Семинар-тренинг Цель: стимуляция саморазвития через изучение и развитие способностей понимать и производить юмор



Скачать 69,84 Kb.
Дата22.02.2016
Размер69,84 Kb.
#11093
ТипСеминар
Саморазвитие через юмор

(разработка Домбровской И.С.)
Ничто так не открывает сути человека, как его смех (Л.Н.Толстой)

Семинар-тренинг

Цель: стимуляция саморазвития через изучение и развитие способностей понимать и производить юмор.

Задачи:


  1. изучение стратегий понимания юмора

  2. изучение стратегий остроумия

  3. развитие способности к пониманию юмора

  4. развитие способности к остроумию

План:

1.доклад «Возможности юмора для познания и развития личности»

2. актуализация чувства юмора через обсуждение афоризмов и мыслей о юморе

3. упражнение «объясни анекдот»

4. упражнение «Сделай анекдот»

5. завершающее обсуждение



1.доклад «Возможности юмора для познания и развития личности»

Что такое юмор? У каждого есть интуитивное понимание значения слово юмор и его сущности. Но важно соотносить свою интуицию с общепринятыми определениями. Обратимся к словарю: «Юмор – «понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо. В искусстве юмор – изображение чего-либо в смешном, комическом виде» (Ожегов С.И.).

Юмор в искусстве рассматривается на уроках литературы на примерах творчества, например, Салтыкова-Щедрина, Гоголя и др. В искусстве он существует как особый юмористический образ действительности. Особого рода комический образ запечатлен в анекдотах, которые мы будем объяснять и придумывать в практической части семинара.

Вернемся к первому значению слова юмор по Ожегову: «умение видеть и показывать». То есть юмор как бы состоит из двух способностей: пассивной – видеть и активной – показывать. И люди различаются по склонности относиться ко всему с юмором (что часто значит философски) и по склонности к активному продуцированию шуток, острот, насмешки. Какая из этих склонностей более выражена у вас? В результате тестирования подростков выявлено, что 70% склонны к пассивному, воспринимающему, реципрокному юмору, а 30% к активному юмору и насмешке над окружающими. Какой вид юмора позитивнее? Вопрос сложный, поскольку первое – отношение и осмысленность, а второе творчество и активное общение. Но в языке сложилось выражение не просто «юмор», а «чувство юмора» - то есть мудрый язык как бы более поощряет воспринимающий характер юмора. И говорит о том, что не следует поощрять активность юмора в обыденности – только в творчестве.

Интересна этимология слова «юмор». Так, самое древнее значение слова в латинском – гумор – жидкость идет с античности. Современного значения слова юмор не было – а это значит, что не было и способности человека к юмору. Были только способность к смеху и способность к комическому действу и восприятию. Предпосылка способности к юмору возникла как способность к комическому восприятию, сопровождаемому смехом. К 17 веку в английском языке сформировалось значение слова юмор – нрав, настроение. И опять же это было особое подвижное, «жидкое» настроение вызываемое комическим образом и сопровождаемое смехом. К 18 веку сложилось современное значение слова юмор, обозначающее индивидуальную способность понимать и производить смешное, особое отношение к жизни.

Известный психолог, основатель психанализа, Зигмунд Фрейд полагал, что в шутках и остротах выходит бессознательное человека (его истинные желания и отношения – которыми по Фрейду являются сексуальность и агрессивность). Юмор по Фрейду выступает как защитный механизм психики, но в отличие от других защитных механизмов (сублимация как возвышение потребностей, рационализация как интеллектуализация, вытеснение как забывание и др.), он не скрывает, а открывает содержание бессознательного. В межличностных отношениях это позволяет устанавливать глубинный личностный контакт.

Не менее известный психолог гуманистической ориентации Гордон Олпорт считал, что чувство юмора – способность зрелой личности, обладающей жизненной философией. И выражает способность личности к самодистанцированию, взгляду на себя со стороны. Она же связана с рефлексией, способностью осознавать свои мысли, чувства, поведение.

С какими другими качествами личности связан юмор? По данным западных исследований положительные корреляции чувства юмора были установлены с такими чертами как экстраверсия, уверенность в себе, внутренний локус контроля, поленезависимость, стрессоустойчивость, оптимизм, а отрицательные корреляции – с уровнем тревожности личности. По нашим данным чувство юмора положительно коррелирует с уровнем социализированности личности, диалогичностью сознания, рефлексивностью и креативностью.



2. Афоризмы о юморе, остроумии, смехе

А. Остроумие – крестник творчества, друг обаяния, брат веселья, предтеча мудрости и создатель хорошего настроения (аноним)

Что имеется в виду под каждым родством? В каких ситуациях проявляется родство?

Б. Юмор – способность видеть три стороны одной медали (Н.Рорель)

В чем третья сторона? Возможна ли медаль без третьей стороны? В форме каких метофор можно еще сформулировать особый взгляд юмора на предмет?

Г. Из всего живого один лишь человек способен смеяться (Аристотель).

В чем отличие улыбки кота от улыбки человека? Над чем смеется обезьяна? (от удовольствия, но не над предметом). Есть ли чувство юмора у собаки раз она-друг человека? (только как эмоциональная связь)

Д. Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим путем (З.Фрейд)



Кто смеется – тот, все прощает (В.Жуковский)

Почему противоположны эти высказывания? (юмор универсален) Что в них общего? (МЛО). Как превратить враждебность в юмор? Ради чего? (понимания и мира в идеале) Почему юмор иногда обижает?(отсутствие дистанции к предмету юмора)



Е. Характер человека никогда нельзя понять вернее, чем по той шутке, на которую он обижается (Г.Лихтенберг)

Над какими темами не принято шутить? (смерть, болезнь, беспомощность и др. какие)

Если на эти темы шутят, то какой может быть ответ? (оскорбление личности по законам или ответный юмор типа – «В здоровом теле-здоровый дух. На самом деле – одно из двух»)

Ж. Юмор – это правда в безопасных для жизни дозах (аноним)

Почему юмор – правда? Всегда ли юмор – правда? Чья правда? Почему с юмором можно высказать то, что не выскажешь прямо? (бессознательное творчество, взаимопонимание с самодистанцированием). Почему правду дозируют? Надо ли дозировать юмор?

3. Упражнение «Объясни анекдот»

1.индивидуальная работа

А. вспомнить анекдот, который нравится больше всего или тот, который чаще всего рассказываете или слышите. Написать его.

Б. написать свое понимание того, в чем юмор анекдота (15 мин.)

2. групповая работа

А. по очереди сказать на какую тему анекдот – не пересказывать анекдоты, а кратко сформулировать темы

Общий список и частота тем?

Актуальны ли эти темы для вас, если их рассматривать на полном серьезе? Почему?

Б. в свободном порядке высказаться какие вызывает описанный анекдот мысли или чувства

В. По очереди ответить на вопрос «Зачем люди рассказывают анекдоты?» (бессознательная разрядка напряжения, диагностика проблемы, поднятие настроения у себя или других и др.)



4. Упражнение «Сделай анекдот»

А. Зачитываются начала описания ситуаций, которые нужно завершить так, чтобы получился анекдот. Может быть предложено несколько вариантов окончания анекдотической ситуации.

Окончания записываются под номерами.

Б. Окончания зачитываются и обсуждаются. Выбирается самый смешной вариант. Сравнивается с авторским.

В. Обсуждается, что делает анекдот анекдотом, что создает смешное (неожиданность, а также контраст образов и смыслов, смысл в бессмыслице, уяснение неочевидного и др.)

Ситуации для упражнений «Сделай анекдот»

(из Шейнов, В.П. Тренинг остроумия.-Мн., 2010)

1.Молодые люди приходят в ЗАГС расписываться. Регистратор спрашивает:

- А вы хорошо подготовились к столь важному жизненному шагу?

- конечно, - отвечает жених, - мы…

2. Молодой художник спрашивает известного критика:

- Что вы можете сказать о моей последней картине, выставленной в салоне?

- Техникой живописи вы овладели неплохо

- И это все. Я вчера продал ее за 5 тысяч франков!

- ….

3. – Ты пойдешь завтра на похороны Янсона?



- С какой стати, ведь…

4. В отделение милиции звонит человек:

- Не можете ли вы прислать кого-нибудь на Тургеневскую 8? Жена тут очень бьет своего мужа, а это очень беспокоит соседей!

- Пришлем. А вы сосед?

- ….

5. – Мадам, вы, видимо, принимаете меня за дурака?



- Нет, но …

6. Полисмен подходит к пьяному, который ходит вокруг бочки, держась за не рукой.

- Что вы делаете?

- Иду домой, мой дом…

7. – Куда ты спешишь, Парик?

- На выставку.

- …

8. В телефонной трубке женский голос



- Алло, Живко, я хочу сказать тебе что-то интересное. У нас скоро будет ребенок.

- …


9. Шеф – своему служащему:

- Это безобразие, Браун. Опять вы спите на работе. Для этого у вас есть время дома.

- Время – да. Но ведь…

10. – Если ты не будешь есть кашу, я позову Бабу Ягу.

- Мама, неужели ты думаешь, что….

Авторские ответы:

1….купили два ящика водки, двадцать бутылок вина, пять литров спирта

2.А вот это действительно искусство!

3. …он на мои не пойдет.

4.Нет, я муж.

5…я могу и ошибаться.

6…после забора направо

7. Кому же интересно на тебя смотреть?

8.Чудесно! А кто это говорит?

9…дома нет такой сонной обстановки

10…Баба Яга будет есть эту кашу?


5.Завершающее обсуждение

Что вы приобрели в результате выполнения упражнений?

Что легче понимать и объяснять анекдоты или их придумывать, делать?

К какому типу людей вы относитесь: с философским использованием юмора для осмысления жизненных проблем или с социальным его применением как орудия воздействия на другого?



Почему юмор должен быть добрым?

  1. Резюме семинара выражают слова А.П.Чехова: «Серьезность человека, обладающего чувством юмора в сто раз серьезнее серьезности серьезного человека»

Каталог: mod files -> additions 1
additions 1 -> Актуальность данной программы
additions 1 -> Учебно-методическое пособие Уфа 2011 удк ббк п
additions 1 -> Зависть как чувство Сущность зависти
additions 1 -> «Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность»
additions 1 -> Изучение социальных представлений о жестокости в юношеском возрасте
additions 1 -> Вторая всероссийская конференция по психологии состояний
additions 1 -> Крепкая семья: психологические аспекты семейных взаимоотношений
additions 1 -> Программа тренинговых занятий в рамках психологического сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в условиях реабилитационного центра
additions 1 -> Шестая всероссийская неделя школьной психологии «психологическая одиссея». Отзыв на проект

Скачать 69,84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница