Семинар 1
Тема 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения
1. Факторы, обусловившие необходимость развития персонала в современных условиях.
2. Общее и профессиональное развитие персонала: цели, планы, субъекты.
3. Профессиональное развитие как процесс.
4. Методы и системы управления профессиональным развитием персонала.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
Дополнительная литература
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом: Энциклопедия. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
-
Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление персоналом: Учебник. – М.: Магистр, 2011.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Бычкова. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 2
Тема 3. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА НА ЗАМЕЩЕНИЕ
РУКОВОДЯЩИХ ДОЛЖНОСТЕЙ
Вопросы для обсуждения
1. Резерв кадров: понятие, процесс формирования.
2. Оперативный и стратегический резерв.
3. Разработка плана формирования резерва. Практическое занятие.
4. Отбор кандидатов на замещение должностей. Практическое занятие.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Маслова В.М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
-
Одегов Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
Дополнительная литература
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Спивак В.А. Управление персоналом: Учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2011.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Бычкова. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 3
Тема 4. УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения
1. Мотивация: цели изучения, понятие. Мотивационный процесс.
2. Виды мотивации, влияющие на эффективность профессионального
развития.
3. Влияние мотивационных механизмов на развитие качества персонала.
4. Система мотивации персонала в организации.
5. Технологии управления мотивацией персонала. Ролевые игры.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Литвинюк А.А. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
Дополнительная литература
-
Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление персоналом: Учебник. – М.: Магистр, 2011.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Бычкова. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова и др. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 4
Тема 5. КОУЧИНГ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Деловая игра «Коучинг»
Цель занятия: знакомство с техникой и методикой проведения коучинга; анализ деловых качеств, необходимых коучу.
Задание 1. Обсудить и сформулировать перечень деловых качеств, которыми должен обладать коуч (расставить качества по приоритету).
Задание 2. Применить технику «3-Д» для разрешения какой-либо проблемы (по предложению студента).
Задание 3. Применение методики GROW в конкретной практической
ситуации.
Основная литература
-
Дауни, М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей / М. Дауни. – М.: Добрая книга, 2007. – С. 53-98.
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 5
Тема 6. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА. ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
И ГРУППОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА
Вопросы для обсуждения
1. Профессиональное обучение персонала: понятие, содержание, виды.
2. Процесс профессионального обучения: определение потребностей, бюджета, целей, программ.
3. Формы индивидуальной и групповой подготовки персонала.
4. Развивающее обучение: предпосылки, объект, формы.
5. Система показателей эффективности профессионального обучения.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Маслова В.М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
-
Одегов Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
Дополнительная литература
-
Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Бычкова. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова и др. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 6
Тема 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения
1. Нормативно-правовая база организации системы обучения персонала.
2. Определение потребностей в обучении.
3. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала.
4. Оценка эффективности обучения персонала.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Литвинюк А.А. Управление персоналом: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
Дополнительная литература
-
Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.
-
Соколова М.И., Дементьева А.Г. Управление персоналом: Учебник. – М.: Магистр, 2011.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Бычкова. – М.: Инфра-М, 2013.
-
Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова и др. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 7
Тема 9. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ
Ролевые игры. Студенты в ходе игр осваивают новейшие вербальные и невербальные технологии эффективного взаимодействия
Примерные темы технологий
1. Ведение беседы или дискуссии.
2. Техники эффективного слушания (техники вербализации).
3. «Я»-высказывания.
4. Техника заземления.
5. Поведение при опоздании.
6. Поведение в напряженной конфликтной ситуации.
7. Метод «открытых дверей».
8. Техника повышения толерантности.
9. Список Робинзона.
10. Алгоритм языка чувств и т.д.
Основная литература
-
Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала. – М.: НИЦ Инфра-М., 2013.
-
Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование. Оценка. Обучение. – М.; Юрайт-Издат, 2013.
Дополнительная литература
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
Семинар 8
Тема 10. ДЕЛОВЫЕ И РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА
РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
В ходе игры студенты учатся совместно обсуждать актуальную проблему и принимать стратегические решения, соблюдая нормы и правила делового взаимодействия в экстремальной ситуации. При этом раскрываются социально-психологические феномены личности участников игры, диагностируются их характеристики, умение работать в команде.
Методические указания и рекомендации Студентам (слушателям) рекомендуется до начала игры во внеаудиторные часы еще раз ознакомиться со следующими разделами дисциплины: «Вербальные и невербальные технологии в развитии профессиональных и личностных качеств сотруднииков», «Деловые и ролевые игры как форма развития персонала».
План занятия
1. Ознакомление всех участников с условиями игры.
2. Каждому участнику предлагается самостоятельно проранжировать указанные предметы с точки зрения их важности для выживания. (Необходимо поставить цифру 1 у самого важного для слушателя предмета, цифру 2 – у второго по значимости и т.д., цифра 15 будет соответствовать самому менее полезному предмету).
3. Группа разбивается на подгруппы примерно по 6 человек. Один из участников – эксперт. Каждая подгруппа в ходе дискуссии составляет общее для группы ранжирование предметов по степени их важности.
4. Оценка результатов дискуссии в каждой подгруппе:
– Выслушивание мнения экспертов о ходе дискуссии и о том, как принималось групповое решение, первоначальные версии, использование веских доводов, аргументов. Главное внимание уделяется этикету взаимодействия в группе – вербальные и невербальные приемы общения, умение слушать и т.д.
– Зачитывается «правильный» список ответов, предложенный экспертами ЮНЕСКО. Участники игры сравнивают правильные ответы, собственные результаты и результаты группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность между номером, который присвоил ему индивидуально каждый слушатель, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами. Нужно сложить абсолютные значения этих разностей для всех предметов. Если сумма больше 30, то участник или подгруппа «утонули».
– Сравнение результатов группового и индивидуального решения. Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решениями отдельных людей?
Комментарий к проведению игры
1. Это упражнение дает возможность количественно оценить эффективность группового решения.
2. В группе возникает большее количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в одиночку.
3. Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом.
4. Решения, принятые в результате группового обсуждения, оказываются более рискованными, чем индивидуальные решения.
5. Участник, обладающий особыми умениями (владение технологиями вербального и невербального поведения, способностями вести дискуссию, информацией и т.д.), связанными с групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в выработку групповых решений.
Приложение к игре
Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи километров от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара:
1. Секстант.
2. Зеркало для бритья.
3. Канистра с 25 литрами воды.
4. Противомоскитная сетка.
5. Одна коробка с армейским рационом.
6. Карты Тихого океана.
7. Надувная плавательная подушка.
8. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.
9. Маленький транзисторный радиоприемник.
10. Репеллент, отпугивающий акул.
11. Два квадратных метра непрозрачной пленки.
12. Один литр рома крепостью 80%.
13. 450 метров нейлонового каната.
14. Две коробки шоколада.
15. Рыболовная снасть
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.
Литература по теме игры
-
Столяренко, Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 507- 689.
-
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013.
Поделитесь с Вашими друзьями: |