Сегодня на нашем семинаре мы рассмотрим вопросы преемственности обучения на 2 этапах: на ступени дошкольного и начального образования и на ступени начальное образование и среднее звено



Скачать 267.83 Kb.
Дата20.04.2016
Размер267.83 Kb.
ТипДоклад

Доклад


Преемственность обучения на этапе перехода учащихся в среднее звено и деятельность педагогического коллектива по преодолению проблем переходного периода.

Закон об образовании РФ гарантирует возможность получения гражданами нашей страны среднего (полного) общего образования и обеспечивает помимо прочего преемственность общеобразовательных программ, возможность продолжения обучения на всех ступенях образования. Преемственность осуществляется на ступени перехода из детского сада в начальное звено, из начального в среднее, а затем при переходе в старшую школу.

Сегодня на нашем семинаре мы рассмотрим вопросы преемственности обучения на 2 этапах: на ступени дошкольного и начального образования и на ступени начальное образование и среднее звено

.Понятие преемственности трактуется достаточно широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении всего положительного при переходе к новому состоянию, это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии , наглядные пособия)и т. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни, сохранить здоровье учащихся. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Компоненты преемственности следующие




Все компоненты системы преемственности необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения на разных ступенях определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применения определённых методов, организационных форм и средств обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Процессом преемственности необходимо руководить (контролировать, анализировать, корректировать) для получения определенного результата.

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки.

Основа преемственности детского сада и начальной школы – педагогика сотрудничества.

Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы

С ней вас познакомит Закирова Елена Рафаиловна.

Итак, основными задачами по преемственности педагогического коллектива детского сада является

· организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста;

· отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

· укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;

· формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они — дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению.
Итак, осуществление преемственности на этапе перехода детей в начальную школу очень важно

Не менее важно это и при переходе в среднее звено обучения.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Кризиз обусловлен переходом из одной социальной ситуации в другую.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения чаще всего характеризуется:



  • низкой организованностью;

  • учебной рассеянностью и недисциплинированностью;

  • снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников

  • успеваемость у многих падает.




  • снижением самооценки;

  • высоким уровнем ситуативной тревожности.

  • отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными.

Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Все это наблюдается там, где переход со ступени начального образования не стал предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности коллектива школы.


И если нет такого целостного педагогического процесса ,часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено следующими причинами.

  • Сменой социальной обстановки

  • Изменением роли учащегося ( недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях)

  • Увеличением учебной нагрузки

  • Изменением режима дня

  • Разностью систем и форм обучения

  • Нестыковкой программ обучения

  • Различием требований со стороны учителей-предметников

  • Неподготовленностью учителей к работе с детьми младшего школьного возраста, в том числе и со стороны методики

  • Неподготовленностью учащихся к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

  • Неспособностью учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

  • Недостатком самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

  • Недостаточной сформированностью общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Отсюда – значительное – снижение качества обучения. Если рассмотреть причинно-следственные связи – получается следующая картина

Сл


Неполнота данных об учащихся

выпускниках начальной школы



Недостаточное изучение

данных о выпускниках

начальной школы, их

возможностях и реальных учебных результатах



Несоответствие оценок реальным результатам обучения









Немотивированность учителей

на изучение данных о выпускниках начальной школы












Неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.






Неподготовленность учителей

к работе с детьми младшего

школьного возраста












Рассогласование в содержании

учебных курсов начальной и

средней школы



Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в нач. школе








Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе



Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе











Рассогласование в сложности

содержания образовательных

программ

Неподготовленность к восприятию

усложненного содержания учебных

курсов в 5-м классе







Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой обусловлено еще и следующими причинами:




Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы

Невладение методикой активизации обучения

Большая наполняемость классов в средней

школе










Преобладание вербальных методов обучения:



Преобладание деятельности по образцу над творческой

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе

Недостаток активной УПД учащихся









В нашей школе в 2007 году такое снижение на конец 1 четверти составило до 16%, в 2008 году эта цифра составляла 14% . И эту проблему необходимо решать.
Наша с вами задача четко скоординировать деятельность всего коллектива, чтобы преодолеть все возникающие проблемы.

Рассмотрим основные компоненты преемственности во взаимосвязи

1 Прежде всего педагогический коллектив должен четко представлять цели обучения и воспитания на разных ступенях образования. И первой задачей пед коллектива должно быть согласование этих целей и их дальнейшее развитие на более высокой ступени. В начальной школе ребенок учится не только решать, писать и читать, но и самостоятельно организовывать свою деятельность, общаться со сверстниками, трудиться и развиваться творчески. Учителя начальных классов осваивают современные программы и методики, используют эффективные формы и приемы для того, чтобы младший школьник не только получил необходимые общие учебные умения, навыки и способы деятельности, но и смог бы применять их в учебной практике, умел организовывать свою деятельность и был готов к самообразованию, саморазвитию. Если сформулировать коротко –задача нач. школы – научить учиться

.И в стандартах нового поколения говорится , что одним из результатов образования являются метапредметные (компетентностные) результаты, т е. освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Э то инструмент учения. И надо научить ученика им пользоваться

Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы даем этот инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. Но уровень владения этим инструментом у 25% уч-ся недостаточен. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель иногда даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать и оттачивать.

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.


М. Монтень

Одна очень серьезная книга, посвященная основам теории познания, начинается с анекдота.

Приходит человек в ресторан, заказывает суп. Получив заказ, клиент подзывает официанта и просит того попробовать поданное блюдо. Официант спрашивает: «Что, холодный?» Клиент говорит: «А вы попробуйте!» Официант: «Может быть, недосолен?» Клиент: «А вы попробуйте!» Наконец официант соглашается: «Ну, хорошо! Где ложка?» Клиент: «Вот именно!»

Ученикам предлагают огромное количество учебных предметов, но ведь важно еще и снабдить его теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить



С программой развития ОУУН в каждом классе знакомы все, но мы должны четко представлять, как ими владеет каждый ученик, чтобы планировать свою деятельность. Вот почему самым первым предметом изучения должен быть уровень сформированности ОУУН.

  • (в раздатке есть программа их развития для начальной и основной школы с полным тезариусом, отдельно мы предлагаем программу развития именно для 4 и 5 класса, есть там и диагностика, программа наблюдения на уроках)

Цели образования в 5 - 6-м классах определяются, прежде всего той ответственностью, которая возлагается на переходный период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5 - 6-м классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые начинают формироваться в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения.

Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков.

Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация , педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

- создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;

- обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развивать групповые формы организации урока.

- развивать рефлексивные умения учащихся - умения смотреть на себя "со стороны", "чужими глазами"; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке.

- предоставлять учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
2компонент преемственности - содержательный Обеспечение преемственности программ, «сквозных линий в содержании повторений, пропедевтика изучения отдельных тем, разработка единых курсов изучения отдельных программ.

Суть преемственности в содержательном плане в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы

П. обеспечивает одинаковый объём знаний в соответствующих классах и равные возможности для продолжения образования.

Она должна охватывать не только отдельные уч. предметы, но и отношения между ними (Межпредметные связи).

Последовательное осуществление П. придаёт обучению перспективный характер, Все это обеспечивает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении практических и теоретических задач

Существующие программы обучения позволяют осуществить преемственность в плане содержания, несмотря на их многообразие. Стандарты обеспечивают соблюдение единых требований к знаниям и умениям школьников. Проблема в другом, в том что принципы подачи материала разные, и как правило программы эти не получают дальнейшего развития в среднем звене. В нашей школе был только один случай продолжения развивающего обучения в среднем звене и то только по русскому языку. Здесь, конечно, дело и в подготовке кадров, отсутствии целостных комплексов для начального и среднего звена. Особых результатов такая отрывочная работа не приносит. Результаты обучения в этом классе в среднем были не лучше и не хуже чем у других учащихся.

.

Здесь решение проблемы, как мне кажется, вот в чем: 1) беря УМК (любой) необходимо знать - есть ли у него линии преемственности со средним звеном школы; 2) готовы ли учителя, которые берут класс, продолжить линию учителя начальной школы; 3) администрация и ШМО готовы работать, используя преемственность между звеньями школы (эта преемственность только на словах, или на деле)



Учитель должен получить инструмент, позволяющий создать продолжение того интеллектуального и эмоционального поля, в котором ребенок пребывал в начальных классах.

Учителю сейчас предоставлена возможность выбирать УМК. Это большая ответственность, так как он должен представить целостную картину обучения именно в этом УМК, сохраняя все преемственные связи, в том числе и в содержании и в методике.

Сейчас мы работаем в основном с программой «Школы России», что в общем -то позволяет осуществить преемственность в изучении предметов и методики их преподавания..

Несколько лет наши учителя иностранного языка занимаются с детьми начальной школы, а затем берут эти же группы в среднем звене. Занимаются по одному методическому комплексу, обеспечивая преемственность в содержательном плане.

Учебный план по информатике в начальной школе получает логическое продолжение в среднем звене.

3. Методический компонент.

Одно из условий преемственности в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования – это преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения, которая проявляется в рациональности их выбора , в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся. В начальной школе большое развитие получил деятельностный подход в обучении, личностно-ориентированный. В средней школе последние два года личностно-ориентированный подход стал основным, проектная технология, умение применить знания на практике также становится одним из главных направлений в работе .

. Присутствуя на уроках, вы отметите, что в работе над одной темой или частью темы одни и те же методы, приёмы работы используются , но на разном уровне, сохраняется преемственность и в содержании материала .Информационно-коммуникативные технологии работы также используются на всех этапах образования. Надо сказать, что сейчас становится главным рациональное и эффективное использование икт. В среднем , старшем звене главное – научить работать со всё возрастающим потоком информации и правильно её использовать, научить учиться самостоятельно.

Вся работа по преемственности , естественно строится с учетом психологических особенностей детей.


Сельской школе, в какой то мере легче, потому что мы точно знаем, от каких учителей придут к нам дети, по каким программам они работают, с другой – сложнее – ведь около 40% детей приходит из малокомплектных школ, где организация обучения, методика отличается своими особенностями.

Главной целью нашего педагогического коллектива стало создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, её самоценность , а потому одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего начальное образование и образование среднего звена.

Для этого в этом учебном году и создана в школе Программа преемственности, которая согласована со всеми начальными школами Буранного поселения, .

В ходе реализации этого проекта предусматривается три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный. Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечить единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением валеологических требований, что в конечном итоге создаёт в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.


Результатом работы педагогического коллектива по этому проекту стало снижение разрыва качества обучения между начальной и средней школой. Анализ успеваемости в 5 кл проводился в период завершения адаптационного периода, и если в 20о8 году снижение успеваемости составило14% и по результатам 3 четверти, в 2009 году -13%, то в этом году по результатам 3 четверти в 5а классе качество не снизилось ни на один процент, хотя из 5 отличников осталось 4, нет ни одного уч-ся с одной «3», а в 5 б классе качество по сравнению с 4 кл. не соответствует лишь у 3 учащихся.(6%)

Нами были определены основные направления деятельности по обеспечению преемственности между нашими школами: организационная работа, методическая работа, психолого-педагогическая поддержка детей , работа с родителями.


1. Организационная деятельность

Каждый педагогический коллектив решает проблему преемственности в организационном плане исходя из своих конкретных условий и возможностей. Однако можно указать на ряд общих условий, которые, как показывает практика работы школ, помогают эффективной адаптации учеников к обучению в основной школе.

Вариант 1. Оперативное руководство классами переходного этапа осуществляет заместитель директора школы по начальным классам. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.

Вариант 2. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Полный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу шестого класса.

Вариант 3. Назначается освобожденный кл. руководитель, что позволяет более тщательно изучить учащихся, скоординировать всю деятельность пед. коллектива по преемственности

В наших условиях в 4 классе несколько предметов ведут другие учителя, в том числе и наши. Несколько лет уроки математики в 5-6 классе вели учителя , имеющие квалификацию «Учитель начальной школы»

Если позволяют условия для создания комфортных условий можно предусмотреть отмену кабинетной системы, хотя бы для пятиклассников. В этом году мы такой эксперимент провели, когда у нас был карантин в одном из классов.

Успешно реализовать поставленные задачи в рамках преемственности в 5 - 6-х классах можно, лишь создав единую команду педагогов начальной и основной школы. Программа совместной работы с опорными школами действительно позволила нам создать такую команду.


Задача администрации заключается в обеспечении четкой координации работы педагогического коллектива по преемственности. Нами четко определен функционал каждого администратора в рамках осуществления преемственности.

Директор школы:

  • Утверждает Программу преемственности.

  • Своевременно назначает классных руководителей и учителей предметников;

  • При необходимости обеспечивает открытие коррекционных классов

  • Издает приказ о проведении адаптационного периода и его подготовке;

  • Контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение;

  • Проводит итоговое обсуждение проведения адаптационного периода;

Заместитель директора по учебной работе обеспечивает:

  1. Четкую координацию работы педагогического коллектива.

  2. Составление учебного плана с учетом уч. плана нач. школы

  3. Составление плана мероприятий программы преемственности , координацию всех направлений деятельности по выполнению программы преемственности, анализ.

  4. Обеспечивает взаимодействие учителей предметников , следит за преемственностью методической

  5. Проводит психолого-педагогические консилиумы и следит за выполнением рекомендаций.

  6. Проводит контрольно-диагностическую деятельность и анализирует её результаты, выделяет основные проблемы адаптационного периода

  7. Предупреждает перегрузки учащихся (расписание, анализ домашнего задания)

  8. Обеспечивает реальные возможности для более тесного общения классного руководителя и уч-ся (расписание, кабинет)

Заместитель директора по воспитательной работе:

  1. Изучает организацию воспитательного процесса в нач. школе и организует преемственность в задачах и целях.

  2. Курирует работу классных руководителей,

  3. Организует итоговые мероприятия в параллелях.

  4. Участвует в анализе по процессу адаптационного периода

2..Методическая работа
Помощь обучающимся в трудный период перехода в среднее звено связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками.

Вот почему правильно организованная методическая деятельность школы - одно из главных условий обеспечения преемственности в обучении и снятии многих проблем адаптации уч-ся. Именно она обеспечивает преемственность в целевом и содержательном плане, технологическом плане.

Начинается работа с создания информационного поля (банк данных о ребёнке за все годы пребывания в начальной школе), основные достижения школьника за годы учебы., т.о. каждый выпускник переходит в 5 класс с достаточным банком данных о нем.(Портфолио) Учитель основной школы может скорректировать работу от результатов на данном этапе и сделать прогноз на будущее. Классный руководитель назначается заранее, у учителя появляется возможность посещать уроки этого класса, знакомиться с детьми, родителями.

Классный руководитель в этот период

Организует встречи с родителями будущих пятиклассников.

Вместе с учителем нач. школы изучает условия жизни ребенка, здоровье, индивидуальные особенности, его достижения и возможности

Работает с характеристиками классного коллектива, портфолио учащихся, диагностическими материалами, предоставленными учителями нач. школы., знакомит учителей-предметников с особенностями физического и психического развития учащихся.

Разрабатывает Программу воспитания в соответствии с особенностями учащихся

На этом этапе каждый учитель-предметник участвует в психологическом семинаре, где возобновляет свои знания о психофизиологических особенностях этого возраста, чтобы методы и приёмы преподавания им соответствовали.
Памятку по ведению урока получает каждый педагог , работающий в 5 кл. А памятки эти разрабатывались на Круглых столах, в деловых играх

Памятка для учителя- предметника.

1.. Необходимо создать на уроке такую комфортную обстановку, чтобы ученик шел на урок с желанием.

2. Использовать на уроке личностно-ориентированный подход, который позволяет создать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика. Необходимо дать возможность проявить себя каждому ученику. А это возможно сделать только на основе тщательной диагностики.

3. Строго соблюдать единые требования к уч-ся

4.Методически строить уроки так,


  • чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали задания репродуктивного уровня с обязательным комментированием учителя и программированием на положительную оценку;

  • ребята, которые способны работать на конструктивном уровне, должны иметь возможность выбрать себе задание;

  • творческие задания давать лишь в том случае, если уверен, что класс готов к выполнению подобного задания;

  • для выполнения любого задания давать четкую инструкцию, а если нужно –образец.

  • при изучении нового материал излагать предельно простым языком, максимально доступным всем уч-ся, не забывая о научности; соблюдать преемственность при введении новых терминов.

  • осторожно пользоваться таким тонким инструментом, как оценка. Оценочное воздействие будет эффективным только при условии эмоциональной уравновешенности педагога, доброжелательного тона при объявлении любой оценки, понимания душевного состояния ребенка. Нельзя наказывать ребенка оценкой;

  • строго следить за объемом домашнего задания, использовать дифференцироанный подход: домашнее задание д.б. различного уровня, ученики должны иметь возможность выбирать. При выполнении более сложного уровня поощрение – обязательно;

  • Использовать в работе игровые технологии, т.к. они позволяют снять психическое напряжение.

  • Не забывать предусматривать паузы для предупреждения физической и психической утомляемости

С целью обеспечения реального единства педагогических требований методическими объединениями учителей начальной школы и учителей предметников определены основные навыки и умения по предмету. Учителя-предметники , которые будут работать в пятом классе, также назначаются заранее и участвуют в совместном мониторинге, что позволяет определить уровень подготовки учащихся в целом, проанализировать проблемы в обучении. Проводится не только по итогам года, но и по итогам полугодия. Тем темам, в которых обнаружены пробелы в знаниях, уделяется большое внимание в мае при повторении изученного в 4 классе, а также учитывается учителями в 5 классе при составлении календарно-тематического планирования


. Введение единых тестов для всех выпускников начальной школы – один из независимых способов реально оценить уровень определенных умений, знаний и навыков.
Учителя знакомятся с детьми заранее при посещении открытых уроков в начальной школе. В свою очередь учителя нач. школы посещают уроки в среднем звене, что позволяет скоординировать работу по преемственности приемов и методов работы, скоординировать контрольно-оценочную деятельность учителей

В конце каждой четверти года учителя начальной школы отслеживают результаты адаптации, обучения в среднем звене своих выпускников. Исходя из этого, ставятся задачи на следующий год.



  • Учителя-предметники заранее знакомятся с программами обучения и стандартами начального образования. Знакомятся учителя и с методическими письмами по организации обучения в начальной школе. Обычно эта работа проводится в рамках МО.

  • Учителя опорных начальных школ работают по единой теме »Управление развитием индивидуальной личности в учебном процессе», участвуют в наших педсоветах, семинарах «Факторы, влияющие на развитие личности», «Создание условий для реализации личностных возможностей»

  • На совместном малом педсовете мы вырабатываем единые требования к умениям выпускников, и, надо сказать, за последнее время сняты с повестки такие важные вопросы, как соблюдение орфографического режима, преемственность в изучении отдельных тем по русскому языку, математике. Рассматривались самые мелкие вопросы, вплоть до того, как обозначается орфограмма, можно ли использовать цветные карандаши, как выполняется запись условия задачи, как выполняется рисунок к задаче и т. Д. Главным при обсуждении проблем становится вопрос развития общеучебных умений и навыков, то есть – умеет ли ученик учиться.

  • Традиционными становятся совместные межшкольные педагогические советы, в этом году рассматривался вопрос преемственности обучения и реализации личностно-ориентированного подхода при переходе в среднее звено обучения как основы комфортного обучения.. На этом педагогическом совете учителя углубили знания о принципах личностно-ориентированного подхода в обучении, без которого невозможно правильно организовать учебный процесс в период адаптации. Учителя начальной школы, познакомили с технологиями, которые наиболее эффективны в работе с младшими школьниками.

  • Успешно прошла деловая игра «Проблемы преемственности глазами разных субъектов учебно-воспитательного» процесса», цель которой - разработать рекомендации для учителей и родителей в целях предупреждения дезадаптации уч-ся 5 кл.».

  • Психолого-педагогические консилиумы позволяют выработать рекомендации по отношению к каждому проблемному ребенку, что обеспечивает своевременное предупреждение дезадаптации учащихся.

  • Проводятся семинары по изучению особенностей развития учащихся в определенные периоды жизни, изучению современных технологий, позволяющих обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

  • В планах проведение уроков учителями среднего звена в начальной школе с целью более глубокого ознакомления с программами, учебниками, и, конечно , с детьми.

Благодаря такой работе в подготовительный и адаптационный период при переходе из начальных классов в среднее звено учителя чувствуют себя достаточно уверенно, а дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.

3.Психолого-педагогическая поддержка учащихся в период адаптации.

Без решения вопросов психолого-педагогической поддержки учащихся не обойтись при рассмотрении вопроса преемственности в обучении. Адаптационный период пятиклассников не ограничен временными рамками. На этом этапе важно сохранить у учащихся мотивацию к учению (так как в силу физиологии в этом возрасте дети нацелены на общение, а не на обучение), стремление к познанию, умение трудиться, быть инициативным, ответственным. Ещё важнее – сохранить физическое и психологическое здоровье детей.

В школе разработана программа психологического сопровождения учащихся,. Психолог школы Никулина Е. А., социальный педагог Морозова Л. Н. на основании проведенных исследований составляют план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков. О своей работе в этот непростой период расскажет педагог психолог Никулина Е. А.

Кроме этого осуществляется педагогическая поддержка и через воспитательные мероприятия, чему способствуют планы работы с опорными школами, воспитательные программы классных руководителей, программа преемственности. В их рамках только за последний год проводились такие совместные мероприятия с учащимися начальных школ:

Экскурсии в среднюю школу

Экскурсия в музей школы не только для уч-ся, но и для воспитанников детского сада

Совместное мероприятие, посвященное 65-летию Великой Отечественной войны

Спортивные соревнования «Веселые старты» с участием уч-ся 4 и 5 класса, где составлялись совместные команды

Участие уч-ся 4 класса в игре «Зарница»

Своеобразная пресс-конференция, где ученики 5 классов отвечают на вопросы будущих пятиклассников.

Организация совместного летнего отдыха на базе нашей школы. Я хочу сказать , что в летний лагерь мы собираем детей из всех начальных школ еще и целью адаптации. В этот же период они поближе знакомятся с учителями, которые будут их учить., причем это происходит в неформальной обстановке. Проходят своеобразные установочные уроки-занятия в тех кабинетах, где им придется учиться. И уже не возникает проблем со знакомством со зданием школы, расположением разных кабинетов, библиотеки, спортивного зала и т. д.

В рамках дополнительного образования также предоставляется возможность раскрыться способностям каждого ученика. Есть у нас и такие секции, где вместе занимаются уч-ся нач. школы и ученики 5-6 классов. (каратэ, танц. ) .В секции занимаются ребята и начальной школы, и средней школы, что тоже способствует сплочениию детей и облегчает период адаптации
Для учащихся 5 классов классные руководители разрабатывают специальные воспитательные программы, которые позволяют на первом этапе реализации адаптироваться к обучению в среднем звене. В рамках этих программ проводились следующие мероприятия, в том числе и с участием родителей.:

«Посвящение в пятиклассники» - целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства в отрочество."Ритуальность" такого перехода важна для возникновения нового отношения взрослеющего человека к себе и оформления нового отношения общества к нему..

«Зажги свечу добра..»

Тренинги «Впереди пятый класс» и др.

День матери

4.Работа с родителями Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной организации пед. процесса, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.


Работа с родителями по преемственности ведется на протяжении всего учебного года в 4классе, и в 5 классе

Цель такой работы –



  • снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом, помочь родителям познакомиться с проблемами, которые могут возникнуть в период адаптации ,

  • создать атмосферу сотрудничества;

  • договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

  • выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

В центре, конечно, - личность каждого ребенка.
Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. «Давайте познакомимся»

Обмен опытом между родителями 5 кл. и родителями уч-ся 4 класса (Круглый стол)

Организация групповых и индивидуальных консультаций психолога для родителей

Проведение семинара-практикума «Проблемы школьной дезадаптации»

Анкетирование родителей по различным проблемам.

Поддержка родителями требований школы

Организация тесной связи с учителями-предметниками и классным руководителем

Проведение родительского собрания на тему: «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки»



Совместные мероприятия с детьми - «День матери»
3этап –выполнения программы –это стабилизационный, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении. когда наблюдения продолжаются с целью предупреждения дезадаптации. В шестом классе главное- постепенно перейти к формам и методам работы, характерным для среднего звена обучения.

Важно подчеркнуть, что школа может выполнить работу по преемственности лишь в том случае, если будут осуществляться все направления преемственности в едином образовательном процессе, в тесном взаимодействии начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Только целостный педагогический процесс обеспечит ребенку условия, при которых он в переходный период будет чувствовать себя комфортно, будет ощущать себя востребованной личностью.
Каталог: seminari
seminari -> 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата 2
seminari -> Семинар «Медико-гигиенические аспекты профилактики зависимости от наркотических средств и других психоактивных веществ у детей и подростков»
seminari -> Семинар " методы санитарного просвещения и оценка их эффективности в немедицинских учреждениях "
seminari -> Семинар «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
seminari -> Образовательный стандарт высшего духовного образования Квалификация "Специалист в области православного богословия"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница