Сборник научных статей иц «Наука» 2010 (082) ббк 74. 58 я43 П18



Скачать 10.37 Mb.
страница1/49
Дата02.06.2016
Размер10.37 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49



Саратовский государственный университет

им. Н. Г. Чернышевского

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Сборник научных статей



ИЦ «Наука»

2010
УДК 378.147 (082)

ББК 74.58 я43

П18

П18 Повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей: Сб. науч. ст. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. 296 с.


ISBN 978 - 5- 9999 - 0701 - 1
В сборнике рассматриваются актуальные проблемы образования и воспитания, обсуждаются вопросы качества теоретической и практической подготовки будущего учителя в условиях модернизации системы образования. В нем также представлены статьи учителей-практиков, отражающие реальный опыт их работы.

Сборник адресован преподавателям вузов, учителям общеобразовательных школ, аспирантам, студентам, а также всем интересующимся проблемами образования.


Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:

Т.И. Фаддейчева (отв. редактор), А.А. Демченко, Н.Н. Саяпина (отв. секретарь).

УДК 378.147 (082)


ББК 74.58я43

ISBN 978 – 5- 9999 – 0701 - 1 © Авторы статей, 2010



ВВЕДЕНИЕ
Изменения в системе высшего педагогического образования предполагают его переход на многоуровневую структуру, что позволяет под новым углом зрения посмотреть на качество подготовки будущего учителя к выбранной профессии. С этой целью была проведена научно-методическая интернет-конференция «Повышение качества подготовки учителя XXI века с 1 по 20 марта 2010 года в режиме on-lain реального времени на форуме сайта Педагогического института ГОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского». Её проведение

позволило преподавателям в статьях осветить вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением качества профессиональной подготовки студентов педагогических вузов очной, заочной и дистанционной форм обучения.

В этом году было продолжено взаимодействие и сотрудничество преподавателей пединститута и учителей-практиков посредством проведения семинаров на факультетах. Результаты их совместной работы по вопросам обеспечения качества педагогического образования в условиях сегодняшних изменений в жизни России позволяют учителям расширить педагогические знания и укрепить их в области методики преподаваемого предмета. Преподавателям педагогического вуза дается возможность знакомиться с проблемами качества осуществления профессионально-педагогической деятельности современным учителем, что позволяет им совершенствовать подготовку студентов. В сборник включены материалы лучших выступлений учителей.

Раздел 1
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
В ПЕДВУЗЕ


Н.А. Александрова



УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ЗАОЧНИКОВ
В ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Повышение качества образования должно рассматриваться как один из решающих принципов развития вуза, что требует обновления традиционной вузовской педагогики.

Оценивать качество образования необходимо для объективного определения состояния учебного процесса и поиска необходимых путей и способов его совершенствования. Внедрение системы управления качеством в образовательных учреждениях становится важнейшим механизмом проведения государственной политики качества в сфере российского образования. В научном докладе «Теоретико-методологические основы качества высшего образования» Селезнева Н.А. и Субетто А.И. дают следующее определение: «Качество высшего образования есть его соответствие целям высшего образования, национальной доктрине образования в Российской Федерации, требованиям социально-экономического развития российского государства, повышения качества интеллектуальных и в целом человеческих ресурсов России, приоритетам технологического развития и в целом «экономики знаний», потребностям развития личности, требованиям обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда и в целом конкурентоспособности России».

Руководитель Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Н.А. Селезнева так определяет понятие «качество высшего образования»: «Качество высшего образования (в широком смысле) – это сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)».

Анализируя труды ученых в области качества подготовки специалистов, мы приходим к выводу, что понятие качество подготовки специалиста является комплексным, поскольку в нем учитываются и требования по приему в вуз, и организация учебного процесса, и соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, и востребованность выпускников.

Анализируя научную литературу и исходя из собственного опыта работы в вузе, определим компонентный состав качества подготовки студентов:


  1. содержание подготовки (реализуемые образовательные программы, соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов);

  2. информационно-образовательная среда вуза (информационное и методическое обеспечение образовательного процесса);

  3. материально-техническая база вуза (необходимое оборудование, приборы, специализированные аудитории для осуществления образовательного процесса);

  4. социальная поддержка студентов (нормальные условия для проживания обучающихся в общежитиях, медицинское обслуживание, питание и занятие спортом).

В данной статье мы сделаем акцент на структуре и функциональных возможностях информационно-образовательной среды педагогического вуза как одного из важнейших составляющих повышения качества подготовки заочников.

Информационно-образовательная среда определяется, с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система. Информационно-образовательная среда педагогического вуза должна решать не только информационно-программно-технические, но и психолого-педагогические проблемы.

Информационно-образовательная среда как педагогическая система должна строиться на основе традиционной, являясь ее логическим продолжением и развитием. Информационно-образовательная среда педагогического вуза определяется нами как система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на подготовку конкурентоспособного выпускника.

В октябре 2008 года в Педагогическом институте на базе кафедры Информационных систем и технологий в обучении был создан Научно-исследовательский Центр дистанционного обучения, основная цель которого состоит в организации учебного процесса студентов с применением инновационных технологий обучения.

Первым шагом деятельности Центра дистанционного обучения являлась закупка и установка соответствующего технического и программного обеспечения. Были запущены в эксплуатацию серверная комната, кабинет дистанционного обучения для преподавателей, Интернет-классы в городах Саратовской области. Таким образом, все преподаватели и студенты, задействованные в процессе дистанционного обучения, имеют возможность выхода в систему дистанционного обучения как у себя дома при наличии Интернета, так и в Интернет – классах института.

Вторым этапом организации дистанционного обучения в Педагогическом институте стало наполнение содержательной части дисциплин, соответствующих учебному рабочему плану. В краткие сроки были организованы подготовительные курсы для преподавателей института. Цель занятий – научить преподавательский состав работать в системе дистанционного обучения Moodle. В период с октября 2008 года по январь 2009 года было обучено 92 преподавателя института с факультетов педагогики, психологии и начального образования и коррекционной педагогики и специальной психологии (из них 58 имеют ученую степень кандидатов наук и 5 – ученую степень доктора наук). Занятия с преподавателями проходили в форме творческих семинаров, в ходе которых обсуждались не только вопросы технического характера, но и проблемы применения инновационных технологий в учебном процессе вуза. В результате силами сотрудников института были разработаны и размещены на сервере института 134 дистанционных учебных курса по пяти специальностям. В каждом курсе обязательно расположен весь лекционный материал, имеются практические задания для студентов, открыты форумы для обсуждения учебных вопросов и организован тестовый контроль знаний.

Для успешного функционирования информационно-образовательной среды педагогического вуза необходимо создать соответствующие педагогические условия. На наш взгляд, таковыми условиями являются:


  • высокий уровень информационной культуры преподавателей и студентов (для выполнения данного условия в Педагогическом институте СГУ им. Н.Г. Чернышевского силами преподавателей кафедры Информационных систем и технологий в обучении, а именно сотрудников научно-исследовательского центра дистанционного обучения были разработаны и проведены курсы для преподавателей и студентов вуза);

  • внедрение инновационных, в том числе и информационных педагогических технологий, основанных на субъект-субъектных взаимоотношениях (данное условие выполняется во всех дистанционных курсах, разработанных для студентов педагогического института);

  • рефлексивная деятельность субъектов образовательного процесса, способных к адекватной самооценке своей личности (по окончании каждого изучения каждого модуля студенты проходят блок саморефлексии).

Компонентами созданной нами информационно-образовательной среды являются следующие микросреды: информация о вузе, сведения о научной деятельности института, расписание занятий студентов очного и заочного отделения, раздел дистанционного обучения студентов (учебные дисциплины – электронные учебники, пособия, собственные проекты, интернет-классы), электронная библиотека, педагогическая практика. Перечисленные микросреды являются необходимым условием продвижения студентов по индивидуальной образовательной траектории в области педагогического образования.

В состав каждого дистанционного курса входит:



  • основной теоретический информационный материал;

  • материал для дополнительного (углубленного изучения);

  • справочный материал;

  • глоссарии;

  • тесты для самодиагностики и тесты для контроля;

  • практические задания;

  • вопросы для осмысления (вопросы, которые обсуждаются в форумах).

Структурно материал организован следующим образом:

  • имеет модульную структуру (с точки зрения общего деления материалы на порции);

  • имеет гипертекстовую структуру (с точки зрения связи этих порций материала и возможности перехода от одних фрагментов к другим).

Чтобы обеспечить результативную самостоятельную образовательную деятельность обучающихся, дистанционные курсы включают:

  • ориентировочную часть (цели, входные требования; информационные ресурсы);

  • содержательную часть;

  • диагностическую часть, определяющую как будет осуществляться проверка достижений (система тестовых и практических заданий);

  • рефлексивную часть (анкета для самооценки результатов работы с учебными материалами).

В настоящее время очень важным становится вопрос о качестве материалов для дистанционных образовательных технологий.

Согласно общим подходам к оценке качества процессов должны оцениваться (применительно к обучению с использованием дистанционных технологий):



  • состояние информационной образовательной среды;

  • состав, структура и качество учебных материалов;

  • уровень подготовки субъектов образовательного процесса (преподавателей и обучающихся);

  • используемые методы и педагогические технологии;

  • организационные аспекты;

  • как осуществляется контроль и управление за ходом учебного процесса;

  • какие используются средства и механизмы для поддержки субъектов образовательного процесса.

По результатам комплексного анализа системы дистанционного обучения в Педагогическом институте СГУ им. Н.Г. Чернышевского, проведенного учебно-научным центром дистанционного обучения института, можно сделать вывод, что уровень профессиональной подготовки студентов-заочников за два прошедших года достаточно высокий (по результатам экзаменационных сессий) и предложенные нами условия повышения качества обучения заочников являются оптимальными.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2013
2013 -> Сборник научных статей иц «Наука» 2012 (082) ббк 74. 58 я43 П18
2013 -> Самостоятельная работа студентов в условиях перехода на двухуровневую систему впо материалы докладов
2013 -> Гуманитарные науки, культура и образование: актуальные проблемы современности
2013 -> Сборник научных статей
2013 -> В. В. Бартель формирование культуры межнационального общения и развития культурологической компетенции средствами иностранного языка в аудиторное и внеаудиторное время статья
2013 -> Из опыта психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся
2013 -> Использование икт при организации самостоятельной работы бакалавров журналистов в обучении иностранному языку
2013 -> Докладов IV международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации»
2013 -> Физкультура и спорт
2013 -> Сборник научных статей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница