Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)



страница1/17
Дата11.02.2016
Размер1.74 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Саратовский государственный университет



имени Н. Г. Чернышевского»
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Научно-методическая лаборатория сверхнормативного развития

и творчества субъектов образования
Научно-практическая лаборатория теории и методики

коррекционного обучения


Ценностная парадигма образования, ИННОВАЦИИ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Сборник научных и методических трудов

Издательский центр «Наука»


Саратов – 2013

УДК [37.015.3 + 376] (082)

ББК 74.3я43 + 88.4я43

Ц 37

Ц 37 Ценностная парадигма образования, инновации и педагогическое творчество: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Т.А. Молодиченко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 222 с.

ISBN 978-5-91879-364-0


В сборнике представлены научные и методические работы, посвящённые философским, социологическим, педагогическим, психологическим, методическим аспектам традиционного и инновационного подходов к актуальным проблемам образования – общего, высшего, специального (коррекционного).

В предлагаемых статьях обобщаются результаты теоретических и эмпирических исследований авторов; описываются психолого-педагогические, акмеологические, социально-психологические, социокультурные, информационные технологии, в том числе инновационные методы и приёмы работы с различными категориями детей с нормальным развитием и с ограниченными возможностями здоровья.

Издание предназначено для исследователей и специалистов сферы образования (общего, специального, высшего) и студентов.


Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я:

Н.В. Павлова, Т.А. Молодиченко

Рекомендовано к печати Учёным советом факультета

На обложке – небольшая часть творческой лаборатории ветерана труда, Отличника народного просвещения Людмилы Фёдоровны Сычёвой, почти полвека отдавшей педагогическому труду, в том числе 38 лет проработавшей в специальной (коррекционной) школе № 2 VIII вида г. Саратова


УДК [37.015.3 + 376] (082)

ББК 74.3я43 + 88.4я43

ISBN 978-5-91879-364-0

© Коллектив авторов, 2013



СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Посвящение Учителям
Раздел I. Ценностная парадигма современного образования: сущность и реализация

Молодиченко Т.А. Парадигмы российского образования: сущность и практика реализации

Щетинина Е.Б. О роли воспитания в процессе формирования ценностных ориентаций

Саяпин В.Н., Саяпин Н.В. Формирование ценностных отношений к человеку у будущих специалистов

Трошина Н.В. Бытийные и культурные ценности в структуре сознания

Сапарова С.Т. Теоретические основы психологического знания о человеческой природе

Божко С.В. Эмоции и их социальная перцепция в жизни личности

Мышковая М.Е. Жизненные ценности у студенческой молодежи в России

Рязанова Г.Е. , Рязанцев Н.В. Особенности акмеологической оценки студентов агроуниверситета

Бисенгалиева З.Б. Освоение старшими дошкольниками норм этикета как ценности начального образования

Яркина Н.А. Проблема коррекции агрессивности у старших дошкольников

Максакова А.М. Профилактика трудностей социально-психологической адаптации первоклассников как ценность образования

Бригадиренко Н.В. Особенности реализации ценностной парадигмы образования в интегрированной креативной образовательной среде

Горякина Л.Г. Развитие креативного мышления посредством компьютерной графики на уроках информатики

Гринина Е.С. Особенности поведения подростков с нарушениями зрения в межличностных конфликтах

Молодиченко Т.А. Психолого-педагогическая реабилитация школьников с ОВЗ в аспекте ценностной парадигмы образования

Бузаева Т.А. Каждый ребенок имеет право на семью

Шитикова Е.Ю. Школа как инструмент реализации потребностей государства


Кузьмина Н.В., Колчина А.Г. Формирование мотивации здорового образа жизни как ценность субъектов образования

Кузнецова С.В. Вузовское образование: формирование положительного отношения к своему здоровью

Павлова Н.В. Уроки здоровья Юрия Яковлева. Репетиция или жизнь?

Яковлев Ю.А. Суставы гибнут без движения
Раздел II. Инновации и педагогическое творчество

в ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Ильина О.М. Социально-педагогическое и нормативное обеспечение инновационных методов образования

Селиванова Ю.В., Зима Ю.В. Организация обучения детей с ОВЗ в условиях массовой школы: трудности и перспективы

Осипов Р.А. Системный подход в обучении (на примере преподавания географии в средней школе)

Соколенко Г.В. Информационные технологии  как инновационное направление развития образовательного и творческого потенциала учащихся с ОВЗ

Полякова Е.П. Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования

Лапшин Ю. Е. Личный рассказ как одна из форм обучения актерскому мастерству

Патралова З.С. Словарная работа на уроках русского языка с использованием «Школьного этимолого-орфографического словаря русского языка с иллюстрациями»

Павлова Н.В., Яруткина Е.В. Развитие лексикона учащихся с нарушением интеллекта и ДЦП (на материале имён прилагательных)

Отрох Г.Н., Сычёва Л.Ф. Слово и текст как средства коррекционно-развивающего обучения и воспитания школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Дробышева Е.А. Обучение изложению в 7 коррекционном классе в условиях интеграции

Куршакова О.В. Реализация коммуникативного подхода при обучении чтению старшеклассников с комплексным дефектом

Базыма Л.Н. Использование произведений изобразительного искусства при изучении русского языка и литературы в школе для детей с нарушениями слуха

Растегаева Ю.Б. Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории как условие социализации личности

Неуструев В.В. Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и во внеклассной работе в школах III-IV вида

Ивойлов А.В. Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как инновационный метод преподавания

Павлова Н.В., Хмелькова О.В. Использование мобильного дидактического материала для детей с ОВЗ при обучении математике

Власовец А.Н. Воспитательные возможности уроков математики в 5-7 классах школы-интерната VI вида

Моисеенко Л.Н., Павлова Н.В. Формирование речевых компетенций у учащихся с нормальным и аномальным развитием на уроках математики

Папазян Н.Д. Применение межпредметных связей на уроках биологии в коррекционной школе III-IV вида

Одинцов С.П. Музей «Экспериментаниум» как средство развития интереса к физике и технике у школьников

Игнатова Е.В. Роль проектной деятельности в воспитании личности учащихся школы-интерната

Силиванова Т.А. Военно-патриотическая работа как важное направление воспитания школьников

Кузнецова Ю.В. Тестопластика на уроках технологии в коррекционной школе V и VIII видов

Мясникова Л.В. Проблема развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения в ретроспективе

Шакирова Л.В. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением зрения

Едокова А.И. Диагностика развития ориентирования в микропространстве детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Шалина Л.Н. Презентация проекта «Снежинки» для дошкольников с нарушением зрения (сценарий в стихах)

Горина Е.Н. Формирование компонентов социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Апарина Н.А. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Войнова А.А. Развитие детей дошкольного возраста в детской студии

Дудина Е.А. Симптоматическая эпилепсия у детей дошкольного возраста с ДЦП как фактор повышенных требований к профессиональным качествам педагога

Скардова М.Е. Особенности взаимодействия сурдопедагога и родителей при обучении речи учащихся с нарушением слуха

Дружаева К.С. Ларингит как фактор нарушения голоса и его профилактика

Урманова Ю.Ю. Специфика работы логопеда при лечении пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения


5

9
9

17
21

28
31

35

39
42
49

52
56
59
63
67
72

75

78
80
84

87

93

100
100
103
107
112
117

121
124
129

133
137
140
145
152
156
162
164
168
172
175
177
179
180
182
184

188
194
199
202
208

211
213
215

217
220


Посвящение Учителям
Вступительная статья в данном сборнике будет необычной… Я хотела бы посвятить её двум выдающимся… уникальным… совершенно разным, но очень близким для меня людям, в 2013-м году неожиданно ушедшим из жизни примерно в одно время (с разницей буквально в 2 месяца) и в одном возрасте – на 67-м году. Они друг с другом никогда не встречались, не были знакомы, я имела счастье общения с ними разное количество лет – 30! и всего 7! И я нисколько не сомневаюсь в том, что эти две жизни были так нужны всем нам, независимо от того, кто мы и кем работаем, и каким проблемам посвящены наши научные конференции и сборники. Это люди очень СВЕТЛЫЕ, ДОБРЫЕ и МУЖЕСТВЕННЫЕ – истинные русские интеллигенты.

Зоя Сергеевна Патралова – универсальный (университетский во всех смыслах слова!) филолог, всю жизнь отдавшая педагогическому ТРУДУ. Я оказалась среди немногих, кому посчастливилось узнать её не только как талантливого преподавателя, но и как незаменимого руководителя кафедры русского языка национального отделения филологического факультета (а позже – кафедры русского языка, литературы и специальных методик факультета коррекционной педагогики и специальной психологии) Педагогического института – кафедры, менявшей название, состав, факультет, но долгое время остававшейся ПАТРАЛОВСКОЙ.

Юрий Александрович Яковлев – подвижник, человек-легенда, известный в нашем городе и далеко за его пределами пропагандист здорового образа жизни, основатель и бессменный руководитель уникального клуба ходьбы и бега «Сокол» в Саратове, заслуженный работник физической культуры России. Когда-то он предпочёл преподавательской деятельности в Политехническом институте борьбу за здоровье нации и посвятил этому большую часть жизни. Впервые в России он придумал беговую свадьбу – собственную! Это было не просто интересным приключением, а одним из способов популяризации бега – примеру Яковлевых последовали другие бегуны, пробежав уже 30 свадеб!!! (На цветной вкладке можно увидеть одну из беговых свадеб, на которой Юрий Александрович и его супруга Ольга Михайловна бегут в качестве свидетелей, в футболках от «Комсомольской правды», сопровождавшей это потрясающее зрелище). Последняя беговая свадьба в Саратове состоялась 4 года назад, а единственная пешеходная – зато золотая!!! – в 2011 году. А ещё он придумал показательный «урок физкультуры» – в день своего 59-летия устроил агитационный пробег-прогулку вокруг Липок, в котором смог принять участие каждый желающий (бегом или пешком), а сам пробежал 59 кругов!, на бегу давая интервью журналистам по случаю такого необычного события. За 42 года беговой, «марафонской» жизни Яковлева впервые его догнала болезнь, с которой он мужественно боролся. И помогала в этой борьбе работа над книгой о беге и здоровье «Движение для спасения». Он успел завершить свой многолетний труд, и книга очень скоро выйдет в свет, чтобы продолжать дело его жизни.

К каждому из этих двух Личностей всегда обращались по разным поводам многие люди – за помощью и мудрым советом. Благодаря своей природной чуткости и умению понимать людей Зоя Сергеевна всегда умела подсказать, вывести человека из тупика любой степени сложности, какой бы области жизненных проблем этот тупик ни касался. Юрий Александрович, тоже педагог по призванию, на себе испытавший, что такое нездоровье, победивший его благодаря регулярным занятиям бегом, – положил немало сил для того, чтобы бесконечно! – всегда! – за кого-то бороться, убеждать, уговаривать, внушать, буквально спасать, вытаскивать из каких-то ситуаций, на чём-то настаивая, – ради того, чтобы люди поняли, что только они сами могут и должны сделать себя здоровыми и счастливыми. Документальный фильм о Юрии Яковлеве неслучайно называется «Догоняя счастье» (его можно найти на сайте клуба ходьбы и бега).

Зоя Сергеевна и Юрий Александрович были по-настоящему счастливы в профессии, которая означала для них нечто гораздо большее, чем работа! Радость Творчества, Счастье Общения – это, пожалуй, более точные названия! Всегда они проявляли одинаковые качества: исключительную порядочность и скромность, ответственность и человеколюбие, оба обладали щедрыми талантами – умели любить людей и ярко, нестандартно мыслить, неподражаемо шутить и искренне сочувствовать… «Уникальный человек!» – именно так о каждом из них говорят те, кто общался с ними даже в течение недолгого времени! И поэтому очень хочется, чтобы после ухода в мир иной они продолжали ЖИТЬ – в наших разговорах и поступках, статьях и тренировках, в нашей доброте и терпимости, в нашей преданности друзьям и делу, в нашей ЛЮБВИ к людям…

В этом сборнике вы прочтёте статью Зои Сергеевны Патраловой по одной из любимых ею проблем, которой она на специальном семинаре и спецкурсе заразила многих студентов, – этимолого-орфографической работе. Теперь её бывшие дипломники успешно трудятся в школах Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в маленьких сельских школах и интернатах, побеждая в профессиональных конкурсах. Большинство авторов данного сборника – преподаватели нашего факультета и школьные учителя, логопеды – были её студентами и коллегами.

Статья Ю.А. Яковлева, представленная здесь, – это одна из его многочисленных публикаций в местной газете. С несколькими изданиями ("Реклама недели", "Саратов", "Грани", "Репортёр", "Труд-7", "Комсомольская правда", "Саратовские вести", журнал "Здоровье") он активно сотрудничал долгие годы, обращаясь к читателям с полезными советами, дружескими словами, живыми примерами. Юрий Александрович, который с большой радостью встречал всех, кто приходил в клуб бега (в том числе и наших студентов!), всегда и сам был готов бежать! куда угодно, чтобы выступить перед любой аудиторией с рассказом о пользе и необходимости ходьбы и бега. Однажды он побывал и у нас в гостях – в качестве гостя-сюрприза! Нам просто повезло – знаменитый Яковлев с удовольствием прибежал к нам на улицу Мичурина, чтобы выступить на конкурсном воспитательном мероприятии «Репетиция урока здоровья», которое проводила студентка нашего факультета А.А. Войнова в 2007 году. На правах методиста, помогавшего ей в подготовке к различным этапам конкурса «Шаг в профессию», я представляю статью, посвящённую этому событию.

Темы, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающими технологиями в публикациях Ю.А. Яковлева и других авторов, завершая первый раздел сборника, соединяют его первую и вторую части, традиционно представляющие психолого-философский и методический аспекты проблемы ценностей и инновационных технологий в современном образовании. В самом деле, разве не от нашего здорового духа в здоровом теле зависит профессиональная, в том числе научная успешность? Разве к нам, ко всем сразу субъектам образования не имеет отношения вопрос: репетиция или жизнь?.. Конечно, на подобные вопросы каждый отвечает по-своему. К сожалению, мы до сих пор не привыкли считать наше здоровье делом государственным, но я уверена, что здоровье каждого из нас принадлежит к истинным ценностям современного образования.

Данный сборник научных и методических публикаций традиционно издаётся как результат совместного творчества двух лабораторий факультета психолого-педагогического и специального образования: Научно-методической лаборатории сверхнормативного развития и творчества субъектов образования и Научно-практической лаборатории теории и методики коррекционного обучения, сотрудниками которых являются преподаватели кафедр специальной психологии, коррекционной педагогики, логопедии и психолингвистики, а также студенты факультета. В подготовке статей для сборника приняли участие наши выпускники – дефектологи, работающие в специальных школах, а также в лечебных учреждениях города и области. К нашим постоянным авторам присоединились дебютанты – учителя и преподаватели, работающие в массовых школах, в колледжах… Всех авторов объединяет стремление сохранить истинные ценности нашей образовательной системы, найти и предложить свои пути решения многочисленных проблем современного обучения и воспитания дошкольников, школьников, студентов. Эти поиски часто приводят к рождению маленьких и больших открытий на уроках, на занятиях, и некоторые из них, действительно, можно рассматривать как инновации в педагогическом творчестве. Именно этим актуальным темам были посвящены наши конференции, не так давно тоже ставшие традиционными: научно-методическая «Ценностная парадигма образования» в октябре 2012 г. (организатор – Т.А. Молодиченко, канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии, действительный член Ноосферной общественной Академии Наук, зав. Научно-методической лабораторией сверхнормативного развития и творчества субъектов образования) и Региональный научно-практический семинар «Инновационные подходы и педагогическое творчество в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» в марте 2013 г. (организатор – Н.В. Павлова, канд. педаг. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, зав. Научно-практической лабораторией коррекционного обучения, а также коллектив кафедры коррекционной педагогики и сотрудники обеих лабораторий).

От имени всех авторов данного сборника от души желаю всем нашим читателям, участникам семинаров и конференций ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ ТВОРЧЕСТВА, ежедневных больших и маленьких побед!


Н.В. Павлова, доцент кафедры коррек-ционной педагогики факультета психо-лого-педагогического и специального образования СГУ им. Н.Г. Черны-шевского, зав. Научно-практической лабораторией теории и методики коррекционного обучения

Раздел 1. Ценностная парадигма образования:

сущность и реализация
Т.А. Молодиченко, доцент кафедры специальной психологии СГУ, действительный член НОАН
Парадигмы российского образования:

сущность и практика реализации
Российское образование, имея значимость для многих учёных и практиков, как социального института, предстаёт для других и как: общественное благо, просвещение, становление исторического сознания, нравственный воспитатель, становление самовыражения личности, процесс самопознания, самоопределения, моральная восприимчивость, «поэзия», личностная значимость и ценность [8, с. 87-97].

В феномене значимости, безусловно, отражается базовое отношение каждой личности к образованию, выраженному в принятой и реализуемой парадигме. Термин этот был введён Т. Куном, который впервые использовал его в научном труде «Структура научных революций». В одном из современных философских словарей приведено несколько определений понятия «парадигма».

Парадигма:


  1. строго научная теория, воплощённая в системе понятий, выражающих существенные черты действительности;

  2. как признанные всеми научные достижения, дающие модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического времени (периода);

  3. у Т. Куна парадигма – это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач. (Впоследствии «парадигма» заменена им понятием «дисциплинарная матрица»).

  4. Парадигма – совокупность знаний и особенностей подхода к решению научных проблем конкретным научным сообществом. Смена парадигмы происходит «революционным» путём. Затем наступает период «нормальной» науки (накопления знаний) (Краткий философский словарь. – М., 2008. С. 279).

Российское образование за период своего исторического существования много раз меняло свою сущность под влиянием меняющихся парадигм. Остановимся на некоторых из них, проведя краткий анализ этих продуктов интеллектуальной деятельности профессионалов в сфере образования.

Так называемая ЗУНовская парадигма образования (ЗУН – знания, умения, навыки) была руководством к психолого-педагогической деятельности специалистов несколько десятков лет. В период существования СССР по сути являлась ведущей парадигмой. К её безусловным «плюсам», на наш взгляд, относятся: ценностное отношение как к знаниям, получаемым в учебно-воспитательном процессе, так и к формируемым умениям и навыкам; широкий диапазон получаемого образования (точно отражают эту характеристику слова И. Мечникова: «Необходимо знать обо всём понемногу, но всё – о немногом»); знания охватывали и духовно-нравственную сферу. К «минусам» относятся: недостаточно широкий диапазон психолого-педагогического анализа получаемых человеком знаний, запрет на знание некоторых фактов во всех учебных предметах; излишняя идеологизация обучения, воспитания, развития и просвещения получающих образование; тенденции снижения субъективности личности в образовании (которые, конечно, не были одинаковыми по интенсивности в разные годы).

Социологические работы Г.Е. Зборовского и Е. Шуклиной, содержащие анализ актуальных задач и парадигм российского образования, в основе имеют принцип системности в использовании авторами исторического, методологического, теоретического, эмпирического и практического подходов в исследовании проблем образования. В русле социологии рассматриваются две парадигмы отечественного образования: институциональная и ценностная.

Первая парадигма дифференцирована на следующие виды: государственно-образовательная, производственно-образовательная, научно-образовательная, культурно-образовательная и семейно-образовательная. Вторая, ценностная, парадигма предстает в работе Г.Е. Зборовского и Е. Шуклиной как целостная, не дифференцированная, не имеющая вариантов в проявлении. Последний факт, панаш взгляд, объясняется, прежде всего, малым числом социологических исследований реализации второй парадигмы образования. По всей видимости, объясняется это, во-первых, неосознанной (или недостаточно осознанной) социологами, изучающими образование, необходимостью научного сотрудничества с представителями наук, более широко и глубоко исследующих сущность и существование ценностной образовательной парадигмы. Во-вторых, недостаточной системностью и комплексным подходом отечественной социологии.

Вместе с тем, ценностная парадигма российского образования ёмко отражает как бытийное существование человечества (в первую очередь – через бытийные ценности), так и соборное, общественное сознание русского (и российского) народа, его менталитет.

Ценности являются социальным феноменом положительной значимости: «сущное» и «должное» (ценностное) разделил И. Кант. «Ценность – предмет, существование которого всегда есть цель, а не средство» (И. Кант). Ценности предшествуют сущему, выступают критерием для отбора и систематизации фактов; метод отнесения к ценностям выявляет смысл исторического события. Это область объективного духа (Гартман, Шелер).

Без «должного» (ценностного): не может сложиться объёмная и объективная картина мира; снижается позитивность мировосприятия; усиливаются астенические эмоции человека; снижается ряд потребностей высшего уровня; становится более редким и менее сильным даже стремление к самосовершенствованию, личностному росту, гармоничному развитию.

Саратовский поэт Исай Тобольский писал:

Человека на любой вершине



Вновь зовёт другая высота.

И, наверно, если бы не это

Вечное желанье высоты,

На Земле бы не было поэтов,

Слёз и песен, крыльев и мечты.

В конструктивном направлении, посредством анализа позитивных тенденций развития социального института образования в последние 15-20 лет проведены исследования М. Сухинек (образование как моральная ценность). З.А. Абасовым (проблемы проектирования студентами педагогического вуза профессиональной стратегии); И.В. Агададашевой, В.И. Андреевым, Л.И. Бережновой, А.А. Бодалёвым, Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Колмогоровой, Н.В. Кузьминой, Т.B. Кулаковой, А.А. Понукалиным, Н.В. Попель, Т.И. Раевой (акмеологические проблемы образования) и др.

Среди феноменов, характеризующих как с точки зрения содержания, так и с точки зрения организации, личностную гармонию, на наш взгляд, наиболее значимыми и сложными по много-многозначным взаимодействиям в структуре личности являются бытийные (Б) ценности, потребностно-смысловая сфера, духовность и душевность, психологическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни.

Чем обусловлено наше обращение к проблемам ценностей парадигмы образования? Во-первых, негативными деформирующими вызовами осуществляющейся информатизации, в которой допускается много возможностей свободного толкования потоков неструктурированной информации или подверженность организованным скрытым и открытым негативным влияниям. Во-вторых, повышенной возможностью безнравственного одухотворения (прикрытие терроризма религиозными противоречиями, «приобщение» к религии людей, чья безнравственность и даже преступная деятельность не подлежат сомнению, уничижение нравственно-смысловых аспектов профессиональной подготовки, унизительное положение в социально-профессиональной структуре и стратификации в обществе педагогических вузов, которые призваны выполнять нравственно-духовную миссию и др.). В-третьих, развитием таких научных направлений, которые исследуют позитивные факторы развития человека (например, акмеологии).

Мы не можем не согласиться с С.К. Бондыревой и Д.В. Колесовым в том, что «духовность и нравственность вовсе не одно и то же, и отождествление их общественно опасно… развитая информационная потребность определяет экспансию человечества в окружающем мире… Именно служение индивидов некоей возвышенной идее множество раз в мировой истории делало их нетерпимыми к думающим, воспринимающим, чувствующим иначе» [1].

Понятие «духовность» (в отличие от понятия «душевность») этически нейтрально. Безнравственный индивид не сочувствует и не сопереживает другому человеку, не имеет совести (как ощущения долга и обязанностей перед другими людьми).

Задача активизации человеческого фактора и создания механизма активизации потенций и тенденций, резервов и ресурсов развития личности не может быть решена без обращения к мотивационно-потребностной, смысловой сфере. Потребность как нужда, недостаток в чем-либо – общепринятое в психологии понимание, но этот признак не охватывает всех потребностей личности: например, потребность в творчестве не угасает и тогда, когда человек вполне достаточно обеспечен любимой работой, а также когда он недостаточно материально обеспечен. Б.И. Додонов разграничивает понятия: потребность – объект, потребность – состояние и потребность – свойство [2].

В соответствии с законом возвышения потребностей каждый более высокий их уровень в матрице отражает более высокую степень социализации.

В соответствии с разными классификациями потребностей, потребность в творчестве, труде относится к высшим, является наивысшей формой связи с социальной средой. Чуть ниже располагаются потребности к подготовленности и преодолении, смысле жизни, нравственные и эстетические потребности, потребность быть личностью.

С.Б. Каверин отмечает, что потребности нижних уровней (группы биогенных, психофизиологических, социогенных потребностей) возникают как бы сами собой без специальных воспитательных воздействий, как результат социализации [3].

Духовные же потребности свойственны не каждому человеку. Для духовных потребностей значение имеет этическая оценка последствий процесса реализации, т.е. главный критерий – это связь духовности и нравственности.

Э. Фромм выделил в проблеме потребностей «модус обладания» («иметь») и «модус бытия» («быть») Для духовных потребностей характерен второй модус. Даже социогенные потребности нельзя отнести к духовным, потому что все они воплощают бездуховный модус обладания. Только для духовных потребностей наше приобретение не означает никакого ущерба для других, и это, как показал С.Б. Каверин, принцип, позволяющий отграничить духовные потребности.

Духовность в большинстве исследований сопряжена с нравственностью прямо пропорционально. До относительно недавнего времени духовные потребности понимались именно так. В то же время высшие потребности «вырастаю» из всех ниже расположенных – такой вывод делают многие исследователи.

Нам представляется, что духовность все же не может происходить из любых потребностей.

Креативность как составная часть духовности бывает позитивная (когда имеет нравственные последствия) и негативная, сопряженная с результатами, приносящими людям зло (безнравственные последствия).

Подлинно гармонично развитой, на наш взгляд, является личность, сочетающая позитивную духовность и душевность. При этом имеет место неравновесная гармония позитивных черт личности. Поскольку личность является социальным свойством индивида, формируемым в процессе социализации, то о гармонии негативных свойств личности речь идти не может. Дело в том, что любое общество ориентировано (и это официально декларируется) на бытийные (Б) ценности развития – такие, как истина, доброта, милосердие, творчество и другие (все со знаком +).




Рис. 1. Феномены гармоничного развития личности как результат ценностной парадигмы образования
Основу и источник гармоничного развития личности по типу неравновесной гармонии составляют бытийные (Б) ценности, связанные много-многозначно с высшими потребностями, к которым относятся потребности в творчестве, подготовленности и преодолении проблемных ситуаций, в свободе, смысле жизни, нравственные и эстетические потребности, потребность быть личностью.

Высшие потребности обеспечивают формирование сложных свойств личности нравственности, являющейся базисным качеством душевности и духовности гармонично развитой личности. Позитивная духовность как феномен гармоничного развития обусловливает психологическое здоровье человека посредством проявления широкого кругозора, мировоззрения, творческой инновативности, доминирования в потребностной сфере высших потребностей.

Душевность гармонично развитой личности проявляется в доброте и доброжелательности, отзывчивости и чуткости, сочувствии и сопереживании, склонности к сотрудничеству и в целом – в нормативном психическом развитии, без отклонений и нарушений. Душевность является феноменом психического здоровья.

Рассмотренные уровни гармоничного неравновесного развития личности обеспечивают человеку здоровый образ жизни.

Развитие социального института вузовского образования в современный период жизни российского общества в значительной степени детерминировано актуальными психолого-педагогическими знаниями, получаемыми в специальных исследованиях. Ведущей образовательной парадигмой конца ХХ – начала XXI веков является парадигма, отражающая потребности общества в повышении качества образования за счет актуализации в образовательных процессах психологических знаний, прежде всего, в планировании и реализации задач развития и саморазвития субъектов образовательной среды. Ценностью образования становится непрерывное образование и самообразование. В связи с этим значительно актуализируется решение проблем психологического сопровождения образования, которое включает использование системы психологических знаний как из отраслей теоретической, так и прикладной, особенно практической психологии.

Так, С. Тарасова и Е. Таранова в своей работе рассматривают качество подготовки специалиста в системе высшего образования через психолого-педагогический мониторинг. Следует отметить, что в этом направлении рейтинга, мониторинга проведено много исследований, в том числе, − по проблемам качеств ресурсов, резервов, человеческого потенциала.

Особое значение имеет разработка проблем человеческого потенциала (Б.Г. Юдин с соавторами). Так, В. Веряскина, акцентирует внимание на том, что каждый человек (в том числе в системе образования) – «не только фактор социального развития, но и [его] главный субъект…». Под развитием человека цитируемый автор понимает «расширение спектра и возможностей интеллектуального, социального, экономического и политического выбора». Соглашаясь с комплексным пониманием развития человека, нельзя не отметить, что из этого определения выпало нижний уровень (биологическое) и верхний (духовное) виды развития. В целом же осмысление В. Веряскиной проблемы развития человеческого потенциала в связи с приоритетами развития современного российского высшего образования представляет научный и практический интерес [4, 5].

В качестве основной в настоящее время выступает компетентностная парадигма образования.

Компетентность в педагогике и психологии рассматривается как комплекс знаний, умений, навыков, способностей, объединённых профессиональной направленностью личности. По сути своей компетентностная парадигма, опирающаяся на широкую компьютеризацию, является «съёмом», с одной стороны, ЗУНовской парадигмы, а с другой стороны – информационной. В конечном счёте происходит некое «выхолащивание» бытийного ценностно-смыслового контекста (и даже, зачастую, подтекста) образования. Всё настойчивей проявляется цель, ориентир, смысл – индивидуальное обогащение (ответ на вопрос: «Ради чего – образование?») и личностный «стержень», целенаправленно «вбиваемый» большинством СМИ: «Эгоизм – это стильно по жизни». Так, вместе с Болонским «спрутом», захватившим российское образование, реализуются чуждые «ценности», которые не соответствуют критерию «положительной значимости», а, следовательно, и не являются ценностями. Благодаря компьютеризации, к тому же, снижается качество образования за счёт отчуждения знаний от личности и индивидуального интеллекта.

Однако выходы из создавшегося положения есть. Частью российского общества уже реализуется инновационная парадигма образования – ноосферная. Её составной частью является социоакмеологическая парадигма, вытекающая из развиваемой нами концепции социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства [4, 6]. Всего по этой проблематике нами опубликовано более 90 работ (в том числе, в 9-ти индивидуальных и коллективных монографиях) за период 2000-2012 гг. Во второй нашей статье (см. с. 72-75 данного сборника) авторская социоакмеологическая парадигма охарактеризована сущностно.

Ноосферная парадигма образования на официальном уровне реализуется наиболее системно в научно-образовательном комплексе «Смольный институт» РАО в русле четырёх направлений.

Что же является сущностью ноосферной парадигмы российского образования? А.И. Субетто, основоположник ноосферной школы в России, выделил следующие положения:



  1. «Отрицание «частичного» человека как момент ноосферной человеческой революции и соответственно ноосферной социалистической революции»; возвращение человека к универсальности на ноосферной основе.

  2. Становление ноосферного человека и соответственно ноосферного общественного интеллекта.

  3. Становление «образовательного общества», в котором реализуется «закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе».

  4. Учёт в ноосферном образовании экосистемных особенностей России (её евразийства).

  5. Основой ноосферной парадигмы образования является ноосферизм как новая научно-мировоззренческая система.

В Смольном институте Санкт-Петербурга проведено уже три международных конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве». В коллективных монографиях представлены разработки по структуре ноосферной педагогики, по ноосферной парадигме акмеологии (нами предложены собственные разработки в этих направлениях), по ноосферному естествознанию, экономике, ноосферной философии, языкознанию, ноосферной валеологии, становлению ноосферной культуры жизни и др. Таким образом, в становление ноосферной парадигмы образования вносят вклад специалисты из разных областей знания, тем самым осуществляя комплексный подход к исследованию и внедрению в образовательную практику инноваций широкого диапазона, приближая «реформу реформы образования» (выражение российского сатирика Михаила Задорнова.) в русле ноосферизма.

Подытоживая всё сказанное о современной ценностной парадигме образования, предлагаем следующее её дифференцирование (в дополнение и развитие разработки Г.Е. Зборовского и Е. Шуклиной): информационно-компетентностная (первый вид), социоакмеологическая (второй вид) и ноосферно-центрированная (третий вид).


Литература


  1. Бондырева, С.К. Духовность (психология, социология, семантика) [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М. – Воронеж, 2007. – 144 с.

  2. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – М., 1978.

  3. Каверин, С.Б. О психологической классификации потребностей [Текст] / С.Б. Каверин // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

  4. Молодиченко, Т.А. Перспективы развития вузовского образования: социоакмеологический аспект [Текст] / Т.А. Молодиченко. – Саратов: Наука, 2007. – 32 с.

  5. Молодиченко, Т.А. Креативность и нравственность: проблема гармоничного развития личности [Текст] / Т.А. Молодиченко // Актуальные проблемы сверхнормативного развития и творчества субъектов образования. Сб. научных трудов. – Саратов: Наука, 2008. – С. 31-37.

  6. Молодиченко, Т.А. Социоакмеологический модус ноосферного образования [Текст] / Т.А. Молодиченко // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том четвертый / Под науч. ред. д-ра филос. н., проф. А.И. Субетто, д-ра экономических наук, проф. А.А. Горбунова, д-ра филос. наук, проф. В.В. Гречаного. – СПб., 2012. – С. 53-60.

  7. Поляков, В.А. Универсология [Текст] / В.А. Поляков. – М., 2004. – 320 с.

  8. Рассадин, Н.М. Образование: культурный код человечества [Текст] / Н.М. Рассадин, В.В. Чекмарёв // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том четвертый / Под науч. ред. д-ра филос. н., проф. А.И. Субетто, д-ра экономических наук, проф. А.А. Горбунова, д-ра филос. наук, проф. В.В. Гречаного. – СПб., 2012. – С. 87-97.

  9. Субетто, А.И. Ноосферное образование как механизм ноосферной человеческой революции в XXI веке и прорыва человечества к космоноосферной парадигме будущей истории [Текст] / А.И. Субетто // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Том четвертый / Под науч. ред. д-ра филос. н., проф. А.И. Субетто, д-ра экономических наук, проф. А.А. Горбунова, д-ра филос. наук, проф. В.В. Гречаного. – СПб., 2012. – С. 14-22.


Е.Б.Щетинина, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики СГУ им. Н.Г.Чернышевского
О РОЛИ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Ценности – это представления людей о целях и нормах своего поведения, это существующие в сознании ориентиры, с которыми соотносятся действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения. Н.А. Бердяев говорил о том, что человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания (Бердяев 1990).

Ценности формируются в период первичной социализации человека - к 18-20 годам. Затем остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его окружающей социальной среды. Изменения затрагивают лишь структуру ценностей, то есть их иерархические соотношения друг с другом в индивидуальном, групповом и общественном сознании: одни ценности получают более высокий статус, другие становятся менее значимыми, их содержание же остается стабильным.

Н.И. Лапин рассматривает ценности как ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Они являются обобщенными представлениями субъектов социального взаимодействия о целях и нормах своего поведения, воплощая исторический опыт и концентрированно выражая смысл культуры (Лапин 1996: 5). Ценности могут быть представлены как определенные виды культурных стандартов, которые обуславливают обобщенные принципы оценки специфических действий и целей, способствуя, тем самым, определению иерархического порядка и выбору адекватных ситуации альтернатив. Их значимость как предпосылки человеческого поведения, заключается не в том, что они правильны или не правильны, а в том, что человек верит в то, что они правильны, и потому их придерживается. Ценности не всегда осознаются индивидом, тем не менее, они всегда организуют и структурируют человеческое поведение.

Н.И. Лапин выделяет несколько оснований для типологии ценностей. Так как они влияют на поведение людей во всех сферах жизнедеятельности, то простейшим основанием для их классификации является предметное содержание, и соответственно с ним, делятся на социальные, культурные, экономические, политические, духовные.

Ценности можно классифицировать также по следующим социокультурным параметрам:

соотнесенность с потребностями индивидов (благополучие, комфорт, безопасность, здоровье),

интеракционистские (общение, взаимодействия с другими людьми),

социализационные (усвоение норм, ценностей, образцов поведения, одобряемых социальным окружением),

смысложизненные (потребности в наполнении своего существования общим смыслом, значимым для всей жизни);

базовые ценности - терминальные (представленные целями, идеалами, самоценными смыслами бытия людей, среди них: жизнь, свобода, нравственность, общение, семья, благополучие),

инструментальные (представленные одобряемыми в данном обществе средствами достижения этих целей: инициативность, традиционность, независимость, авторитетность, трудолюбие);

цивилизационная принадлежность: традиционные ценности (ориентированные на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни);

современные ценности (ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей) (Лапин, Беляева 1996: 34).

Как правило, исследование ценностей проходит на двух различных уровнях анализа: индивидуальном и культурном.

Индивидуальный уровень – это основы мотивов, которыми индивид руководствуется в своей жизни. Отношение между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласия, испытываемую индивидами, когда они в своем поведении придерживаются определенных ценностей. Они лежат в основе формирования потребностной, мотивационной, деятельностной сферы личности, предопределяют ее цели, интересы, влечения и идеалы. Еще одна важная их характеристика заключается в том, что ценностями определяется единство внешней направленности личности и ее представлений о себе.

Культурный уровень ценностей – это характеристика социальных институтов, которые в своих целях и способах деятельности выражают приоритетные культурные ценности. Таким образом, анализируя ценности, можно отчетливо увидеть изменения, происходящие в личности в ответ на исторические и социальные перемены. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей, интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов.

Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценностном субъекте и в обществе как социокультурной системе.

В современных гуманитарных науках исследование ценностей, ценностных ориентаций человека рассматривается как важное и актуальное направление. Зарубежные психологи признают, что ценности, доминирующие в обществе, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях их поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся экологических и социополитических условиях напрямую зависят от ценностей. Таким образом, через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения личности в ответ на социокультурные перемены.

Понимая важность ценностей и ценностных ориентаций в структуре личности человека, мы приходим к выводу о том, что их формирование является одной из важнейших задач воспитания и обучения, так как это целенаправленные и организованные процессы формирования личности, которые осуществляется в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными людьми – педагогами, а также родителями и социальными институтами.

В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном и педагогическом значении.



В широком социальном смысле, воспитание – это передача накопленного опыта, духовного наследия человечества от старших поколений младшим.

Воспитание имеет;

а) конкретно-исторических характер – воздействует на развитие общества, соответствует уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений.

б) классовый характер – служит господствующему классу, который определяет его направленность, цели, содержание и формы.



В узком социальном смысле, под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных (социальных) институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь
2014 -> Вопросы к зачету по дисциплине «История психологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница