Семинар №1 вопросы и задания для конспектирования раскройте содержание метода экспертных оценок



Скачать 25,21 Kb.
страница1/4
Дата29.05.2020
Размер25,21 Kb.
ТипСеминар
  1   2   3   4

Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

Веймер С.В.

Семинар №1

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Раскройте содержание метода экспертных оценок.

2. Перечислите основные принципы и условия надежности социального

прогнозирования.

3. Назовите основные требования, предъявляемые к результатам прогнозов, и сферы их применения.

4. Обозначьте проблематику прогностических исследований

1. Раскройте содержание метода экспертных оценок.

Экспертные оценки — это суждения знатоков, предполагающие процедуру сравнения объектов, их свойств по выделенным критериям. Метод экспертных оценок — вид экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации осуществляемого экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

При экспертной оценке (т. е. оценке высококвалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо ее составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо ее компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований.

Прежде всего — оценка исходной ситуации:

• факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

• направления, тенденции, наиболее характерные для данного состояния ситуации;

• особенности, специфика развития наиболее важных составных «частей» (отрасли, структуры, службы);

• наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы это могут быть в зависимости от участка социальной работы:


  • государственные службы;

  • общественные фонды и организации;

  • самодеятельные организации;

  • благотворительность, спонсорство, частные инициативы.

Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

В зависимости от уровня профессионализма и возможности охватить экспертным анализом различные по объему работы организаций и различается и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:



  • в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них);

  • выявляются проблемы;

  • намечается план и время действий;

  • разрабатываются критерии для экспертных оценок;

  • обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).

Главные проблемы любого экспертного метода также можно выразить в виде ряда требований.

1. Интерпретация результатов:

а) уровень компетентности экспертов по социальным профессиональным проблемам:

• по экономическим (эффективность);

• по социальным;

• по политическим;

• по этническим;

• по духовно-нравственным;

• по экологическим;

б) рейтинг экспертов:

• по взаимной оценке;

• по утвердившемуся общественному мнению;

• по должностному принципу и т.д.;

в) коэффициент компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки.

2. Создание обстановки свободного обсуждения.

3. Заключительная дискуссия.

4. Выработка рекомендаций по исследуемой проблеме, выводы о целесообразности тех или иных предложений, а также об их внедрении.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница