 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ростовской области
«Областной центр дополнительного образования детей»
Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы
Сборник статей
Ростов-на-Дону
2014
УДК 374
ББК 74.200.58
О-40
О-40
|
Одаренный ребенок в современном образовательном пространстве: опыт взаимодействия, проблемы, перспективы. Сборник статей. – г. Ростов-на-Дону: ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, 2014 г. – 172 с.
|
Печатается по решению Методического совета ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
Протокол № 2 от 02.12.2013 г.
Ответственный за выпуск:
Гридякина Е.В.,
|
директор ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
|
Редакционная коллегия:
Гридякина Е.В.,
Сычикова С.П.,
Лемешева М.В.,
Солоненко Е.Н.,
|
директор ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
заместитель директора ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
заведующая отделом естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
педагог-организатор отдела естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
|
Компьютерная верстка:
Солоненко Е.Н.,
|
педагог-организатор отдела естественнонаучной и социально-педагогической работы ГБОУ ДОД РО ОЦДОД
|
Содержание
Глава 1
Одаренность как свойство личности ребенка: современные подходы к развитию детской одаренности
|
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся
Гоголева С.В., МБОУ СОШ №8,
г. Каменск-Шахтинский........................................................................................
|
9
|
Упражнения на развитие рефлексии в учебно-воспитательном процессе как способ выявления и поддержки одаренного ребенка
Гринякина В.А., МАОУ СОШ №22, г. Таганрог…….……………………….....................................................................
|
12
|
Развитие творческой одаренности обучающихся через научно-исследовательскую деятельность
Даниленко Л.В., МБОУ гимназия г. Зернограда,
Зерноградский район…………………………………………………………….
|
14
|
Технологические условия развития одаренной личности: формы, методы, образовательные технологии
Кирсанова О.А., МБОУ ДОД «ЦВР Шолоховского района»,
Шолоховский район………………………………………………………………
|
18
|
Развитие одаренности учащихся начальных классов средствами электронных тестов с нестандартными заданиями по русскому языку и литературному чтению
Кравцова С.А., Уринева С.А., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог
Головченко Д.К., ТТИ ЮФУ, г. Таганрог……………………………………...
|
21
|
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности младших школьников
Леонидова О.Ю., Померанцева С.А.,
МОБУ СОШ №8 имени А.Г. Ломакина, г. Таганрог…………………...………
|
23
|
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся
Лубянников Ю.А., МБОУ ДОД АР РЦДОД, Аксайский район……………….
|
26
|
Экологическое образование и воспитание – одно из условий развития одаренной личности в Семикаракорском районе
Плешакова М.Н., МБОУ ДОД «ДДТ Семикаракорского района», Семикаракорский район…………………………………………………………
|
28
|
Научно-практическая конференция – одна из эффективных форм формирования исследовательских умений учащихся
Привалова Е.С., МОБУ СОШ №3 им. Ю.А.Гагарина, г. Таганрог…………..
|
32
|
Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве
Сафонова Т.Н., МАОУ СОШ №12, г. Таганрог………………………………..
|
36
|
Проектно-исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми
Скляров М.М., МБОУ: Потаповская СОШ, Волгодонской район…………...
|
37
|
Спецкурс и спецсеминар по литературе как форма организации исследовательской деятельности одаренных детей в старшей школе
Скрипка Т.В., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический», г. Таганрог….
|
41
|
Организация творческой деятельности учащихся, как способ диагностики и развития одаренности
Стрельченко И.П., МОБУ СОШ №17, г. Таганрог…………………………...
|
44
|
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности у детей
Таранова М.И., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог…………...……
|
47
|
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся
Ткаченко В.К., МБОУ СОШ №24, г. Гуково……………………………….......
|
50
|
Метод социального проектирования в развитии одаренности учащихся
Фомина Е.М., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог………………….
|
53
|
Инновационная деятельность в рамках реализации программы «Культурологическое образование в гимназии»
Хорева И.В., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог…………………....
|
55
|
Организация работы с одаренными детьми в начальной школе
Шаповалова А.Н., МБОУ Орловская СОШ №2, Орловский район…………..
|
59
|
Глава 2
Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современном образовательном пространстве
|
Педагог для одаренного ребенка
Бехталь И.Г., ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ,
г. Ростов-на-Дону………………………………………………………………..
|
64
|
Инновации в обучении и воспитании одаренных детей
Бочарова Н.Ю., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район…………………..……
|
67
|
Технологии обучения одаренных детей физике в школе
Брандина О.Г., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог………………………………..
|
70
|
Роль интегрированной исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся
Дашук Л.Ю., Яхонтова Е.Е., МОБУ СОШ №10, г. Таганрог………………..
|
73
|
Дистанционные олимпиады и конкурсы в работе с одаренными детьми
Денисова Ю.О., МОБУ СОШ №17, Таганрог………………………………..
|
76
|
Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по немецкому языку
Донецкая В.В., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район…………………………
|
79
|
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности
Ефименко О.Д., МОБУ СОШ №35, г. Таганрог……………………………….
|
84
|
Внедрение новых ФГОС на уроках русского языка: методика работы одаренных учащихся над групповым проектом «Происхождение, правописание и употребление некоторых слов, имеющих в своем составе исторический корень кор-»
Журбина Г.П., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический», г. Таганрог…
|
87
|
Социальная практика как технология реализации компетентностного подхода в образовании
Кушнарева Н.Г., МАОУ гимназия «Мариинская», г. Таганрог……………….
|
92
|
Организация внеурочной деятельности школьников по математике
(из опыта работы)
Маркина О.Д., МБОУ СОШ №2, Цимлянский район …………………………
|
95
|
Организация процесса обучения и развития одаренных детей
Муразян О.В.,МОБУ СОШ №24, г. Таганрог ………………............................
|
98
|
Работа с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования детей
Палкина П.П., Стадникова О.А., МБОУ ДОД ЦВР Песчанокопского района, Песчанокопский район…………………………………….…………...
|
101
|
Создание культурно-образовательного пространства детской одаренности в школе малого города
Перевозникова Т.И., Скок Л.Б., МБОУ СОШ №4 имени Нисанова Х.Д.
г. Пролетарска, Пролетарский район………………………………………….
|
104
|
Развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных учащихся младшего школьного возраста
Приходько В.Е., ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П. Чехова», г. Таганрог…...…..
|
107
|
Специфика развития одаренности в условиях лицея-интерната
Пташинский И.А., ГКОУ РО лицей-интернат «Педагогический»,
г. Таганрог………………………………………………………………………...
|
111
|
Создание образовательного пространства для развития одаренности детей на уроках русского языка и литературы
Пустовая Т.В., МБОУ Орловская СОШ №2, Орловский район………...…....
|
114
|
Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании
Соболевская Р.А., МАОУ СОШ №12, г. Таганрог……………………………..
|
117
|
Увлеченные образованием
Турик Л.А., МАОУ ДОД Дом детского творчества,
г. Таганрог………………………………………………………………………..
|
119
|
Особенности выявления и развития одаренных детей в образовательном пространстве вуза
Хоменко Ю.А., Стеблева М.В., ФГБОУ ВПО ИСО и П (филиал) ДГТУ,
г. Шахты…………………………………………………………………………
|
121
|
Индивидуализация процесса обучения одаренных детей в области математики
Хохлова Е.А., МОБУ СОШ №35, г. Таганрог………………………………….
|
125
|
Глава 3
Особенности психолого-педагогического сопровождения и социально-педагогической поддержки одаренности детей в условиях перехода к новой модели образования
|
Психологическое сопровождение одаренных детей в процессе дистанционного образования
Бакаева И.А., ФГБОУ ВПО ЮФУ, г. Ростов-на-Дону……………………….
|
130
|
Взаимодействие семьи и школы в решении проблем одаренных детей
Гук М.И., Чередниченко И.О., МОБУ СОШ №6, г. Таганрог……...………...
|
134
|
Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей одаренного ребенка
Душина Л.Н., Максимова Л.Г., Опрышко Л.И., МАОУ СОШ №12,
г. Таганрог ………………………………………………………………………..
|
137
|
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Ефимова М.Б., МБОУ СОШ №32, Целинский район…………………………
|
139
|
Формы взаимодействия с семьей, воспитывающей одаренного ребенка
Казакова З.Ш., МБОУ гимназия г. Зернограда,
Зерноградский район……………………………………………………………..
|
142
|
Система психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях развивающей среды учреждения дополнительного образования
Курьянова А.Ю., МБОУ ДОД ЦДОД Октябрьского района,
г. Ростов-на-Дону ……………………………………………………………….
|
145
|
Социально-педагогическая поддержка одаренных детей
Тарабцова Н.В., МБОУ ДОД «ЦВР Шолоховского района»,
Шолоховский район ……………………………………………………………...
|
149
|
Глава 4
Содержание образования в сфере физической культуры и спорта, реализация новых требований в образовательных учреждениях (ДЮСШ) Ростовской области
|
Особенности работы с обучающимися на занятиях атлетической гимнастикой
Васютин Р.В., Палкина П.П., МБОУ ДОД ЦВР, Песчанокопский район…..
|
154
|
Организация воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮСШОР)
Колесник В.И., ГБОУ ДОД РО ОЦДОД, г. Ростов-на-Дону…………………
|
156
|
Структурные компоненты модели профессиональной компетентности, личностные и профессиональные качества учителя физической культуры
Ревенко Л.И., МБОУ гимназия г. Зернограда, Зерноградский район ……......
|
161
|
Профессионально-личностные качества тренера как фактор успешности детей в спорте (на примере каратэ-до)
Топилина Е.С., МБОУ COШ №99, г. Ростов-на-Дону ………………….........
|
166
|
Глава 1
Одаренность как свойство личности ребенка: современные подходы к развитию детской одаренности
Роль проектной и исследовательской деятельности в развитии одаренности учащихся
Гоголева С.В., заместитель директора по УВР, учитель математики и ИЗО, МБОУ СОШ № 8, г. Каменск-Шахтинский
В условиях модернизации образования современный педагог решает задачу по формированию молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Учитель руководит коллективной познавательной исследовательской деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них. Он использует виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики не только овладевали основами изучаемого предмета, но и приобретали ключевые компетенции, необходимые для эффективной деятельности в условиях современного общества, могли развивать свои способности.
Важнейшей проблемой общества является сохранение и развитие детской одаренности. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности к нестандартному поведению. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач современной системы образования.
Максимальные возможности для продуктивной работы в этом направлении дает проектная деятельность. У одаренных детей четко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс, способствует воспитанию жажды знаний, стремления к открытиям, самопознанию.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. По мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
-
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
-
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
-
развивают системное мышление.
В качестве педагогической технологии метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это максимально самостоятельная работа ребенка или группы детей, главная задача которой не столько получение новых знаний (хотя это тоже немаловажно), сколько их применение на практике в непривычной ситуации.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся − индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнять проекты: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее выступлением с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт, позволяя выявить одаренность ребенка в различных сферах. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков школьника, их практическому применению во взаимодействии с окружающей действительностью; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка от проекта к проекту, развивая его одаренность.
Проект является замечательным средством развития креативного, творческого мышления, где реализуются способности, возрастает мотивация и раскрывается интерес к изучению предмета.
При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы такой работы в рамках внеучебной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию, воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена информацией.
Главная задача учителя при организации обучения школьников заключается прежде всего в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. Недостаточно сформировать у учеников знания и умения, важно обучение самому познанию, всемерно развивать у них познавательную самостоятельность. Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, он учится учиться.
В нашей школе созданы условия для успешной проектной и исследовательской деятельности учащихся, начиная с первой ступени обучения. Учащиеся учатся выполнять проекты и защищать их на ежегодных школьных научно-практических конференциях.
Педагоги школы владеют современными образовательными технологиями, имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг деятельности и рефлексивный анализ результатов.
В целях повышения профессиональной компетенции педагоги принимают участие во Всероссийских научно-практических конференциях, мастер-классах, проводимых порталом «Сеть творческих учителей». Большинство учителей школы имеют собственные сайты в сети Интернет, где представлены не только методические разработки уроков, но и проекты, выполненные учащимися.
Работа с одаренными детьми дает позитивную динамику. Количество победителей и призеров предметных олимпиад постоянно растет:
-
в 2009-2010 учебном году – 24 победителя и призера в городском туре олимпиад по предметам;
-
в 2012-2013 учебном году – 39 победителей и призеров в городском туре и 3 призера в областном туре предметных олимпиад.
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями и призерами в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием информационных технологий.
Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность, зависит от множества причин. Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность.
Метод исследовательских проектов − это эффективный путь самореализации учащихся, педагогов и возможность сотрудничать на равных, когда вместо традиционных отношений «учитель − ученик» рождается «исследователь». Это показатель движения школы вперед.
Поделитесь с Вашими друзьями: |