Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого. Виктор Кузнецов



Скачать 31,59 Kb.
Дата20.04.2016
Размер31,59 Kb.
Семья – это место приземления для старших,  стартовая площадка для младших и полигон взаимоотношений для каждого.    

Виктор Кузнецов

Народная мудрость гласит: «Каковы корешки – таковы и ветки.  Каковы родители – таковы и детки».

 На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно-воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей.

В системе духовно-нравственных воздействий современной школы все большее внимание уделяется использованию традиционных культурных ценностей, воспитанию ценностей гражданственности, высокого достоинства и ответственности служения человека на общественном поприще в тесной связи с их духовным осмыслением; формированию национального самосознания.

  Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в государственных и правительственных документах.

 Общеизвестно, что духовно-нравственные ценности – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служений), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие.

  Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, у молодежи утрачено традиционное восприятие родительства и детства; господство в современной семье материальных ценностей над духовными. В исследованиях отечественных ученых установлено, что ценность семьи и семейных отношений у подрастающего поколения падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, нарушении семейного уклада, низком уровне представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнство или отцовство).

 Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом, нацией и государством.

  Нарушение процессов формирования духовно-нравственной сферы приводят к таким негативным последствиям в поведении детей и подростков, как проституция, наркомания, алкоголизм, криминал, гражданская пассивность, уход из семьи. Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей как базисных в жизнедеятельности человека. Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей является возраст 13-17- летнего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими,  близкими, самим собой. Задача педагогов - направить процесс формирования на духовное просвещение, семейные ценности, чтобы школьники  идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина. Все это стимулирует актуальность проблемы формирования у школьников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях тесного взаимодействия семьи и школы.

  История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Проблема духовно- нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.  Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья.

Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

 Как уже отмечалось ранее, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

   Семья является «естественной культурной средой» подростка. Она дает ему представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. В семье формируются основные моральные представления и духовно-нравственные принципы. Усвоенные бессознательно, они сохраняются на всю жизнь. Очевидной становится необходимость повышения эффективности функционирования семьи как первичной ячейки общества и социального феномена, где с детства закладываются основы становления и дальнейшего развития личности.

  С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... Мудрый педагог, на мой взгляд, это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

 Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья, представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

 Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:

неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

бездуховность родителей, отсутствие стремления к духовному развитии детей;

авторитаризм либо крайний либерализм, безнаказанность и всепрощенчество;

наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

отсутствие нормального психологического климата в семье;

фанатизм в любых его проявлениях (религиозный, политический, музыкальный, спортивный, страсть к накопительству денег и вещей и т. п.);

безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...);

противоправное поведение взрослых и т. д.

Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которуюклассный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:

дети должны расти и воспитываться  в атмосфере доброжелательности любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности;

высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;

личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

оптимизм и мажор-основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены... И пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка.

Особенно остро строит проблема формирования семейных духовно-нравственных ценностей у учащихся. Это дает основания выделить ряд противоречий:

- между выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей и снижением роли семьи и общеобразовательной школы в их формировании;

- между растущей потребностью более тесного взаимодействия семьи и школы в формировании у школьников семейных духовно-нравственных ценностей и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической теории и практике;

- между необходимостью профессионально-компетентного обеспечения условий для эффективного взаимодействия семьи и школы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей у учащихся и подготовки их к ответственному родительству и низким уровнем педагогической грамотности родителей и профессиональной готовности педагогов к совместной деятельности с родителями по формированию у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей.

Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;

 Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

  В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей.

 Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

  Важнейшим условием эффективности духовно-нравственного становления подростка является разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам и традициям, создание благоприятного микроклимата, совместная трудовая деятельность.

Успешность семейного воспитания проявляется в индивидуальном развитии ребенка:

его физической культуры;

культуры общения с близкими людьми;

культуры домохозяйства и быта;

культуры труда и досуга;

культуры адекватного, полоролевого поведения;

культуры общения;

культуры самоорганизации.


 Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное


напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принять, и любить его таким, каков он есть.


5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности: терпение, умение владеть собой, доверие,  чуткость,  способность   сопереживанию, снисходительность,  расположение к другим,  чувство юмора,  терпимость к различиям,  доброжелательность,  гуманизм,  любознательность,  умение слушать,  несклонность осуждать других, альтруизм.


Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольдт. В.А.Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке.   Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

  Мы многому учим человека в жизни: физике, математике, искусству варить сталь и варить борщ. Учим планомерно и целенаправленно, а вот искусству строить семью и быть патриотом учим недостаточно. Именно поэтому сейчас говорится о едином учебно-воспитательном процессе, единой образовательной среде, включающей школу, внешкольные учреждения и прежде всего семью. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  Нравственное воспитание это - систематическое целенаправленное формирование личности, тех ее моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к другим людям, к труду.

  Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

   Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

  Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Памятка:

При  разговоре, особенно с детьми, никогда не используйте матерные слова.

В последние годы появилась некоторая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но ставятся во фразе на привычные для брани места.

     От сквернословия нужно отказываться совсем и окончательно.

Сквернословие – начало пути к еще большему злу. Воспитанные в вере,  всегда были внимательны к своей жизни, боясь оскверниться грехом и погубить свою бессмертную душу.

 Сквернослов умирает без покаяния, не получает возможности очистить свою душу перед священником. Покаемся же искренно в этом гнусном грехе, чтобы не повторять срамную речь никогда.  А значит и дети  не будут слышать грязные слова.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм, проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности

Дети же, выросшие в этой среде уже не стесняются никого. Разве нормально, что матом стали ругаться не только мужчины, но и женщины, а самое страшное – дети.

В итоге обсуждения поставленной проблемы родители решили:

Дать отпор матерным, непристойным словам нашей речи.

Настойчиво добиваться искоренения грязных слов из своего словаря.

Никогда не поощрять свои собеседников, использующих в своей речи брань.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода «рождение и воспитание» детей, передача духовно-нравственного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Внутренний мир – чувства, мысли, творческие замыслы, желания, отношения к другим людям. С этими понятиями  связано человеческое счастье.
Счастье – это внутреннее состояние человека, ощущение радости, удовлетворения.
Духовность – особенная ценность народа. Духовность и язык выступает хранителем и инструментом передачи духовной культуры.
Культура – латинское слово переводится «почитание, воспитание, образование, развитие, возделывание земли». Культура нашей Родины – это отечественная культура, от слова «Отечество». Значит, страна и культура отцов наших. Культура любого народа имеет религиозный характер. Отцы передают лучшее, самое дорогое своим детям, а дети – своим детям. Так сохраняются отеческие традиции. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Общечеловеческие нормы нравственности отражены в священной книге «Библия».

Давайте их вспомним:


1. Поклоняться своему богу.

2. Почитать родителей.

3. Не лгать, не красть, не произносить ложного свидетельства.

4. Не убивать.

5. Быть милосердными, сострадательными.

6. Не завидовать.

7. Поступать с другими так, как хотите, чтобы поступали они с тобой.

ВЫВОД:  От вашей нравственной чистоты зависит, какими вырастут ваши дети, судьба России, ее будущее.



 
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница