Семинара «организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению» на примере темы «гражданская война в приморье»



страница1/4
Дата11.04.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4
Управление образования Находкинского городского округа

Информационно-методический центр «Развитие»

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ»

(НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ

«ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ПРИМОРЬЕ»)

Составители:

Н.Н.Котова, учитель истории

МОУ «СОШ №9»

Л.В.Жандарова, учитель истории

МОУ СОШ «Лидер-2»



НАХОДКА

2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели и задачи семинара

  2. Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению. Доклад Котовой Н.Н., учителя истории и обществознания МОУ «СОШ №9»

  3. Константин Рослый – поэт-партизан. Исследовательская работа по краеведению ученицы 11 «Б» класса МОУ СОШ №9» Петровой В.

  4. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках историко-обществоведческого цикла. Из опыта работы учителя истории и обществознания Жандаровой Л.В. МОУ СОШ «Лидер-2»

  5. Гражданская война на территории юга Приморья (д. Американка). Исследовательская работа по краеведению ученика 11 «А» класса МОУ СОШ «Лидер-2» Касницкого М.

  6. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках музыки при изучении произведений искусства по героико-патриотической теме. Доклад Рожновой О.М., учителя музыки МОУ СОШ «Лидер-2»

  7. Материалы практической части семинара.

  8. Отражение событий Гражданской войны в названиях Приморского края. Доклад ученика 9 «Б» класса МОУ «СОШ № 9» Лесного А.

  9. Интернет-ресурсы в помощь учителю истории по организации исследовательской деятельности по краеведению


Тема семинара:

Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению

(на примере темы «Гражданская война в Приморье»)

Цель семинара:

-  организация активного педагогического взаимодействия по ознакомлению с исследовательской деятельностью школьников в образовательном процессе и внедрению ее в практику работы.

 

 Задачи:



-  формировать у педагогов представление об исследовательском методе обучения как о продуктивной педагогической технологии;

-  повышать уровень теоретических знаний  и педагогического мастерства учителей;

-  формировать мотивационную готовность педагогов к исследовательскому обучению;

-  познакомить с методами и   приемами организации исследовательского обучения;

-  развивать профессиональные умения, сотрудничество педагогов.

Ответственные за проведение семинара:

Котова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №9»

Жандарова Лариса Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ «Лидер-2»

Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению

Котова Н.Н.,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №9»

г. Находка

Современная образовательная парадигма гласит: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Таким образом, конкурентоспособность во многом зависит от способности будущего работника приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций.

Одним из направлений образовательной деятельности в таком русле является компетентностный подход. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения цели. Компетенция позволяет субъекту в связи с собственными представлениями о желаемом будущем (о должном) очертить ситуацию, оказаться в активной позиции по отношению к ней. Речь идет об управлении ситуацией, которое основывается на готовности идентифицировать проблему и разрешить ее. Компетенция позволяет выполнять неалгоритмизированные действия, конструировать или осваивать новые алгоритмы, способы деятельности.

Я считаю исследовательскую деятельность учащихся «высшим пилотажем» деятельностного и компетентностного подходов в образовании.

На протяжении ряда лет я занимаюсь организацией исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. И в своем сегодняшнем выступлении хочу поделиться с вами некоторыми приемами и методами ее организации.

Прежде всего, определимся с понятием «исследовательская деятельность школьников». Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. При этом, если под научно-исследовательской деятельностью понимают вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, то учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат.

Эта деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимися новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством компетентного специалиста. Однако основным здесь все же остается выполнение обучающей задачи.

Богатейшим материалом для проведения учебного исследования обладает краеведение. Краеведение – явление чрезвычайно многоплановое, под которым сегодня понимают и воспитательную работу со школьниками, и сбор информации по истории конкретной местности, и просветительскую деятельность. В этом перечне особняком стоит понимание краеведения как особого метода исследовательской деятельности по изучению отдельных местностей.

Главным в краеведческой работе является педагогический аспект: во-первых, дидактическая (образовательная) сторона, предусматривающая овладение детьми методами исследований, а во-вторых, воспитательная, то есть адаптационная сторона этих исследований.

В организации краеведческого исследования большая роль сохраняется за педагогом. Использовать всю палитру возможностей краеведения удается только при глубоком взаимодействии учителя и ребенка. Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства.

Прежде всего, учитель должен помочь ребенку с выбором темы, формы и методов исследования, так, чтобы выбор соответствовал возрасту школьника, уровню его знаний. Опасно как занизить, так и завысить уровень сложности исследования, обусловленный избранной темой. Тема краеведческой работы должна быть избрана с учетом возрастной психологии подростка, соответствовать его интересам, то есть должна быть не просто занимательна, но и способствовать развитию личности.

Ребенка нужно обучить правильно проводить исследование: вести библиографический поиск и изучение опубликованных материалов (периодику, документы, справочники, монографии и Т.Д.); работать в архивах и музеях; правильно составлять отчет (справку, доклад) о проделанной работе; уметь написать тезисы своего доклада; подготовить свое исследование для представления и печати.

Важно помочь краеведу построить свою работу таким образом, чтобы он ясно осознавал общественный смысл проводимого исследования, его экономический, культурный и нравственный потенциал. Ученику надо указать не только на правила учебного исследования, но и на необходимость научной этики, понимание преемственности, обязательность ссылок на источники информации, на коллектив единомышленников, на имена педагогов и руководителей исследования.

Едва ли не главным аспектом в подготовке и проведении учебного исследования является умение подростка представить свою краеведческую работу, рассказать о ней. Для этого необходимо научить его правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить ребенка к устному изложению материала на аудитории, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. В конце концов, ребенок должен уметь анализировать свои ошибки, уметь дать оценку работам коллег, уметь сравнить свое исследование с исследованиями близкими по теме.

Рассмотрим более детально основные подходы к организации исследовательской деятельности по краеведению.



Исследовательская работа по краеведению может быть организована на уроке через реализацию проблемного метода – представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям с написанием проблемно-реферативных работ.

Исследовательская деятельность по краеведению может организована через факультативы или элективные курсы для учащихся любых классов (к примеру в рамках предпрофильного и профильного обучения). По своему содержанию они делятся на курсы, которые полностью строятся на краеведческом материале («Забытая Американка»), и общеисторические курсы с привлечением местного материала («Наш край в годы Великой Отечественной войны»).

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.



Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

  • Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение

  • Групповыми формами внеклассной работы по краеведению являются: кружок, лекторий, издание журналов, стенгазет, бюллетеней

  • Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и т.д.

По содержанию исследовательская деятельность учащихся может быть сгруппирована следующим образом:

  • Проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта (улица, школа, аптека, театр и т.д.)

  • Проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;

  • Проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений, районов, промышленных предприятий (Находка в годы Великой Отечественной войны);

  • Проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию личности того или иного земляка.

При написании работ могут использоваться источники разного типа: архитектурная и поселенческая (градостроительная) среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах; этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в краеведческих и школьных музеях, материалы личных наблюдений. В исследованиях последних двух-трех лет произошли явные качественные изменения – опора на исторический источник стала нормой ученических проектов. При написании работ стали использоваться не только традиционные источники различного типа – большую значимость исследователи начали придавать материалам устной истории: семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковая база создается автором исследования за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, что позволяет выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей города и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению. Работа с источниками не только обеспечивает формирование собственно исторических умений, но и позволяет выходить на уровень диалога при презентации исследования, оценивать степень достоверности той или иной версии, выдвигаемой в процессе исследования.

Условия эффективности исследования

  1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получится.

  2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего, это должен суметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления деятельности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформулированы определенные компетентности, прежде всего, коммуникативные.

  3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика)

С чего начать организацию исследовательской работы по краеведению?

Пересмотрите тематическое планирование по истории России в 6–11 классах (любое на ваше усмотрение). Определите, на каких темах возможно включение краеведческого материала, какого материала (полностью краеведческий материал или привлечение его в качестве примеров), какие приемы и методы при этом лучше использовать (проблемный метод изучения, индивидуальные задания) и т.д.

Используйте внеурочные методы работы по краеведению: организовывайте практикумы в городском музее, в местном архиве, в библиотеке. Практикум в архиве ставит своей целью научить учащихся работать с документальным материалом. В музее ученики получат умения и навыки обрабатывать, паспортизировать, оформлять исторические материалы. В библиотеке краеведы учатся работать с каталогами, справочной литературой, знакомятся с библиографией по истории края.

Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской работы. Это:



  • рефлексивные умения

  • поисковые (исследовательские) умения

  • навыки оценочной самостоятельности

  • умения и навыки работы в сотрудничестве

  • организаторские способности

  • коммуникативные умения

  • презентационные умения и навыки

Негативные стороны исследовательской технологии:

  • неравномерность нагрузки учащихся и учителей на разных этапах работы

  • сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя (в условиях групповой деятельности)

  • риск неудачного окончания работы

  • повышение эмоциональной нагрузки на учащихся и на преподавателя

  • невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу

Полученная в процессе учебного исследования информация не всегда может быть новой, однако она является новой для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С.Л.Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КОНСТАНТИН РОСЛЫЙ – ПОЭТ-ПАРТИЗАН»

Выполнила

ученица 11 класса «Б»

Петрова Валерия

Руководитель

учитель истории

Котова Н.Н.

Находка


2011

Содержание

  1. Введение стр.3

  2. Поиск материалов о Константине Рослом стр.4

  3. Биография Константина Рослого стр.5

  4. Моя связь с Константином Рослым стр.10

  5. Заключение стр.11

  6. Список информационных ресурсов стр.12

  7. Приложение стр.13


Введение

В 2012 г. исполняется 90 лет со дня изгнания с территории Приморского края белогвардейских войск и иностранных интервентов. Сейчас нет необходимости делить события Гражданской войны на белые и красные цвета, тем не менее, широко известны имена С.Лазо, И.Уборевича, В.Сибирцева, К.Суханова, А.Нейбута и других борцов за власть Советов, внесших немалый вклад в исход гражданской войны на Дальнем Востоке и передавших свои фамилии названиям улиц Владивостока. Известно и то, что первые партизанские отряды в Приморье возникли еще в 1918 г. в Сучанской долине под руководством учителя Н.К.Ильюхина. Но остаются неизвестными имена и судьбы тех, кто принимал непосредственное участие в партизанском движении. Одним из таких людей является Константин Рослый. Имя Константина Рослого тесно связано с моей семьей. Моя бабушка, Тамара Трофимовна Рослая, живет в селе Владимиро-Александровское на улице имени Константина Рослого. Мне захотелось узнать, кто он по отношению ко мне, и чем он знаменит.



Тема исследования – «Константин Рослый – поэт-партизан»

Объект исследования - жители села Владимиро-Александровское в период Гражданской войны на Дальнем Востоке.

Предмет исследования – биография Константина Леонтьевича Рослого, участника партизанского движения в годы Гражданской войны на территории Приморского края.

Цель исследования - подготовка биографической справки, составление генеалогического древа моей семьи.

Задачи исследования – собрать сведения о довоенной жизни Константина Рослого; проследить его «путь партизана»; выяснить, почему Константина Рослого называют «поэт-партизан».

Практическая значимость работы состоит в обработке имеющихся материалов о судьбе Константина Рослого и их подготовке для музея г.Находка

План исследования:

  1. Найти материал о К.Л.Рослом в музее с.Владимиро-Александровское

  2. Взять интервью у родственников К.Л.Рослого

  3. Определить, кем является К.Л.Рослый по отношению ко мне

  4. Подготовить презентацию и рассказать о К.Л.Рослом моим одноклассникам

Поиск информации о Константине Рослом

Основную информацию о Константине Рослом я узнала из архивов музея села Владимиро-Александровское. Там были собраны воспоминания о К.Рослом его соратника по борьбе партизана Григория Матвеева. Кроме того, я выяснила, что в собрании литературного отдела Хабаровского краевого краеведческого музея имени Н.И.Гродекова есть коллекция Рослого Константина Леонтьевича, состоящая из двух частей. Одна часть – это материалы, переданные в 1984 году в Хабаровский краеведческий музей, братом жены Константина Рослого. Вторая часть – материалы, собранные братом К.Рослого Сергеем Лаврентьевичем Рослым. В коллекции – протоколы заседания комитета комсомола и тройки по борьбе с бандитизмом, воззвания к населению, фотографии и другие документы. Самое ценное – это рукописи стихов, написанные в 1915 и 1917 г. К сожалению, лично выехать в краеведческий музей г.Хабаровска мне не удалось, я связалась с ними по электронной почте, и сотрудники музея выслали мне уже обработанные материалы, которые имелись у них.

Фотографии, хранящиеся в музеях очень плохого качества в силу своего возраста, они относятся к 1920-м годам.

Из документов, воспоминаний, рукописей встает образ Константина Рослого, талантливого партизанского поэта, прекрасного человека, отдавшего много сил борьбе за освобождение Приморья и восстановление Советской власти.



Биография Константина Рослого

Константин Рослый, крестьянский юноша, родился в 1898 году в селе Перетино Сучанского района Приморской области, основанном переселенцами с Украины и получившем свое название от родного места в Черниговской области. Семья Рослых была бедняцкой. Их домик, покрытый соломой, стоял на краю села. Семья была большая – четверо сыновей и пять дочерей. Среди сыновей Константин был старшим. Он рос маленьким, худеньким. Его брат Тихон, на два года моложе Кости, был покрепче и всегда защищал его от мальчишек. Братья были очень дружными. На пять лет моложе Кости был Иван. Самым молодым был Сергей, моложе Кости на пятнадцать лет.

Учился Костя в сельской приходской трехклассной школе, был первым учеником, уже в школе начал писать стихи

Сучан-река

Ночная тьма ложится

Уж на вершины гор

Сучан во мгле струится,

Молчит дремучий бор.

Склонился клен высокий

Над ивой молодой.

Летает сон глубокий

Над спящею землей.

Все летним сном объято,

Как воздухом земля.

Сучан ласкает Брата,

Леса, луга, поля.

1912 г.


Талант Кости Рослого был замечен и односельчанами, и товарищами в школе. Местный врач Борхард на свои средства отправил Костю во Владивосток. Там при содействии М.В.Сибирцевой, матери Всеволода и Игоря Сибирцевых, тети писателя Александра Фадеева, Константин Рослый поступил во Владивостокскую мужскую гимназию.

Это было предреволюционное время. Шла Первая мировая война. Константин Рослый пишет стихи о безвременье, о бедных и богатых, о несправедливости в мире, стихи с критикой существующего строя.



Варнак

Всю повыпили кровь неспокойную

Каторжанский майдан да тоска,

Извели силу-мощь неуемную

Рудники, да кнуты, да тайга

1917


Уже тогда К.Рослый печатается в дальневосточных газетах и журналах «Приамурский кооператор», «Великий океан».

Незадолго до революции К.Рослый был исключен из гимназии. Костя вернулся в свое село. По воспоминаниям земляков, читал лекции, делал доклады, организовывал библиотеку.

Началась Гражданская война, и после японского переворота красноармейцы ушли в сопки. В Приморье было крупное партизанское движение. Константин и Тихон Рослые организовали партизанский отряд в селах Перетино и Новицкое.

Партизаны рассказывают, что на привалах между боями они просили юношу почитать стихи, и тогда Костя из красного кисета извлекал щепотку махорки, закуривал и декламировал «Варнака». Все, затаив дыхание, слушали стихи поэта-партизана.

Константин Рослый был славен в годы гражданской войны, прежде всего, как поэт-партизан.

Партизаны жаждали боевой песни, они радовались, когда Костя писал о них. «Дуют холодные ветры» — песня К. Рослого, которая исполнялась на музыку Я.Репнинского «Варяг», песня, облетевшая в грозные годы войны все Приморье, навсегда осталась в памяти уже поседевших бойцов – партизан.

Партизаны пели:

Дуют холодные ветры,

Вьются над думой людской,

Носится коршун над сойкой,

Крик его полон тоской,

Здесь, средь Сучанской долины,

Где сопки угрюмо глядят,

Смело выходит в равнину

Наш партизанский отряд.

В своем письме руководитель первого партизанского отряда Н. К.Ильюхов пишет: «Я помню, как прибывший к нам Лазо впервые услышал эту песню, и узнав, кто является ее автором, выстроил партизан, на глазах у всех обнял Костю и горячо поблагодарил его. Он, помнится, сказал ему: «Верно вы выразили дух партизанства».

В 1919 г., находясь в с.Ольга К.Рослый написал «Партизанскую песню»

В стране под Ольгою гонимой

Жила родная там семья,

Отец был пахарь, мной любимый,

Работал вместе с ним и я.

Японцев злое ополченье

Напало ночью на село.

Огонь пожрал наши строенья,

И все живое замерло.

Отец погиб в кровавой схватке,

И мать сгорела на костре,

В той нашей старой милой хатке,

Где пела песни мать сестре.

Мы уходили от японцев

Звериной зыбкою тропой

А над тайгой вставало солнце,

В селе затих кровавый бой.

Но вдруг в кустах зашевелилось,

Раздался выстрел от горы…

И больше сердце уж не билось

Моей красавицы – сестры.

И я один в тайге остался

В слезах над мертвою сестрой,

И вечной клятвою поклялся

Отмстить врагам за дом родной

В том же 1919 году погиб под селом Казанкой партизан-интернационалист Эмиль Либкнехт, командир партизанского отряда, родственник Карла Либкнехта, известного немецкого коммуниста. Константин рослый посвятил ему стихотворение «На смерть партизана», которое прочел во время похорон командира.

Партизаны хранят рассказы о Косте Рослом. Его соратник, бывший крестьянин Поликарп Колесников, вспоминает: «4 - 5 апреля в 1920 году я вместе с Константином был в Шкотово в жутком плену. Немало партизан было убито и ранено. Костя иногда коротал часы, забравшись куда-нибудь в угол, и на коленках на обрезках бумаги писал стихи. Японцы усиленно искали партизанского поэта. За выдачу его обещали большие деньги. Во время пыток во Владивостокской тюрьме Поликарпа Колесникова били, и офицер шумел: «Ты, стервец, держишь связь с Рослым». Бывший партизан С. Дубоделов, тоже побывавший в плену в Шкотово, рассказывает, что белогвардейcкий полковник заявил, обращаясь к партизанам, что, кто выдаст Рослого, будет на воле. Но партизаны упорно молчали. И не выдали своего поэта.

Спасала Костю пышная борода, которая придавала ему вид старика, и когда партизаны вышли из плена, шутили: «Костя, тебя борода спасла». Отправляясь в разведку. Костя надевал рваную шапку, полушубок и лапти, походил на мужичка. Причем он нередко прикидывался стариком, и никто не догадывался, что среди них бродит партизан.

В 1921 году в селе Владимиро-Александровское была образована комсомольская ячейка. Костя Рослый был ее секретарем. В ячейке состоял брат Кости Тихон, Александр Хмельницкий, Прокоп Гончаров. Им пришлось бороться с шайкой Ваньки – «шпика», которая грабила перетинских крестьян.

Александр Фадеев мечтал написать о Перетинской ячейке, рассказывал Н.К.Ильюхов, но осуществить свое намерение Фадееву не пришлось.

Сохранилось письмо Кости от 02 июля 1922 г., отправленное брату Тихону (оно хранится сейчас в Хабаровском краеведческом музее):

«Здорово, Тихон! …с шаманаями дело обстоит так: они притихли… Я собираю материал для решения их судьбы. Узнал, что они решили определенно уничтожить меня, тебя, Прокопа и Саньку Бобка. Пока, всего хорошего. Костя»

Тихон Рослый, бывший начальник Вл.-Александровской милиции, был убит под Унашами бандитами. Александра Хмельницкого уничтожили кулаки под Посьетом. Прокоп погиб во время осады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Константин Рослый занимался восстановлением советской власти в Приморье, в своем селе организовал комсомол. Сохранились документы той поры: протоколы, воззвания к населению, инструкции и др. (все хранятся в Хабаровском краеведческом музее).

В мае 1926 года Константин рослый был назначен в Дальрыбу начальником и инспектором Олюторско-Наваринского рыбопромышленного района. В сентябре, возвращаясь из командировки с Камчатки, он погиб в устье реки Олюторки во время катастрофы. Катер, который вез людей с берега на пароход, перевернулся и все погибли.

Жена Кости Мария написала воспоминания о муже:

«Памяти любимого мужа. Далеко-далеко на восточном берегу Камчатки на реке Олюторке погиб мой муж Константин рослый. В 5 часов 4 сентября перестало биться сердце Кости, закрылись его голубые глаза. Чистую, светлую память оставил он у близких, у товарищей. Моего мужа любили все. Он был хорошим другом, товарищем, человеком. Он был ценным работником. Недолгую жизнь свою Костя провел в борьбе… Лучшее время своей жизни он провел в сопках…. После партизанщины Костя на новом фронте – он помогает восстанавливать Советскую власть на Дальнем Востоке. Я, его жена, с большой любовью и благодарностью всегда буду помнить Костю»

Жители Партизанского района помнят и чтят имя партизана Константина Рослого. В селе Перетино и селе Владимиро-Александровское есть улицы имени героя, в селе Перетино был открыт памятник партизанам – братьям Рослым, Тихону и Константину.



Моя связь с Константином Рослым

Беседуя с родственниками и, конечно с моей бабушкой, мне удалось установить, что я - племянчатая правнучка Константина Рослого. Вот так, благодаря работе над исследовательской темой, я составила «семейное древо», что интересно и мне, и другим нашим родственникам.



Отец и мать

Тамара Трофимовна

Лена

Лера

Леонтий Купрей

Костя Трофим

Заключение

Работая над исследованием, я проанализировала большое количество источников, среди которых архивные материалы музея города Находка, музея села Владимиро-Александровское и Хабаровского краевого краеведческого музея имени Н.И.Гродекова, книга П.Шепчугова «Забытая Американка» и статья К.Н.Зиловой «Вот и я с моими песнями», посвященная 105-летию со дня рождения Константина Леонтьевича Рослого; провела и обработала интервью со своими родственниками; подготовила по результатам исследования презентацию и рассказала о Константине Рослом, моем родственнике и поэте-партизане своим одноклассникам.

В процессе работе я узнала, что крестьянский поэт-партизан Константин Рослый был патриотом своей страны, хотел видеть ее счастливой, все силы и жизнь отдал за прекрасное будущее своей Родины.

Работая с документами, я также узнала о том, что в 1919 г. партизанские отряды действовали во всех уездах Приморья. Многие душкинцы примкнули к партизанскому движению. Помогали партизанам продуктами, прятали их, давали ценную информацию


В неравной схватке с белогвардейцами в районе села Душкино погиб партизан Апрелкин Сергей, он похоронен сельчанами на душкинском кладбище. За могилой партизана всегда ухаживали. Местным кузнецом Пипко Степаном Архиповичем изготовлена ограда и установлен памятник на могиле (стоит и по сей день).

За связь с партизанами был арестован и впоследствии расстрелян японцами староста села Остраградский. За сокрытие местонахождения партизанского комиссара Г.Гладких побывал под арестом директор душкинской школы Кечкин Иван Николаевич. (Из книги нашей местной активистки Т.С.Харченко – возглавляет общественную организацию "Дети войны" поселка Южно-Морской). Книга называется " История освоения и развития старейшего приморского села Душкино).

Я считаю, что мы должны знать свое прошлое, гордиться своими дедами и родителями, которые осваивали нашу землю, защищали ее. Каждый из них прошел свой путь, и каждый считал, что путь избранный им, самый верный. У всех были свои убеждения и цели, но каждый желал только хорошего для своих потомков и надеялся на их счастливую жизнь. И я надеюсь, что их имена останутся в памяти потомков.



Список информационных ресурсов

  1. Архивные материалы музея города Находка

  2. Архивные материалы Хабаровского краевого краеведческого музея имени Н.И.Гродекова

  3. Архивные материалы музея села Владимиро-Александровское

  4. Интервью с родственниками

  5. К.Н.Зилова «Вот и я с моими песнями»

  6. П.Шепчугов «Забытая Американка»

  7. Т.С.Харченко. История освоения и развития старейшего приморского села Душкино.


Приложение 1

Фотография Константина Рослого (1922)

rosly_konstantin_leontyevich

Константин Рослый после возвращения из партизанского отряда (1922)


Приложение 2

Село Владимиро-Александровское в 20-е гг. ХХ в.

описание: кк

Приложение 3

Памятник павшим партизанам в селе Владимиро-Александровскомописание: 100_0136

описание: 100_0134

Приложение 4

Улица имени Кости Рослого в Селе Перетино

описание: 100_1406

Приложение 4

Улица имени Кости Рослого в селе Владимиро-Александровское

описание: 100_0130

Приложение 5

Я и моя бабушка Тамара Трофимовна Рослая

описание: p3100003

Приложение 6

Надпись на пямятнике партизанам в селе Перетино со стихами К.Рослого

табличка на задней стороне

Приложение 7

Памятник партизанам села Перетинопамятник комсомольцам перетино

Организация исследовательской деятельности на уроках истории с применением информационно-коммуникационных технологий
Жандарова Л.В.,

учитель истории и обществознания

МОУ СОШ «Лидер-2»

Становление демократического государства, возрождение России и возвращение ее в мировую цивилизацию, курс на гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно подняли престиж общественных наук.

Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование и военно-патриотическое воспитание формируют личность школьника, готовят его жить в меняющемся мире, в грядущем эколого-информационном обществе, развивает способность осваивать информацию и принимать эффективные решения.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивается как дополнительная работа во внеурочное время. С каждым учеником (среди старшеклассников в работу включилось 32 человека) выстраивались основные этапы работы, которые заключались в следующем:



  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);

  • определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);

  • выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);

  • определение последовательности проведения исследования;

  • анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);

  • подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 50 тем, в том числе по краеведению. С каждым ребенком тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Сложно было подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состояла в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор, который он считал бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся поверхностными. Однако есть работы, которые можно выделить из общего ряда, ими оказались те, где учащиеся активно использовали компьютерные технологии.

В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ (информационные компьютерные технологии) стали:



  • Прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получили возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах, например, в работе ученика 11 класса М. Касницкого: “Гражданская война на юге Приморья (деревня Американка)”.

  • Наиболее эффективно осуществлялась обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт, например, в работе ученика 11 класса Д. Рыжикова “История Тихоокеанского флота в портретах”.

  • При презентации некоторые работы сопровождались звуковым сопровождением, фото-видеомонтажом, например, работа ученицы 11 класса Ш. Клениной “Конфликт на о. Даманском”.

  • Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении. Наиболее яркой работой получилась у учащейся 11 класса Ж. Жосу “Проблемы социализации личности”.

Знакомясь с различными аспектами ИКТ, главное - рациональное использование компьютера. Встает также необходимость формирования новой информационной культуры.

Последним этапом нашей работы была защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.

Современные образовательные и воспитательные программы учитывают региональную историю при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.

Региональная тематика в вопросах военно-патриотического воспитания позволяет связать обучение и воспитание с жизнью своего города, края, с практикой сегодняшнего дня. Изучение истории своего региона в условиях начального профессионального образования позволяет приблизить школьное обучение к вузовскому, поскольку предполагает исследовательскую работу, проблемное понимание материала.

История своего края, города, своей семьи, своего народа начинается еще в школе, поэтому региональный компонент в системе военно-патриотической воспитательной работы в исследовательской деятельности учащихся является логическим продолжением.

Материал о местной истории является неотъемлемой и обязательной частью историко-обществоведческого образования, но он будет интересен учащимся, когда педагог проявит живой интерес к истории своего города, района. Военно-патриотическое воспитание должно осуществляться планомерно, системно, на научной основе. Поисково-исследовательская форма работы позволяет видеть причинно-следственные связи, закономерности событий истории местной в контексте истории государства и мировой цивилизации.

Работа по историческому краеведению предполагает уроки-экскурсии, вечера, викторины, игры по краеведению, работу с документами, фондами музея, изготовление наглядных пособий и т.д. И вот здесь индивидуальная работа является необходимым начальным элементом всего процесса формирования знаний по региональной истории. Л.С. Выготский (психолог-педагог) предупреждал: «Если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы реакции оставляли эмоциональный след в ученике». Именно поэтому уроки истории должны быть направлены не только на реализацию целей, связанных с формированием новых знаний, но и на приобщение учащихся к истории своего города и края.

Мною систематически проводятся уроки-экскурсии в музейно-выставочный центр по темам: «Приморье в 30-е годы ХХ в.», «Приморье в годы Великой Отечественной войны», «Приморье в 50-90-е годы ХХ в.».

С 2005 г. по настоящее время в 5-7 классах совместно провожу с научным сотрудником музея Тепляковой Е.Ю. и заместителем музейно-выставочного центра по науке Агафоновой Е.В. внеклассные мероприятия, посвященные Дню Конституции. Учащиеся готовят доклады и слайдовые презентации по данным темам.

Систематически на базе Музейно-выставочного центра г.Находки проводятся вечера встречи с интересными людьми, например, с П. Конюховым, по результатам которых учащиеся создают творческие отчеты, используя компьютерные технологии.

В 2006 году дано городского внеклассный семинар в рамках заседания городского методического объединения учителей истории по теме: «Переселенческая политика П.А. Столыпина» на базе Музейно-выставочного центра г.Находки.

В декабре 2007 года дан открытый исторический вечер по теме: «Как появился город у моря?» с использованием ИКТ в рамках городского семинара заместителей директоров.

В 5-6 классах на уроках истории практикую постановку сценок, что позволяет развить у учащихся актерские способности и окунуться в ход событий.

Принимала участие в подготовке городского семинара для заместителей директоров по воспитательной работе « Улица Ленинская вчера, сегодня, завтра» в 2007 году на базе МОУ СОШ №17.

С классом мы неоднократно выезжали на экскурсии, организованные совместно с Музейно-выставочным центром. Данные мероприятия способствуют развитию интереса к истории родного края и города, уважения к героическому прошлому Приморья и бережного отношения к природе.

Мною были организованы встречи с подполковником милиции в отставке Аникиной Лидией Серафимовной по теме: «Героико-патриотическое воспитание» на примерах героических поступков сотрудников милиции, погибших при исполнении.

Создаю слайдовые презентации к урокам по темам: «Приморье от Февраля к Октябрю 1917 г.», «Хозяйственное освоение Приморья в ХIХ веке. Переселенческая реформа Столыпина П.А.», для классных часов по темам: «Старая Находка», «Избранные страницы Великой Отечественной войны», «Антигитлеровская коалиция».

Моя деятельность была отмечена благодарственным письмом от администрации Музейно-выставочного центра за активное распространение знаний об истории города и края. Музейно-выставочный центр г.Находки неоднократно приглашал меня на просветительские занятия для экскурсоводов, где я читала лекции по истории города и края.



Результативность работы в технологии учебного исследования

         Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:



  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;

  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

  • формирует социальный опыт в труде и общении;

  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;

  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;

  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

         Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

·         научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;

·        требует большой затраты сил и времени участников исследования;

·        как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;

·        как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;

·        не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.

         Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.     

         В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах. Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжить и в дальнейшем.      

                                                                                                                                                      

Приложение №1

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету

«История Приморского края»

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница