«Семейные ценности в современном обществе»



Скачать 34.33 Kb.
Дата17.04.2016
Размер34.33 Kb.
ТипМетодическая разработка
МКОУ Нежитинская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

классного часа в 10-11 классе

Тема: «Семейные ценности в современном обществе»

Автор: классный руководитель Басова Екатерина Алексеевна

2013 год

Семейные ценности в современном обществе

классный час для учащихся 10-11 классов



Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Л.Н. Толстой

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества

Задачи:

  1. Формирование понятия семьи как исходной общественной ячейки государства;

  2. Определение роли семьи в современном обществе и роли государства в укреплении семьи;

  3. Определение роли детского участия в заботах по дому и создании добрых семейных отношений;

  4. Развитие способности коммуникативного общения.

Справочный материал: словарь терминов, семейная политика, разновидности семей, вопросы для учащихся и родителей (приложение).

Подготовительный этап: за одну - две недели до классного часа даётся задание с помощью родителей:

- составить родословную (генеалогическое древо семьи)

- сделать подборку фотографий из семейного альбома

- узнать о семейных реликвиях, традициях, занятиях и ремёслах, передаваемых из поколения в поколение.


План проведения.

Ученики и их родители садятся вокруг стола


Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день! Наша встреча сегодня неслучайна. Тема семьи и семейных ценностей касается каждого из нас, потому что все мы живём в семьях, с самыми родными и близкими людьми. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Мы сели с вами за круглый стол, ведь так проще вести открытый разговор, мы смотрим в глаза друг другу.

Семья – одна из самых древних форм объединения людей, один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. В процессе исторического развития общества брачные отношения, семья и формы её менялись. Семейные отношения возникли раньше брачных, на первое место люди ставили важность кровных и родственных отношений. С развитием общества, вместе с усложнением социальной организации жизни людей и накоплением материальных богатств возникла необходимость законного оформления отношений между людьми в семье. Для того чтобы регулировать распределение семейного богатства, ответственности за благополучие всех членов семьи между родственниками.

Так возникли брачные отношения, которые так же, как и семья изменились с течением времени. Брак принимал различные формы, которые сохранились до сих пор, наиболее известными являются полигамия и моногамия.

Во все времена семья считалась важным элементом общества. Благодаря семейному воспитанию из поколения в поколение передавались семейные и культурные ценности, правила поведения в обществе, трудовые навыки.

Поэтому с течением времени семья всё больше и больше попадала в поле зрения государства, которое взяло на себя задачу регулировать семейные отношения граждан. Отношения семьи и государства нельзя назвать безоблачными – с одной стороны, государство приняло обязательства заботиться о семье, что закреплено в Основном законе – Конституции - практически каждой страны, с другой стороны, регулируя семейные отношения государство через семью осуществляет функцию социального контроля, подталкивая граждан вести себя согласно представлениям государства о «правильном» поведении людей.

В нашей стране, как и во всём мире, уже на протяжении длительного времени идёт процесс смены исторического типа семьи. Преобладающая патриархальная, сельская, сложная по составу, многодетная семья всё больше уступает место городской, малой, состоящей из родителей и их детей. Почему?

Обращаемся к справочному материалу, знакомимся с разновидностями семей, беседуем по этому вопросу. (какие семьи встречаются чаще, какая семья крепче)



Вывод: В современном мире изменяются:

- образ жизни семей

- потребности семей

- характер взаимоотношений в семье

- положение в семье отдельных её членов

- семейная мораль



Классный руководитель. Будущее детей закладывается в том доме, где они родились. Достойная жизнь человека тоже связана с семьёй, где человек чувствует свою нужность и полезность, где сначала заботятся о нём, а потом и он заботится о детях и престарелых родителях.

Очень важно, что каждый гражданин должен быть ответственным как за свою собственную жизнь, так и за жизнь своей семьи. Семья не может и не должна надеяться только на государство. Семья должна максимально использовать свой собственный потенциал.

О конкретных семьях, в которых живёте вы, мы сегодня и поговорим. Начнём с истории семьи. Найдём в словаре терминов определения семья, брак, влюблённость, любовь, родословная.
Слово учащихся. Учащиеся знакомят с родословными своих семей. По каждой родословной задаются вопросы. (кто собрал данные, род занятий предков, как изменяется многодетность семей, старинные имена, значение родословных).

Классный руководитель. Следующий этап нашего мероприятия можно назвать так: «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом». Учащиеся сделали подборки фотографий, по которым они проведут экскурсии.

Слово учащихся. В одной из семей живут три поколения. Девочка оценивает преимущества такой семьи, выявляет проблемы. А на фотографиях, конечно, счастливые моменты жизни семьи.

На другой подборке запечатлены семейные традиции: празднование нового года, совместный отдых, день рождения бабушки.

Учащиеся рассказывают о семейных реликвиях, талантах, ремёслах, которые передаются из поколения в поколение. Передаются и имена. О имени Любовь рассказывает одна из учениц.
Далее учащиеся и родители отвечают на вопросы. Высказываются по возможности все по кругу.


  1. Почему люди живут семьями?

  2. Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?

  3. Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?

  4. Всегда ли существовала семья?

  5. Сохранится ли семья в будущем?

  6. Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

  7. Что вы думаете о супружестве, гражданском браке?

  8. Из-за чего браки распадаются?

  9. В чём недостатки неполных семей?

  10. Какую бы семью хотели иметь вы?


Подведение итогов

Сегодняшний разговор, я считаю, очень важный, доверительный и очень своевременный. Вам сейчас по 16-17 лет и вы стоите на пороге взрослой семейной жизни. Я думаю, что в обозримом будущем ни один из вас не мыслит себя без семьи. Недаром эпиграф нашего мероприятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Народная мудрость гласит:

- семья воюет, а один горюет;

- в семье и каша гущу;

- семейный котёл всегда кипит;

- семья крепка ладом;

- в семье любовь да совет, так и нужды нет;

- согласную семью и горе не берёт;

- в семье разлад, так и дому не рад;

- семья без детей, что цветок без запаха.

Мы сделали вывод, что семья в современном обществе нужна. В основе благополучия семьи лежит неустанный труд. Нужно всё сделать для того, чтобы семья была свободна от алкоголя, наркотиков, насилия, где дети воспитываются на основе высокой духовной культуры. Укрепление связи между поколениями, формирование здорового образа жизни, ответственность родителей – залог счастливой жизни человека.

Классный руководитель просит высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Высказывается благодарность за участие, активность, искренность.



Будьте счастливы в своей семье, в своём доме!

Литература



  1. Классный руководитель журнал №7 2006

  2. Михайлина М.Ю.,Лысогорская М.В. Классные часы «Сюрпризы переходного возраста» Волгоград. 2009.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница