Семинар для педагогов и родителей " Использование речевых игр для формирования речевой компетенции детей младшего дошкольного возраста"



Скачать 87.42 Kb.
Дата22.02.2016
Размер87.42 Kb.
ТипСеминар
Семинар для педагогов и родителей
" Использование речевых игр для формирования речевой компетенции детей младшего дошкольного возраста".

Цели: Обобщить и систематизировать знания педагогов и родителей о речевых играх. Научить использовать речевые игры на практике (во время НОД, в режимные моменты, для организации досуга, в обычной жизни и т.д.). Воспитывать бережное отношение и любовь к детям.

Предварительная работа: Изготовление тренажеров (совместно с детьми), слушание звуков окружающего мира и выделение из них некоторых, подготовка сюжетных иллюстраций и необходимых предметов и игрушек.

План семинара:

1.Теоретическая часть. Краткая примерная классификация речевых игр. Их значение.

2.Примеры речевых игр.

3. Подведение итогов семинара, рефлексия.

Ход семинара:

Развитию речи детей раннего возраста в работе педагога уделяется особое внимание. К поступлению в школу ребёнок должен хорошо, чисто говорить, понимать речь, иметь богатый словарный запас, формулировать свои мысли, пересказывать текст и т.д. Если не начать эту работу в раннем возрасте, можно упустить период интенсивного формирования и развития речевой компетенции ребёнка. Поэтому, чем раньше будет начата работа в этом направлении, тем больших результатов добьётся педагог и родители. Кроме того,уровень развития речи ребёнка имеет также и диагностическое значение. По этому показателю судят об общем развитии ребёнка. Так как ведущей деятельностью детей раннего возраста является игровая деятельность, удобно и продуктивно это делать именно в игре, незаметно и ненавязчиво. Специальные игры и игровые упражнения целенаправленно создают условия для развития разных сторон речи у детей во время непосредственной оганизованной деятельности, во время режимных моментов, развлечений, в обычной жизни. Многообразие речевых игр вносит в жизнь ребёнка интерес и даёт хороший результат, так как каждая из них проводится с определённой целью и имеет определённую специфику. Классификаций речевых игр существует очень много. Трудно объединить и сгруппировать абсолютно все игры. Одни и те же игры с небольшими изменениями и дополнениями можно отнести к разным группам в зависимости от поставленных педагогом или родителями целей и предполагаемого результата. Примерная классификация может выглядеть таким образом (по Е.А. Янушко):

1.Подготовительные игры (игры на развитие фонематического слуха и дыхания).

2.Игры на развитие понимания речи.

а)Игры на создание речевой среды.

б)Игры на накопление пассивного словаря.

3.Игры на развитие активной речи.

а)Развитие речевого подражания.

б)Игры на повторение речевого материала.

в)Сочетание проговариваемого текста с движениями, пальчиковые игры, игры на развитие общей моторики.

г)Музыкальные игры.

д)Использование текстов и стихотворений с договариванием, загадок, чистоговорок.

е)Рассматривание и обыгрывание тематических иллюстраций, игры с игрушками.

ж)Театрализованные игры, дидактические игры, обыгрывание текста.

В соей работе по развитию речи малышей я использую такие приёмы:

-Индивидуальная, подгрупповая или групповая форма взаимодействия с детьми.

-Психологический и эмоциональный контакт с кждым ребёнком.

-Подражание словам и жестам, движениям педагога без излишней научности и статичности.

-Многократное повторение материала для закрепления знаний, умений и навыков.

-Адаптированное возрасту и опыту детей содержание игрового материала, его соответствие программе детского сада.

-Постепенное усложнение игр.

-Длительность целенаправленного взаимодействия не более 10-15 минут.

-Использование речевых игр в различных ситуациях, режимных моментах и т.д.

-Правильная, чёткая, грамотная речь, читаемая артикуляция губ, различная интонация, эмоциональная окрашенность игры.

Я собираю "коллекцию" игр , направленных на развитие речевых навыков детей младшего возраста, оформляю картотеку, что помогает мне использовать игры часто и много. Малышам это очень нравится. Развитие речи происходит в игре, незаметно и весело. "Разговорить" каждого ребёнка удаётся не сразу, но "терпенье и труд всё перетрут". Речевые игры я рекомендую использовать в своей работе также педагогам и родителям детей более старшего возраста.

Приведу примеры некоторых речевых игр.

"МИШКА И ЗАЙЧИК"

Цели: Равивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.

Материалы: Барабан или бубен.

Ход игры:

--Давйте поираем. Мишка ходит медленно-вот так, а зайчик прыгает быстро-вот так! Я буду медленно бить в бубен, вы ходите медленно, как косолапый мишка, а когда я стучу быстро, прыгайте быстро, как зайчики!

Повторить игру несколько раз, меняя темп звучания. Можно предложить постучать в бубен кому-то из детей с помощью педагога. Похвалить детей.

"СНЕГ ИДЁТ"

Цели: Формировать плавный длительный выдох. Развивать мышцы губ, артикуляционные движения.

Материалы: Кусочки ваты.

Ход игры:

Разложить на столе кусочки ваты.

--Сейчас зима. На улице идёт снег. Давайте подуем на снежинки!

Показать детям, как дуть на вату и предложить повторить свои действия. Затем поднять с пола ватные "снежинки" и повторить игру. Можно использовать снежики, вырезанные из бумаги и подвешенные на ниточках, бабочки, цветочки, листочки (в зависимости от времени года). Они должны быть лёгкими. А также разноцветные яркие султанчики.

"ПОКАЖИ РУЧКИ"

Цели: Обогащать пассивный словарь детей (названия частей тела).

Ход игры:

Сначала игра проводится индивидуально.

--Покажи, где у Маши ручки? Где у Маши глазки, щёчки, носик? Где у Маши ножки?

Дальше можно усложнить задание.

--Чем Маша кушает? Чем Маша дышит, чем смотрит?

Следующий этап-групповой.

--Дети, покажите ваши ушки. Покажите ручки, ножки, коленки, пяточки. Чем вы нюхаете, чем смотрите, чем кушаете?

Обязательно похвалить детей.

"ПОЗВЕНИМ КОЛОКОЛЬЧИКОМ"

Цели: Развивать подражание движениям и речи взрослого (повторение звукоподражаний дон-дон, динь-динь-динь).

Материалы: Колокольчик.

Ход игры:

Показать детям колокольчик и позвенеть. Затем изобразить, как звенит колокольчик. Свои действия сопровождать звукоподражанием: "Динь-динь-динь".

Предложить детям "позвенеть" колокольчиком. "Давйте позвеним вот так: динь-динь-динь"

Затем показать детям, как звенит большой колокольчик: "Дон-дон-дон!". Попросить повторить несколько раз, меняя звукоподражания.

ПАЛЬЧИК О ПАЛЬЧИК.

Цели: Развивать подвижность пальцев. Совершенствовать умение двигаться в соответствии со словами.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках перед взрослым и под песенку воспитателя повторяют за ним движения.

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай! (2 раза)

Спрятались, спрятались! (закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук. (2 раза)
"ЗАМОК"

Цели: Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.

Ход игры:

Предложить малышам поиграть: "Давйте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной".

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили...

И открыли!


"НОЧЬЮ"

Цели:Формировать правильное произнесение звука (ц), дифференциацию звуков (ц)-(с), развивать речевое дыхание. Вырабатывать автоматизм движений пальцев рук.

Ход игры:

Ведущий произносит стихотворение и показывает движения, а дети повторяют действия и звуки. Ведущий следит за артикуляцией детей.

Ночью тихо: "Ц-ц-ц-ц".

Только ветер "С-с-с".

Спит белочка,

Спит зайчик,

Спит ёжик,

Спит кабанчик.

Одна сова не спит,

А всё вокруг глядит.

"ЗАГАДКИ ПРО ЗВЕРЕЙ"

Цели: Развивать активную речь детей. Учить концентрировать внимание на загадке, подбирать ответ.

Материалы: Игрушки или картинки с изображениями животных.

Ход игры:

Показать малышам игрушки или картинки и предложить отгадать загадки.

В лесу живёт,

Малину жуёт.

Весёлый топтыжка-

Кто же это? (мишка)
Громко лает,

Дом охраняет,

Большая забияка-

Кто это? (собака)

В дальнейшем можно загадывать детям загадки без наглядного сопровождения.
"ОДИН -- МНОГО"

Цели: Совершенствовать активную речь детей. Закреплять навыки в образовании множественного числа существительных, учить правильно подбирать окончания. Пополнять словарный запас.

Материалы: Картинки с изображениями называемых предметов.

Ход игры:

Педагог называет предмет в единственном числе, показывая картинку. Дети образуют множественное число и дополняют фразу.

Одна снежинка - много (снежинок).

Одна льдинка - много (льдинок).

Одна лыжа - много (лыж).

Одни санки - много (санок).

Один снеговик - много (снеговиков).



В ходе игры педагог помогает детям, испытывающим затруднения. Игра повторяется несколько раз, при этом выслушиваются индивидуальные и групповые ответы. В конце игры необходимо похвалить детей за успехи.
Таким образом, делая вывод, хочу отметить, что разнообразные речевые игры, в различных комбинациях (на усмотрение педагога), используемые в непосредственной образовательной деятельности детей и в повседневной жизни, дают неограниченные возможности в игровой форме достигать намеченные образовательные и воспитательные цели, работать над развитием речи детей, помогать им общаться между собой и со взрослыми, тренировать их память и активное восприятие окружающего мира.
Каталог: skazka -> img
skazka -> Департамент образования муниципального образования город Краснодар
skazka -> Программа А. Г. Кутузова. Ипм сценарий урока № Сказка как жанр фольклора. Возникновение сказки. Виды народных сказок
skazka -> Нужно ли учить ребенка играть?
skazka -> Развивающие функции художественной литературы
skazka -> Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
skazka -> «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях социального партнерства»
skazka -> Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли
img -> Консультация для родителей «речевая среда и дети»
img -> Картотека речевых игр, развивающих основные характеристики звуковой культуры речи детей раннего возраста


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница