Сборник методических материалов



Скачать 458,91 Kb.
страница1/7
Дата21.05.2016
Размер458,91 Kb.
#46688
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7



Сборник
методических материалов

по курсу
логика

Для студентов экономического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой общественных наук

С о с т а в и т е л ь — д-р филос. наук, проф. Е.В. Сарычев



Сборник методических материалов по курсу «Логика»: Для студентов экономического факультета. — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 25 с.

Подготовлен на кафедре общественных наук.

© Сарычев Е.В., 2004

цели и задачи курса

Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки юристов. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает. Это диктуется растущим значением коммуникативной стороны делового сотрудничества, компьютерной грамотности, универсальных телекоммуникационных технологий в процессе общения, производства и продвижения товаров и услуг, выработки опережающе-упреждающих стратегий поведения и т.д.

Каждый человек в своей практике мышления так или иначе применяет логические операции: определение и деление, обобщение и ограничение понятий; преобразование суждений; построение умозаключений; доказательство и опровержение и т.п. Но применяет неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления обо всей глубине и сложности тех процедур рассудочной деятельности, с которыми связан всякий, даже самый элементарный, акт мышления.

Что же избавляет нашу рассудочную деятельность от погрешностей, ошибок, недостатков? Подобно тому как грамматика исправляет стихийно сложившееся умение говорить, язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум, чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность возникновения ошибки. Говоря словами английского экономиста, философа и логика Д.С. Милля, логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления. Она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, будто мы понимаем предмет, тогда как мы его не понимаем.

Нелогичность мышления проявляется в его бессвязности, подмене понятий, отождествлении различных тезисов и различении тождественных высказываний, непоследовательности, запутанности аргументов, неправомерности обобщений, необоснованности выводов, ложности утверждений или отрицаний. Наше стихийно сложившееся умение мыслить далеко не всегда логически правильно, и предлагаемая дисциплина призвана «прояснить» логическую интуицию.

Изучение логики способствует достижению следующих целей:



  • развитию ясности и четкости мышления; способности предельно уточнять предмет мысли; внимательности, аккуратности, обстоятельности, убедительности в рассуждениях; умения максимально сосредоточиться на структуре своей и чужой мысли;

  • овладению знаниями и умениями оперировать понятийным аппаратом науки, суждениями, умозаключениями, основами теории аргументации; системой фактов, взглядов, идей, законов, принципов познавательной и практической деятельности;

  • обретению способности концептуального мышления, адекватного выражения в мыслях разнообразной содержательной информации;

  • совершенствованию умений и навыков корректно ставить вопросы, формулировать выводы, анализировать логическую правильность собственных рассуждений и позиции оппонента;

  • повышению культуры мышления на основе ознакомления с типичными ошибками в организации мыслительного процесса, в осуществлении процедур доказательства и опровержения;

  • формированию качеств цивилизованного полемиста; овладению приемами ведения деловых бесед, постановки проблем и проверки гипотез;

  • выработке культуры общения, перспективных линий жизненного поведения, стратегии и тактики управленческой деятельности.

Овладевший знанием, умениями и навыками логического мышления всегда понятен окружающим, потому что исключает всякую расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность в составлении деловых бумаг, противоречивость в отработке документов, бессистемность в использовании информации. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, деловой полемике, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок.

Умение правильно размышлять состоит в способности применять накопленные звания в нестандартных ситуациях; корректировать эти знания в соответствии с фактами реальной жизни; умении самостоятельно осмыслять новые явления, видеть их с разных сторон в контрастах и противоречиях.

В процессе обучения студент обязан усвоить программный учебный материал, приобрести умения и навыки культуры логически правильного, внутренне непротиворечивого, последовательного обоснованного мышления.

В конце каждой темы учебной программы указан перечень вопросов для проверки глубины усвоения материала, а также рекомендуемая литература. Способ указания литературы — сокращенный: он представляет собой строку из двух групп чисел. Первая группа означает порядковый номер источника, указанного в списке основной учебной литературы на с. 25. Вторая группа цифр, в скобках, указывает страницы в этом источнике.

В помощь студентам, изучающим курс логики, предложен краткий терминологический словарь.

Итоговым видом контроля знаний является экзамен.



ПРОГРАММА


Тема 1. Понятие как логическая форма мышления

Существенные и несущественные признаки предмета. Сущность понятия. Структурные элементы понятия. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия. Познавательные приемы определения понятий.

Разновидности понятий по объему: общие, единичные, нулевые. Регистрируемые и нерегистрируемые понятия. Разновидности понятий по содержанию: положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные, безотносительные; собирательные, несобирательные.

Отношения между понятиями: сравнимые, несравнимые; совместимые, несовместимые. Отношения совместимости: тождество, пересечение, подчинение. Отношения несовместимости: внеположенность, соподчинение, противоположность, противоречие. Знание сущности, структуры, видов понятий и отношений между ними — основа для уяснения других логических форм мышления. Логические особенности экономических понятий.



Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»

Скачать 458,91 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница