Литература: Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта. Изд-во Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Пермь, 2014
Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с.
Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования. Учебно-методическое пособие. Челябинск, 2016, 150 с.
1.Психолого-педагогическая характеристика субъектов инклюзивного образования. В последнее время стало понятно, что образовательные учреждения должны измениться для того, чтобы стать инклюзивными, ориентированными на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.
Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя (воспитателя) на уроке (занятии), помощь ученику (воспитаннику) в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми. Инклюзивное образование предполагает целый комплекс серьёзных изменений во всей образовательной системе, в ценностных установках, в понимании роли педагогов и родителей.
Сейчас инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательных учреждениях, обучение и развитие по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому на этапе проектирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении необходимо рассмотреть и оценить сущностные и ситуативные противоречия и ограничения этого процесса, риски и ресурсы, дабы заложить основы по-настоящему действенного инклюзивного образования и избежать осложнений в его реализации.
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования, прежде всего взаимосвязанность деятельностью всех субъектов сферы образования и является целью обеспечения эффективного взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социальной средой, способствующего его самоопределению, самоактуализации, самоутверждению, саморазвитию. Сопровождение необходимо для успешной социальной адаптации и выбора оптимальных решений в различных ситуациях, связанных с личностным, жизненным и профессиональным самоопределением воспитанников любого образовательного учреждения. Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития, обучения и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья непосредственно усилиями специалистов образовательного учреждения, избегать не всегда обоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Немаловажным в психолого-педагогическом сопровождении субъектов инклюзивного образования является и процесс социализации детей. У педагогов образовательного учреждения должна быть общая цель - ребенок, его благополучие и развитие.