Сценарий урока «Социальный конфликт»



Скачать 130.74 Kb.
Дата23.05.2016
Размер130.74 Kb.
Сценарий урока

«Социальный конфликт».

Цель урока: Развивать знания о природе конфликта; определить пути конструктивного разрешения  конфликта; развивать социально-коммуникативные компетентности.



Задачи:

  • Образовательные:

  1. Охарактеризовать такую форму социального взаимодействия как социальный конфликт;

  2. Проанализировать причины возникновения конфликтов;

  3. Определить основные стадии и возможные последствия конфликтов;

  4. Научиться находить пути рационально-волевого поведения в конфликте.

  • Развивающие:

  1. Развивать учебные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы;

  2. Рационально решать проблемные задания

  • Воспитательные:

  1. Воспитывать социально-коммуникативные компетентности;

  2. Продолжать работу по созданию эффективного общения.

Содержание учебного материала урока:

В ходе урока учащиеся изучают новый материал, работая в группах по заданиям, полученным на уроке. На предыдущем уроке ребята изучили такое понятие как социальное взаимодействие, познакомились с его видами, а изучению, анализу и характеристике такого социального взаимодействия как социальный конфликт, посвящен этот урок с целью поиска рационального пути выхода из конфликта или возможного его избегания.



План урока:

  1. Фронтальный опрос домашнего задания.

  2. Определение темы, цели и задач урока.

  3. Социальный конфликт, его понятие, основные составляющие элементы, причины, виды.

  4. Момент отдыха.

  5. Стадии социального конфликта.

  6. Создание проекта: «Правил поведения в конфликте».

  7. Домашнее задание.

Оборудование: Интерактивная доска; презентация для интерактивной доски; раздаточный материал в приложениях.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Временная реализация

Организаци-онный момент

Приветствие учеников.

Здороваются.



1 минута

1. Фронталь-ный опрос домашнего задания

Предлагает вспомнить виды социального взаимодействия, привести примеры.

Дают определения видам (сотрудничество и соперничество), приводят примеры из жизненной практики.

4минуты

2.Опреде-ление темы, цели и задач урока.


Предлагает посмотреть сюжет телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя» и определить вид социального взаимодействия, представленного в сюжете, что станет темой урока. Сообщает цели, задачи, план урока.

Определяют цель урока через решение проблемного вопроса.

Смотрят сюжет и называют тему урока: «Социальный конфликт». Записывают тему урока, план.



4минуты

3.Объясне-ние нового материала. Социаль-ный конфликт, его понятие, основные составляю-щие элементы, причины, виды.


Предлагает подобрать слова или словосочетания, которые позволили бы сформировать определение социального конфликта (Презентация к уроку; слайд 3-4).

Предлагает фото из СМИ (Презентация к уроку; слайд 5) с целью определения роли участников социального конфликта. Делает вывод с пояснением об обязательных составляющих элементах социального конфликта.

(Презентация к уроку; слайд 8)


Высказывают предложения и формируют определение социального конфликта. Записывают определение в тетрадь.

Совещаясь в группе, определяют роли участников на фото. Проверяют по Презентации к уроку; слайд 6-7, в тетради составляя схему основных элементов конфликта.



2 минуты

4 минуты


Предлагает задание группам (Презентация к уроку; слайд 9): Посовещавшись, определить, что может привести к конфликту, и записать возможные причины на доске.

Совещаются группой, предлагают причины конфликтов, 1 ученик от группы записывает их на доске, остальные – в тетради .

3 минуты

Предлагает задание: по фотографиям сцен различных конфликтов определить вид конфликтов и охарактеризовать их (Приложение 1; Презентация к уроку; слайд 10) и классификацию видов (Приложение 2; Презентация к уроку; слайд 11).

Выполняют задание, приходят к пониманию классификации конфликтов по видам, характеризуя каждый из них.

Делают записи в тетради.



5 минут

Для закрепления предлагает решить задания В3 в формате ЕГЭ. (Приложение 3; Презентация к уроку; слайд 13)

Решают задание группами и предлагают ответ , объясняя причину исключения.

3минуты

4.Момент отдыха.


Предлагает игру в картины друдлы (Презентация к уроку; слайд 14-15), поиск спрятанных животных и возможных ассоциаций.



Отдыхают в игре, ищут спрятавшихся животных, предлагают варианты увиденного образа.

3минуты

5.Стадии социального конфликта.


Представляет стадии конфликта (Презентация к уроку; слайд16), объясняет возможное поведение участников в каждой стадии.

Делают записи в тетради.

2 минуты

6.Закрепле-ние.

(Приложение 4; Презентация к уроку; слайд 17) На основе произведений русских писателей, предлагает определить вид конфликта, его участников, выход из него, способы разрешения конфликтов на примерах произведений литературы .(Презентация к уроку; слайд 18)

Читают выдержки из произведений (Приложение 4), обсуждают в группах и представляют решение данного задания, корректируют выступление оппонентов.

Делают записи в тетрадях о возможных способах выхода из конфликта.



5 минут

Создание проекта: «Правила поведения в конфликте».


Предлагает создать инструкцию «Правила поведения в конфликте». Постараться прийти к наиболее благоприятному и конструктивному исходу в конфликтной ситуации. Каждая группа придумывает не менее 3-х положений:

1группа придумывает правила, которые начинаются словами : «В конфликте можно….»

2 группа придумывает правила, которые начинаются словами :

«В конфликте нельзя…»

3 группа придумывает правила, которые начинаются словами :

«В конфликте нужно обязательно…»




Обсуждают в группе возможные примеры поведения и предлагают для обсуждения варианты, которые лягут в основу «Правил поведения в конфликте».

6 минут

Домашнее задание, подведение итогов.

Задает домашнее задание: изучить п.15 из учебника; заполнить анкету по теме «Конфликтная ли Вы личность» (Приложение 5); предлагает заполнить Приложение 6, дав оценку уроку.

Записывают домашнее задание в дневники; оценивают урок , заполняя Приложение 6.

3 минуты


Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

Используемые образовательные технологии:

  • групповая форма работы;

  • проектно-исследовательская;

  • здоровьесберегающая;

  • критического мышления;

  • информационно-коммуникационная.

Методы:

  • словесные: беседа, объяснение, дискуссия;

  • наглядные: показ презентации; раздаточный материал из приложения;

  • проблемный;

  • «мозговой атаки».

Приемы: технический (демонстрация презентации, задания из приложения), организационный (работа в группах), погружение в проблемную ситуацию. Все методы и приемы используются в ходе урока, соответствуя логике изложения учебного материала.

Дидактические материалы и средства обучения.

Презентация, задания из приложения. Учебник параграф 15, с.164-166.



Оформление урока.

Обществознание: учеб. для учащихся 10 класс: Базовый уровень / Л.Н.Боголюбов и др., - М.: Просвещение, 2009.

Мультимедийный проектор, презентация по теме: «Социальный конфликт»; сюжет из телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя», раздаточный материал из приложения.

Рекомендации по подготовке и проведению к уроку.

Изучение вопроса «Социальный конфликт» в 10 классе на базовом уровне, проводится в течение одного урока в теме «Социальное взаимодействие», на который отводится два урока. На первом уроке изучается понятие социальных отношений и взаимодействий, а на втором уроке организуется групповая работа, с применением проектно-исследовательской и здоровьесберегающей технологий в изучении такого социального взаимодействия, как социальный конфликт, и определяются практические пути рационального поведения индивидов в социальном конфликте. Целью является вырабатывание адекватного поведения в повседневной жизни и умения поиска рационального выхода из конфликтной ситуации, а так же подготовка к сдаче выпускных экзаменов, где вопросы по теме «Социальный конфликт» встречаются довольно часто.
Итоги урока.

Планируемые результаты урока:

Личностные: учащиеся будут готовы и способны к саморазвитию

и личностному самоопределению, смогут выбрать основания и критерии для выбора поведения в конфликтной ситуации. Формируются значимые качества, необходимые в социальных и межличностных отношениях, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные оценки, способность использовать их социальной практике.


Метапредметные: развивать способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности; умение анализировать, обобщать материал из литературы, истории, социального опыта, для использования в жизненной практике.

Предметные: подвести к пониманию природы социального конфликта, познакомить с отдельными приемами преодоления конфликтов, выбора адекватного поведения; аргументировать собственную точку зрения в дискуссии о социальном конфликте и его видах; выполнять познавательные и практические задания.

Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока:

Учащиеся

Учитель

Прошу вас высказать своё мнение об уроке. На партах в группах лежат карты (Приложение 6) с таблицей, где нужно поставить знак «+» в одну из трех граф, продолжая мысль: «Все, что узнал на уроке…

  1. Нужно, полезно, интересно, необходимо.

  2. Сложно, неинтересно, обременительно.

  3. Бесполезно, бесперспективно, безразлично».

Группы заполняют опросный лист, выставляя знак «+» в той графе, которую позицию каждый для себя выбрал. В итоге:

1.- 75%; 2.- 5%; 3.-20%.



Поставленной цели урок достиг, выполнены были все задания, все активно участвовали в работе на разных этапах, делали выводы, исправляли друг друга, спорили, что подтверждает необходимость изучения такого явления как социальный конфликт, а создание памятки дало возможность еще раз задуматься об адекватном поведении в повседневной жизни..


Библиография используемых методических материалов:

- Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл.: Базовый уровень, под.ред. Л.Н.Боголюбова.-М.: Просвещение, 2009.

-Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс.-М.: ВАКО, 2008.

Приложения

Приложение 1



Задание 1. Соотнесите фото из приложения 1 с видами конфликтов из приложения 2. Охарактеризуйте данный вид конфликта.

Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4

А. С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”


Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна”.
“Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.


Приложение 4

А.С. Пушкин. ДУБРОВСКИЙ

Раз в начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пяти сот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением, и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми канурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые -- то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борз <ых>; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. "Что же ты хмуришься, брат", спросил его Кирила Петрович, "или псарня моя тебе не нравится?" "Нет", отвечал он сурово, "псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам". Один из псарей обиделся. "Мы на свое житье", сказал он, "благодаря бога и барина, не жалуемся -- а что правда -- то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю канурку. -- Ему было б и сытнее и теплее". Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости во след за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел, и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят -- он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто того не заметил.

Приложение 4

И. С. Тургенев «Муму»


Вечерело. Вдруг он заметил, что в тине у самого берега барахтается белый с черными пятнами щенок и никак не может выбраться. Герасим подхватил «несчастную собачонку», «сунул её к себе за пазуху», а дома уложил на свою кровать, принес из кухни чашечку молока…

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Понемногу слабенький, тщедушный, некрасивый щенок превратился «в очень ладную собачку». «Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг». Он её назвал Муму.





Приложение 5

Конфликтная ли Вы личность ?

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы

предпринимаете?

a. Избегаете вмешиваться в ссору

b. Можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего или того, кто

прав


c. Всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения

2. Любите ли вы спорить со своими друзьями?

a. Только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши

отношения

b. Да, но только по принципиальным, важным вопросам

c. Вы спорите со всеми и по любому поводу

3. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди. Ваши действия?

a. Считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь

b. Возмущаетесь, но про себя

c. Открыто высказываете свое негодование

4. Представьте: подруга постоянно говорит вам о необходимости экономии и

бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие

вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей

скажете?


a. Что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие

b. Говорите, что эта вещь безвкусна

c. Постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого

5. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?

a. Думаете: "Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо

воспитанных озорников?"

b. Делаете им замечание

c. Если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали

9. В кафе вы замечаете, что официант обсчитал вас?

a. Вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он

поступил честно

b. Попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму

c. Это будет поводом для скандала

10. Вы на отдыхе. Администратор занимается посторонними делами, сам

развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за

уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это?

a. Да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд

ли что-то изменит

b. Вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или

даже уволят с работы

c. Вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах,

официантках.



Оценка результатов теста

Большая часть ответов под буквой:

a - Свое недовольство скрываете в себе, если что-то не по Вашему, то идет

личностный конфликт. Внешнего проявления избегаете.

b - Вы способны на рациональный конфликт, давая противнику возможность

высказаться в свою защиту. Все конфликты решаете путем соглашений.



c – Чаще всего вы являетесь зачинщиком конфликта, и этот конфликт строится на ваших эмоциях.

Приложение 6.

Прошу вас высказать своё мнение об уроке. В таблицу нужно поставит знак «+» в одну из трех граф, продолжая мысль: «Все, что узнал на уроке…



  1. Нужно, полезно, интересно, необходимо.

  2. Сложно, неинтересно, обременительно.

  3. Бесполезно, бесперспективно, безразлично».



1


2

3



База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница