Сборник научных докладов Москва • 2013 ббк 67. 721 Н34



страница1/34
Дата24.04.2016
Размер4.53 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

ПРОКУРАТУРЫ

В 2012 ГОДУ

Сборник научных докладов

Москва • 2013

УДК 347.962

ББК 67.721

Н34






Научное редактирование: Р.В. Жубрин, Т.Л. Козлов.




Составитель: О.С. Галаева.




Рецензент: А.Г. Халиулин, доктор юридических наук, профессор.

Н34


Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2012 году: сб. науч. докл. / под общ. ред. О.С. Капинус; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2013. – 264 с.





В сборник включены научные доклады, подготовленные в Научно-исследовательском институте Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2012 году по актуальным проблемам законности и ряду направлений деятельности органов прокуратуры.

Для работников органов прокуратуры, других правоохранительных и контролирующих органов, а также преподавателей и студентов Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.



УДК 347.962

ББК 67.721

© Академия Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, 2013

Введение


Одной из основных целей функционирования Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации является научное обеспечение многоплановой деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству на прокуратуру возложена задача осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Кроме того, прокуратура осуществляет уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование. Прокуроры участвуют в рассмотрении гражданских и арбитражных дел судами. Реализуются иные функции, установленные федеральными законами.

Естественно, что при столь многоаспектной деятельности прокуратура Российской Федерации должна быть обеспечена не только в материальном, техническом, кадровом отношении, но и в научном плане, как передовыми достижениями разных отраслей науки, так и современной методологией и методикой работы.

Для успешного противодействия негативным криминальным явлениям в жизни общества и государства, эффективного выявления и устранения нарушений закона во всех сферах, регулируемых правом, необходимо глубокое изучение социальных явлений, причин, их порождающих, способствующих или препятствующих их развитию условий и факторов, а также целого ряда других обстоятельств.

Решение повседневных и стратегических задач по укреплению законности и правопорядка возможно лишь при условии комплексной, фундаментальной их научной проработки, реализации научно обоснованных предложений и методик, касающихся деятельности органов прокуратуры.

Представляемый сборник первый в своем роде опыт обобщения научных исследований, ежегодно осуществляемых в плановом порядке в интересах прокуратуры Российской Федерации учеными Научно-исследовательского института Академии, которому в этом – 2013 году исполнилось 50 лет со дня образования.

В сборник вошли научные доклады, подготовленные учеными НИИ Академии в 2012 г., по таким актуальным проблемам законности и прокурорской деятельности, как: прокурорский надзор за исполнением законов о социальной защите детей-инвалидов; административная ответственность за неисполнение законных требований прокурора; организация мониторинга законодательства и правоприменительной практики органами прокуратуры; практика реализации управленческих решений в сфере планирования работы прокуратур субъектов Российской Федерации; административные правонарушения в Российской Федерации; соблюдение разумного срока уголовного судопроизводства; региональные различия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств; контрабанда наркотиков и меры по усилению борьбы с ней; коррупционная преступность в Российской Федерации.

Доклады публикуются в сокращенном виде, оригинальные тексты в установленные сроки направлялись в заинтересованные структурные подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации для практического использования в работе. Исследования, результаты которых нашли отражение в докладах, служат основой для дальнейшего углубленного изучения обозначенных в них и смежных с ними научных и практических правоприменительных проблем.

Ректор Академии Генеральной прокуратуры

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор,

государственный советник юстиции 3 класса

О.С. Капинус


Раздел I. Вопросы прокурорской

деятельности

Прокурорский надзор за исполнением законов

о социальной защите детей-инвалидов1



Авторы: А.В. Гришин (руководитель), заведующий отделом проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере охраны прав несовершеннолетних, кандидат юридических наук, доцент; Т.Г. Воеводина, ведущий научный сотрудник отдела, кандидат юридических наук, доцент; М.Л. Харламова, старший научный сотрудник отдела; Е.А. Сухова, прокурор отдела Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) провозгласила право каждого человека на обеспечение на случай инвалидности (ч. 1 ст. 25 Декларации).

Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 г. принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, цель которой – содействие эффективным мерам по предупреждению инвалидности, восстановлению трудоспособности и реализации принципов равенства и полного участия инвалидов в социальной жизни и развитии.

Особое внимание в международных правовых актах уделяется защите прав и законных интересов детей-инвалидов как наиболее уязвимой социальной группы.

В ст. 23 Конвенции о правах ребенка (1989 г.) закреплено право неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Историческим шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов на международном уровне стала принятая 13.12.2006 Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней.

Статья 7 Конвенции о правах инвалидов предписывает государствам-участникам принимать все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание должно уделяться высшим интересам ребенка.

Российская Федерация как демократическое правовое государство, провозгласившая высшей ценностью человека, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защиту – своей обязанностью, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности (ст. 2 Конституции Российской Федерации); каждому – право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 39, 41 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации указанных конституционных положений принят ряд нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов), Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях прав ребенка), указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отдельные вопросы жизнедеятельности детей-инвалидов.

Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (хотя и не подписала Факультативный протокол к ней).

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия по совершенствованию законодательных норм, регулирующих положение детей-инвалидов, государственная поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих таких детей, пока еще остается недостаточной.

На начало 2013 г. в России состояли на учете 576 тыс. детей-инвалидов2. Более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию. Около 14 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, в которых выявлены следующие проблемы: устаревшие здания, «перенаселенность», удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность3.

Нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов допускаются, в первую очередь, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

В связи с тем, что нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов по-прежнему носят распространенный и разнообразный характер, прокуроры должны постоянно совершенствовать методику и тактику надзора, ведь от своевременности и действенности принимаемых прокурорами мер реагирования на выявленные нарушения зависит степень защищенности указанной категории детей и состояние законности в этой сфере правоотношений.
1. Правовое регулирование отношений

в сфере социальной защиты детей-инвалидов
В настоящее время в России продолжается процесс формирования нормативной правовой базы, позволяющей создать в стране необходимые и достаточные условия для реализации инвалидами гражданских прав и свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Благоприятные условия для защиты прав, свобод и законных интересов детей-инвалидов, обеспечения реального доступа их к правосудию создает Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», ст. 20 которого предоставляет таким детям, их законным представителям и представителям право на бесплатное получение всех видов юридической помощи, если они обращаются за оказанием такой помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) впервые закрепил понятие «редкие (орфанные) заболевания», определил порядок финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности. Вместе с тем следует отметить, что такой порядок финансирования, по нашему мнению, приводит к различному уровню лекарственного обеспечения инвалидов в зависимости от места их проживания (регионы-доноры либо дотационные).

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России).

Минздраву России, в частности, переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, медицинской помощи и медицинской реабилитации. В ведении этого министерства находится Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

Минтруду России переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы. Министерству подведомственна Федеральная служба по труду и занятости, которой переданы функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

Прокурорам при организации и проведении проверок исполнения законов необходимо учитывать указанные изменения в структуре и полномочиях федеральных органов исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы4, цель которой – разработка системы мероприятий, носящих межотраслевой характер и направленных на решение проблем, препятствующих интеграции в общество инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Изменения, внесенные приказом Минздравсоцразвития России от 26.01.2012 № 60н в п. 6 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», позволяют более дифференцированно подходить к вопросам реализации прав детей-инвалидов на обучение и трудоустройство.

Согласно ранее действовавшей редакции приказа 3-я степень выраженности способности к обучению предполагала полную неспособность к обучению; 3-я степень выраженности способности к трудовой деятельности – неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности. В соответствии с внесенными в приказ изменениями 3-я степень выраженности способности к обучению означает способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности, 3-я степень выраженности способности к трудовой деятельности – способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Анализируя правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации, полагаем необходимым отметить, что во исполнение приказа Минздравсоцразвития России от 12.07.2011 № 712н «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации» в Республике Татарстан, Саратовской и Тверской областях была подготовлена законодательная база, направленная на формирование условий для устойчивого развития доступной среды инвалидов.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 № 786 утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг.



Постановлением Правительства Саратовской области от 08.09.2010 № 421-П утверждена долгосрочная областная целевая программа «Доступная среда» на 2011 – 2013 гг.

Мероприятия, предусмотренные названными выше региональными программами, направлены на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности как для детей-инвалидов (с учетом их особых потребностей), так и для иных категорий инвалидов.

В 2012 г. в Удмуртской Республике, Республике Хакасия, Тюменской области в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1677н «Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» реализован пилотный проект по отработке подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (далее – МКФ).

Полагаем необходимым констатировать, что, несмотря на имеющиеся позитивные тенденции в развитии законодательства, требуется дальнейшее совершенствование правового механизма реализации прав и законных интересов детей-инвалидов. Проведенное исследование позволяет выделить наиболее существенные недостатки правового регулирования в основных сферах жизнедеятельности детей-инвалидов.

1. Охрана жизни и здоровья детей-инвалидов.

До настоящего времени федеральными органами государственной власти не создана единая система учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов, не организовано на основе этой системы статистическое наблюдение за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом, что предусмотрено п. 20 ст. 4 Закона о социальной защите инвалидов.

Так, ведение учета инвалидов в Российской Федерации осуществляется различными ведомствами (Минздрав России, Минтруд России, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.), при этом статистические сведения данных органов о количестве инвалидов зачастую расходятся, не отражают истинную картину инвалидности, в том числе и детской, что затрудняет процесс выявления заболеваний, лечения детей-инвалидов и их адаптации.

С учетом изложенного актуальными представляются разработка и внедрение Минтрудом России единой системы учета инвалидов, в том числе детей-инвалидов, путем объединения существующих информационных систем, отражающих состояние инвалидности в Российской Федерации.

Минздравсоцразвития России издан приказ от 05.05.2012 № 496 «О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы Минздравсоцразвития России «Единая система учета инвалидов в Российской Федерации». Однако законодательством не определено, какие сведения будут обобщаться в данной системе учета, каков порядок информационного взаимодействия и ведения учета, осуществления контроля за формированием сведений и их использованием, ответственность за неисполнение требований законодательства.

В целях реализации положений ст. 26 Конвенции о правах инвалидов следует в России ввести институт абилитации инвалидов, под которой предлагается понимать систему и процесс формирования способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности5. Для этого надлежит внести соответствующие изменения в главу III Закона о социальной защите инвалидов. Кроме того, целесообразно Правительству Российской Федерации разработать и утвердить стандарты и порядок осуществления мероприятий и услуг по абилитации и реабилитации инвалидов.

По нашему мнению, не отвечает интересам детей-инвалидов отсутствие в ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов механизма защиты прав таких детей в случае отказа родителей (законных представителей) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.

Полагаем, что требует корректировки существующий федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (всего из 26 позиций), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р. Корректировки с учетом мнения инвалидов позволят достигнуть таким лицам большей самостоятельности и социальной активности.

Изучение обращений родителей детей-инвалидов, поступающих в органы прокуратуры, учреждения социальной защиты, свидетельствует о недоступности для большинства из них определенных видов лечения и реабилитации, особенно высокотехнологичных, что связано с наличием больших очередей на получение квот на лечение, отсутствием достаточного количества реабилитационных и лечебных центров. Учитывая изложенное, предлагаем предоставить таким родителям право использовать средства материнского капитала на оплату лечения и реабилитацию ребенка-инвалида, включая проведение операций как в России, так и за рубежом, для чего внести изменения в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

2. Обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Для упрощения маршрутов самостоятельного передвижения детей-инвалидов необходимо обязать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (в пределах их компетенции) разрабатывать и размещать на официальных сайтах в сети Интернет паспорта и карты доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в целях объективной оценки их соответствия требованиям пригодности пользования инвалидами.

В настоящее время Минтрудом России разработано и опубликовано на его официальном сайте пособие «Методика формирования и обновления карт доступности объектов и услуг»6, которое призвано послужить основой для формирования на уровне субъектов Российской Федерации единых электронных карт, позволяющих составить наиболее удобный маршрут передвижения для инвалидов. Значимость формирования карт подтверждается тем, что среди целевых показателей (индикаторов) эффективности реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011 – 2015 гг. выделяют «долю субъектов Российской Федерации, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве субъектов Российской Федерации».

Следует разработать и утвердить на федеральном уровне перечень объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием, а также перечень таких приспособлений и оборудования в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности.



3. Обеспечение доступности образования.

В целях реализации права детей-инвалидов на образование Министерству образования и науки Российской Федерации целесообразно разработать и утвердить федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие требования, обязательные при реализации основных образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, или включить в действующие федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования к образовательному процессу для детей-инвалидов.



4. Защита трудовых прав детей-инвалидов.

В целях повышения уровня защищенности трудовых прав детей-инвалидов представляется необходимым дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации главой, предусматривающей особенности регулирования труда инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В ходе реформирования системы социальной защиты Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признана утратившей силу норма об осуществлении льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов, что представляется неоправданной мерой, ухудшающей положение инвалидов и препятствующей стимулированию работодателей на создание рабочих мест для инвалидов, детей-инвалидов.

Согласно ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. Невыполнение этих требований закона препятствует трудоустройству инвалидов.



Для решения проблем занятости инвалидов представляется целесообразным сочетание мер квотирования рабочих мест для инвалидов как одной из гарантий их трудовой занятости с мерами поддержки работодателей, включая субсидирование предприятий, использующих труд инвалидов. Вместе с тем Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закреплено право, а не обязанность Правительства Российской Федерации предусматривать средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на оказание содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

По нашему мнению, предоставление таких субсидий, в том числе на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения дополнительного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, должно носить долговременный характер, рассчитанный на несколько лет.



5. Защита жилищных прав.

Несовершенство законодательства в сфере жилищных правоотношений также отрицательно сказывается на положении детей-инвалидов.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов (до внесения изменений Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ) в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации, инвалиды имели право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.

Теперь обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 названного Закона, согласно которой объем средств на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений ч. 2.

Из содержания приведенных норм следует, что семьи, имеющие детей-инвалидов и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., вправе претендовать на получение жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь. Вместе с тем в Законе о социальной защите инвалидов отсутствует норма, предусматривающая такое право, что создает неопределенность в правоприменении. Для устранения пробела в законодательном регулировании следует внести соответствующие изменения в ст. 28.2 Закона о социальной защите инвалидов, установив, что при расчете размера средств, предоставляемых за счет федерального бюджета для улучшения жилищных условий инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, необходимо учитывать их право на дополнительную жилую площадь.

Стоит обратить внимание на нормы, содержащиеся в ч. 10 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов и ст. 12 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее – Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов), в соответствии с которыми обеспечение детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет жилыми помещениями вне очереди возможно только в случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

Согласно вышеназванным нормам дети-инвалиды, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, которые в соответствии с индивидуальной программой реабилитации не могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни, в случае передачи под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, по достижении ими возраста 18 лет не смогут быть обеспечены жилыми помещениями.

Вместе с тем в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в учреждениях социального обслуживания населения или других учреждениях. Таким образом, право на получение жилого помещения названным Законом не ставится в зависимость от степени ограничения жизнедеятельности.

Также необходимо отметить, что норма, содержащаяся в п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, об обеспечении детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющихся сиротами или лишенными попечительства родителей, жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения таких учреждений либо по месту прежнего жительства по их выбору, противоречит требованиям ч. 1 ст. 8 Закона о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, ч. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», так как возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилыми помещениями такой категории детей возможно только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законодательством порядке.

Кроме того, с момента вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменился порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В настоящее время детям-сиротам жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Учитывая изложенное, предлагаем внести соответствующие изменения в Законы о социальной защите инвалидов и о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов:

1) часть 10 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов изложить в следующей редакции: «Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений»;

2) пункт 10 ч. 1 ст. 12 Закона о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов изложить в следующей редакции: «Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц».

Требуют разрешения и иные проблемы законодательного характера, препятствующие реализации детьми-инвалидами их прав и законных интересов.
2. Отдельные аспекты организации и осуществления

прокурорского надзора за исполнением законодательства

о социальной защите детей-инвалидов
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей-инвалидов является одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности органов прокуратуры.

В своей деятельности по организации и осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите детей-инвалидов прокуроры руководствуются обязательными для исполнения организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, среди которых наиболее важными являются его приказы:

от 19.01.2007 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов»;

от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»;

от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Правильная организация надзорной деятельности позволяет прокурору наиболее эффективно и в полном объеме использовать предоставленные законом полномочия по выявлению, устранению и предупреждению нарушений.

Особое значение для обеспечения оптимальной организации работы имеет точное определение пределов прокурорского надзора, под которыми понимается правовая категория, устанавливающая границы должного, возможного и запрещенного при выборе прокурором объектов предстоящей проверки, применение полномочий и средств прокурорского реагирования7.

В первую очередь эти пределы касаются характера нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых возложен на прокуроров, объектов прокурорского надзора, поводов для его осуществления, объема полномочий прокуроров по выявлению, устранению и предупреждению нарушений.

В п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» изложен исчерпывающий перечень объектов прокурорского надзора, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 прокуроры проводят проверки на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Поводами для прокурорских проверок являются материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, прокурорской практики, результаты анализа статистических данных, а также иные материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Рассматривая вопрос о пределах прокурорского надзора при реализации прокурором своих полномочий, необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Пунктом 15 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 предусмотрено, что при проведении плановых, внеплановых проверок должны быть исключены случаи истребования излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены непосредственно в ходе проверки с выходом на место. Кроме того, не допускается возложение на контролирующие и иные органы (статистики и др.), а также организации и их должностных лиц обязанности по представлению в органы прокуратуры сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за ее пределы, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Одним из основных способов выявления нарушений закона является прокурорская проверка, методика которой представляет собой совокупность способов, приемов, используемых прокурором при ее осуществлении.

Организацию и проведение проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов условно можно разделить на три этапа: подготовительный, проверочный, аналитический.

Подготовительный этап включает в себя:

изучение нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу правоотношений, в том числе принимаемых органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, ведомственных актов (например, принимаемых органами и учреждениями социальной защиты населения);

изучение и анализ сведений о состоянии законности в указанной сфере на поднадзорной территории, в том числе материалов предыдущих прокурорских проверок, показателей статистической отчетности органов прокуратуры, органов государственного надзора и контроля, информации о результатах работы органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе органов контроля и надзора, осуществление мониторинга средств массовой информации;

решение вопроса о привлечении к участию в проверке специалистов;

составление плана проверки с перечнем вопросов, подлежащих изучению.

Этап проведения проверки позволяет прокурорам получить необходимую информацию, обеспечивающую максимальную полноту выявления нарушений закона.

Заключительный (аналитический) этап проверки предполагает решение прокурором вопроса о выборе мер прокурорского реагирования и подготовку актов прокурорского реагирования.

Анализ докладных записок прокуратур субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что основными факторами, препятствующими реализации в полной мере прав детей-инвалидов, являются: низкий уровень жизни семей, воспитывающих таких детей; социальная и психологическая изоляция вследствие отсутствия условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам социальной инфраструктуры и услугам; равнодушное отношение общества к детям-инвалидам; недостаточное развитие системы учреждений здравоохранения; многочисленные нарушения законов в рассматриваемой сфере; ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений социальной защиты и других организаций.

Основные, наиболее типичные нарушения прав детей-инвалидов, которые выявляются прокурорами в ходе проверок исполнения законов, можно классифицировать следующим образом.

В первую очередь, необходимо выделить нарушения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья, поскольку жизнь и здоровье детей являются высшей ценностью в системе приоритетов общества:

нарушение принципа бесплатной медицинской помощи в случаях, когда ограниченные материальные возможности учреждений здравоохранения, где оказывается медицинская помощь детям-инвалидам, не позволяют своевременно провести диагностическую процедуру, в связи с чем родители вынуждены обращаться за получением платных медицинских услуг;

нарушение условий оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи детям-инвалидам, в том числе непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию такой помощи;

несвоевременное и не в полном объеме обеспечение лекарственными средствами, средствами реабилитации детей-инвалидов, отказ в бесплатном обеспечении указанными средствами;

нарушения при организации и проведении медико-социальной экспертизы;

нарушения требований законодательства при разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, состоящих на учете в учреждениях здравоохранения.

Так, прокуратурой установлено, что в индивидуальных программах реабилитации детей-инвалидов ряда регионов не заполнялись разделы, касающиеся мероприятий по медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации, не указывались исполнители реабилитационных мероприятий, даты начала и окончания их проведения, отсутствовали сведения о рекомендованном режиме учебных занятий, санаторно-курортном лечении и т.д.;

нарушение права детей-инвалидов на санаторно-курортное лечение8;

нарушения требований законодательства о лицензировании9.

Значительное число нарушений выявляется в сфере обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно к объектам здравоохранения, культуры, транспорта, связи, образования, социальной защиты, спорта, жилого фонда (например, отсутствие перил, съездов, пандусов при входах в здания, специально оборудованных подземных и наземных переходов и т.п.).

К примеру, по результатам мониторинга совершенствования инфраструктуры с учетом нужд инвалидов и маломобильных групп населения в Вологодской области в части обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры установлено, что из введенных в 2008–2010 гг. 349 объектов только 117 оборудовано с учетом их нужд, что составляет 33,5 %.

Широкое распространение получили нарушения в сфере обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к информации, создающие условия для вынужденной изоляции инвалидов от общества.

Среди таких нарушений:

отсутствие в образовательных учреждениях и библиотеках периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой рельефно-точечным шрифтом Брайля;

необеспечение детей-инвалидов сурдотехникой, тифлосредствами и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации.

В связи с тем, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, реализация которого создает условия для гармоничного развития и формирования личности ребенка, прокуроры принимают соответсвующие меры к выявлению и пресечению нарушений в сфере обеспечения детям-инвалидам доступности образования, среди которых:

невыполнение органами местного самоуправления обязанности по организации образовательного процесса для детей-инвалидов по специальным коррекционным образовательным программам, выразившееся в отсутствии специализированных дошкольных и общеобразовательных учебных учреждений (групп, классов);

непринятие мер по организации обучения ребенка на дому
(в том числе отсутствие разработанных учебных планов и образовательных программ, а также расписания занятий)10;

отсутствие в индивидуальных программах реабилитации сведений о мероприятиях психолого-педагогической реабилитации, в частности о режиме учебного процесса, учебной нагрузке, объеме изучаемого материала, нуждаемости в психолого-педагогической коррекции11;



недостаток специальных учебников, литературы, технических средств, помогающих детям получать полноценное образование.
Так, в общеобразовательных учреждениях Удмуртской Республики, имеющих группы (классы) компенсирующей направленности, отсутствуют специальные учебники и литература для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов. В Пензенской области не все дети-инвалиды, дистанционно обучающиеся на дому, обеспечены специализированным комплектом компьютерного оборудования.

Среди основных направлений реабилитации детей-инвалидов – профессиональная ориентация, содействие им в трудоустройстве, производственная адаптация.

Нарушения трудовых прав детей-инвалидов негативно отражаются на процессе восстановления их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Среди таких нарушений можно выделить следующие наиболее типичные:

невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства детей-инвалидов;

отказ работодателя в приеме на работу граждан на квотируемые рабочие места либо непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты;

несоблюдение условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Необходимо обратить внимание на нарушения жилищных прав детей-инвалидов, широкое распространение которых не позволяет создать условия для нормального развития ребенка. В ходе проведения надзорных проверок прокурорами выявляются следующие нарушения:

непринятие органами местного самоуправления мер по организации учета детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

непринятие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;

незаконный отказ в принятии детей-инвалидов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

незаконный отказ в предоставлении жилого помещения;

отказ в предоставлении семьям, имеющим детей-инвалидов, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Прокурорами повсеместно выявляются и факты предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и не пригодных для проживания, недостаточного финансирования мероприятий, несвоевременного или не в полном объеме освоения финансовых средств, их нецелевого использования. Указанные нарушения характерны для всех категорий детей-инвалидов.

Одними из наиболее существенных, препятствующих обеспечению достойной жизни и свободному развитию несовершеннолетних, являются нарушения прав детей-инвалидов на материальное обеспечение, среди которых:

незаконный отказ в назначении и выплате пенсий, пособий и иных государственных выплат детям-инвалидам;

несвоевременная выплата пенсий, пособий и иных государственных выплат детям-инвалидам;

нарушение порядка индексации размера пенсий и пособий;

отказ в перерасчете социальной пенсии по инвалидности в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности;

незаконное приостановление или прекращение выплаты пенсий, пособий и иных государственных выплат детям-инвалидам12.



Отдельно следует выделить нарушения прав детей-инвалидов на социально-бытовое обслуживание:

несоответствие оказываемых детям-инвалидам социальных услуг по социально-бытовому обслуживанию государственным стандартам (несвоевременное и не в полном объеме предоставление указанных услуг)13;

несоблюдение принципа бесплатности социально-бытового обслуживания детей-инвалидов14.

Высокий уровень социального неблагополучия, бедственное материальное положение, равнодушие к семейным ценностям, недостаточная государственная поддержка являются причинами отказа родителей от детей-инвалидов. Так, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, более 12 процентов несовершеннолетних от общего количества детей-инвалидов попадают в дома-интернаты15. При этом прокурорами повсеместно выявляются нарушения прав детей-инвалидов, содержащихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых можно выделить следующие:

ненадлежащее техническое состояние зданий таких учреждений;

неукомплектованность учреждений медицинским персоналом;

нарушения требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства (в том числе при обеспечении воспитанников питанием)16;

нарушение лицензионных требований;



нарушения прав детей-инвалидов на пенсионное обеспечение в связи с несвоевременным обращением учреждений за назначением подопечным пенсии по инвалидности, непринятие мер по взысканию алиментов;

незаконное расходование учреждениями денежных средств со счетов детей-инвалидов.

По результатам проверки в случае выявления нарушений или в целях предупреждения правонарушений прокуроры решают вопрос о применении соответствующих мер прокурорского реагирования.

Наиболее часто применяемым средством реагирования прокуроров является представление, которое позволяет оперативно устранить выявленные нарушения прав и законных интересов детей-инвалидов, поскольку подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

В случае выявления противоречащего закону правового акта, нарушающего права детей-инвалидов, прокурор приносит протест на указанный акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В целях предупреждения нарушений законов и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор вправе направить в письменной форме должностным и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Вместе с тем одним из самых эффективных способов защиты прав детей-инвалидов является обращение прокурора с заявлением в суд, поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов таких несовершеннолетних.

Иски и заявления прокуроров в защиту прав и законных интересов детей-инвалидов отличаются многообразием. Анализ прокурорской практики позволяет выделить основные, наиболее распространенные категории исков в рассматриваемой сфере.



1. Охрана жизни и здоровья детей-инвалидов:

об обязании органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить детей-инвалидов лекарственными препаратами.

Так, прокуратурой Ростовской области направлено в суд исковое заявление к полномочным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в интересах ребенка-инвалида, страдающего заболеванием мукополисахаридоз, о признании незаконным отказа в предоставлении льготного обеспечения лекарственным препаратом «Альдуразим», не внесенным в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам при оказании бесплатной медицинской помощи. Исковое заявление судом удовлетворено, решение суда вступило в законную силу;

об обязании территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить путевку на санаторно-курортное лечение;

об обязании медицинской организации получить лицензию на осуществление медицинской деятельности;

о понуждении обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации;

о понуждении аптечных организаций обеспечить минимальный ассортимент лекарственных средств в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.09.2010 № 805н «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи»;

о возмещении вреда здоровью, причиненного ребенку-инвалиду, и компенсации морального вреда.



2. Обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и информации:

о понуждении к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к административным, жилым, общественным, производственным зданиям, учреждениям культуры, спорта, местам отдыха и другим учреждениям (оборудование зданий, сооружений социальной инфраструктуры специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусами и т.д.);

о понуждении выделить бесплатные места на стоянках (остановках);

об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры путем установки средств, дублирующих звуковыми сигналами световые сигналы светофоров;

об оборудовании автобусов специальными приспособлениями и устройствами для беспрепятственного пользования детьми-инвалидами;

о возложении на органы местного самоуправления обязанности по комплектованию муниципальных библиотек специальной литературой для инвалидов по зрению.



3. Социальное обеспечение: о взыскании пособий, пенсий и иных социальных выплат и т.п.

4. Образование:

об обязании органов местного самоуправления организовать и обеспечить обучение детей-инвалидов по специальным коррекционным программам.

Прокуратурой ЗАТО г. Мирный Архангельской области установлено, что на территории г. Мирный проживают дети-инвалиды, которым по медицинским показаниям необходимо обучение по специальным коррекционным программам VΙΙΙ вида, однако органом местного самоуправления в нарушение ст. 17, 31, 50 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» не были приняты меры по обеспечению получения детьми-инвалидами образования по данным программам. В связи с выявленными нарушениями прокурором направлено в суд исковое заявление об обязании администрации города организовать и обеспечить обучение детей-инвалидов по специальным коррекционным программам, которое рассмотрено и удовлетворено;

о взыскании стипендий с образовательного учреждения, в котором обучаются дети-инвалиды.

5. Охрана трудовых прав: о понуждении организаций к созданию или выделению рабочих мест для приема детей-инвалидов в пределах установленной квоты.

6. Охрана жилищных прав:

о понуждении органов местного самоуправления организовать учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-инвалидов и семей, имеющих таких детей;

о предоставлении детям-инвалидам и семьям, имеющим таких детей, жилых помещений;

о предоставлении детям-инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющимся сиротами или оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения;

в интересах детей-инвалидов и семей, имеющих таких детей, заявления о признании незаконными решений органов социальной защиты об уменьшении размера ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации.

Отдельно необходимо выделить заявления прокуроров в защиту нарушенных прав детей-инвалидов по делам, возникающим из публичных правоотношений: об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права детей-инвалидов; об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Нередко прокуроры обращаются в суды в порядке особого производства, в том числе с заявлениями об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, об установлении факта оставления ребенка-инвалида без попечения родителей).

Таким образом, прокурорами принимаются все предусмотренные законом меры, направленные на защиту прав и законных интересов детей-инвалидов.

В ходе организации своей деятельности прокурорам необходимо руководствоваться обязательными для исполнения организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации.

Как нами уже отмечалось, основополагающим ведомственным правовым актом, регламентирующим деятельность прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних, является приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188, обязывающий прокуроров осуществлять конкретные меры по обеспечению надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо отметить, что согласно Закону об основных гарантиях прав ребенка дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, наравне с детьми-инвалидами относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, понятия «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья» имеют различное значение.

В связи с этим полагаем целесообразным внести изменения в п. 3.4 названного приказа Генерального прокурора Российской Федерации, указав на необходимость обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением законов в сфере защиты прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, с учетом изменения направлений и задач государственной политики в интересах детей-инвалидов, тенденций совершенствования законодательства, состояния законности в указанной сфере предлагается дополнить данный пункт приказа положением, согласно которому прокурорам в ходе проведения проверок надлежит обращать особое внимание на формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности детей-инвалидов.

Также следует отметить, что в настоящее время в органах прокуратуры сведения о нарушениях прав детей-инвалидов не обобщаются. Это препятствует проведению анализа состояния законности, повышению эффективности мер прокурорского реагирования. Предлагаем дополнить форму ОН, код 511 «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.12.2012 № 454), раздел «в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних» строкой, содержащей сведения по детям-инвалидам.

Полагаем, что совершенствование законодательства о социальной защите детей-инвалидов, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, механизмов организации и осуществления прокурорского надзора в этой сфере правоотношений будут способствовать повышению эффективности охраны и защиты прав, свобод и законных интересов детей-инвалидов.

Выводы и предложения
Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере социальной защиты детей-инвалидов и повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о социальной защите детей-инвалидов:

1. Ориентировать прокуроров субъектов Российской Федерации на принятие необходимых мер по совершенствованию регионального законодательства в целях устранения причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод детей-инвалидов, соблюдения приоритета их интересов.

2. Генеральной прокуратуре Российской Федерации по результатам обобщения материалов практики осуществления надзора за исполнением законов о социальной защите детей-инвалидов подготовить и направить в прокуратуры субъектов Российской Федерации соответствующее информационное письмо.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть вопрос об инициировании подготовки законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

в главе III предусмотреть нормы об абилитации инвалидов;

в ст. 11 предусмотреть механизм защиты прав детей-инвалидов в случае отказа родителей (законных представителей) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей.

4. Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть вопрос об инициировании подготовки законопроекта о внесении изменений в ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ
«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в части предоставления права на использование средств материнского капитала на лечение ребенка-инвалида.

5. В статистическом отчете «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН в разделе «В сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних» сведения о детях-инвалидах выделить в самостоятельный показатель.

6. Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений в абз. 2 п. 3.4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»: слова «детей с ограниченными возможностями здоровья» заменить словами «детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Полагаем, что предлагаемые нами меры в случае их реализации положительно скажутся на состоянии законности в сфере социальной защиты детей-инвалидов, позволят повысить эффективность прокурорского надзора в рассматриваемой сфере.


Список нормативных правовых актов и научной литературы
Нормативные правовые акты
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).

Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006).

Конституция Российской Федерации.

О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1.

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1.

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ.

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ.

Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ.

О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636.

О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы: Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761.

Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях: постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861.

О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р.

О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»): постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: постановление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15п, Минтруда Российской Федерации № 18 от 16.02.2004.

О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение: приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 256.

Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации: приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н.

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1013н.

О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» в части реализации в 2011 – 2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации: приказ Минздравсоцразвития России от 12.07.2011 № 712н.

Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке новых подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с учетом Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1677н.

О вводе в промышленную эксплуатацию автоматизированной информационной системы Минздравсоцразвития России «Единая система учета инвалидов в Российской Федерации»: приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 496.

СП 2.4.990-00.2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: санитарные правила, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.11.2000.

Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003: постановление Госстандарта России от 24.11.2003 № 3264-ст.

Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007: приказ Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 566-ст.

Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 № 786.

Долгосрочная областная целевая программа «Доступная среда» на 2011 – 2013 годы, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 08.09.2010 № 421-П.

Целевые программы Тверской области «Доступная среда» на 2011 и 2012 годы, утв. постановлениями Правительства Тверской области от 16.08.2011 № 7-пп и от 27.03.2012 № 111-пп.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 19.01.2007 № 11.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195.


Научная литература
Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 41.

Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. М.: Эксмо, 2010.



Административная ответственность

Каталог: nii
nii -> Курс лекций для магистрантов по дисциплине «Методология исследования социально-педагогических явлений»
nii -> Академия генеральной прокуратуры
nii -> Сборник научных статей Под общей редакцией С. И. Никулина и Н. И. Пикурова Москва ● 2013 ббк 67. 408 А43
nii -> №38 Плана нир нии академии
nii -> Семинар для магистрантов первого года обучения и аспирантов «Начало большого пути: определение структуры диссертации»
nii -> Сборник статей Москва · 2013 ббк 67 а 43 а 43
nii -> Социально-психологическое тестирование как элемент системы администрирования в управлении образовательной средой распределенного вуза
nii -> Коррупции в органах прокуратуры
nii -> А. Е. Шарихин Механизм преодоления и нейтрализации противодействия раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности Лекция


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница