Сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием



страница1/17
Дата14.02.2016
Размер1.93 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования Администрации Неклиновского района

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ТГПИ им. А.П.Чехова»

МБОУ Морско-Чулекская ООШ

Интеграция медиаобразования

в условиях современной школы


Сборник научных трудов

Всероссийской заочной научно-практической

конференции с международным участием

с. Морской Чулек, Неклиновский район, РФ

2014

Редакционная коллегия:


В.М. Пегушин (главный редактор)

А.В.Федоров, А.Н.Игнатенко

А.С. Галченков (отв. редактор)

В сборнике приводятся результаты научных исследований преподавателей Таганрогского государственного института им.А.П.Чехова, Института содержания и методов обучения РАО, колледжа МЭСИ, Республиканского института профессионального образования г. Минска, учителей школ Неклиновского района, г. Херсона, г. Новая Каховка, г. Минска, г.Челябинска, АР Крым, г.Москва.

Сборник адресован преподавателям, аспирантам, учителям школ, студентам высших педагогических учебных заведений.



Участникам заочной Всероссийской научно-практической

конференции с международным участием

«Интеграция медиаобразования в условиях современной школы»,

с. Морской Чулек, Неклиновский район, РФ
Уважаемые участники конференции!

Позвольте поздравить Вас от имени Национального союза журналистов Украины, Колледжа прессы и телевидения и всех организаторов Национального конкурса школьных газет!

На современном этапе остро стоит вопрос медиаобразования, ведь именно от качества получаемой информации и зависит наше будущее. Главный вызов сегодня – информационное общество! Путь – медиаобразование!

Основная задача медиаобразования сегодня – подготовить новое поколение к жизни в информационном обществе. Одним из важных векторов внедрения медиаобразования в школе стали школьные СМИ. Таким образом, школьники могут наблюдать информационные процессы изнутри и по-новому понимать деятельность СМИ, а также чувствовать ответственность за свою работу. Поэтому, чрезвычайно важно заботиться сегодня о развитии юнкоровских движений.

С этой целью, 15 лет назад, по инициативе Колледжа прессы и телевидения в Николаеве был создан Национальный конкурс школьных газет. Количество и качество школьных медиа, среди которых газеты, теле-, радио- и фоторепортажи, участвующие в конкурсе, ярко отражают тенденцию развития медиа в Украине. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что школьные медиа развиваются значительно быстрее, чем медиа взрослые. А материалы юнкоров часто больше соответствуют профессиональным стандартам, как объективность и беспристрастность, и требованиям их читателей, зрителей, слушателей, чем взрослые медиа.

Бесспорно, при внедрении медиаобразования необходимо сотрудничество двух сторон – работников образования и работников СМИ. Именно это сотрудничество уже 15 лет активно налаживает Колледж прессы и телевидения. За это время наработана новая технология воспитания качественных пользователей медиа. Россия раньше Украины на государственном уровне сделала шаги по внедрению медиаобразования, поэтому, надеемся, что мы сможем быть полезными друг другу в воспитании ответственных граждан наших государств.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

С уважением,
Глеб Головченко, секретарь Национального союза журналистов Украины, директор Колледжа прессы и телевидения, президент Национального конкурса школьных газет,
к. пед. наук

__________________________________________________________________

Секция 1
История и теория медиаобразования

__________________________________________________________________



Председатель:
Федоров Александр Викторович, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «ТГПИ им. А.П.Чехова».
Синтез медийной и информационной грамотности как новая тенденция, предложенная ЮНЕСКО*

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор,

проректор по научной работе

Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова,

президент Ассоциации медиапедагогики России,

mediashkola@rambler.ru


* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).
В течение многих лет в мировой науке направления media literacy/education и information literacy/education шли как бы параллельными курсами, хотя имели между собой больше общего, чем различного (при том, что «старое» понятие information literacy шире, чем «новое» - media literacy, связанное с передачей информации через медиа – от печати до интернета). Однако за последние десять лет все чаще были слышны голоса ученых, указывающих на общность данных направлений в образовании, призывающих к их объединению [Гендина, Корконосенко, 2013]. Данная тенденция была чутко уловлена ЮНЕСКО: с 2008 по 2013 год экспертные группы разработали программу обучения и систему компетенций, объединившие медиаграмотность и инфограмотность общим термином «медийная и информационная грамотность» (МИГ).

Как эксперт в области медиаобразования (media education literacy) я участвовал в нескольких конференциях и совещаниях ЮНЕСКО (Париж, 1997, Вена, 1999; Париж, 1997 и др.), Совета Европы (Страсбург, 2002, Грац, 2007), ООН (Мадрид, 2008) и удовлетворением хочу отметить, что большинство из рекомендаций, разработанных на этих форумах, нашли свое отражение в учебнике «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» (2011, 2012), подготовленном ЮНЕСКО.

В нем отмечается, что «медийная и информационная грамотность воплощает в себе базовое понимание: (а) функций медиа, библиотек, архивов и других информационных служб в демократических обществах; (б) условий, при которых средства массовой информации и информационные службы могут эффективно выполнять эти функции; а также (в) методов оценки качества выполнения этих функций через предлагаемые ими контент и услуги. Это понимание, в свою очередь, должно позволить пользователям осмысленно взаимодействовать с каналами коммуникации и информации. Компетенции, приобретаемые через медийную и информационную грамотность, способны развивать в гражданах навыки критического мышления, которые позволят им требовать от медиа и других поставщиков информации предоставления высококачественных услуг. … Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения. Программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности объединяет оба эти подхода» [Уилсон, Гриззл и др., 2012, с.18, 20].

Эксперты ЮНЕСКО акцентируют также необходимость «знания и понимания (медиа)информации для демократического дискурса и социального участия; этики и прав человека; оценки медиатекстов и источников информации; производства и использование (медиа)информации» [Wilson, Grizzle and all, 2011, p.21-26].

Здесь, думается, важны все направления, однако, для стран, где традиции демократии стали формироваться относительно недавно (включая, например, Россию), быть может, стоит акцентировать именно первый тезис.

Здесь особенно важно подчеркнуть, что увлечение многих официальных структур (например, опять-таки в России) компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ – ICT) идет под технократическим флагом в ущерб социальной, этической и художественной составляющих проблемы функционирования информации и медиа в современном обществе, в ущерб развитию аналитического мышления аудитории по отношению к медиа и медиатекстам. И здесь авторы эксперты ЮНЕСКО совершенно справедливо акцентируют внимание на социальных функциях информации и медиа.

На основе указанных выше подходов ЮНЕСКО кажутся логичными и обоснованными и конкретные базовые медиа/информационные компетенции педагогов:

- понимание значения медиа и информации для демократии;

- понимание медиаконтента (новости, реклама, стереотипы и пр.) и вариантов его использования;

- эффективный и оперативный доступ к информации;

- критическая оценка информации и информационных источников;

- применение новых и традиционных медиаформатов;

- определение социокультурного контекста медиаконтента;

- продвижение медийной и информационной грамотности среди обучающихся и управление необходимыми изменениями [Уилсон, Гриззл и др., 2012, с.31-36].

При этом, наверное, стоит учесть, что медиаобразование сегодня может рассматривать не только процессы массовой коммуникации, но и современные немассовые формы коммуникации (например, межличностной интернет-коммуникации) [Шариков, 2012, с.75].

В учебнике, подготовленном в ЮНЕСКО, хорошо представлены такие методы обучения медиа/информационной грамотности/компетентности, как метод сотрудничества (сooperative learning), анализ медиатекстов (textual and contextual analysis), создание медиатекстов (production), поисковый метод; проблемно-ориентированный метод; исследовательский метод; метод трансформации медиатекстов; имитационно-ролевой метод; создание информационного и медиапродукта [Уилсон и др., 2012, с.37-40]. Все это активно применяют на практике и многие российские медиапедагоги

Ресурсы для обучения, указанные в учебнике, кажутся вполне адекватными, так как в первую очередь они относятся к доступным англоязычным интернет-источникам. Хотя, наверное, данные ресурсы могли быть дополнены электронными библиотеками на других европейских языках (в частности, сайтами, созданными Ассоциацией медиапедагогики России – Russian Association for Media Education – http://eduof.ru/mediaeducation и http://eduof.ru/medialibrary, находящимися на портале Министерства образования и науки Российской Федерации).

Вполне созвучен с учебником «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» и текст учебного пособия «Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности», изданного в 2012 году Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, где говорится, что «люди, обладающие навыками медийной и информационной грамотности могут: понимать влияние медиа и формы представления информации в них; принимать информированные и независимые решения; получать новую информацию об окружающем мире; формировать чувство общности; поддерживать публичный дискурс; продолжать обучение на протяжение всей жизни; создавать информацию; мыслить критически; использовать медиа для самовыражения и творчества с соблюдением соображений безопасности и ответственности; участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети» [Туоминен, Котилайнен и др., 2012, с.15].

В еще более конкретную плоскость переводят процесс обучения медийной и информационной грамотности польские медиапедагоги, предложившие не только список умений и навыков использования информации, ориентации в медиасреде, языков медиа, творческих подходов, соблюдения ценностной инфо/медиаэтики, безопасности, знаний правовых и экономических аспектов действия медиа [Домбровская, Джевецкий, Липшиц и др., 2012, с.4-8], но и подробно разработанные показатели уровней медийной и информационной грамотности/компетентности в дошкольном звене, начальной школе, среднем и высшем образовании [Домбровская, Джевецкий, Липшиц и др., 2012, с.10-68].

Всё это плюсы новой синтетической тенденции ЮНЕСКО на поле медиа и информации. И данные разработки, широко доступные теперь на русском языке (pdf версии указанных изданий находятся в свободном доступе в сети), можно и нужно использовать в своей работе и российским педагогам. Тем более что в утвержденной Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе называется расширение использования дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе государственных служащих.

Этот факт свидетельствует, что необходимость и актуальность обучения самой широкой аудитории медийной и информационной грамотности в России признается на самом высоком государственном уровне, и становится задачей не только энтузиастов этого востребованного обществом направления в педагогике, но и государственного масштаба.

Вместе с тем, в учебных пособиях по медийной и информационной грамотности, подготовленных ЮНЕСКО, можно обнаружить и спорные моменты, в частности, почти полное игнорирование широкой сферы медийных искусств. Эту тенденцию нельзя назвать новой, так как еще один из авторов теории развития «критического мышления» аудитории Л.Мастерман подчеркивал, что художественные аспекты в медиаобразовании должны быть отодвинуты на обочину учебного процесса, так как вопрос художественной ценности медиатекста – слишком спорный и субъективный [Masterman, 1997, p.25].

Это, разумеется, так. Но разве не менее субъективны выдвигаемые экспертами ЮНЕСКО на первый план понятия «демократии» или «критического мышления»? Достаточно сравнить, суждения о так называемых «демократических ценностях» в современной прессе (или телепередачах) разных стран и религиозных конфессий, как станет ясно, что разночтений и полярных критических/хвалебных мнений здесь не меньше, чем в оценках художественного уровня тех или иных медиатекстов.

Кстати, подтверждение этому можно найти у того же Л.Мастермана, который писал, что цель формирования у аудитории избирательного подхода на основе неких критериев оценки качества информации помимо всего прочего практически недостижима, так в мире не существует четких и доказательных критериев оценки медиатекстов. «Кажущаяся нам ценной и важной телевизионная хроника может встретить совершенно иную оценку у людей, преследующих другие цели, у тех, кто придерживается иных политических взглядов, принадлежащих к иным культурам и живет в другом обществе или в другое историческое время» [Мастерман, 1993, с.23]. Так или иначе, нужно будет постоянно сталкиваться с вопросами: «Ценность для кого? Ценность для чего? Ценность, отвечающая каким критериям?» [Masterman, 1997, p.24].

Не менее спорны, порой запутанны проблемы гуманизма, этики и прав человека, связанные с медиа, и здесь также субъективные факторы порой доминируют.

Вот почему фактический отказ ЮНЕСКО от моста между медийной, информационной грамотностью (МИГ) и художественным образованием, медиаискусствами кажется мне неубедительным: обсуждение произведений медийных искусств в итоге столь же субъективно, как и обсуждение информационных сообщений о проблемах демократии и меньшинств.

Куда логичнее было бы связать концепцию МИГ с обучением мировой художественной культуре, тем более, что в учебных заведениях всего мира есть стабильные курсы, связанные, как с ИКТ (ICT), так и с искусствами (Arts). Кстати, российская факультативная программа «Сто фильмов для школы» настраивает педагогов именно на такой синтез, весьма логичный для отечественных традиций художественного образования. Как тут не вспомнить выдающегося российского педагога – профессора Ю.Н. Усова (1936-2000), который разработал обоснованную несколькими десятилетиями экспериментальной работы концепцию эстетической/художественной теории медиаобразования на материале экранных искусств [Усов, 1989].

Впрочем, с художественным акцентом, или без, практическое внедрение обучения медийной и информационной грамотности в России на сегодняшний день сталкивается со значительными трудностями, связанными:

- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;

- с инертностью руководства высших учебных заведений: хотя новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предоставляют вузам широкие возможности для самостоятельного введения новых дисциплин разнообразной тематики, их руководство пока крайне робко выделяют часы под дисциплины, связанные с инфо/медиаграмотностью, столь необходимые, например, будущим учителям);

- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки России, концентрирующими внимание на поддержке учебных курсов по информатике, информационным, компьютерным технологиям в области образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, медиакомпетентности.

Исходя из множества перечисленных выше проблем и факторов, настоятельная необходимость интенсивного развития медиаобразования и обучения информационной грамотности (включая изучение мирового опыта по данной тематике) представляется очевидной.

Новые возможности для развития инфо/медиаобразования в России открывают Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные Министерством образования и науки РФ в 2009-2011 годах [см. ФГОС по бакалавриату и магистратуре на сайте Минобрнауки РФ].

Теперь вместо детализированных специальностей предусматривается лаконичные списки основных направлений подготовки бакалавров и магистров по образованию и педагогике, социальным наукам, культуре и искусству и др. При этом во всех Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (как по бакалавриату, так и по магистратуре) каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом (см., например, ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», квалификация/степень «бакалавр», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 46 от 17 января 2011 года, с.8-9).

Следовательно, уже сейчас Ученый совет любого вуза России может самостоятельно принять решения о введении инфо/медиаобразования как вариативной части обучения практически по всем педагогическим направлениям бакалавриата и магистратуры. А это, согласитесь, было бы поистине знаменательным продвижением вперед как по линии настоятельных рекомендаций ЮНЕСКО, так и по линии поддержки медиаобразования Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

К примеру, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова стал первым в России вузом, в котором с 2002 года открыта специализация «Медиаобразование» (гос. регистрационный номер 03.13.30). В 2007 году здесь состоялся первый выпуск педагогов, прошедших полный курс данной специализации. ТГПИ имени А.П. Чехова поддерживает тесную связь с Ассоциацией медиапедагогики России, которая с 2005 года при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве начала выпуск журнала «Медиаобразование», создала медиаобразовательный сайт http://mediaeducation.ucoz.ru/

Таким образом, можно сделать позитивный вывод – с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры реально открываются широкие возможности для внедрения инфо/медиаобразования во всех вузах России. Следовательно, в школы наконец-то смогут прийти медиакомпетентные учителя, способные как в рамках своих предметов (путь интегрированного образования), так и в рамках дисциплин по выбору, заниматься массовым инфо/медиаобразованием школьников, столь востребованным в современном обществе.

Выводы:

- учебник ЮНЕСКО «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» в целом соответствует подходам ведущих российских специалистов в данной области к проблеме развития информационной грамотности, медиаграмотности, медиакомпетентности как учителей (будущих и действующих), так и широкой аудитории;

- в возможных новых проектах в данном направлении желательно учитывать не только англоязычные, но и национальные ресурсы по инфо/медиаграмотности/компетентности;

- в перспективе развития идей, связанных с медийной и информационной грамотностью/медиакомпетентностью, представляется необходимым синтез инфо/медиаобразования и художественного образования.

- кроме того, медиаобразование сегодня может рассматривать не только процессы массовой коммуникации, но и современные немассовые формы коммуникации [Шариков, 2012, с.75];

- новые государственные стандарты высшего образования, которые вводится сейчас в России (и в странах СНГ), дают реальную возможность применения/внедрения новых разработок ЮНЕСКО в области инфо/медиаобразования.

Литература


  1. Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997, pp.15-68.

  2. Wilson, C., Grizzle A. & all (2011). Media and Information Literacy. Curriculum for Teachers. Paris: UNESCO, 190 p. http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001929/192971e.pdf

  3. Гендина Н.И., Корконосенко С.Г. Программа MIL для педагогов: российская версия. Заметки научных редакторов русского издания книги // Медиаобразование. 2013. № 1. С.132-138.

  4. Домбровская, А.Ю., Джевецкий, П., Липшиц, Я. и др. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: МЦБС, 2013. 68 с. http://window.edu.ru/resource/308/79308/files/mil_cat_rus.pdf

  5. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 4. С.22-23.

  6. Туоминен, С., Котилайнен, С. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 140 с. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf

  7. Уилсон, К., Гриззл, Э. и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. Париж: ЮНЕСКО, 2012. 198 с. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf

  8. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. … докт. пед. наук. М., 1989. 362 с.

  9. Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012. № 4. С.61-76.



Медиаобразование как основная педагогическая технология

в МБОУ Морско-Чулекской ООШ
Игнатенко А. Н.,

директор МБОУ Морско-Чулекской ООШ,

член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ

ГалченковА.С.,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

первой категории МБОУ Морско-Чулекской ООШ;

член Ассоциации медиапедагогики РФ и

Экспертного совета МОО «Информация для всех»


В статье рассматриваются особенности внедрения медиаобразования в сельской школе, организации сотрудничества с другими учебными заведениями.
В документах Совета Европы «медиаобразование (media edисаtion) определяется как обучение/воспитание, которое стремится развивать медиакомпетентность, понимаемую как критическое и вдумчивое отношение к медиа с целью воспитания ответственных граждан, способных высказать собственные суждения на основе полученной информации. Это дает им возможность использовать необходимую информацию, анализировать ее, идентифицировать экономические, политические, социальные и культурные интересы, которые с ней связаны. Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Оно позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [3].

«С учетом того, что ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно – педагогического развития XXI века, медиапедагогика имеет большие перспективы. Медиаобразование с его богатой историей и обширной географией оказывается все более востребованным, а главное – необходимым в современной российской социокультурной ситуации” [5].

Общество сегодня живет и работает в период информационного взрыва, радикально меняющего отношения между людьми. Научить современное подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно актуальная и важная задача.

В условиях открытых обществ формировать у учащихся критическое мышление, медиакомпетентность важно как в личностном плане, так и в социальном. Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:



  • обеспечить высокий уровень знаний школьников, умение правильно и результативно применять их на практике;

  • развивать и поддерживать творчество учащихся;

  • вовлечь учеников в познавательный процесс;

  • грамотно работать с информацией;

  • установить интегрированные связи между всеми школьными дисциплинами;

  • организовать учебную деятельность школьников так, чтобы она способствовала развитию интересов и возможностей всех учеников.

Одна из наиболее необходимых, на наш взгляд, форм организации работы с учащимися, обеспечивающая достижение указанных целей, – интеграция медиаобразования в учебно-воспитательный процесс.

В связи с этим, можно обозначить три возможных пути реализации медиаобразования в сельской школе.

Первый путь – появление в учебном плане специального соответствующего предмета – при всех выгодах на практике оказывается не реализуемым в связи с перегруженностью учебных планов школ.

Второй возможный путь – введение факультатива – более практичен, однако им будет охватываться лишь небольшое число учащихся, что не соответствует значимости медиаобразования в современном обществе. То же самое можно сказать и об элективных курсах, так как в этом случае речь может идти о немногих учащихся, выбравших данный курс школах.

Третья возможность – интеграция медиаобразования с базовыми предметами, уже изучающимися в школе. В этом случае сложность представляет вхождение в устоявшиеся в той или иной степени курсы новых целей, знаний и умений.

С 29 августа 2012 года решением методического совета (протокол № 1 от 29.08.12г.) принято считать «Интеграцию медиаобразования в УВП» основной методической проблемой МБОУ Морско-Чулекской ООШ. Приказом по школе (№ 30 от 1.09.12 г.) были назначены творческие группы и их руководитель, утвержден план работы творческих групп на 2012-2013 учебный год.

В соответствии с Положением о ШЭП по медиаобразованию и приказом по школе в нашем образовательном учреждении ведется активнейшая деятельность по внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. В рамках этой деятельности, значимым событием стал выпуск школьного журнала научных и творческих работ учителей и учащихся «Бригантина», который помог бы увидеть, насколько необходимо медиаобразование, насколько оно интересно, какой простор дает для творческого самовыражения.

При непосредственной поддержке И.В. Голубевой, ректора Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова, и проректора по научной работе А.В. Федорова, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, Межрегиональной общественной организации «Информация для всех» журнал «Бригантина» был учрежден. В положении об издании школьного издания отражены все стороны деятельности коллектива учителей и учеников. Основная задача этой работы – выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников и учителей. Реализация этой цели позволяет формировать научные взгляды на изучение предметов и масс-медиа, пропагандировать знания о дисциплинах и медиа, знакомиться с современными методами научно-исследовательской работы, стимулировать совместную деятельность учителей и учащихся, а также устанавливать научные и творческие связи с различными научными сообществами.

Редакционная коллегия (РК), сформированная из учащихся и учителей, выбирает тему журнала и режим работы в пределах целесообразности, обладает правом использования материально-технической и информационно-справочной базы школы, получает методическую и организационную помощь от руководителей и научных консультантов журнала. РК предоставлено право представления выпущенного журнала на школьных, городских, областных и Российских конкурсах и конференциях.

Формирование и выпуск журнала имеет 3 стадии: подготовительную, основную, и заключительную. На подготовительной стадии осуществляется выявление желающих работать в сообществе, сбор и изучение исходной информации, необходимой для формирования журнала; овладение методами исследования и подготовка материалов для предстоящего выпуска журнала. На основной стадии проводятся исследования, поисковая работа, обработка данных, выявление общих тенденций и закономерностей, новых свойств и других результатов исследований.

Заключительная стадия представляет собой подведение итогов работы, определение научной новизны и практической значимости полученных результатов, составление чернового плана, представление на утверждение МО и главному редактору.

Представленный анализ, конечно же, не отражает абсолютно всех сторон деятельности учеников и учителей в создании школьного журнала, однако становится очевидным, что данный проект получил живую широкую поддержку, он востребован современным процессом, многим интересен и полезен. Все большее количество учащихся выражают желание и готовность творчески самореализовывать себя, активно сотрудничая с изданием. За это время вышли уже четыре номера данного журнала. №1, №2, №3, №4 (объемом 36 листов);

Учителем русского языка и литературы первой категории подготовлена и выпущена рабочая программа факультативного курса по медиаобразованию для учащихся общеобразовательных школ с 5 по 11 класс, которая вызвала горячий интерес у представителей педагогического сообщества разных регионов.

МБОУ Морско-Чулекская ООШ подписала ряд договоров о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе в рамках медиаобразования. (Договор с «Институтом содержания и методов обучения учреждения Российской академии образования», с Херсонской академией последипломного педагогического образования, с Запорожской академией последипломного педагогического образования, с ООШ №1 им. А. Довженко (г. Новая Каховка) и.т.д.)

В рамках договора о сотрудничестве, совместно с ООШ № 1 им. А. Довженко подготовлен и проведен «Международный научно-практический семинар «Интеграция медиаобразования в условиях современной школы», в котором приняли участие учителя школ г. Новая Каховка, школ близлежащих городов и районов, учителя Морско-Чулекской школы, представители ТГПИ им. А.П. Чехова, ЮФУ и РАО. Так же в рамках договора о научно-педагогическом сотрудничестве был организован международный круглый стол по вопросам медиаобразования, в котором приняли участие педагоги школ Херсона и области.

Педагоги нашей школы, активно работающие над медиаобразованием, опубликовали более 20 научных работ по данной тематике, в том числе 5 в журналах ВАК.

МБОУ Морско-Чулекская ООШ стала инициатором «Первого районного конкурса школьных медиа», в котором приняли участие 28 школ района. Конкурс проводился по следующим номинациям: «Лучший сайт», «Лучшая стенная газета», «Лучшая газета», «Лучший школьный журнал», «Лучший телерепортаж»

Актуальность данного направления можно подтвердить данными анкетирования, проведенного в пятом, шестом, седьмом, восьмом, девятом классах Морско-Чулекской школы. Из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, на предложение выделить из приведенного списка 3 наиболее значимых для себя источника информации, 30 человек назвали интернет, 11 школьников – кино, телевидение, а учебник и слово учителя – всего 9 человек. Проведенный опрос показывает, что школа для ученика уже не является не то что единственным, но даже определяющим источником знаний.

Таким образом, интеграция медиаобразования с конкретными предметами (или предметными областями) может послужить тем самым звеном перехода к международным требованиям стандарта образования, которое обеспечит целесообразное сочетание внимания к фактологической основе предмета. Это поможет обеспечить индивидуальную образовательную траекторию подростков в процессе обучения, сделать процесс преподавания более интересным и доходчивым, приближенным к окружающей действительности, но и подготовит учащихся к взаимодействию с реальным миром, поможет им разобраться в огромном потоке информации, обрушивающимся на них из различных источников.

Литература




  1. Авдеева Г. В. Интегрированное медиаобразование при обучении литературе // Интеграция медиаобразования в условиях современной школы /Под. ред. А.В. Федорова, А.С. Галченкова. Таганрог: ТГПИ и МОУ СОШ №22, 2010.90с

  2. Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1978. С. 16.

  3. Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность / Под ред. А.В.Федорова, Таганрог: Изд–во Таганрог. гос. пед. ин–та 2009. С. 10.

  4. Галченков А.С. Медиаобразовательные ресурсы на уроках литературы в средней школе // Образовательные технологии XXI века / Под.ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М. 2010. С. 117.

  5. Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. 1998 / www.belti.msk.ru/edn/stat.htm

  6. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. М.: Академия, 2005. С.169 – 182; 203 – 211.

  7. Федоров А.В. Развитие медиаобразования на современном этапе // Инновации в образовании. 2008. № 3. С.5.



История и теория медиаобразования
Медиаобразование в современных канадских, австралийских, британских и американских школах*
Председатель:
Науки в древнем египте
Использование медиатекстов на уроках литературы.
Российская историческая ретроспектива науки кинообразования
Интеграция медиаобразование в преподавание истории
Система медиаобразовательных целей в модели урока
Образовательная программа «путь в журналистику» для учащихся средних образовательных школ
График распределения учебных часов на индивидуальную работу
К вопросу о создании медиацентра в школе

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница