     Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный университет путей сообщения
АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Сборник тезисов докладов и методических материалов
круглого стола психологов
(11-12 ноября 2015 года)
Екатеринбург
2015
Психологическое сопровождение студентов в вузах: Сб. тез. докл. и метод. материалов круглого стола психологов // отв. за вып. Е.А. Романова, составители М.А. Бачинина, Л.С. Малетина.
Сборник содержит доклады и сообщения участников круглого стола «Актуальные методы психологического сопровождения студентов в образовательном пространстве ВУЗа», проходившего согласно комплексному плану воспитательной работы Уральского государственного университета путей сообщения 11-12 декабря 2015 года.
Доклады и сообщения посвящены системе организации работы психологов в студенческой среде.
Материалы сборника могут быть полезны руководителям, организаторам воспитательного процесса, социальным работникам и консультантам, практическим психологам, работающим в системе образования.
Ответственность за содержание и оформление материалов несут авторы публикаций.
Содержание
Бачинина М.А
Комната психологической разгрузки как инновационный метод работы со студентами и сотрудниками……………………………………………………4
Евтеев И. А.
Основные характеристики и причины зависимого поведения студентов…..9
Ермаченко Н.А., Зайцева О.В.
Рекомендации для студентов первокурсников УрГПУ в период адаптации.14
Корж М. А
Групповая психотерапия как новый эффективный метод сопровождения студентов в образовательном процессе………………………………………..16
Лаврова М. А.
Профилактика психосоматических заболеваний у студентов………………..20
Макаева С.А.
Психологические аспекты работы с молодежью. Профилактика экстремизма………………………………………………………………………22
Сальникова Ю. Н.
Гендерные особенности студентов юношеского возраста и их учет в образовательном процессе высшего образования………………………….....26
Трофимова Н. С.
Возможности арт-терапевтических технологий в работе практического психолога образования……………………………………………………….…31
Приложение 1……………………………………………………………….….35
Комната психологической разгрузки как инновационный метод работы со студентами и сотрудниками
Бачинина М.А. – психолог отдела по воспитательной работе и психологическому обеспечению УВВР
|
Деятельность современного специалиста, работающего в сфере «человек-человек», имеет определенную специфику – необходимо не только решать огромное количество задач за короткий период времени, но и общаться с большим количеством людей, вникая в суть их запроса и эмоционально включаясь во взаимодействие. Неблагоприятные воздействия напряженных факторов деятельности вызывают у работника вуза стресс двойного рода: информационный стресс, который связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия и эмоциональный стресс, возникающий при интенсивном общении в эмоционально нагруженной атмосфере.
Психологическое напряжение у студентов в первую очередь связано с ситуацией оценивания знаний и неизбежно усиливается во время сессии. Кроме того, в период студенчества молодые люди учатся выстраивать взаимоотношения с новыми друзьями, соседями по общежитию, на работе. Это относительно новые задачи, их важность достаточно велика, в то время как навыки успешно справляться с данными вопросами могут находиться в процессе наработки.
С ноября 2014 года в УрГУПС начала свою работу комната психологической разгрузки (КПР). КПР помогает создать оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, стимулирования креативной деятельности у студентов и сотрудников, а так же профилактики синдрома эмоционального выгорания у сотрудников.
Обстановка комнаты соответствует всем требованиям, предъявляемым к КПР, оснащена необходимым оборудованием, что позволяет создать у посетителей ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, способствует снижению беспокойства и агрессивности, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.
Для проведения индивидуальных сеансов релаксации психологами используется метод аудио-визуальной вибротактильной стимуляции (АВВС) с помощью прибора «Сенсориум». Данный метод позволяет сочетать в себе воздействие на три главных репрезентативных системы человека: визуальную, аудиальную и кинестетическую с целью достижения гармоничного психо-эмоционального состояния. В результате снижается психическое и соматическое напряжение, улучшается работа гомеостатических систем, нормализуется баланс между ветвями симпатической и парасимпатической нервной системы.
АВВС «Сенсориум» включает в себя: кресло «нулевой гравитации», синтезатор с многопроцессорным управлением, светодиодные очки для световой стимуляции, стереонаушники, аудиоблок и два вибротактильных преобразователя. Клиент садится в кресло, надевает очки и наушники, психолог, уточнив запрос, выбирает программу релаксации (см. фото №1).
В зависимости от запроса клиента это может быть как программа, направленная на достижение состояния покоя, расслабления, отдыха, сна. Либо напротив, вызывающая активацию, повышение умственной работоспособности, ускорение процессов обучения, повышение концентрации внимания, сосредоточенности, повышение творческих способностей. Так же «Сенсориум» может быть использован для стимуляции воли к победе при подготовке к спортивным соревнованиям.
Сеансы с использованием установки «Сенсориум» проводятся с ноября 2015 года. Данный метод востребован как у студентов, так и у сотрудников университета. Курс занятий каждого участника состоит из 10-15 сеансов.
Перед первым сеансом и по окончании курса клиенты самостоятельно оценивают от 0 до 10 баллов свое состояние по ряду параметров, таких как: «Общее самочувствие», «Нормализация сна», «Тревожность, страх, навязчивое состояние», «Эмоциональная стабильность», «Концентрация внимания», «Физическая активность», «Работоспособность и эффективность труда» (см. Диаграмму №1 и Диаграмму №2).
Общее самочувствие согласно Психологическому словарю: - система субъективных ощущений, свидетельствующих о той или иной степени физиологической и психологической комфортности. Включает в себя как общую качественную характеристику (хорошее или плохое самочувствие), так и частные переживания, различно локализованные (дискомфорт в частях тела, затруднения при выполнении действий, трудности понимания). Критерий «Общее самочувствие» у студентов вырос с 6,5 до 9 баллов, у сотрудников с 5,7 до 8,3 баллов.
Работоспособность и эффективность труда – показатель того, насколько человек способен качественно и в срок выполнять свою деятельность. Если до занятий студенты оценивали свою работоспособность и эффективность труда на 5,5 баллов, то после сеансов на 8,3 баллов, сотрудники отмечают повышение работоспособности с 6,4 до 8,7 баллов.
Один из признаков переутомления – это постоянная сонливость, вялость. Тем не менее, несмотря на сонливость, когда приходит время спать, человек не может заснуть. Что в свою очередь усиливает переутомление - появляется раздражительность, апатия, снижается работоспособность. Сотрудникам удалось повысить показатель «нормализация сна» с 6,5 баллов до 8, студентам с 7,5 до 8 баллов.
Эмоциональная стабильность - это способность противостоять неблагоприятным факторам, способность как можно скорее вернуться к обычному сбалансированному состоянию после некоторых эмоционально сложных событий. Она характеризуется эмоциональной невозмутимостью, не впечатлительностью, т. е. не реагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации. Эмоциональная стабильность свидетельствует о психологической зрелости человека, чьи эмоциональные реакции адекватны ситуации и непротиворечивы и последовательны от одного набора обстоятельств к другому. Эмоциональная стабильность сотрудников возросла с 6,7 баллов до 8,9, у студентов с 7,0 до 7,9. В то же время чувство тревоги и страха у сотрудников снизилось в два раза – с 4,4 до 2 баллов. У студентов с 4,8 до 3,8 баллов.
Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться на чем-либо и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. При переутомлении снижается внимание и степень концентрации, снижается темп работы, появляется много ошибок даже там, где раньше их не было. Появляется неуверенность в своих силах, которая, в свою очередь, провоцирует беспокойство, чувство подавленности. Настроение становится переменчивым, часто появляется раздражительность безо всякой причины. Концентрация внимания сотрудников увеличилась с 6,1 до 8,4 баллов, у студентов с 6,5 до 8,9 баллов.
Когда человек чувствует себя усталым и слабым, его физическая активность снижается, в то время как высокая физическая активность позитивно влияет на эмоциональное и психологическое равновесие личности. Ощущение счастья и даже, эйфории, что возникают вследствие занятий бегом или другими аэробными упражнениями, связывают со значительными выделениями гормонов эндорфинов. Физическую активность саму по себе можно назвать антидепрессантом. Уровень физической активности сотрудников повысился 6,5 до 8,8 баллов. У студентов с 6,5 до 7,5 баллов.
Таким образом, согласно опросу, проведенному в начале цикла занятий и по окончанию, участники отмечают улучшение по всем показателям, представленным в анкете, что говорит о высокой эффективности используемого метода.
Сотрудники, посетившие КПР в прошлом учебном году, в подавляющем большинстве случаев выразили желание посетить сеансы релаксации в этом учебном году.
В перспективе планируется организация занятий в малых группах. На данном этапе разработана и проходит апробацию программа релаксационных занятий для мини-групп из 5-7 человек, цель которой обучить участников техникам релаксации и концентрации, освоить методы саморегуляции и осознанное управление собственным эмоциональным состоянием.
Список литературы
-
Семенова Е. М.(автор-составитель). Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 224 с.
-
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Фото № 1 Сеанс релаксации на АВВС «Сенсориум»
Диаграмма №1 Оценка сотрудниками собственного самочувствия
Диаграмма №2 Оценка студентами собственного самочувствия
Поделитесь с Вашими друзьями: |