Сборник упражнений и задач. Система подготовки к единому государственному экзамену



Скачать 258,18 Kb.
Дата22.02.2016
Размер258,18 Kb.
#10689
ТипСборник упражнений


РУССКИЙ ЯЗЫК
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.


Баннова Е.В. Гонжа. 2008.


Автор-составитель Е.В. Баннова.
Русский язык: Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Сборник упражнений и задач/авт.-сост. Е.В.Баннова, учитель первой категории.

с. Гонжа. Гонжинская МСОШ, 2008.

Данное пособие предлагает варианты планомерной и целенаправленной подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Упражнения построены по методике Н.А.Шапиро. Особое внимание уделяется отработке умений понимать текст, анализировать его, выявлять отличительные признаки и текстообразующие элементы. Каждый раздел сопровождается методическими рекомендациями.

Пособие предназначено старшеклассникам для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, а также учителям при составлении вариантов тестовых контрольных работ и в качестве рабочих материалов к уроку.

Введение.

Данное учебное пособие предполагает развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты. Речевая и общая культура учащихся во многом зависит от учителя русского языка. Речевые навыки нужно отрабатывать систематически, опираясь на изученный материал, проявляя настойчивость.

Познание специфики функционирования родного языка во всех его стилях позволит учащимся лучше усваивать изучаемые в школе дисциплины, овладевать различными средствами языковой выразительности и использовать их в собственной речи.

Важную роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать устную и письменную формы речи.

Пособие состоит из упражнений, работа над которыми готовит учащихся к экзаменационному испытанию. В сборнике выделены следующие разделы:

- Упражнения при работе над основными понятиями текста;

- Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций;

- Упражнения на понимание прочитанного.

- Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи.

Реализуется содержание каждого раздела в комплексе через соответствующий дидактический материал с помощью различных упражнений – письменных и устных.

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ТЕКСТА.
Упражнение 1. Продолжите следующие предложения.

Текст – это…

Тема текста – это то, …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются … и …

Существуют три типа текстов: …, … и …

К книжным стилям речи относятся: …, …, …, …
Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту.


  1. Каков предмет?

  2. Почему?

  3. Что произошло?


Упражнение 3. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

  1. а) Моя собака обо мне.

б) Любимая собака.

В) Почему собака лает?

2) а) Как я пёк блины.

б) Почему я люблю печь блины?

в) Мой первый блин.
Упражнение 4.

Прочитайте приведённые ниже отрывки с одинаковым первым предложением, определите тип речи, обоснуйте свой ответ.



  1. Было начало апреля. На склонах гор появились первые проталинки. На холмах сквозь снега пробиваются тонкие стебельки с тугими бутонами подснежников. В низовьях гор протекают весёлые звонкие ручьи. Взгляните на небо: высоко под облаками парят грачи – первые вестники весны.

( Семёнова Е)

  1. Было начало апреля. Воздух, наполнившись свежими ароматами, благоухал. Только – только сошёл снег. Ожили первые насекомые и большим роем запорхали над прошлогодними цветами.

Прилетели первые птицы – скворцы и принялись занимать кто вперёд скворечники, которые ещё в прошлом году сделали школьники. Вслед за ними прилетели ласточки, они, в отличие от скворцов, начали сами строить себе гнёзда из веточек и прутиков.

Жизнь закипела! (Радзеновский Ю)



  1. Было начало апреля. Как всегда я пришла на берег небольшого озера к своей любимой берёзе. Наконец-то она сбросила свой зимний наряд и начала оживать. На её тоненьких изящных веточках уже набухли липкие почки, которые, казалось, вот-вот лопнут и из них выглянут первые клейкие зелёные листочки.

Ещё немного, и моя любимая берёзка преобразится и станет стройной, пышнокронной королевой леса. А озеро только дополняет красоту берёзки и овивает её свежим озёрным воздухом.

(Конова Н)



  1. Было начало апреля. В природе почти уже не было снега. Прихватив ружьишко, я пошёл прогуляться в знакомую рощу. Когда гулял по лесу, увидел семью воробьёв, расположившуюся около чистого ручья.

Одни плескались, пили прозрачную воду, другие чистили пёрышки. Толстый серый воробей расправил крылья и взъерошился. Его крылья блестели на солнце от капелек воды.

Довольный и одухотворённый, я вернулся домой. (Ермолаев Р)



  1. Было начало апреля. Мы с ребятами пошли в парк, где я стал свидетелем ужасной картины: два подростка мучили котёнка, подкидывали его в воздух и не ловили его.

Бедный котёнок еле мяукал, он едва выпускал свои коготки, пытаясь обороняться. Увидев меня, обидчики удалились, бросив несчастное существо.

Возвращаясь домой с малышом, спрашивал себя: «Что стало с людьми, с нашей молодёжью? Куда делось чувство добра? Какое будущее ожидает нас?»

(Корниенко Р)
Упражнение 5. Составьте предложения так, чтобы

получился текст. Докажите, что это текст.



1)

А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей.

Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула.

В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой.

Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли.

(БАГВ)


2)

А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет.

Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели.

В. Скоро родилась у царицы дочь.

Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит.

(ВБАГ)


3)

А. Раздвастрис лишился чувств и свалился с лошади.

Б. Очевидно, победили последние.

В. Всадники схватились за своё оружие.

Г. Когда он очнулся, точно сказать нельзя, но, во всяком случае, уже после того, как бой между сопровождавшими его гвардейцами и теми, которые их задержали, окончился.

(ВАГБ)



4)

А. Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами.

Б. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы – все звери к ней сбегались.

В. Птички весёлыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса тёмные привечали.

Г. Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста-ясна сокола.

(ГАВБ)


5)

А. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

Б. А волк в это время бежал в другую сторону.

В. Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.

Г. Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.

(ВГАБ)
Упражнение 6

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст………

А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.

Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.

В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.

Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.

План.


  1. В поисках «новых землищ»

  2. Северная часть удивительной земли.

  3. Белые медведи.

  4. Самая глубокая впадина.


Упражнение 7

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А. Вследствие муссонного характера климата основное питание рек – дождевое, на его долю приходится свыше 70%, меньшую роль играет снеговое и грунтовое.

Б. Амурская область богата реками. Это связано с особенностями климата – обилием летних осадков, умеренным испарением, а также наличием водоупорных грунтов на значительной части территории. Всего рек в области около 37000, однако большинство из них – малые.

В. Гордостью амурчан является река Амур, одна из величайших рек мира. В бассейне его среднего и верхнего течения находится наша область. Годовой сток Амура составляет 346 куб. км. воды. Для сравнения скажем, что Волга, дон, Днепр, Кубань вместе взятые дают столько же воды, сколько один Амур.

Г. густота речной сети в северных и южных районах различна. Особенно густа речная сеть на севере, что объясняется невысоким испарением, водонепроницаемостью пород из-за наличия многолетней мерзлоты.

План.


  1. Особенности климата.

  2. Густота речной сети.

  3. Характер климата.

  4. Гордость амурчан – река Амур


Упражнение 8

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.


Сухопутные войска.

А. Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения войск и боевых частей.

Б. Кроме родов войск, в состав СВ входят специальные войска: войска связи, части и подразделения тыла.

В. Войска противовоздушной обороны СВ – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, прикрытия группировок войск, пунктов управления и объектов тыла.

Г. Войска связи предназначены для развёртывания и эксплуатации систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

План.


  1. Род войск.

  2. Специальные войска.

  3. Предназначение войск связи.

  4. Предназначение частим и подразделения тыла.


Упражнение 9

В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

Функции поселений.

А. Градообслуживающие функции – это обслуживание населения города: внутригородской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, большая часть сферы услуг.

Б. Функции любого города подразделяются на градообслуживающие и градообразующие.

В. Рассмотрим теперь функции поселений – городских и сельских. Под функциями понимается роль, назначение поселений в обществе.

Г. Градообразующие функции – это те виды деятельности, продукция которых идёт и на сторону: промышленность, строительство за пределами города, внешний транспорт.

План.


  1. Понятие функции.

  2. Подразделение функций.

  3. Большая часть сферы услуг.

  4. Оказание услуг населению.



Упражнение 10.

В слове заключен..а невид..мая связь которая п..р..даётся через поколения. Духовный гол..с литературы ов..ществлён..ый в слов.. (не)ст..реет. Кажется как столетний мёд, он наб..рает ещё большую силу. Пр..терпев многие искушения мы возвр..щаемся к слову, как к своему прар..дителю.

Работа со словом дисц..плинирует чувства и дисц..плинирует мышление. Я В своей работе чаще пол..гался на чувство, чем на мысль. Могу сослат..ся на Достоевского который говорил что мысль это чувство.

Для меня критик вл..деющий словом уже человек имеющий собственное мнение. А что может быть дороже, чем собстве..ое мнение, в нашем ремесле?




  • Запишите отрывок из книги И. Золотусского «Трепет сердца», решая орфографические и пунктуационные задачи.

  • Составьте план текста.

  • Подчеркните грамматические основы предложений.

  • Каков тип речи, тема, основная мысль


Упражнение 11

Перепишите текст, деля его на абзацы: у вас должно получиться 3 абзаца.

Вещественно – энергетическая картина мира.

Мы живём в макромире, то есть в мире, который состоит из объектов, по своим размерам сравнимых с человеком. Обычно макрообъекты разделяют на неживые (здания, мебель, объекты, механизмы) и живые (растения, животные, сам человек). Макрообъекты состоят из молекул и атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц, размеры которых чрезвычайно малы. Этот мир называется макромиром. Мы живём на планете Земля, которая входит в солнечную систему, Солнце вместе с миллионом других звёзд образует нашу галактику, а миллионы галактик образуют Вселенную. Все эти объекты имеют громадные размеры и образуют мегамир. Всё многообразие этих объектов состоит из вещества.



  • Определите тип и стиль речи.

  • Какую роль в тексте играют глаголы несовершенного вида.


Упражнение 12

Перепишите текст, деля его на абзацы: у вас должно получиться 4 абзаца. Составьте план.

Под эволюцией живого мира понимают закономерный процесс развития живой природы с момента самого возникновения жизни на нашей планете до настоящего времени. Учёные предполагают, что в современной фауне и флоре представлены около 4,5 млн. видов организмов. Кроме того, расчёты показали, что за всю историю Земли на ней обитало не меньше 1 млрд. видов живых организмов. Первая попытка систематизировать и обобщить накопленные знания о растениях и животных и их жизнедеятельности была осуществлена Аристотелем. На протяжении 16 – 17 веков велась работа по описанию животных и растений, их систематизации. Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся известный естествоиспытатель Карл Линней.


  • Определите тип и стиль речи.

  • Найдите односоставные предложения, расскажите о видах односоставных предложений.


Упражнение 13

Перепишите текст, деля его на абзацы: у вас должно получиться 4 абзаца.

Военно-морской Флот

Морская авиация – род сил ВМФ, состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой авиации. Морская пехота – род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов. Войска береговой обороны предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья и др. Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ.



  • Определите тип и стиль речи

  • Произведите морфемный разбор подчёркнутых слов, к каким частям речи они относятся?


Упражнение 14

Перепишите текст, деля его на абзацы: у вас должно получиться 3 абзаца.

Лексические синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Лексические синонимы – богатейшая сокровищница русского языка и речи. Они позволяют выразить тончайшие оттенки мысли и чувства. Слова, входящие в синонимический ряд, обозначают один и тот же предмет, действие, признак, поэтому синонимические ряды состоят из слов одной части речи.


  • Определите тип и стиль речи.

  • Какой тип связи предложений в тексте?


Упражнение 15

  • Определите по первому предложению первого абзаца текста

- стиль речи, свойственный тексту;

- тип текста;

- тему текста;

- предложите возможное развёртывание темы.



1) Прохладный, хмурый, осенний денёк.

- Определите стиль речи. Каков он? Какое языковое явление помогает определить стиль?

- Определяем тип текста.

Если это описание, то первое предложение задаёт объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

Если перед нами повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. В повествовании преобладают глаголы и различные повествовательные слова.

Если текст рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждение отличает строгая логическая последовательность.

- Определяем тему текста. Обратим внимание на порядок слов в предложении. Часто мысль говорящего следует от известного к новому.

- напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).

- Определение точности прогнозирования.

Чтение текста-оригинала.

Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.

Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, стряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:

- Недавно прочитал где-то стихи: «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной».

И восклицает:

- Очень хорошо, очень верно!

В. Приходько.

Дополнительная работа.

Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?


Аналогично работа стоится с другими текстами.

Тексты абзацев для анализа и прогнозирования.
А) Морозная тишина. Вечереет.

Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

М. Пришвин.

Б) Семья лесничего переехала на новую квартиру. Немного в стороне от селения, на холме стояла старинная крепость. Теперь от неё оставался только земляной четырёхугольный вал. Внутри вала был двор с ореховыми и фруктовыми деревьями и дом с двумя балконами. В этом доме и поселился лесничий с семьёй.

Н. Кальма.

В) Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползёт молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зелёных травах,

Огни, как языки, краснеют и дрожат.

И. Бунин.



УПРАЖНЕНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций помогут сформировать умение грамотно строить текст, использовать разнообразные по структуре предложения, избежать повторов. Каждое упражнение – это испорченный текст, который мог бы быть интересным по содержанию, но выглядит смешным из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений. Внизу должно быть записано задание, как исправить текст:



-устранить ненужные повторы, употребив предложения с однородными членами;

- объединить простые предложения в сложные, используя союзы;

- вставить на месте пропусков слова;

- вставить, где нужно, слова.

Первые упражнения нужно выполнять вместе с учениками, показать им последовательность действий. Потом учащиеся должны записать исправленный текст и выполнить сопутствующие задания:

- найти определённые орфограммы и пунктограммы;

- сделать различные виды разбора;

- определить тип, стиль речи, тип связи между предложениями;

- озаглавить;

- устно пересказать и т.п.


Упражнение 1

Женщина подбежала к окну. Женщина распахнула окно. Женщина вскрикнула от возмущения.



  • Соедините три предложения в одно с однородными сказуемыми. Используйте союз и. Устраните ненужный повтор. Запишите в исправленном виде.


Текст-оригинал.

Женщина подбежала к окну, распахнула его и вскрикнула от возмущения.
Упражнение 2

Сделайте текст связным. Вставьте в него слова: но, и, наверное, если бы, что, тогда. Разбейте текст на абзацы.

Мы хотели идти гулять без пальто, нам без пальто не разрешили. Мы оба громко заплакали, нам позволили идти в летних пальто. Мы всё-таки мало и тихо плакали; я поплакал ещё часик - меня пустили бы без пальто, но я испугался, могут совсем не пустить.
Упражнение 3

Сделайте текст более связным. Вставьте в него слова тёмным, мне, вдруг, тёмными, часто, скалистыми, вперёд. Определите тип и стиль речи, ответ обоснуйте.

Как-то осенним вечером случилось плыть по сибирской реке. На повороте реки, впереди под горами мелькнул огонёк. Я не поверил: так и стоял, выступая из неопределённой тьмы.

Мне вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая горами, и этот живой огонёк.


Упражнение 4

Вставьте, где уместно союзы и, да, что. Предложение с прямой речью замените предложением с косвенной речью, объясните знаки препинания.

Захотелось волку посмотреть на Кота Котофеевича, через листья не видно. Стал он нос высовывать. Кот услыхал, листья шевелятся, подумал: «Это мышь». Как кинется – вцепился в волчью морду.
Упражнение 5.

Стала дочка Марьюшка хозяйство вести, всё (то) Марьюшка умеет, всё (то) у Марьюшки ладится.(2). Любил отец Марьюшку. Рад был, что такая умная и работящая растёт (1). Из себя (то) Марьюшка красавица писа(н,нн)ая, а сёстры её зав(и,я)дущие да жаднющие. Из себя (то) они (не)красивые, а модницы (перемодницы). Весь день сидят, белятся, румянятся, в обновки нар(я, и)жаются.(2).




  • Запишите текст в исправленном виде, в скобках указано, сколько предложений должно получиться.

  • Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Составьте бессоюзное сложное предложение, употребите повторяющийся союз да-да при однородных сказуемых.

  • Решите орфографические задачи.


Упражнение 6.

Собрали народ. Пошли на реку. Закинули сети шелковые. Вытащили Алёнушку на берег.(1).Сняли камень с шеи. Окунули её в ключевую воду. Одели её в нарядное платье, Алёнушка ожила и стала краше, чем была.(2) А козлёночек от радости, три раза перевернувшись через голову, стал мальчиком Иванушкой.(1). Ведьму привязали к лошадиному хвосту. Ведьму пустили в чистое поле.(1).



  • Исправьте текст: в скобках указано, сколько предложений должно получиться.

  • Замените предложение с причастным оборотом простым предложением с однородными сказуемыми, связанными союзом и.

  • Устраните ненужные повторы.


Упражнение 7

В одно пр..красное утро последних дней мая с..дел я в нашем садике. Я читал г..зету.(1). Червей ещё не обирали, вдруг вн..мание моё было отвл..чено от г..зеты усиле..ым чириканьем и вознёй целой стаи воробьёв, штук в тридцать – сорок, которые обл..пили наши р..зановые кусты.(2).




  • Устраните ненужные повторы.

  • В сложном предложении замените придаточную часть причастным оборотом.

  • Решите орфографические задачи.


Упражнение 8.

В июне мы поехали к бабушке в деревню. Мы взяли с собой Чапку и Усика.(1) Вечером мы приехали к бабушке. Утром пошли на речку ловить рыбу.(1). Чапка рыла ногами землю. Я собирал червяков в баночку.(1).Пошли искать место на речке, я нёс удочку, Чапка баночку с червями, а мама и Усик – ничего.(2). Мы сели на берегу. Мы начали наживлять червяка на крючок.(1). Я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки. Мы вернулись домой с одной лягушкой.(1).Маму и Усика я больше не возьму ловить рыбу.




  • Исправьте текст. Вставьте, где уместно слова: и, а, потом, пока, с собой. Объясните подчёркнутые орфограммы.

  • Докажите, что это текст, озаглавьте его.

  • Определите тип и стиль речи.


Упражнение 9.

Доктор возвращался домой. Доктор ехал по широчайшим асфальтовым улицам. Улицы были освещены ярче, чем залы.(1). Цепь фонарей бежала над ними высоко в небе. Фонари были похожи на шары. Шары наполнили ослепительным кипящим молоком, вокруг фонарей сыпалась, пела, погибала мошкара.(1).



  • Объедините простые предложения в сложные, используя союзы: и, который. В скобках указано, сколько предложений должно получиться.

  • Замените, где возможно, глаголы причастиями, объясните знаки препинания.


Упражнение 10

1.Наследнику Тутти было двенадцать лет. Он воспитывался во дворце Трёх Толстяков. 2. Толстяки хотели иметь наследника. Тутти вырос, как маленький принц. 3.У них не было детей. Всё богатство Трёх Толстяков и управление страной должно было перейти к Тутти.




  • Из двух простых составьте сложные предложения разных видов, объясните знаки препинания, постройте схемы.


Упражнение11
Заяц – хвастун подпрыгнул кверху. Заяц был похож на мячик.(1) Заяц со страха упал прямо на широкий волчий лоб. Заяц кубарем покатился по широкой волчьей спине. Он перевернулся ещё раз в воздухе. Он задал стрекоча.(1).

  • Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, слова сначала, затем, и.

  • Употребите в первом предложении сравнительный оборот, во втором – однородные сказуемые.

  • Определите тип речи.


УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.
Такие упражнения приучают учащихся к внимательному, вдумчивому чтению. Упражнения состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений, находящихся на другой стороне листа. Учитель определяет время, которое нужно для того, чтобы прочитать два-три раза текст, ученики переворачивают листок и читают утверждения, действуя по заданию: выписывают номера правильных и неправильных утверждений, сортируют утверждения. Эти упражнения можно выполнять с пятого класса. Впоследствии тексты можно использовать для контрольного списывания, разных видов изложений, комплексного анализа.
Упражнение 1.

Я стою перед океаном и пытаюсь ра..сказать о нём. Трудно, (не)измеримо трудно, просто (не)возможно.

А не лучше ли думаю я взять каплю из этого океана и (по)к..зать как в ней отразил..сь солнце, «солнце русской поэзии».

Два раза в году при взгляд.. (на) календарь сер..це наполняется торадост..ю то гореяч..ю. В июне, в самом начале лета, когда Ра..цвета..т природа, сер..це радует..ся – Родился Пушкин! В феврале, когда з..мля зам..тен..а снегами, сер..це скорбит – Пушкин погиб…

Пушкин!

Кудрявая г..л..ва и восторже..ый пытливый взгляд. Волшебный бег гуси..ого пера и пылкая отзывчивая душа поэта. Восторг и мудр..сть. Кому из нас это не дорого? Это всегда с нами, во все часы нашей жизни, как бы она (н..)проходила – напряжё..о или весело, драматически или даже тр..гично…



С Пушкиным в его обществ.. чувству..ш.. себя надёжно, свободно, уверенно. Он (не)заменимый собеседник и бе..корыстный друг.

Л.Озеров.



  • Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

  • Какова тема, основная мысль?

  • Озаглавьте текст, подберите разные варианты названий.

  • В третьем абзаце найдите антонимы, какова их роль в тексте?

  • Какие слова употреблены в переносном значении?

  • Спишите текст, раскрывая скобки и решая пунктуационные задачи.

  • Выпишите номера истинных утверждений:

  1. Трудно рассказать об океане.

  2. В океане отразилось «солнце русской поэзии»

  3. В июне родился Пушкин.

  4. В феврале Пушкин погиб.

  5. Гусиное перо отражает душу поэта.

  6. В обществе Пушкина чувствуешь себя неуверенно.



Упражнение 2.

Нередко слышишь утверждение, что проза – проверка поэта. Почему? Но легче поверить, что первая речь наших предков приближалась к поэзии. Во всяком случае, ей надлежало быть ритмичной… Можно предположить, что на заре сознания двуногие существа прибегали для общения к ритмическому звукоряду. А это ближе к поэзии, чем к прозе. Но ни Тютчев, ни Некрасов, ни Фет не выдерживают проверки прозой. Блоковская проза, сухая, деловитая, вызывающе непохожа на его поэзию. Но великолепная проза Фёдора Сологуба, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой, список можно довести до сегодняшнего дня. Стало быть, и так и сяк.

Проза Мандельштама равна его стихам, хотя мало похожа на них, если говорить о беллетристике…Прозу Мандельштама отличает блистательное остроумие…

Ю. Нагибин.



  • Озаглавьте текст, определите его стиль, докажите.

  • Согласны ли вы с утверждениями, предположениями автора? Подтвердите своё мнение примерами.

  • Докажите, что это текст, какие средства межфразовых связей использует автор?

  • Укажите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте.

  • Распределите номера истинных и ложных утверждений:

    1. Редко слышишь утверждение, что проза – проверка поэта.

    2. Первая речь наших предков приближалась к поэзии.

    3. Пушкин и Лермонтов равновелики в прозе.

    4. Блоковская проза похожа на его поэзию.

    5. Проза Сологуба, Пастернака, Ахматовой, Цветаевой великолепна.

    6. Проверку прозой выдерживают Тютчев, Некрасов и Фет.

    7. Проза Мандельштама не поэтична.


Упражнение 3.

Какой она была?

Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом – 163см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча, узкобёдра, тонка в талии. Легка и быстра походка, легки и стремительны – без резкости – движения.

Строгая, стройная осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».

Волосы её, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть – и это ещё усиливало ощущение света, излучавшегося её лицом – смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза – зелёные, цвета винограда, окаймлённые коричневатыми веками…

Казавшееся завершённым до замкнутости, до статичности, лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаённой выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём. Руки были крепкие, деятельные, трудовые…Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь – сжата, реплики – формулы.

Умела слушать; никогда бы не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была прекрасным рассказчиком.

А.Эфрон.
Выпишите номера истинных утверждений:


  1. Марина Цветаева невелика ростом.

  2. Марина – блестящий рассказчик.

  3. Женщина с фигурой египетской девушки.

  4. Гладкие волосы рано поседели.

  5. Речь – сжатая, реплики – формулы.

  6. Глаза голубые, цвета морской волны.

  7. Умела слушать, никогда не подавляла собеседника.

  8. Диспуты, дискуссии, обсуждения выводили её из равновесия.


Упражнение 4.

Леонардо да Винчи в «Споре живописца с поэтом» пылко утверждал преимущества живописи перед поэзией, во-первых, потому, что она служит глазу, то есть зрению, по словам Леонардо, более благородному чувству, во-вторых, потому, что представляет чувству творения природы с большей истинностью и достоверностью, чем слова и буквы…

Лессинг в «Лакаооне», наоборот, отдавал преимущество поэзии перед живописью и скульптурой, считая её искусством более широких возможностей.

А что же сама поэзия?

Ещё со времён Гомера она не пренебрегала искусством воображения – не кистью или резцом, а именно словом, рассчитывая на естественную способность человека представлять зрительный образ. И если не включаться в вечный и никогда не разрешимый спор, какое из искусств лучше, а попытаться выяснить как особенности и преимущества одного вида искусства используются другим, то в этом случае нам придётся признать право поэзии живописать словом…

Движение, ритм, действие, развивающееся во времени, - вот что подвластно пластике в поэзии, вот чем она отличается от живописи и скульптуры, способных запечатлеть лишь один момент, но не способных передать движение во времени.

А.Михайлов.

Какова тема, основная мысль текста?

В каком значении употребляются в тексте слова: ритм, пластика, кисть?

Выпишите номера ложных утверждений.



  1. Леонардо да Винчи отдавал преимущество поэзии перед живописью.

  2. Право поэзии живописать словом.

  3. Живопись служит глазу, зрению.

  4. Со времён Гомера поэзия пренебрегала искусством воображения.

  5. Спор между поэзией и прозой вечный и неразрешимый.

  6. Живопись и скульптура не способны передать движение времени.

  7. Поэзия имеет мало возможностей.



Упражнение 5.

Однажды, проходя мимо своего дома, Михаил Аркадьевич Светлов сказал другу:

- Здесь когда-нибудь будет доска с надписью: «В этом доме жил и не работал поэт Михаил Светлов».

Это была, конечно, шутка. О серьёзных, подчас даже драматических явлениях жизни поэт умел говорить с усмешкой и иронией. И это приближало поэзию Светлова к сердцу читателя.

Я встречал Светлова в его рабочей комнате, в студенческой аудитории, в кафе, в поездах. Всюду предо мной был обаятельный ослепительно остроумный, добрый и задумчивый человек. С любым собеседником – от шофёра такси до академика – он находил общий язык, потому что его язык – доброта и сердечность. С незнакомцем Светлов заговаривал, как с братом. Он был застенчив и открыт одновременно. В этом была его сила.

Пригодись, моя сила,

Для слабых людей,

Пригодись, моё сердце,

Для светлых идей.

Пригодись молодым,

Моё множество лет,

Пригодись, пригодись,

Пригодись, мой рассвет!

Светловская сила, светловская сердечность, светловская улыбка – все они пригодятся нашей современности, как они пригодятся ещё нашему будущему… Л.Озеров.


Определите стиль текста, докажите. Какова тема, основная мысль текста? Озаглавьте.

Распределите в два столбика номера истинных и ложных утверждений.



  1. М.А.Светлов проходил мимо своего дома с сыном.

  2. Светлов был застенчив и открыт одновременно.

  3. Светлов был серьёзным и не умел шутить.

  4. С незнакомцем Светлов разговаривал как с братом.

  5. О драматических явлениях жизни умел говорить с иронией и усмешкой.

  6. Озеров никогда не встречал Светлова.

  7. Поэзия Светлова далека от читателя.

8.И с шофёром, и с академиком находил общий язык.

Подберите грамматические синонимы к предложениям с причастными и деепричастными оборотами.



УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ.
Данные псевдотексты составлены из отрывков известных художественных произведений, учебников по разным школьным дисциплинам, научно-популярных статей. Такие задания повышают мотивацию к учению, уровень осмысления языковых единиц, эффективность усвоения программного материала. Учащиеся овладевают умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений, теоретически обосновывать их единство, выявлять языковые текстообразующие элементы. Для удобства работы псевдотекст должен быть у каждого ученика, небольшие по объёму задания можно записать на доске. В ходе обсуждения ребята выбирают предложения, принадлежащие лишь одному автору и имеющие отношение к одному тексту. Разбирая текст в соответствии с его лингвистическими особенностями, Конструируя из «кусочков» текст-оригинал, школьник тренирует умение занимать позиции читателя и критика.
Упражнение 1.

Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь… Подожди! Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?



  • Прочитайте «лжетекст».

  • Можно ли понять основную мысль? Почему?

  • Можно ли назвать это текстом? Сколько авторов в лжетексте?

  • Закрасьте красным карандашом стихотворный текст, синим – научный. Что у вас осталось?

  • Что помогло решить эту задачу?

  • Какие слова-инструменты образуют каждый из текстов?

Тексты-оригиналы.

1) Мне стало жаль птицу. Я любила этих первых гонцов весны. Бывало, ещё снег кругом, а увидишь грача – значит, следом весна спешит. А теперь этот вестник тёплых дней обречён на гибель, надо чем-то ему помочь. Но чем?

2) Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!

Милая крошка! Гонят тебя холода и дожди.
3) Наземные килегрудые птицы, гнездящиеся и кормящиеся преимущественно на земле, - курообразные. Этот отряд составляют птицы главным образом растительные, зерноядные, разыскивающие корм на земле, а поэтому малолетающие. К ним относят фазанов, индеек, куропаток, перепелов.
Упражнение 2.

Прочитайте внимательно «лжетекст». Сумейте определить каждый текст. Имя какого автора вам известно? Что помогло определить авторство?

Однажды лиса всю осеннюю ночь проболталась по лесу не евши. Голодная кума лиса залезла в сад; в нём винограду кисти рделись. На заре прибежала она в деревню, вошла на двор к мужику и полезла на насест к курам. Серая американская лиса, действительно с верху серая, с рыжей отделкой на боках и шее. Она меньше красной и знаменита тем, что неплохо наловчилась залезать на деревья. Охотиться в одиночку в лесах, кустах и на болотах. У кумушки глаза и зубы разгорелись, а кисти сочные, как яхонты, горят. Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал и закричал во всё горло. Серая островная лиса похожа на неё, но живёт не на континенте, а некоторых североамериканских островах. Лисица с насеста-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке. Лишь то беда, висят они высоко: отколь и как она к ним не зайдёт, хоть видит око, да ум неймёт.
Упражнение 3.

Прочитайте «лжетекст» и разгадайте его загадку. Что позволило вам это сделать? Определите тип и стиль каждого отрывка. С какой целью создавался каждый текст?


Широко используются собаки в военном деле. Молодая, рыжая собака, – помесь таксы с дворняжкой, – очень похожая мордой на лису бегала в зад и вперёд по тротуару и беспомощно оглядывалась по сторонам. Дворовый верный пёс Барбос, который барскую усердно службу нёс, увидел старую свою Жужжу, кудрявую болонку, на мягкой пуховой подушечке, на окне. Их готовят к самым разным видам службы: обнаружению засады, выявлению противника в разведке, посыльной связи, подноске боеприпасов, поиску раненых и доставке им средств первой помощи, подрыву танков и т.п. изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчёт: как это могло случиться, что она заблудилась. К ней, ластясь, как будто бы к родне, он с умиленьем, чуть не плачет, и под окном визжит, вертит хвостом и скачет. Исключительно важную роль играют служебные собаки в охране государственных границ.
Упражнение 4.

Прочитайте «лжетекст» и найдите отрывки, различные по типу и стилю речи. Определите тип и стиль каждого.


Там взвился конь чернее ночи. Он понукал маленького жеребёнка, который не мог поспеть за своими на своих маленьких ножках. Храпит, и ржёт, и пышет он огнём, и как пожар пылают очи. Что ж он видит? – Прекрасивых двух коней золотогривых. Сперва, когда жеребёнок начал отставать, кобыла старалась его подбодрить тихим ржанием, но, видя, что ничто не помогает, она отделилась от табуна. И на коня с добычей грянул враг; и трус завыл; и быстротечно, конь полетел, взвивая пыль и прах. Однако же жеребец не допустил подобного беспорядка: сильно лягнув кобылу два раза, он заставил её догнать того, а сам принял попеченье о жеребёнке. Да игрушечку – конька, ростом только три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. И слух о ней пропал навечно. Он то подталкивал его мордой, то тащил, ухвативши за холку, то старался подбодрить, налетая и брыкаясь в воздухе.

Литература.




  1. Меркин Г.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., Русское слово, 2002.

  2. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. М., Первое сентября, 2002.

  3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., Просвещение,1983.

Содержание

Введение……………………………………………….3

Упражнения при работе над основными

понятиями текста ……………………………………..4

Упражнения на восстановление

разнообразных синтаксических конструкций.(По методике Н.Шапиро)…………………………………18

Упражнения на понимание прочитанного. (По методике Н.Шапиро)……………………………………………23



Упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи………………………30





Скачать 258,18 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница