Сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению



страница1/5
Дата22.02.2016
Размер1,25 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5
Институт развития образования и социальных технологий

Государственное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинский детский дом»




Сборник методических материалов

по психолого-педагогическому сопровождению

профессионального самоопределения воспитанников детского дома

Курган

2011

Мой выбор, мой путь!: сборник методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома / авт. сост. В.Г. Пинигина, Е.А. Липская; Институт развития образования и социальных технологий, ГОУ «Варгашинский детский дом», - Курган, 2011 - 73 с.


Печатается по решению редакционно-издательского совета ИРОСТ

Авторы – составители:

Пинигина Вера Георгиевна, социальный педагог ГОУ «Варгашинский детский дом»

Липская Елена Александровна, заместитель директора по УВР ГОУ «Варгашинский детский дом»

Рецензенты:

Кеппер Надежда Николаевна, доцент кафедры ПиПО ИРОСТ

Фролова Зоя Григорьевна, методист отдела подведомственных ОУ

Кудреватых Вера Александровна, директор ГОУ «Варгашинский детский дом»
Представленные материалы отражают содержание практической деятельности педагогического коллектива ГОУ «Варгашинский детский дом» по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении.

Издание предназначено в помощь руководителям и педагогам детских домов, школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, общеобразовательных школ.


©В.Г.Пинигина, Е.А.Липская. 2011

©Институт развития образования и

социальных технологий. 2011

©ГОУ «Варгашинский детский дом». 2011



Содержание


Система работы детского дома по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении ………………………………

4

Управление профессиональным самоопределением воспитанников . …………...

14

Планирование работы детского дома по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в их профессиональном самоопределении ………………………………………………………………………………………………

17

Формы и методы работы по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома …………………………………………………………...

25

Раздаточный материал на занятиях по профессиональному становлению воспитанников детского дома …………………………………………………………...

34

Материалы из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении………………………………

33

Литература ……………………………………………………………………………..….

72


Система работы детского дома

по психолого-педагогическому сопровождению

воспитанников в профессиональном самоопределении
Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям,

Если не имеет трудового балласта.

Стендаль.
Теория и практика профессиональной ориентации детей имеет почти столетнюю историю, если вести ее отсчет со времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году или со времени открытия специализированного бюро в Бостоне в 1908 году. И за это время профессиональная ориентация накопила ценный опыт и множество методов работы.

Возникает вопрос: почему эта проблема актуальна во все времена и эпохи? Почему не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению?

Одной из основных причин поиска новых подходов к решению данной проблемы является перманентный характер профессиональной ориентации молодежи, обусловленный социально – экономическими изменениями, происходящими в обществе, и научными достижениями в области профессионального самоопределения. В настоящее время поиск новых подходов в нашей стране обусловлен также спецификой ситуации в России, сложностью переживаемого ею социально – экономического кризиса и поиском путей выхода из него, когда многие старые нравственные и мировоззренческие принципы оказались отторгнутыми, а новые вызывают большие сомнения.

Другая причина – сложность проблемы профессионального самоопределения в силу ее многогранности – и отсюда хроническое отставание практики от теории и теории от практики.

Третья не менее важная причина – отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалиста – будущего профессионала.

И, наконец, поиск новых решений в области самоопределения молодежи обусловлен модернизацией образования.

Среди множества причин, обуславливающих необходимость сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников, первоочередную роль играют трудности молодых людей при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов, обосновании намеченного выбора, построении образовательной траектории и др. Особенно актуальна такая помощь для категории воспитанников детских домов и интернатов.

Серьезная задача - для наших ребят правильно выбрать профессию. К сожалению, невысокий уровень знаний выпускников сужает границы возможного для них. Поэтому вопрос профессионального определения не должен быть формальным, наоборот, необходимо все более и более тщательно его прорабатывание для принятия оптимального решения по каждому ребенку. Низкий уровень знаний, не оправдывает однообразия устройства выпускников в училища начального профессионального образования. Ведь зачастую у ребят есть способности к творчеству, таланты, пусть не в физико-математических науках, а в танцах, спорте, рукоделии и т.д. А возможно это может стать первым шагом при выборе профессии, надо лишь подтолкнуть ребенка. К выпуску из детского дома дети должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет достаточную профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдержать конкуренцию при наличии безработицы.

Профессиональная ориентация в детском доме представляет собой ряд социально-психолого-педагогических и медицинских мероприятий с участием специалистов отдельных от детского дома структур. С помощью этих мероприятий выпускник может составлять свой профессиональный план с основной выбранной профессией, включив сюда также запасной вариант, учитывая свои желания, способности и возможности.

Поэтому в детском доме в данном направлении ведется целенаправленная работа.

В Уставе Учреждения указаны основные задачи педагогического коллектива, в числе которых – сопровождение профессионального самоопределения воспитанников. В детском доме разработаны и утверждены должностные инструкции заместителей директора по ВР и УВР, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника, в каждой из которых, конкретно указаны функции по профессиональному самоопределению воспитанников.

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении осуществляется в соответствии утвержденной педагогическим советом программе профессионального самоопределения воспитанников «Мой выбор, мой путь».

В методическом кабинете детского дома имеются:


  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – 1 «Об образовании»

  • Закон РФ от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»

  • «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» утвержденных ВС РФ 22.07.1993 № 5487 -1

  • «Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ» утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 29.08.1995 № 47

  • «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 27.09.1996 № 1.

  • Положение профессиональной ориентации воспитанников

  • Методическая литература по вопросам психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности

  • Методические рекомендации для педагогов, патронатных воспитателей, памятки для воспитанников

  • Информационные буклеты учебных заведений

  • Диагностический инструментарий

  • Использование информационных Интернет – ресурсов.

Указанные документы определяют деятельность педагогического коллектива по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников в профессиональном самоопределении.

Анализ работы за три года показал, какие ошибки и трудности испытывают воспитанники – выпускники детского дома в своем профессиональном самоопределении, наметить возможные направления деятельности по сопровождению.




Решаемые задачи

Возникающие ошибки и трудности

Возможные пути разрешения (направления деятельности по сопровождению)

Поиск необходимой информации

Отсутствие у воспитанников (искаженная, неупорядоченная) информации о ситуации на рынке труда, неумение соотнести выбор профессии со своим состоянием здоровья, способностей и потребностей

Повышение информированности об основных понятиях рынка труда, рынка образовательных услуг в Курганской области, в Варгашинском районе и других районах, уточнение содержания различных видов деятельности, определение основных требований, предъявляемых профессией к личности, помощь в детальном анализе выбранной профессии и возможных вариантов занятости

Накопление социального и профессионального опыта

Пассивная потребительская позиция воспитанников, отсутствие интересов у воспитанников к представленным профессиональным пробам.

Расширение осознания собственной ответственности в решении вопросов профессионального самоопределения, поиск и акцентирование личностного смысла социальных и профессиональных проб для дальнейшей жизни

Определение смыслов (назначения) будущей профессиональной деятельности

Отсутствие жизненных планов поиска, смысла жизни.

Разработка жизненных планов и определение смысла жизни.

Активизация социально-профессиональной позиции.



Формирование положительного отношения к труду

Недостаточное количество образцов и опыта трудовой деятельности. Неумение воспитанниками получать удовлетворение от полученных результатов.


Создание условий для получения опыта успешного осуществления деятельности через систему дополнительного образования.

Определение профессиональных предпочтений

Не достаточно сформирован у воспитанников уровень профессиональных интересов и увлечений

Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей.

Оценка собственных профессиональных интересов

Отсутствие индивидуальных профессиональных интересов и склонностей у воспитанников.

Система работы социального педагога, педагога-психолога, воспитателей.

Оценка собственных возможностей, построение образа "Я"

Не сформированность способности к самопознанию, не владение методами и способами самооценки, самоанализа, не адекватная самооценка, рассогласование

"Я-реального" и

"Я-идеального"


Формирование у воспитанников способности к самопознанию через индивидуальные дневники, составление индивидуальной карты на основе самоизучения, диагностики, составление списка достоинств, коррекция самооценки и уровня притязаний

Изучение внешней социально-экономической ситуации, ситуации на рынке труда, рынке образования

Не достаточный уровень информированности у воспитанников об экономической ситуации на рынке труда, отсутствие необходимых коммуникативных способностей

Развитие навыков самостоятельного анализа достоверности получаемой информации через прослушивание радиопередач, просмотр и анализа телепередач. Получение информации(постоянно обновляющейся) через профориентационный уголок «В мире профессий»

Определение запасного варианта (вариантов) выбора

Запасной вариант не проработан и нереалистичен, запасному варианту не придается должного значения

Обозначение значимости запасного варианта, проработка наиболее привлекательных и реалистичных запасных вариантов профессионального выбора

Настрой на реализацию выбранного варианта

Социальная незрелость воспитанников, неготовность к принятию решения и новой социальной активности, отсутствие достаточных сил и энергии для осуществления намеченных планов, тревога по поводу возможной неудачи, неуверенность в себе, в собственных возможностях по реализации намеченных планов

Осуществление профессиональных проб

(парикмахер, швея, столяр, повар, швея и другие)для расширения социально-профессионального опыта, формирование навыков самоанализа и анализа сущности различных видов деятельности, освоение воспитанниками алгоритма принятия решения и построения профессиональной карьеры, построение конкретных шагов по реализации профессиональных планов, выработка у воспитанников навыков реализации профессиональной карьер, сдачи экзаменов и т.д.


На основании выявленных ошибок и проблем вся работа по профессиональному самоопределению воспитанников строится на основе дифференцированного подхода, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагогический коллектив работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности осуществляет следующим образом:

составляет маршрут профессиональной адаптации (МППА) – «поддержка» на каждого воспитанника – выпускника, в котором указаны этапы работы.



Первый этап работы – профессиональное просвещение. На этом этапе происходит ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями региона в кадрах, путями получения профессий, особенностями трудоустройства. Чем больше информации о профессии получит ребенок, тем легче ему будет определиться с выбором.

Профпросвещение проводится в соответствии с местом расположения детского дома (сельская местность), обсуждаются профессии, которые могут получить дети (учебные заведения города и области). Использование профессиональных проб – вся трудовая деятельность, в которой участвуют наши дети – выпечка, шитье, участие в ремонте жилых комнат в детском доме, работа на приусадебных участках и т.д., при этом учитываются возрастные особенности, особенности личности детей.



Второй этап – профессиональная диагностика: выявление профессионально значимых свойств: способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений. Используется следующий диагностический инструментарий:

  • Методика В. Смекала и М. Кучера «Изучение направленности личности»

«Карта интересов»

  • ДДО Е.А. Климова

  • «Карта интересов» методика А.Е. Голомштока

  • Г. Айзенг “Определение типа темперамента”

  • Методика Жиля Рене и другие

Третий этап – совместно с воспитанником составляется папка «Профессиональное самоопределение воспитанника», в которую входят: карта личностных характеристик воспитанника (составляется на основании результатов диагностик, проведенных педагогом – психологом), карта профессионального выбора, соответствие выбора воспитанника и его возможностей. Чтобы лучше узнать о своих сильных и слабых сторонах, научиться соотносить свои способности с требованиями будущей профессии, чтобы выбрать правильный путь дальнейшего образования и сделать окончательный выбор будущей профессии детям предлагается заполнить анкеты: Анкеты «Мой выбор профессии», «Самоопределение личности», «Планы профессиональных намерений и планов на будущее», «Мотивы выбора профессии» и т.д. По результатам диагностирования корректируется и планируется дальнейшая работа с воспитанниками.

На четвертом этапе проводится профконсультирование специалистами: оказание помощи воспитаннику для успешного профопределения. Профконсультирование проводят как специалисты детского дома (педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник), так и специалисты других учреждений социума (центр занятости населения и другие) в случае необходимости. Все консультации, встречи, беседы – фиксируются, прописывая цель (проблемы личностного развития, проблемы профессионального выбора и т.п.).

На пятом этапе ежегодно в феврале месяце проводится профконсилиум, где дается заключение о соответствии индивидуальных качеств личности ребенка его профессиональному выбору, вырабатывает совместное решение по ликвидации проблем профессионального выбора. При обсуждении проблемы учитываются физиологические, психологические особенности ребенка, а так же его желания и возможности. Профконсилиум завершается разработкой рекомендаций для воспитанников.

Заключительный этап – реализация рекомендаций: подготовка и содействие в поступлении в учебные заведения, отслеживание постинтернатной адаптации воспитанников. Если при реализации рекомендаций возникают проблемы, то работа по профопределению возвращается на четвертый этап – профконсультирование специалистами.

Значительная роль отводится вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов детского дома в данном направлении. Для эффективного ведения профориентационной работы были проведены согласно плану следующие мероприятия:



  • Диагностика педагогов с целью выявления знаний по профессиональному самоопределению и профориентации воспитанников.

  • Семинары: «Теория и практика профориетационной работы»; «Подготовка воспитанников к компетентному выбору профессии»; «Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии воспитанниками детского дома».

  • Профконсультации по изучению личности воспитанников детского дома: «Изучение личностных особенностей и способностей воспитанников детского дома»; «Изучение склонностей и интересов воспитанников детского дома»; «Изучение профессиональных намерений и планов воспитанников детского дома».

  • Занятия (с элементами тренинга) профессионального самосовершенствования педагогов («Мир профессий.

Слагаемые выбора», «Проблемы и способы их решения», «Общение

в системе межличностных отношений и взаимодействия людей»,

«Жизненное и профессиональное самоопределение»).


  • Лекторий для патронатных воспитателей «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении воспитанников детского дома».

  • Круглый стол «Выбираем свой путь» для воспитанников, воспитателей с участием представителей УНПО, УСПО

  • Психолого-медико-педагогический консилиум «Профессиональные предпочтения воспитанников и система работы по их профориентации»

  • Педагогический совет «Сопровождение профессионального самоопределения воспитанников детского дома».

  • МО «Методики профориентационной работы» («Методика профориентационной работы по возрастным группам», «Методические основы профориентации во внеклассной работе», «Работа с воспитанниками по интересам», «Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей воспитанников, основы профконсультации», «Методы работы с патронатными воспитанниками по вопросу выбора профессии», «Профориентация в процессе изучения основ наук»).

С 2008 года педагогический коллектив работает по программе «Мой выбор, мой путь».

Целенаправленная работа педагогов дает положительные результаты, способствует поступлению и дальнейшему успешному обучению выпускников в учебных заведениях.

Ежегодно в детском доме проводится мониторинг воспитанников – выпускников закончивших пребывание в детском доме и поступивших в учебные заведения.


Учебные заведения

Год поступления

Продолжают обучение

2007-2008

2008-2009

2009-2010

ВУЗ

1

3

-

4

ГОУ СПО

3

9

1

10

ГОУ НПО

2

6

-

3

Всего выпускников

6

18

1

17

Сравнительный анализ поступивших и отчисленных воспитанников из образовательных учреждений за 3 года



В соответствии с программой ежегодно в марте проводится месячник, посвященный профессиональному самоопределению воспитанников, в течение которого реализуется комплекс мероприятий. Наиболее эффективно проходят мероприятия, нацеленные на расширение информированности представлений о мире профессий, возможности изучения самого себя. Это тематические беседы-размышления, устные журналы, игровые упражнения, мини-дискусии, тренинги успешности, встречи с людьми разных профессий, экскурсии. Воспитанники активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность профессионального самоопределения воспитанников.

Большое значение в профессиональном самоопределении воспитанников имеют занятия с педагогом – психологом. Педагог - психолог работает над формированием позитивного отношения к профессиональной деятельности и трудовых навыков. Если этого не происходит, наивно ожидать чуда - правильного и осознанного выбора профессии у воспитанников старших классов. Вопрос в том, как строить эту работу? Можно испугать детей, показав неприглядные стороны профессии, дезинформировать, представляя работу «сквозь розовые очки» в угоду конъюнктуре рынка труда, или вообще отбить интерес к труду скучными, неинтересными занятиями. Профориентация- это, прежде всего, развитие профориентационного самосознания и ценностных установок личности.

В детском доме у воспитанников формируется разнообразная палитра представлений о мире профессий, и на основе этого материала ребята могут анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Именно эти представления создают психологическую основу для развития профессионального самосознания.

Структура профориентационных занятий опирается на познавательные интересы детей, на то, что им действительно интересно. При планировании этих занятий учитываются особенности и включаются различные модификации существующих психологических игр. Например, игра на информирование подростков о различных аспектах трудоустройства «Собеседование». В этой игре ребята должны приготовить краткие и убедительные доказательства своих преимуществ по сравнению с другими претендентами на предполагаемую должность.

На психологических профориентационных занятиях большое внимание уделяется стратегии выбора профессии, человеческому фактору (эмоциональный интеллект, конструктивное взаимодействие, рождение команды), планированию профессиональной карьеры. Педагог - психолог использует такие формы работы, как: тренинг (где присутствуют элементы самодиагностики, ролевые игры, упражнения, направленные на формирование психологической готовности к обоснованному выбору профессии и развитие навыков планирования профессиональной карьеры), деловая игра, занятие, КВН и др.

У детского дома налажена тесная взаимосвязь с центром занятости. Встречи, занятия, организованные специалистами службы центра занятости направлены на информирование воспитанников о рынке труда в Курганской области, на выявление расположенности интересов детей к какой – либо профессии.

В целях обеспечения эффективной работы в детском доме по профессиональному самоопределению воспитанников идет оценка уровня жизненных планов воспитанников в данном направлении, а именно: «Я могу =быть», «Я=хочу быть», «Я=надо» и т.д. (по материалам Г.К. Селевко, О.Ю. Соловьевой).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница