Сборник методических материалов «Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями фгос»



страница1/4
Дата10.03.2021
Размер0,87 Mb.
#103593
ТипСборник
  1   2   3   4

Нижнетагильский филиал

государственного бюджетного образовательного

учреждения дополнительного профессионального

образования Свердловской области



«Институт развития образования»

Кафедра андрагогики



СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

«Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС»


Нижний Тагил

2012


Современные тенденции проектирования
технологических карт урока

Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, по­этому обращение педагогов к технологическо­му подходу в образовании не случайно. Инте­рес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструирова­нии технологической карты урока: в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные части. Технологическая карта урока – современ­ная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности. Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесооб­разное изменение и преобразование действи­тельности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятель­ности, и, следовательно, неотъемлемой характе­ристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения после­довательности всех осуществляемых дей­ствий и операций, приводящих к намечен­ному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности. Технологическая карта урока – обобщен­но-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возмож­ной корректировкой (заложенной изначаль­но вариативностью урока).

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учите­лю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необхо­димость и определила структуру технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образо­вательные результаты.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой си­стему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необхо­димость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной це­левому назначению проектируемого урока.

В технологической карте необходимо спроектировать на каждом этапе урока деятельность учителя и обучающихся, продумывая систему формирования и развития УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных (формируемые способы деятельности и проявленные действия ученика).

В сборнике приведены методические материалы (технологические карты уроков) слушателей дополнительной профессиональной программы «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения».






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница