Сборник статей Ростов-на-Дону 2014 ббк 74. 200. 58 о-40 о-40



страница1/13
Дата22.02.2016
Размер2,91 Mb.
#10835
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ростовской области

«Областной центр дополнительного образования детей»

Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы
Сборник статей


Ростов-на-Дону

2014

УДК 374

ББК 74.200.58

О-40


О-40

Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы.  Сборник статей. – г. Ростов-на-Дону: ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, 2014 г. – 172 с.

Печатается по решению Методического совета ГБОУ ДОД РО ОЦДОД



Протокол № 2 от 02.12.2013 г.


Ответственный за выпуск:


Гридякина Е.В.,


директор ГБОУ ДОД РО ОЦДОД



Редакционная коллегия:


Гридякина Е.В.,
Сычикова С.П.,

Лемешева М.В.,

Солоненко Е.Н.,



директор ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
заместитель директора ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
заведующая отделом естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
педагог-организатор отдела естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД



Компьютерная верстка:


Солоненко Е.Н.,

педагог-организатор отдела естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД


Содержание


Глава 1

Одаренность как свойство личности ребенка: современные подходы к развитию детской одаренности


Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

Гоголева С.В., МБОУ СОШ №8,

г. Каменск-Шахтинский........................................................................................

9

Упражнения на развитие рефлексии в учебно-воспитательном процессе как способ выявления и поддержки одаренного ребенка

Гринякина В.А., МАОУ СОШ №22, г. Таганрог…….……………………….....................................................................

12

Развитие творческой одаренности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Даниленко Л.В., МБОУ гимназия г. Зернограда,

Зерноградский район…………………………………………………………….

14

Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии

Кирсанова О.А., МБОУ ДОД «ЦВР Шолоховского района»,

Шолоховский район………………………………………………………………

18

Развитие одаренности учащихся начальных классов средствами электронных тестов с нестандартными заданиями по русскому языку и литературному чтению

Кравцова С.А., Уринева С.А., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог

Головченко Д.К., ТТИ ЮФУ, г. Таганрог……………………………………...

21

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников

Леонидова О.Ю., Померанцева С.А.,

МОБУ СОШ №8 имени А.Г. Ломакина, г. Таганрог…………………...………

23

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

Лубянников Ю.А., МБОУ ДОД АР РЦДОД, Аксайский район……………….

26

Экологическое образование и воспитание – одно из условий развития одаренной личности в Семикаракорском районе

Плешакова М.Н., МБОУ ДОД «ДДТ Семикаракорского района», Семикаракорский район…………………………………………………………

28

Научно-практическая конференция – одна из эффективных форм формирования исследовательских умений учащихся

Привалова Е.С., МОБУ СОШ №3 им. Ю.А.Гагарина, г. Таганрог…………..

32

Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве

Сафонова Т.Н., МАОУ СОШ №12, г. Таганрог………………………………..

36

Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми

Скляров М.М., МБОУ: Потаповская СОШ, Волгодонской район…………...

37

Спецкурс и спецсеминар по литературе как форма организации исследовательской деятельности одаренных детей в старшей школе

Скрипка Т.В., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический», г. Таганрог….

41

Организация творческой деятельности учащихся, как способ диагностики и развития одаренности

Стрельченко И.П., МОБУ СОШ №17, г. Таганрог…………………………...

44

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности у детей

Таранова М.И., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог…………...……

47

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

Ткаченко В.К., МБОУ СОШ №24, г. Гуково……………………………….......

50

Метод социального проектирования в развитии одаренности учащихся

Фомина Е.М., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог………………….

53

Инновационная деятельность в рамках реализации программы «Культурологическое образование в гимназии»

Хорева И.В., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог…………………....

55

Организация работы с одаренными детьми в начальной школе

Шаповалова А.Н., МБОУ Орловская СОШ №2, Орловский район…………..

59

Глава 2

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современном образовательном пространстве

Педагог для одаренного ребенка

Бехталь И.Г., ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ,

г. Ростов-на-Дону………………………………………………………………..

64

Инновации в обучении и воспитании одаренных детей

Бочарова Н.Ю., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район…………………..……

67

Технологии обучения одаренных детей физике в школе

Брандина О.Г., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог………………………………..

70

Роль интегрированной исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

Дашук Л.Ю., Яхонтова Е.Е., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог………………..

73

Дистанционные олимпиады и конкурсы в работе с одаренными детьми

Денисова Ю.О., МОБУ СОШ №17, Таганрог………………………………..

76

Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по немецкому языку

Донецкая В.В., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район…………………………

79

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности

Ефименко О.Д., МОБУ СОШ №35, г. Таганрог……………………………….

84

Внедрение новых ФГОС на уроках русского языка: методика работы одаренных учащихся над групповым проектом «Происхождение, правописание и употребление некоторых слов, имеющих в своем составе исторический корень кор-»

Журбина Г.П., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический», г. Таганрог

87

Социальная практика как технология реализации компетентностного подхода в образовании

Кушнарева Н.Г., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог……………….

92

Организация внеурочной деятельности школьников по математике

(из опыта работы)



Маркина О.Д., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район …………………………

95

Организация процесса обучения и развития одаренных детей

Муразян О.В.,МОБУ СОШ №24, г. Таганрог ………………............................

98

Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей

Палкина П.П., Стадникова О.А., МБОУ ДОД ЦВР Песчанокопского района, Песчанокопский район…………………………………….…………...

101

Создание культурно-образовательного пространства детской одаренности в школе малого города

Перевозникова Т.И., Скок Л.Б., МБОУ СОШ №4 имени Нисанова Х.Д.

г. Пролетарска, Пролетарский район………………………………………….

104

Развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных учащихся младшего школьного возраста

Приходько В.Е., ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова», г. Таганрог…...…..

107

Специфика развития одаренности в условиях лицея-интерната

Пташинский И.А., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический»,

г. Таганрог………………………………………………………………………...

111

Создание образовательного пространства для развития одаренности детей на уроках русского языка и литературы

Пустовая Т.В., МБОУ Орловская СОШ №2, Орловский район………...…....

114

Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании

Соболевская Р.А., МАОУ СОШ №12, г. Таганрог……………………………..

117

Увлеченные образованием

Турик Л.А., МАОУ ДОД Дом детского творчества,

г. Таганрог………………………………………………………………………..

119

Особенности выявления и развития одаренных детей в образовательном пространстве вуза

Хоменко Ю.А., Стеблева М.В., ФГБОУ ВПО ИСО и П (филиал) ДГТУ,

г. Шахты…………………………………………………………………………

121

Индивидуализация процесса обучения одаренных детей в области математики

Хохлова Е.А., МОБУ СОШ №35, г. Таганрог………………………………….

125

Глава 3

Особенности психолого-педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержки одаренности детей в условиях перехода к новой модели образования

Психологическое сопровождение одаренных детей в процессе дистанционного образования

Бакаева И.А., ФГБОУ ВПО ЮФУ, г. Ростов-на-Дону……………………….

130

Взаимодействие семьи и школы в решении проблем одаренных детей

Гук М.И., Чередниченко И.О., МОБУ СОШ №6, г. Таганрог……...………...

134

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей одаренного ребенка

Душина Л.Н., Максимова Л.Г., Опрышко Л.И., МАОУ СОШ №12,

г. Таганрог ………………………………………………………………………..

137

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

Ефимова М.Б., МБОУ СОШ №32, Целинский район…………………………

139

Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей одаренного ребенка

Казакова З.Ш., МБОУ гимназия г. Зернограда,

Зерноградский район……………………………………………………………..

142

Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях развивающей среды учреждения дополнительного образования

Курьянова А.Ю., МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района,

г. Ростов-на-Дону ……………………………………………………………….

145

Социально-педагогическая поддержка одаренных детей

Тарабцова Н.В., МБОУ ДОД «ЦВР Шолоховского района»,

Шолоховский район ……………………………………………………………...

149

Глава 4

Содержание образования в сфере физической культуры и спорта, реализация новых требований в образовательных учреждениях (ДЮСШ) Ростовской области

Особенности работы с обучающимися на занятиях атлетической гимнастикой

Васютин Р.В., Палкина П.П., МБОУ ДОД ЦВР, Песчанокопский район…..

154

Организация воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР)

Колесник В.И., ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, г. Ростов-на-Дону…………………

156

Структурные компоненты модели профессиональной компетентности, личностные и профессиональные качества учителя физической культуры

Ревенко Л.И., МБОУ гимназия г. Зернограда, Зерноградский район ……......

161

Профессионально-личностные качества тренера как фактор успешности детей в спорте (на примере каратэ-до)

Топилина Е.С., МБОУ COШ №99, г. Ростов-на-Дону ………………….........

166


Глава 1

Одаренность как свойство личности ребенка: современные подходы к развитию детской одаренности

Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся

Гоголева С.В., заместитель директора по УВР, учитель математики и ИЗО, МБОУ СОШ № 8, г. Каменск-Шахтинский

В условиях модернизации образования современный педагог решает задачу по формированию молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Учитель руководит коллективной познавательной исследовательской деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них. Он использует виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики не только овладевали основами изучаемого предмета, но и приобретали ключевые компетенции, необходимые для эффективной деятельности в условиях современного общества, могли развивать свои способности.

Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.

Максимальные возможности для продуктивной работы в этом направлении дает проектная деятельность. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс, способствует воспитанию жажды знаний, стремления к открытиям, самопознанию.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:


  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);

  • развивают системное мышление.

В качестве педагогической технологии метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это максимально самостоятельная работа ребенка или группы детей, главная задача которой не столько получение новых знаний (хотя это тоже немаловажно), сколько их применение на практике в непривычной ситуации.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся − индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнять проекты: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее выступлением с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.

Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт, позволяя выявить одаренность ребенка в различных сферах. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков школьника, их практическому применению во взаимодействии с окружающей действительностью; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка от проекта к проекту, развивая его одаренность.

Проект является замечательным средством развития креативного, творческого мышления, где реализуются способности, возрастает мотивация и раскрывается интерес к изучению предмета.

При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.

Главная задача учителя при организации обучения школьников заключается прежде всего в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную самостоятельность. Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, он учится учиться.

В нашей школе созданы условия для успешной проектной и исследовательской деятельности учащихся, начиная с первой ступени обучения. Учащиеся учатся выполнять проекты и защищать их на ежегодных школьных научно-практических конференциях.

Педагоги школы владеют современными образовательными технологиями, имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг деятельности и рефлексивный анализ результатов.

В целях повышения профессиональной компетенции педагоги принимают участие во Всероссийских научно-практических конференциях, мастер-классах, проводимых порталом «Сеть творческих учителей». Большинство учителей школы имеют собственные сайты в сети Интернет, где представлены не только методические разработки уроков, но и проекты, выполненные учащимися.

Работа с одаренными детьми дает позитивную динамику. Количество победителей и призеров предметных олимпиад постоянно растет:



  • в 2009-2010 учебном году – 24 победителя и призера в городском туре олимпиад по предметам;

  • в 2012-2013 учебном году – 39 победителей и призеров в городском туре и 3 призера в областном туре предметных олимпиад.

Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием информационных технологий.

Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.

Метод исследовательских проектов − это эффективный путь самореализации учащихся, педагогов и возможность сотрудничать на равных, когда вместо традиционных отношений «учитель − ученик» рождается «исследователь». Это показатель движения школы вперед.


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница