе может быть реализована с помощью компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, так как в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более слабых в этом отношении учащихся. Это объясняется тем, что все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно взаимообучение и по предмету проекта, и по вопросам эффективного использования соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с применением информационных и коммуникационных технологий может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе класса. Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого учителю необходимо всего лишь формулировать тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду.

В практике немало примеров того, как ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал и уверенно представлял на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволяет ученику повысить свою самооценку, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Большую роль в индивидуализации обучения играет компьютерное тестирование, более привлекательное для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается прежде всего с машиной. Во-вторых, тесты могут быть представлены в игровой форме. К тому же, выполнение подобных тестов позволяет вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками".

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Большие возможности для развития творческого потенциала предоставляют обучающие компьютерные программы. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач не только дают возможность ученику самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса.

Каждый человек, имеющий компьютер, может получить доступ не только к своим национальным библиотекам, но и к библиотекам всего мира, не выходя из собственной квартиры и не покидая своего рабочего места. По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы сегодня знаем, через 10-15 лет станет неточным и устаревшим. Невозможно точно предсказать, какие виды работ придется осуществлять нынешним первоклассникам. В этой ситуации может оказаться, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать учащимся в средней школе, никогда им не пригодится в жизни и профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей школы становится задача научить их учиться и критически мыслить. Для достижения поставленных целей используются все возможные методы, способы и технологии. Принципиально новый подход к обучению, который получил название "конструктивистская дидактика”. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя найти в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Изменяется и позиция учителя, который из педагога становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования, учитывая современные взгляды на обучение можно выделить ещё и такие образовательные технологии как(они на слайдах):


  • технология знаково-контекстного обучения;

  • активные методы обучения;

  • витагенное обучение с голографическим методом проекций;

  • проблемное обучение;

  • программированное обучение;

  • интегрированное обучение;

  • модульное обучение;

  • Вадьдорфская педагогика Р. Штейнера;

    • технология опережающего обучения с использованием опорных схем;

    • Дальтон-технология;

    • технология «открытых форм»;

    • этнопедагогическая технология;

    • Здоровьесберегающие технологии;

    • Технология коллективной мыслительной деятельности;

    • Технология естественного обучения

    • Контрольно-корректирующая технология обучения

    • Технология эвристического обучения;

    • Игровые технологии;

    • Мультимедийные технологии.

    • Технология проектного обучения;

  • технологии авторских школ:

  1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).

  2. Модель «Русская школа».

  3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский).

  4. Школа – парк (М.А. Балабан).

  5. Агрошкола А.А. Католикова.

  6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард).

  • Технологии развивающего обучения:

  1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

  2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

  3. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

  4. Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

  5. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко).

Рассказать сегодня обо всех педагогических технологиях, невозможно, в общем - то я и не ставила перед собой такой задачи. О некоторых технологиях есть краткая информация в программке семинара, какие-то технологии мы увидим на уроках и мастер-классах, какие-то технологии Вы уже давно адаптировали под себя и используете в образовательном процессе, что-то необходимо изучить.

Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Задача педагогов - последовательно и эффективно применять их.

Каковы возможности – реальные и потенциальные - педагогических технологий в образовательном процессе? Невозможно ввести педагогические технологии в учебный процесс только одним волевым решением сверху. Слишком много субъектов учебной деятельности вовлечены в этот процесс.

Кажется, что ситуация неразрешима: педагоги приходят для того, чтобы учить, а школьники – чтобы пообщаться.

Следовательно, нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.

Новые педагогические технологии пока ещё слабо подкреплены методически и организационно, а также соответствующей профессиональной подготовкой педагога.

Мешает полноценному общению на уроке пассивная позиция ученика. С точки зрения ситуации общения, в учебную деятельность школьник включается как должник: должен прийти на урок, должен быть к нему готовым и т.д. Всем чего-то должен….

Вывод: Внедряя новые формы обучения, готовить к ним (технологически, интеллектуально, коммуникативно, эмоционально) нужно не только учителя, но и учеников.

Коммуникативную атмосферу в классе создаёт учитель, это от его умения налаживать контакты зависит успешность реализации основных задач технологий обучения.

Учитель должен правильно «считать» эмоциональный фон класса и подкрепить или скорректировать его соответствующим образом.

Но только изменить настрой учителя и его речь маловато для переорганизации учебного процесса.

Вспомним обычный учебный класс, где в течение всего урока ученики видят затылки друг друга и только одно лицо – лицо учителя. Трудновато устанавливать и поддерживать контакты в такой обстановке. Между тем любая ситуация общения должна подкрепляться визуальным контактом (глаз, прежде всего), мимикой, жестами участников диалога. Даже удалённость друг от друга участников диалога влияет на успешность коммуникативной ситуации.

Психологи выделяют четыре пространственные зоны общения: интимную, личную, социальную и публичную, различающиеся друг от друга расстоянием, продуктивностью общения.

Что же должно находиться в психолого-педагогической копилке учителя?

Прежде всего он должен приложить максимум усилий к тому, чтобы избежать статичности на уроке – педагог должен двигаться по классу. Тогда изменяются границы зон общения. Но также нужно, чтобы двигались и наши школьники: даже небольшое физическое усилие вызывает физиологическую, а за ней и психическую активизацию внутренних сил. И учителю остаётся только одно – направить разбуженные силы в нужное русло.

Таким образом, внедрение инновационных технологий – это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего возрастает положительная мотивация обучения, активизируется познавательная деятельность учащихся, формируется умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность. И конечно же, использование современных педагогических технологий является самым эффективным средством повышения качества обучения на уроках.

Спасибо за внимание.

А теперь перейдём к практической части семинара…..Заявлено 4 урока , 2 мероприятия и 17 мастер-классов по разным предметам. Каждый участник семинара сегодня посетит 1 урок или мероприятие, а так же по 2 мастер-класса, затем перерыв на обед, мероприятие Арт-Шоу, затем знакомство с работой ШМО школы, вручение сертификатов всем участникам семинара.



Дифференцированный подход к обучению

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Такое обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого учащегося.


Технология проектного обучения.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».

Исходные теоретические позиции проектного обучения:


  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

  • образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов;

  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению.

Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно. Всё это говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно ориентированного обучения. В игре ребёнок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для его развития.


Игровые технологии

Педагогические игровые технологии обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, учебно-познавательной направленностью.

При планировании такого занятия дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, а учебный материал используется как средства для игры. Кроме того, вводится элемент соревнования, который связывает успешное выполнение дидактического задания с игровым результатом.

Я не буду подробно останавливаться на технологиях развивающего обучения, они особенно хорошо всем известны, лишь ещё раз их покажу на слайде.



Здоровьесберегающие технологии

направлены на обеспечение психического здоровья учащихся, опираются на природосообразность, преемственность, вариативность, прагматичность, достигаются через учёт особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учеников, инициацию разнообразных видов деятельности, предупреждение гиподинамии; приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений.


Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД)

(из опыта Д.Г. Левитеса – «Практика обучения: современные образовательные технологии»)

Сущность технологии коллективной мыслительной деятельности заключается в том, чтобы развивать учащегося, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Основная идея, положенная в организацию рабочего процесса в режиме КМД, состоит в том, что обучение ведется в активном взаимодействии обучаемых с педагогом и между собой с того уровня (развитие потребностей - способностей), на котором находятся обучаемые.

Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта:

• Первый такт – ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности;

• Второй такт – работа по творческим микро-группам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме;

• Третий такт – окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общего мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом;

• Четвертый такт – определение новой проблемы, направления процесса дальнейшего познания.

Системообразующим моментом технологии КМД является рефлексия.



Технология естественного обучения

В условиях реализации личностно-ориентированной концепции обучения наметилась тенденция к разработке конкретных современных педагогических технологий, позволяющих организовать или предоставлять условия для осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Индивидуальная образовательная траектория - это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая им при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями.

Свое название технология естественного обучения (ТЕО) получила потому, что способ организации учебной деятельности при её использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии, наряду с естественным общением применяются парное, опосредованное и групповое.

Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, закрепление

знаний по крупному разделу курса, а также их повторение и обобщение.

Контрольно-корректирующая технология обучения

Технология контрольно-корректирующая – это проект организации учебного процесса, позволяющий организовать индивидуальные образовательные траектории учащихся с учетом их способностей, типологии, мотивации, а также необходимого уровня учебной информации с заранее запланированными учебными результатами.



Технология эвристического обучения

«В традиционном» обучении организационные формы конструируются на основе установленного содержания образования. При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность».

Достижение целей зависит от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ.

Вариативность конструируемых занятий достигается с помощью технологической карты обучения. Технологическая карта – важнейшее педагогическое средство, цель которой – представление учителю вариативных условий и педагогического инструментария для конструирования изучения определенной темы или раздела. Карта содержит базы данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов их составления, других технологических и информационных средств эвристического обучения.

Ключевой технологический элемент эвристического обучения – эвристическая образовательная ситуация – ситуация актуального активизирующего незнания, основная единица эвристического обучения, выступающая своеобразной альтернативной традиционному уроку. Её целью является обеспечение рождения учениками личного образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности.

Мультимедийные технологии.

Одним из примеров новых педагогических технологий являются мультимедийные технологии.

С развитием новой техники, проникновением средств массовой информации (СМИ), кино, радио, телевидения, видео во все сферы жизни человека в мировой педагогике возникло направление, получившее название «медиаобразование». Данное направление обусловлено: бурно развивающейся информатизацией общества и потребностью подготовки подрастающего поколения к различным формам коммуникаций, формированию умения обучающихся ориентироваться в увеличивающихся информационных потоках.

Согласно Российской педагогической энциклопедии, «медиаобразование» (англ. Mediaeducation от лат. mediaа — средства) - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (пресса, ТВ, радио, кино, видео и др.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации. Научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств, быть толерантным по отношению к другому мнению, другому народу, принимать отличные традиции и взгляды и, как следствие этого, воспринимать и уважать человека как такового и признавать его как ценность, независимо от его национальной принадлежности и социального положения.

Одно из перспективных направлений развития современной компьютерной техники - усиление наглядности представления информации на дисплее. Широкое распространение получают в настоящее время средства мультимедиа, комплекс электронных и программных средств, обеспечивающих запись и воспроизведение на компьютере аудио- и видеоинформации вплоть до воспроизведения фильмов, по качеству не уступающих бытовому телевидению. Таким образом, можно уже считать, что достигнута техническая база для реализации интерактивного видео — демонстрации видеосюжетов, допускающей диалог со зрителем под управлением ЭВМ. Педагогические последствия такого технического достижения обширны: отсроченная обратная связь для учебных видеосюжетов заменяется оперативной, обучаемый получает возможность ставить эксперименты, вмешиваться в ход видеосюжетов.

Опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования, хотя пока и не очень значительный, показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

• организовать различного рода совместные исследовательские работы преподавателей, учащихся, научных работников, студентов из училищ, колледжей, научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран. Метод проектов позволяет при этом организовать подлинно исследовательскую творческую либо чисто прикладную практическую самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм такой работы;

• наладить оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

• создать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

• оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая культурный уровень;

• формировать у партнеров - учащихся, педагогов — коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к чужому мнению, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения; также слушать и уважать позицию партнера;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

• научиться добывать информацию из разнообразных источников (начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базам данных), обрабатывать ее с помощью самых ее временных компьютерных технологий, хранить передавать на любые расстояния, в разные точки планеты;

• создавать подлинную языковую среду в условии совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций (обычных, а также аудио- и видеоконференций), способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке, и отсюда потребности в его изучении;

• способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

Таковы в кратком изложении дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их дидактическими свойствами. Все они в полной мере отвечают гуманистически направленному обучению и воспитанию учащихся, что в итоге формирует учащихся как гуманистически развитых личностей.




Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница