Утверждено на заседании Совета Института иностранных языков (Протокол № 11 от 24.05.12)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского архитектурно-строительного университета
кандидат педагогических наук, доцент Уральской государственной юридической академии Н.В.Ялаева
К СВЕДЕНИЮ АВТОРОВ
Кафедра иностранных языков УрГПУ приглашает Вас принять участие в VI международной научно-практической конференции «Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», которая состоится 25октября 2012 на базе кафедры иностранных языков Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург).
Цели конференции:
-
обобщение инновационных подходов и технологий, используемых в системе обучения иностранным языкам для специальных целей;
-
обобщение методического опыта работы над иностранным языком для специальных целей (методические разработки учебных и внеаудиторных занятий по ТЯ для специальности);
-
выявление уровня сформированности иноязычной профессиональной компетентности специалистов в вузе и путей его повышения;
Основные направления работы конференции:
-
Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования: школа - ссуз – вуз (бакалавриат – магистратура – аспирантура): цели, содержание, методы, средства, технологии.
-
Формирование профессиональной компетентности специалиста в рамках обучения иностранным языкам. Интегративный подход в обучении ИЯ.
-
Самостоятельная учебная деятельность в профессионально-ориентированном обучении ИЯ.
-
Особенности обучения ИЯ студентов неязыковых специальностей.
-
Обучение иностранному языку для общих целей в школе в контексте профессионально-ориентированного обучения.
-
Подготовка магистров, аспирантов и соискателей к кандидатскому экзамену по ИЯ.
-
Языки для специальных целей: место и роль в общей структуре национального языка, характеристика языков специальности, типология специальных текстов.
-
Иноязычная научная и профессиональная коммуникация.
Заявки на участие и материалы докладов принимаются до 15.10.2012 по электронной почте
conference481@mail.ru
Требования к оформлению:
-
текстовый редактор Word 2003-2007, шрифт TimesNewRoman 14,
-
межстрочный интервал 1,5
-
все поля по 2 см.
-
название, ключевые слова (5-7) и аннотация (5-7 строк)дублируются на английском языке
-
список литературы по ГОСТу
-
ссылки пообразцу [3, c. 5]
У.П. Синицина,
аспирант кафедры риторики УрГПУ,
sin@rambler.ru
ЯЗЫКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: (5-7 СЛОВ)
АННОТАЦИЯ. (5-7 строк)
LANGUAGES FOR SPECIFIC PURPOSES
KEY WORDS:
ABSTRACT.
ТекстТекстТекстТекст
ЛИТЕРАТУРА
(оформляется по ГОСТ)
В заявке укажите ФИО, ученую степень и звание, должность и место работы, адрес электронной почты, форму участия (очная / заочная).
Оплата публикации производится после принятия материалов в печать, реквизиты для оплаты будут указаны в ответном письме.
Контактное лицо:
Заведующая кафедрой иностранных языков УрГПУ,
Казакова Ольга Павловна; тел.кафедры +7 (343) 336 13 30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный сборник содержит материалы пятой научно-практической конференции «Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам», в которой приняли участие преподаватели и студенты различных учебных заведений России (Екатеринбург, Новосибирск, Оренбург, Тюмень, Печора и др.). Конференция организована и проведена на базе кафедры иностранных языков Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.
Методика профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам претерпевает значительные изменения, знания иностранного языка все чаще становятся необходимостью для осуществления профессиональной деятельности, для повышения конкурентоспособности специалиста на рынке труда, в связи с чем повышается мотивация школьников и студентов к изучению иностранных языков, параллельно возрастают и требования, предъявляемые к преподавателю и учебному процессу.
Цель нашей конференции – обсуждение проблем формирования иноязычной компетентности специалиста на всех этапах обучения иностранному языку, именно поэтому в дискуссии принимают участие не только преподаватели вузов, но и учителя средних школ, представители зарубежных издательств учебной литературы, организаторы международных экзаменов по владению иностранным языком, представлен опыт работы зарубежных коллег. В этом году впервые среди участников конференции выступили студенты, изучающие аспекты профильного обучения иностранным языкам в рамках курса «Теория и методика обучения иностранным языкам».
На конференции обсуждались как теоретические, так и практические вопросы организации и реализации учебного процесса, проанализированы успехи и неудачи работы, предложены варианты организации аудиторной и внеаудиторной работы с различными целевыми группами, намечены направления дальнейшего совершенствования процесса.
Надеемся на продолжение плодотворной дискуссии и дальнейшее сотрудничество с авторами.
СОДЕРЖАНИЕ
|
К сведению авторов
|
2
|
|
Пояснительная записка
|
4
|
1.
|
Антошина Т.С. (Екатеринбург) Проектная внеаудиторная деятельность поиностранному языку на неязыковых факультетах как средство развития творчество студентов
|
8
|
2.
|
Баликаева М.Б. (Тюмень) Иноязычное самообразование студентов вуза как важный компонент в структуре высшего профессионального образования
|
12
|
3.
|
Божко Е.М. (Екатеринбург) Обучение студентов письменной английской речи как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции
|
15
|
4.
|
Васильева М.И. (Екатеринбург) Самостоятельная работа в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам
|
23
|
5.
|
Вострецова А. (Екатеринбург) Инновационные технологии преподавания иностранного языка в неязыковых вузах
|
25
|
6.
|
Зиганшина Р. (Екатеринбург) Современная направленность в преподавании английского языка экономистам при переходе на стандарты третьего поколения
|
31
|
7.
|
Зубова Л.В., Каратаева Л.Ю. (Екатеринбург) Некоторые особенности занятий по иностранному языку при подготовке к сдаче кандидатского экзамена
|
37
|
8.
|
Иванова В.В. (Екатеринбург) Ролевое взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих специалистов
|
42
|
9.
|
Исыпова Т.В. (Екатеринбург) Театральный проект как эмоциональный компонент в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе
|
47
|
10.
|
Казакова О.П. (Екатеринбург) Технология подготовки к кандидатскому экзамену по иностранному языку
|
52
|
11.
|
Колосова Е.С. (Тюмень) Анализ текстов как способ формирования коммуникативной и профессиональной компетенций студентов на примере поэзии В. Набокова
|
57
|
12.
|
Кондюрина И.М., Альбрехт Н.В. (Екатеринбург) Межкультурное общение, как цель обучения иностранным языкам на современном этапе
|
60
|
13.
|
Кондюрина И.М., Юлин А.М. (Екатеринбург) Роль экспрессивности в педагогической коммуникации в процессе обучения иностранным языкам
|
65
|
14.
|
Кривощекова М.С. (Екатеринбург) К вопросу о развитии профессиональной направленности будущего учителя иностранного языка
|
70
|
15.
|
Кропотухина П.В. (Екатеринбург) Методическая разработка занятия по дисциплине «Иностранный язык в экономическом образовании»
|
75
|
16.
|
Лобанова Е.А. (Екатеринбург) Формирование навыков английского произношения с учетом специфики фонологических систем изучаемого и родного языков
|
80
|
17.
|
Малиновцева Н.В. (г. Сургут) Формирование готовности обучающихся к самостоятельной работе на практических занятиях английского языка
|
87
|
18.
|
Мельникова Е.М. (Екатеринбург) Модульно-рейтинговая технология профессионально-ориентированного обучения будущих учителей музыки иностранному языку
|
93
|
19.
|
Миков В.Ю. (Екатеринбург) Оценка сформированности иноязычной коммуникативной компетенции
|
97
|
20.
|
Пенькова Е.А. (Екатеринбург) Преподавание дополнительного учебного курса с целью формирования творческого мышления будущих учителей иностранных языков
|
102
|
21.
|
Походзей Г.В. (Печора) Элективный курс как один их способов формирования социокультурного аспекта при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку курсантов судоводительских специальностей
|
108
|
22.
|
Рожина Т.Д., Степанова О.С. (Екатеринбург) Балльно-рейтинговая система при обучении иностранному языку в магистратуре
|
114
|
23.
|
Рыжова Е.А. (Новосибирск) Проблемы иноязычной подготовки современного специалиста в неязыковом вузе при реализации образовательных программ на основе ФГОС-3
|
118
121
|
24.
|
Савельева Н.Х. (Екатеринбург) О проблеме профессионально-ценностной подготовки будущих менеджеров ресторанного и гостиничного сервиса
|
25.
|
Сагитова Л.Р. (Екатеринбург) Творческая самореализация при изучении иностранного языка
|
128
|
26.
|
Смольникова А.А. (Екатеринбург)Коммуникативные стратегии для специалистов неязыковых вузов
|
135
|
27.
|
Соснина Н.Г. (Екатеринбург) Критерии развития научно-коммуникативной субкомпетенции бакалавров туриндустрии.
|
138
|
28
|
Стренадюк Г.С., Стренадюк Е.Б. (Оренбург) Оптимизация самостоятельной работы по предмету «Иностранный (немецкий) язык» студентов-бакалавров экономических факультетов.
|
143
|
29.
|
Тиллоева С.М. (Екатеринбург) Общелингвистический взгляд на язык
|
151
|
Т.С. Антошина
г. Екатеринбург
ПРОЕКТНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ
КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА:недостатки, высшее образование, образовательный процесс, внеаудиторная работа, проектная работа.
АННОТАЦИЯ:в статье автор описывает некоторые недостатки процесса обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Автор описывает практический опыт использования проектной внеаудиторной работы.
EXTRACURRICULAR PROJECT ACTIVITIES FOR NON-LANGUAGE FACULTIES AS A MEAN OF DEVELOPING STUDENT’S CREATIVITY
KEY WORDS: disadvantages, higher education, educational process, student-centered teaching approach, project method
ABSTRACT: the author examines some disadvantages of foreign language learning process in Russian higher educational institutions. The author describes the practical experience of using student-centered teaching approach and project methodin student learning foreign languages.
Как известно, в большинстве высших учебных заведений РФ иностранные языки традиционно изучаются не только в условиях искусственного билингвизма, т. е. аудиторного обучения, имеющего характер «специально спланированной, контролируемой и управляемой деятельности», но и в рамках укоренившейся парадигмы «преподаватель – учебник – ученик». Не секрет, что иностранный язык в вузе характеризуется как специфичный предмет, сложный для изучения. В связи с этим возникает ряд трудностей: отсутствие контактов с носителями изучаемого языка, осуществление процесса обучения в закрытых малочисленных группах, изучение языка в отрыве от культуры, которую он представляет.
Кроме того, можно сказать, что он беспредметен, так как само по себе владение иностранным языком не дает знаний в какой-то конкретной области знаний. Иностранный язык не имеет границ, трудно себе представить полное им владение.
Иностранный язык как учебный предмет содержит элементы традиционной однообразной учебной деятельности, которая осуществляется под руководством русскоязычного преподавателя.
Изучение иностранного языка в неязыковых вузах характеризуется специфическими трудностями, обусловленными тем, что большую часть учебной программы составляют специальные предметы, а небольшое количество часов, отводимое на изучение ИЯ, не способствует развитию иноязычной речевой деятельности, которая сейчас как раз и становится главной целью изучения иностранных языков в школе и вузе.
Таким образом, изучение иностранного языка вне естественной языковой среды является причиной массовой безуспешности преподавания иностранных языков. Коллективам кафедр иностранных языков на неязыковых факультетах приходится искать способы преодоления этих трудностей. Один из таких путей – применение проектных методик и личностно-ориентированный подход.
В последние годы популярной становится технология проектирования. Это технология, ориентированная на самостоятельное добывание знаний. Самостоятельность деятельности позволяет раскрыть творческие способности студентов, сформировать проектно-деятельностные компетенции. Самостоятельно приобретенные студентами способы деятельности выступают не самоцелью, а одним из важнейших средств и условий саморазвития личности
Примером такой деятельности является проект на тему «Моя будущая профессия», который проводится ежегодно в рамках «Дней иностранных языков» в Уральском государственном педагогическом университете. «Дни иностранных языков» - это комплексное мероприятие, которое проводит кафедра иностранных языков для студентов университета, изучающих иностранные языки как общеобразовательные дисциплины.
В ходе реализации проектов удается решить целый ряд проблем, с которыми неизбежно сталкиваются студенты при овладении иностранным языком. Снять стресс, возникающий во время традиционных учебных занятий, активизировать групповые формы работы, создать более естественную среду общения.
В процессе учебного творчества студенты осознают свою способность к созданию нового. Получаемый результат проекта всегда уникален, он отражает степень творческого самовыражения студентов.
В процессе проектирования у студентов развивается уверенность в своих силах, ощущение себя не только в роли пассивных потребителей информации, но и создателей интеллектуальной продукции.
Проекты, представленные на «Днях иностранного языка в УрГПУ» всегда разнообразны по содержанию и по форме, от строгих академичных форм, приближающихся к уровню научного доклада, до ярких красочных выступлений уровня КВН или «Аншлага»: видеопроекты, устные журналы, театрализованные представления, театральные сценки на мотивы русских народных сказок.
Разнообразие форм проектов дает студентам возможность подобрать проект, который отвечает их личным интересам и опыту, а это делает метод проектов гуманистической технологией обучения.
Психолого-педагогический анализ метода проектов позволяет решить основные задачи, стоящие перед современным образованием: воспитание активности, самостоятельности, умений принимать решения и адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям.
Личностно-ориентированный гуманный подход в обучении иностранным языкам в вузе ориентирует не только на усвоение знаний, но и на развитие интеллекта, познавательных сил и творческого потенциала обучаемых
Личностно-ориентированный подход предполагает, что преподаватель должен учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, проекты позволяют студентам продемонстрировать свои индивидуальные качества в общении с аудиторией.
Самостоятельная работа над проектом рассматривается как высшая форма учебной деятельности, многостороннее явление, имеющее не только учебное, но и личностное значение. Знание психологических особенностей организации учебного процесса помогает преподавателю при управлении самостоятельной работой по иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Преподаватель выступает в роли консультанта, не вмешивается в процесс подготовки проекта. Если у студентов возникают проблемы, то преподаватель помогает в их разрешении, дает необходимую консультацию.
Педагоги, стремящиеся воспитать интеллектуальные мотивы учения у своих студентов, должны не только стремиться понять их человеческую сущность, но и дать им возможность понять самих себя, свои возможности и пути их развития.
К сожалению, надо признать, что вовлечь в проектную деятельность удается не многих студентов, Большинство предпочитает все же привычную учебную работу (рутину). Тем более становится важна роль преподавателя, это его задача - найти место элементам творчества, способствовать проявлению креативных способностей студентов, осуществлять постоянную психологическую поддержку студентов. Только так можно преодолеть стереотип негативного отношения к изучению иностранного языка на неязыковых факультетах.
Творчество способствует росту интереса к изучаемому предмету.
К деятельности побуждает не просто желание овладеть учебным предметом, а получение удовольствия от его изучения.
Метод проектов ориентирован на творческую деятельность всех участников, поэтому признан педагогической технологией XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, И. Е. Модернизация системы преподавания языков в вузе [Текст] / И. Е. Абрамова, А. В. Ананьина // Высш. образование в России. – 2010. - № 8-9. – С. 93-98
2. Галишникова, Е. М. Самоактуализация – главный мотивационный фактор успеха будущего специалиста [Текст] / Е. М. Галишникова // Almamater. – 2011. - № 11. – С. 26-30.
2. Конышева, А. В. Учет психологических особенностей студентов при управлении самостоятельной работой по иностранному языку [Текст] / А. В. Конышева // Психология обучения. – 2008. - № 2. – С. 101-109.
©Антошина Т.С., 2012