Сборник методических материалов по подготовке к региональному экзамену в 4 классе изучение трудных тем



страница1/20
Дата04.10.2019
Размер0,65 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Отдел образования администрации муниципального образования Адамовский район

Районный методический кабинет МКУ «Многофункциональный центр


СБОРНИК

методических материалов

по подготовке к региональному экзамену

в 4 классе

ИЗУЧЕНИЕ ТРУДНЫХ ТЕМ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ

К КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ
(по материалам районного семинара)


для учителей начальных классов

Адамовского района

Адамовка

2016г.

Методика обучения решению задач на движение

в начальных классах

Лакпаева Н.А., учитель МБОУ «Юбилейная СОШ»

Задачи на движение являются наиболее сложным объектом для решения. Это объясняется тем, что учащиеся впервые на практическом уровне рассматривают понятие «векторной величины», то есть скорость - путь, пройденный за единицу времени в определенном направлении.



На первом уроке происходит уточнение имеющихся представлений о времени и расстоянии, формирование представлений о скорости; осознание взаимосвязи между этими величинами. Также необходимо, опираясь на жизненный опыт и наблюдения учащихся обратить внимание детей на то, что некоторые предметы могут двигаться быстрее и медленнее. Например, велосипедист может обогнать пешехода, автомобиль – велосипедиста, самолет – автомобиль и т.д. Предметы могут двигаться равномерно. Так, например, пешеход может проходить за каждый час по 4 км; автомобиль может проезжать за каждый час по 80 км; бегун может пробегать за каждую секунду по 8 м и т.д. В этом случае говорят, что скорость (соответственно) пешехода – 4 км в час (записывают 4км/ч), автомобиля 80 км/ч, бегуна – 8 м/с.

С целью обобщения представлений детей о движении можно провести наблюдения в условиях класса, где движения будут демонстрировать сами дети. Так, одно тело может двигаться быстрее, медленнее, может остановиться, может двигаться по прямой или кривой. Два тела могут двигаться в одном направлении, а могут в противоположных, либо приближаясь одно к другому. Наблюдая указанные ситуации в условиях класса, показываем детям, как выполняются чертежи: расстояние принято обозначать отрезком, место (пункт отправления, встречи, прибытия) обозначают либо точкой на отрезке и соответствующей буквой, либо флажком; направление движения указывают стрелками. Если, например, скорость одного поезда была 60 км в час, а другого – 45 км/ч, то первая стрелка должна быть длиннее второй. Задача может быть решена с составлением краткой записи в виде таблицы. В ходе решения этих задач у учащихся формируются представления о некоторых средних скоростях (пешехода, велосипедиста, автомобиля, теплохода, самолета).

Пример: Пешеход был в пути 3 часа. Он прошел расстояние 12 км. Каждый час он проходил одинаковое расстояние. Сколько км в каждый час проходил пешеход?

Расстояние, пройденное пешеходом, обозначим отрезком. Сколько часов был в пути пешеход? Что еще сказано о пешеходе? На сколько равных частей мы должны разделить отрезок? А теперь внимательно посмотрите на чертеж и скажите: сколько км пешеход проходил в каждый час? (4 км) Как узнали? (12:3) Почему делили? (Потому что пешеход был в пути 3 часа и в каждый час проходил одинаковое расстояние). Итак, сколько км проходил пешеход в каждый час? (; км) Число 4 обозначает, что в каждый час пешеход проходил по 4 км. Эта величина называется скоростью.

На уроках до понимания учащихся должен быть доведен тот факт, что 5 м в минуту и скорость 5 км в час – не одно и то же. Необходимо рассмотреть, например, в связи с решением задачи № 146: «Скорость поезда 60 км\ч, а скорость самолёта – 15 км\мин. На сколько больше скорость самолёта, чем скорость поезда?»

Пример: Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух сел и встретились через 3 часа. Первый пешеход шел со скоростью 4 км/ч, второй – 5км/ч. Найди расстояние между селами.

По схеме ученики рассказывают содержание задачи. При этом выясняется: откуда начал движение каждый пешеход? С какой скоростью двигался каждый? Почему их место встречи на схеме обозначено ближе к месту выхода одного из пешеходов? Кого из них? Можно спросить при этом: «В каком случае флажок окажется точно на полпути? Что означает деление слева от флажка, справа от флажка? Почему они различны по длине? Что означают числа под стрелками?

Такое подробное рассмотрение учит детей «читать» схему. Затем учитель может спросить у класса: «Как решить задачу?» Возможно, один из учеников приведет примерно такое рассуждение: «Один пешеход до встречи прошел 4*3=12 (км), а другой – 5*3=15 (км). Расстояние между селами будет 12+15=27 (км).

Если такого ученика не нашлось и предложения детей неполны или неверны, то учитель проводит, пользуясь наводящими вопросами, эту работу с классом, постепенно подводя его к составлению по задаче выражения:

4*3 + 5*3 (км). Найдя значение этого выражения, получим ответ: расстояние между селами равно 27 км.

Здесь так же, как и при решении других задач, полезно предлагать различные упражнения творческого характера. В частности, ставится вопрос вида: «Могли ли велосипедисты (теплоходы, пешеходы и т.п.) встретиться на середине пути? При каких условиях? Если велосипедисты после встречи будут продолжать движение, то какой их них придет раньше к месту выхода другого велосипедиста, если будет двигаться с той же скоростью и др.?



Как научить всех учащихся решать разнообразные виды задач на движение? Многие учителя, особенно начинающие, знакомы с трудностями, связанными с организацией на уроке фронтальной работы над текстовой задачей. Ведь в то время, когда большая часть учащихся класса только приступает к осмыслению содержания задач вместе с учителем, другая пусть меньшая часть, уже знает, как их решать. Одни учащиеся способны видеть разные решения, другим необходима значительная помощь для того, чтобы просто задачу решить. Да и потребность в мере помощи различна у разных учеников. При этом определенная часть учащихся класса так и остается недогруженной, так как предлагаемые задачи слишком для них просты.

Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, мы используем индивидуальные карточки-задания, которые готовим заранее в трех вариантах. Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. Они предлагаются учащимся в виде печатной основы. Ученики выполняют задание письменно в специально отведенном для этого месте. Предлагая ученику вариант оптимального для ученика уровня сложности, мы осуществляем дифференциацию поисковой деятельности при решении задач.

Приведем примеры таких карточек.

Задача. От двух пристаней, расстояние между которыми 117км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, другой – 24 км/ч. Какое расстояние будет между катерами через 2 ч после начала движения?

1-й уровень дается готовый чертеж

а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;

б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние.

в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.

г) прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

Если задача решена, то запиши ответ. Ответ:__________



2 уровень. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данные и искомое:

Рассмотри «дерево рассуждений» от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия.

17 км/ч - ? 24 км/ч -? Время сближения - ? Расстояние между пристанями - ?

Запиши решение задачи: а) по действиям; б) выражением. Ответ: _________



3 уровень. Выполни чертеж. Пользуясь чертежом, найди более рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений».

Пользуясь планом, запиши решение задачи: по действиям;

выражением.

Ответ: ________

Важным является вопрос об организации такой работы на уроке. Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы учитель имеет возможность оказать индивидуальную помощь отдельным учащимся.

Работа над текстовой задачей на уроке с помощью описанных нами карточек-заданий органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся, позволяет формировать у них умения решать текстовые математические задачи на доступном уровне сложности, - это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.



Таким образом, при ознакомлении учащихся со скоростью движения и изучения связи между величинами скорость, время, расстояние, необходимо использовать схемы, чертежи, занимательные задачи и задачи развивающего характера, которые повышают интерес у учащихся, способствуют осознанному приобретению знаний, умений и навыков, развивают память, речь, мышление.

Задачи повышенной сложности:

1.Из города в деревню, расстояние до которой 32 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч. А из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Кто из них будет дальше от города через 2 часа?

2. Сергей ехал в школу на велосипеде. Занятия в школе начинаются в 9 ч.   В 8ч 40мин он уже проехал половину пути. Если Сергей будет продолжать ехать с такой же скоростью, то приедет в школу за 10 минут до начала занятий. Сколько минут он ехал в школу?

3. Из двух городов по реке одновременно выплыли навстречу друг другу две моторные лодки. Скорость первой лодки 15км/ч, второй лодки 35км/ч. Первая лодка двигалась по течению реки. Скорость течения реки 5км/ч. Через сколько часов лодки встретились, если расстояние между городами 250км?




Каталог: metodrabota -> recom
metodrabota -> Содержание методической работы доу
metodrabota -> Адреса эффективного педагогического опыта учителей Куртамышского района
metodrabota -> Паспорт программы Понятийный аппарат
metodrabota -> Понятие деятельности
metodrabota -> Слайд1 Педагогический совет «Педагогические условия развития и самореализации обучающихся в воспитательном пространстве гбоу сош №1420. г. Москва»
metodrabota -> Урок лекция Урок беседа Урок с использованием учебного кинофильма
metodrabota -> Учебно-методическое пособие для студентов специальности 050144 «Дошкольное образование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница