Сборник методических материалов г. Рыбинск, 2006



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер435 Kb.
ТипСборник
  1   2   3   4
Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних

«Наставник»


Организация жизни и деятельности детей

в разновозрастной группе

социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Сборник методических материалов




г. Рыбинск, 2006

Сборник методических материалов подготовлен коллективом авторов в составе: Савин Г.И., Кисина Т.С., Жаворонкова Т.Н., Мухин В.Д., Потапова Э.О., Белоусова О.Ю. и др. г. Рыбинск, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник»: 2006. – 71 с.

Рецензент: Ильина Е.Н. заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом № 79 г. Рыбинска, специалист высшей квалификационной категории.

Разновозрастная группа является одной из наиболее эффективных форм воспитания детей и подростков в условиях интернатного учреждения. Предлагаемые методические материалы построены на основе практического опыта работы специалистов инновационно - экспериментального учреждения Центр «Наставник». Они могут помочь в повседневной деятельности специалистам и сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, специалистам органов социальной защиты населения.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………………………………...4


  • Белоусова О. Ю. Особенности детей, поступающих в социально-реабилитационные учреждения ……………………………………………………………. 5

  • Потапова Э. О. Содержание деятельности воспитателя в разновозрастной группе……………………………………………………………………………………….....9

  • Егорова Н.К. Особенности проведения занятий в разновозрастной группе ……12

  • Белавина И. Ю. Организация режима дня ………………………………………..15

  • Королёва Е. О. Организация трудовой деятельности в разновозрастной

группе……………………………………………………………………………………….. 17

  • Мясникова Н. Ю. Организация прогулок в разновозрастной группе ………….. 21

  • Озерова И. В. Формирование бытовых умений через общение

в разновозрастной группе ………………………………………………………………... 23

  • Синюкова Ю.В. Подготовка домашнего задания в условиях разновозрастной

группы ……………………………………………………………………………………... 27

  • Гусева М. И. Взаимоотношения между детьми в разновозрастной группе…………...................................................................................................................... 32

  • Озерова И. В. Общение детей в разновозрастной группе через совместную

деятельность ……………………………………………………………………………….. 34

  • Казаченкова А.Н. Разновозрастные особенности общения детей

дошкольного возраста ……………………………………………………………………. 37

  • Киселева Т.Ю. Организация работы в разновозрастной группе

через досуговую деятельность …………………………………………………………… 41

Приложения




  • Комплексное занятие «Золотые краски осени» ……………..................................44

  • Развивающее занятие «Весёлое путешествие» …………………………………...46

  • Игры и упражнения на формирование доверия к группе ……………………….50

  • Дидактические игры по трудовому воспитанию ………………………………...54

  • Этическое упражнение «День добрых сюрпризов»……………………………....56

  • Конспект занятия по труду в разновозрастной группе…………………………..57

  • Организация трудового десанта в разновозрастной группе ……………………..59

  • Игры и занятия на формирование социальных навыков…………………………60

  • Командная познавательная игра «Весёлый калейдоскоп» ……………………...62

  • Конспект занятия по нравственному воспитанию «Лучшее слово о дружбе»….65

  • План – конспект занятия «Утреннее солнце»……………………………………69

Литература …………………………………………………………………………………..71




Введение.
В Конвенции о правах ребенка отмечено, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.

Сложившаяся в настоящее время в нашей стране система социальной поддержки детей имеет комплексный характер и включает широкий набор мер, направленных на обеспечение профилактики социального неблагополучия, оказание помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации; на социальную защиту тех, кто относится к социально уязвимым группам населения.

В числе таких мер наряду с социальными выплатами все большее развитие получают социальные услуги, которые предоставляются социозащитными учреждениями с учетом специфики положения различных категорий населения.

В последнее десятилетие стала создаваться принципиально новая, личностно-ориентированная разветвленная система учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов. В том числе, социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. Это потребовало поиска и разработки оптимальных методик для работы с детьми. Специфика данной работы состоит в том, что возрастной состав детей-воспитанников учреждений постоянно меняется, и нет четких границ возрастных групп, что и составляет сложность воспитательного и социально-реабилитационного процесса в целом.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности. Она требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределить внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями, учитывая специфику учреждения.

Представленные методические рекомендации основаны на более чем 10-ти летнем опыте работы специалистов приемно-реабилитационного отделения «Свеча» (ПРО «Свеча») и социально-реабилитационного отделения «Убежище» (СРО «Убежище») муниципального учреждения Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Наставник» г. Рыбинска.

Данное методическое пособие адресовано педагогам, практическим работникам социально-реабилитационных учреждений и содержит материал по организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе.


Особенности детей,

поступающих в социально-реабилитационные учреждения
Белоусова О. Ю. – воспитатель ПРО «Свеча»

Состав детей, поступающих в социально-реабилитационные учреждения, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей, с широким спектром личностных деформаций, с искажёнными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами. Они приобрели печальный опыт бродяжничества, приобщены к алкоголю, наркотическим средствам и ранним половым связям. Среди них встречаются жертвы физического, психического, сексуального насилия. Психическое состояние таких детей нестабильно. Часто наблюдаются симптомы нервно-психических заболеваний, задержка психического развития и др. Часть беспризорных или безнадзорных детей носители и распространители опасных инфекционных заболеваний. Чесотка, педикулёз, венерические заболевания – обычное для них явление. Дети, поступающие в социально-реабилитационные учреждения, пережили на своём коротком веку немало психотравмирующих ситуаций. У большинства детей проявляется соматическая ослабленность, у многих отмечаются определённые нарушения в состоянии психического здоровья и развития.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста – самая многочисленная часть воспитанников реабилитационных учреждений. В основном, это дети из неблагополучных семей. Условия жизни в семье наложили на них печать глубокой и разносторонней депривации. Все дошкольники, как правило, испытали дефицит позитивного развивающего общения со взрослыми. Поэтому они проявляют большой интерес к взрослым, испытывают обострённую потребность во внимании и доброжелательности с их стороны.

Семи - десятилетние дети чаще попадают в реабилитационные учреждения из неблагополучных семей, но иногда встречаются и беспризорники, обитающие в подвалах, на чердаках. Дети этого возраста, как правило, недолго пребывают на улице, они скорее подростков попадают в поле зрения милиции или населения. Они ещё не успевают полностью адаптироваться в большом мире, но урон их развитию уже нанесён и семьёй, и улицей.

Дети 10-11 лет конфликтны в общении и со взрослыми, и со сверстниками. Сферу общения со взрослыми у этих детей характеризует особая напряжённость. С одной стороны, они проявляют по отношению к взрослым агрессивность, с другой – своего рода потребительский интерес. Прежде всего, это следствие неудовлетворённой потребности в родительской, материнской любви. Дети, растущие вне семьи, часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в депрессию.

Среди подростков 12-15 лет немало тех, кто прошёл уличные «университеты». Они ещё не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в свою семью. Подростки уже подвергались дополнительному риску жестокого обращения и насилия, приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. У них искажено нравственное сознание – понятие о добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.

Приняв от взрослых полную меру жестокости, подростки и сами ожесточаются. Они ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими, умение найти выход из любого положения, приспособиться к любым условиям, держать язык за зубами. Бродяжничая, многие из них узнают вкус лёгкой наживы.

Попадая в социально-реабилитационные учреждения, дети естественно не сразу адаптируются к новой социальной среде. Требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Этому способствует разнополый и разновозрастный состав групп, потому что является моделью многодетной русской семьи, где есть старшие и младшие, братья и сёстры. Только находясь в такой группе, ребёнок адекватно устраивает всё многообразие социальных ролей, существующих в обществе. Раньше, когда ребенок рос в большой семье, в окружении младших и старших братьев проблем с ним не было. У каждого члена семьи, в зависимости от возраста, были свои обязанности. Подражая старшим, младшие неосознанно усваивали способы поведения. Сама атмосфера семьи воспитывала ребенка. Современный ребенок чаще всего в семье один, его круг, кроме взрослых, ограничен общением со сверстниками.



В условиях разновозрастной группы социально-реабилитационного учреждения воспитатель учит детей определенным стилям поведения, как с младшими, так и со старшими. Это способствует успешной адаптации ребенка к новой социальной ситуации. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично проходит взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. У старших ребят есть свои обязанности, они – главные помощники воспитателя. Они могут придти на помощь младшим, помирить малышей. В условиях разновозрастной группы ребенок быстрее осваивает правила жизнедеятельности учреждения, ему начинают доверять серьезные дела. Ребенок учится правильно вести себя, творчески повторяя действия старших, перенимая их опыт.

Комментарии методиста:

________________________________________________________________

Дети, не имеющие семьи, а также дети, родители которых либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности, составляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей, поступающих в социально-реабилитационные учреждения.

Феномен «социального» сиротства приобрел в настоящее время острейшую социально-экономическую и нравственную значимость, необходим глубокий анализ социальных и психолого-педагогических аспектов этой проблемы. В чем причины того, что дети при живых родителях остаются наедине со своей трудной судьбой?

  1. Ведущей причиной является алкоголизм и наркомания (в последние годы) родителей, а отсюда – жесткое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тыс. детей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, при чем часть из них отбирается через лишение прав.

  2. Увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин.

  3. Увеличивается количество недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний. В настоящее время в России в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет;13 тыс. – 16 лет; 36,7 тыс. – в 17 лет. В группе неполных семей с несовершеннолетними матерями отмечается высокий уровень материнской депривации; около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах.

  4. Увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остается без одного родителей.

  5. Отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев.

  6. Среди неблагоприятных факторов социального сиротства значительное место занимает увеличение числа неполных семей. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. По данным социологических опросов, более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30 % детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации человеческой личности, а как следствие этого процесса – невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка.

Самое драматичное последствие социального сиротства – это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к 3-4 группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые.

Все это необходимо учитывать сотрудникам специализированных учреждений для несовершеннолетних в своей повседневной работе.



Содержание деятельности воспитателя

в разновозрастной группе
Потапова Э. О. – воспитатель ПРО «Свеча»
В силу специфики детского коллектива ПРО «Свеча» воспитателю приходится работать с разновозрастными группами. С одной стороны, в таких группах создаётся благоприятная обстановка для развития личности как старших, так и младших детей. В этом случае разновозрастная группа формируется по образцу большой дружной семьи, где налицо ответственность и инициативность старших и всё возрастающая самостоятельность младших. С другой стороны, разный возраст детей активизирует специфические трудности и проблемы и в первую очередь это - организация занятий. В одновозрастной группе воспитатель, подготавливаясь к занятиям, опирается на содержание, рассчитанное на определённый возраст. В разновозрастной группе он совмещает требования содержания программы по двум и более возрастам. Это требует от педагога дополнительных усилий. В ходе занятий педагог должен своеобразно состыковать различное содержание материала занятия соответствующим возможностям детей, быстро переключить своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой.

Отсюда и специфическая задача: организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших- другие, сообразно их интересам и возможностям.

Таким образом, воспитатель в разновозрастной группе использует различные виды деятельности, причём, он должен учитывать и способы организации, и характер распределения функций.

Так, например: коллективная работа (панно, аппликация): старшие дети-организаторы и основные исполнители составляют узор, вырезают сложные фигуры, закрепляют детали, а младшие, их помощники, обводят несложный контур по шаблону, смазывают клеем детали, подают инструменты. Воспитатель обращает внимание детей на положительные качества их старших и младших товарищей, поощряет любую попытку помочь, защитить, научить младшего. А младшие, подражая старшим, учатся выполнять задание старательно, преодолевать трудности.

Проще обстоит дело с изодеятельностью. В этой деятельности дети каждого возраста могут проявить свои способности в полной мере. Так, например, в тематическом рисовании («Времена года», «Праздник»…) старшие дети выполняют более сложные рисунки – осенний лес, парад на Красной площади, а младшие, соответственно, осенние листочки, салют.

Ролевые игры. Один вариант - старшие исполняют более ответственные роли (учителя, продавца, водителя и т.д.), а младшие - как бы подчинённые (ученики, покупатели, пассажиры). Во избежание проявлений эгоизма целесообразны смены ролей и позиций участников (второй вариант - наоборот), когда работой руководят малыши, а старшие- исполнители замысла.

Командные игры. Здесь открываются большие возможности для реализации способностей всех участников, как младших, так и старших и возможность проявить себя внутри одновозрастной подгруппы, т.к. при проведении командных игр (познавательного, спортивного, развлекательного характера) воспитатель учитывает (при подборе заданий) возрастные особенности детей, а также их потенциальные способности.

Поэтому наряду с интеллектуальными заданиями должны присутствовать задания творческого характера (дорисовать, придумать рассказ, пантомима). Хороший воспитательный эффект даёт включение в командную игру заданий-шуток, заданий-забав. Курьёзные ситуации, смешные действия старших и младших сближают участников, способствуют проявлению более глубокого интереса друг к другу, положительных эмоций, эмпатии.



Инсценировки. Используются как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве задания, например, в командной игре. Здесь так же распределение ролей происходит с учётом возраста и способностей детей. Воспитатель положительно подкрепляет действия и поступки старших, обращая внимание на них младших. А похвала младших, забота о них всё больше будет ориентировать старшего ребёнка на младшего партнёра. Совместное участие детей в той или иной деятельности способствует взаимопониманию, развивает умения, сплачивает.

Развлечения, концерт, представления. Можно подготовить как для маленьких силами старших детей, так и для старших силами младших. Очень сближает такая форма работы, особенно, если она приурочена к Дню рождения. Дети любого возраста с удовольствием участвуют в подготовке праздника, т.к. каждый может представить номер программы в соответствии со своими возможностями, интересами, талантами.

Задача воспитателя – показать на примере совместной деятельности старших детей с малышами, что не столько обязанность, сколько успешное взаимодействие.



Комментарии методиста:

_____________________________________________________________


Важно! Работая с детьми в разновозрастной группе, необходима координация деятельности всех педагогов. Помимо специально организованных занятий, квалифицированный педагог может и должен использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других занятиях, в игре, на прогулке, при организации питания …), с целью обогащения и развития социальной компетентности детей. Этой цели может служить и организация общих мероприятий на уровне всего учреждения, таких как праздники, занятия в студиях, кружках. Разнообразие организационных форм будет способствовать существенному расширению спектра общения детей и взрослых, позволит педагогам лучше понять чувства и переживания детей, поддержать их в разных ситуациях.

Однако необходимо иметь ввиду, что положительный опыт ребенок приобретает только в том случае, если подготовка мероприятия, организация занятий и игр строятся таким образом, чтобы дети почувствовали необходимость друг в друге, поняли значение взаимопомощи.

Возможные конфликтные ситуации взрослые не должны считать чем-то отрицательным, неприятным. Их следует использовать конструктивно, в качестве упражнения для приобретения детьми умения решать подобные проблемы. Важно поддерживать в детях чувство общности, желание сотрудничать, стремиться, чтобы они играли не только с теми, кто им нравится и с кем они дружат.

Самое главное – это профилактика психологического неблагополучия детей, которое в дальнейшем может проявиться в виде неврозов, комплексов, стрессов. Воспитатель должен постоянно внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием детей; дифференцировать программный материал, разделяя его на тот, который дается фронтально, и тот, который требуется объяснить небольшой подгруппе или индивидуально.

Воспитатель должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие, как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, спрашивать о желаниях, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

Особенности проведения занятий

в разновозрастной группе
Егорова Н.К. – воспитатель ПРО «Свеча»
При работе в разновозрастной группе воспитателю необходимо учитывать особенности мышления и уровень развития инструментальных навыков детей разного возраста. Проводя занятие в разновозрастной группе, следует обратить внимание на следующие моменты.

  • Формирование заинтересованного отношения к общему результату. Дети должны знать, зачем выполняется работа, в чем преимущество совместной деятельности.

  • Формирование у детей способности действовать сообща, согласовывать свои действия. Это учит работать в команде, объединять усилия, подчинять личные интересы общим целям, учит детей договариваться, искать способы разрешения возникающих конфликтов.

  • Анализ общего результата и личного вклада каждого участника.

  • Важным моментом является умение воспитателя регулировать длительность занятий для детей разного возраста. Здесь возможна работа с подгруппой или индивидуально в ходе одного занятия.

В условиях нашего отделения проводятся занятия по программе «Эмоциональное раскрепощение в процессе художественного творчества». Особенность этой программы состоит в том, что использование языка художественной экспрессии не требует способностей к изобразительной деятельности и особых художественных навыков.

Детям предлагается большой выбор изобразительных средств: краски акварельные и гуашевые, цветные карандаши, акварельные и восковые мелки, пастель и многое другое; бумага с различной плотностью и текстурой; фломастеры, угольные карандаши. Используются различные техники: графика, живопись, витраж, коллаж, аппликация, смешение техник.

Таким образом, программа практически не имеет ограничений в исполнении и возрастные рамки довольно широки.

Огромную роль играет атмосфера сотрудничества и взаимопонимания в детской среде. Единство темы занятия дает возможность для создания единого эмоционального настроя.

Информацию, полученную на занятии, некоторые дети (младшие) узнают впервые, более старшие уточняют и дополняют ее, закрепляя знания. Такие занятия позволяют каждому ребенку решать посильную задачу. Распределение заданий позволяет получить разнообразные изображения. Одни и те же предметы и явления изображаются детьми разного возраста по-разному, на «своем» уровне: младшими - более обобщенно; средними – упрощенно, но отображая характерные особенности; старшими – с передачей характерных особенностей в цвете, свете, форме.

Часто в работе с детьми разного возраста проводятся комплексные занятия, где более старшие и «опытные» дети помогают в подготовке к занятию, а в ходе совместной работы старшие дети берут на себя и роль консультанта. Воспитатели часто используют и такой приём, как разделение операций, когда разновозрастными воспитанниками выполняется одна объёмная трудоёмкая работа, в это время младшие дети чаще работают с шаблонами и готовыми формами. Так, например, занятие «Птичий двор» - комплексное. В ходе занятия младшие дети изображают яйцо, средние – цыпленка, старшие – петуха и курицу, а также заканчивают оформление всей работы.

Ещё один из вариантов организации детей на занятии – работа в паре «старший - младший», где дети выполняют определённые задания, распределив работу между собой. Подобным образом мы проводим творческие работы, аппликации, оригами, кусудами. Старшие дети дополнительно показывают младшим, как можно выполнять то или иное задание, объясняют и контролируют действия младшего. Младший ребенок, в свою очередь, использует работу старшего как поэтапный образец, заимствует способы и приемы работы.

Активность старшего ребенка по отношению к младшему имеет серьезный воспитательный эффект, формируя у «наставника» чувство ответственности и причастности к работе младшего.




Комментарии методиста:
Тема. совместный труд с воспитателями (замена воды в аквариуме) программное содержание.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница