Сборник материалов областной научно-практической конференции актуальные вопросы дошкольного образования



страница1/4
Дата22.02.2016
Размер0.83 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ





СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ

ОБЛАСТНОЙ НАУЧНО–ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСК 24 мая 2011 года


В сборнике представлены материалы, касающиеся разных аспектов управления ДОУ: научно-методологических, организационных, содержательных. Материалы имеют научную и практическую направленность и могут представлять интерес для руководителей ДОУ.
Ответственный редактор: Анохина И.А., заведующая кафедрой дошкольного образования ОГБОУ ДПО УИПКПРО, доцент, к.б.н.

Рецензент: Данилов С.В., проректор по научно-методический работе ОГБОУ ДПО УИПКПРО, доцент, к.п.н.

Содержание: Стр.


Программа пленарного заседания 3
Тихонова А.Ю., доктор культурологи,

профессор кафедры дошкольного образования



Научно-методологические основы современного 5

дошкольного образования
Майданкина Н.Ю.,

доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.



Альтернативные и вариативные модели дошкольного

образования 9
И.А. Анохина,

заведующая кафедрой дошкольного образования,

доцент, к.б.н.

Диссеминация инновационного опыта

регионального дошкольного образования 11
Игнатьева Н.В.,

заведующая МДОУ д/с № 257 г. Ульяновск



Самостоятельная финансово–хозяйственная

деятельность МДОУ в современных условиях 19
Иванова Т.В.,

заведующая МДОУ д/с № 128 г. Ульяновск



Мониторинг качества дошкольного образования

в современном ДОУ 29
Романова Н.М., воспитатель МДОУ

Детский сад «Золотая рыбка» г. Новоульяновск



Формирование культуры здоровья у детей

дошкольного возраста 33
Суворова Галина Валентиновна, старший воспитатель

МДОУ№ 5 «Теремок» р.п. Майна, Майнского района



Нравственно-эстетическое развитие дошкольников

в условиях сельского ДОУ 37

Трубачева Елена Сергеевна, заведующая МДОУ

«Ромашка» р.п. Ишеевка Ульяновского района

Формирование социальных навыков дошкольников

в процессе игровой деятельности 40

Шагарова Наталья Генриховна, заведующая МДОУ

«Василек» р.п. Октябрьский Чердаклинского района

Интеграция эколого-художественного образования

детей дошкольного возраста 47

Программа пленарного заседания по теме:

«Современные научно-методологические

подходы к организации дошкольного образования»

Дата проведения: 24 мая 2011 года, 11.00-13.00

Место проведения: актовый зал ОГБОУ ДПО УИПКПРО

10.00-11.00 – Регистрация участников конференции (фойе УИПКПРО)



Выставка-продажа научно-методической литературы (кабинет № 5,

фойе УИПКПРО)

11.00-11.15 – Открытие конференции, приветствие участников

(актовый зал УИПКПРО)



Козлова Наталья Александровна, заместитель начальника отдела обеспечения общего образования Министерства образования Ульяновской области.

Есенкова Татьяна Федоровна, ректор Ульяновского ИПКПРО, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО

Данилов Сергей Вячеславович, проректор по научно-методической работе, кандидат психологических наук, доцент.

11.15-12.15 Выступления:

1. Современные научно-методологические подходы к организации дошкольного образования.

Тихонова Анна Юрьевна, профессор кафедры дошкольного образования, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

2. Альтернативные и вариативные модели дошкольного образования.



Майданкина Наталья Юрьевна, доцент кафедры дошкольного образования, кандидат педагогических наук, доцент.

3. Диссеминация инновационного опыта регионального дошкольного образования.



Анохина Ирина Анатольевна, заведующая кафедрой дошкольного образования УИПКПРО, кандидат биологических наук, доцент

4. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся дошкольным образовательным учреждением.



Наумова Любовь Ивановна, заслуженный учитель РФ.

5. Научно-методическое обеспечение современного дошкольного образования.



Никулина Елена Борисовна, заведующая кафедрой педагогики Самарского филиала ГОУ ВПО МГПУ, к.п.н., доцент, сотрудник Издательского Дома «Федоров».

12.15-12.30 Презентация опыта МДОУ по организации дошкольного образования:



  1. Организация самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности и переход на автономное ДОУ.

Игнатьева Наталья Владиленовна, заведующая МДОУ № 257 г. Ульяновска.

  1. Мониторинг качества дошкольного образования в современном ДОУ.

Иванова Татьяна Владимировна, заведующая МДОУ ЦРР № 128 г. Ульяновска.

  1. Содержательные аспекты современной системы дошкольного образования:

- физическое развитие: «Формирование культуры здоровья дошкольников» Романова Нина Михайловна, воспитатель МДОУ «Золотая рыбка» г. Новоульяновск;

- социально-личностное развитие «Формирование социальных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности» Трубачева Елена Сергеевна, заведующая МДОУ «Ромашка» р.п «Ишеевка» Ульяновского района;

- художественно-эстетическое развитие «Нравственно-эстетическое развитие дошкольников в условиях сельского ДОУ», Суворова Галина Валентиновна, старший воспитатель МДОУ № 5 «Теремок» р.п. Майна, Майнского района;

- познавательно-речевое развитие «Интеграция эколого-художественного образования детей дошкольного возраста» Шагарова Наталья Генриховна, заведующая МДОУ «Василек» р.п. «Октябрьский Чердаклинского района.

12.30 -12.50 Открытая трибуна:

Организация конкурсов детских проектов.

Ведущий: Сидорчук Татьяна Александровна, доцент кафедры дошкольного образования УИПКПРО, кандидат педагогических наук.

12.50. – Награждение участников II Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад».

13.00. - Подведение итогов конференции.
Тихонова А.Ю., доктор культурологии

профессор кафедры дошкольного образования


Научно-методологические основы современного дошкольного

образования

Изменения, происходящие в дошкольном образовании XIX века, инициируют поиск новых педагогических подходов, которые были бы ориентированы на применения новых форм организации образовательного процесса и новых технологий обучения, воспитания. По свидетельству В.В.Абраменковой «специфика «познавательной ситуации» анализа детства как целостности в системе его многообразных связей с миром в настоящее время характеризуется все увеличивающимся разрывом между богатством эмпирических фактов о ребенке в рамках естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и отсутствием общего, методологического представления о феномене детства в культуре и обществе». Именно поэтому современные образовательные технологии, основанные на научно-методологических подходах, должны быть нацелены на свободное развитие человека, на формирование творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности и мобильности личности.



Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. При таком приведенном выше определении методологии ее можно рассматривать очень широко – как учение об организации любой человеческой деятельности: и научной, и любой практической профессиональной деятельности, и художественной, и игровой и т.д. – с одной стороны. С другой стороны – и индивидуальной, и коллективной деятельности. (Новиков А.М., Новиков Д.А.)

По мнению А.Г.Бермуса, гуманитарная методология образования есть многоаспектная установка на одновременное внешнее понимание и реконструкцию существующих методологических традиций, основанную на имманентной потребности в «следующем шаге развития». Методология является основанием для воспитания дошкольников, подготовки специалистов для детских садов, разработки программ развития ДОУ.



В связи с этим возникает необходимость рассмотрения научно-методологических подходов современного дошкольного образования, которые обеспечат его стратегический анализ и прогнозирование:

  • комплексный,

  • акмеологический,

  • инновационный,

  • системно-синергетический,

  • субъектно-средовый,

  • компетентностный,

  • коммуникативный,

  • ситуационный,

  • вариативно-модельный,

  • социокультурный,

  • парадигмальный,

  • индивидуально-личностный,

  • полисубъектный (диалогический),

  • культурологический,

  • этнопедагогический,

  • антропологический.

Комплексный, системно-синергетический подход предполагает рассматривать детство как результат социогенеза детско-взрослых отношений. В центре внимания находятся социальные группы – большие и малые, реальные и идеальные (существующие в воображении ребенка), референтные (личностно значимые для него) и группы принадлежности, в которые включен ребенок или с которыми он себя отождествляет: это семья и школьный класс, детские игровые сообщества, большие социальные группы (региона, населенного пункта, страны), к которым ребенок считает себя принадлежащим, и т.д.

Субъектно-средовый подход определяет, что детская картина мира представляет собой расширяющееся с возрастом ребенка физическое пространство: от размеров вытянутой руки до космических расстояний, от изображения маленькой комнаты до планетарного масштаба. Посредством системы значений в сознании ребенка предстает модель мира, которая включает Мир вещей и предметов, Мир людей, Мир самого себя.

Ситуационный подход подтверждает, что смена социальной позиции ребенка проявляется, в частности, в приеме постановки себя на место другого в ситуации личностного выбора. Важную роль играет создание взрослым ситуации успеха для дошкольника.

Вариативно-модельный подход учит конструировать деятельность таким образом, чтобы отдельные ее компоненты сравнительно легко заменялись, подвергались корректировке и модернизации; необходимо строить модели, проекты, конструкции таким образом, чтобы их можно было легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.

Индивидуально-личностный подход характеризуется тем, что, во-первых, личность должна ориентироваться на самопознание и самоопределение, во-вторых, реализация индивидуальных потребностей должна быть соотнесена с социальными и общекультурными нормами

Полисубъектный (диалогический) вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития.

Коммуникативный подход определяет, что организация совместного общения с представителями разного возраста, позволяющего ребенку увидеть в партнере личность, учитывающей его желания, считающейся с его интересами, и помогающей переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых. Коммуникативная деятельность (общение) как вид деятельности обусловлена социальной природой человека и является условием познания, условием труда, условием выработки системы ценностей. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами общительности личности, характером, формой и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми.

Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный) - оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания, технологический (социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов (Н.Р.Ставская, Э.И.Комарова, И. И. Булычев).) и личностно-творческий - связью индивида и культуры (И.Ф.Исаев).

Этнопедагогический подход связан с пониманием межнациональных и межкультурных различий, но, что не менее важно, включает эмоциональность и эмпатию, креативность, поведенческую адекватность. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой - максимально использовать ее воспитательные возможности.

Деятельностный подход направлен на создание экспериментальной модели жизненных ситуаций личностного выбора в совместной деятельности детей. Смена позиции в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от ситуации и «упражняет» его в таком поведении по отношению к значимому другому, как будто этим другим является он сам.



Антропологический подход был разработан еще К.Д.Ушинским. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» - это положение К.Д.Ушинского было и остается неизменной истиной для современной педагогики.

Стандарт воспитания детей дошкольного возраста опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывает воедино его социальные, организационные, финансово-экономические, программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.



На социальном уровне — трансформация статуса «общественное дошкольное образование» в неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных ДОУ, превращение дошкольного воспитания в открытую систему. Под открытостью в широком смысле понимается стремление идти навстречу изменившимся и особым потребностям семей; готовность к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом и интеграцией в его структуру; к демократизации педагогического процесса и к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей.

На финансово-экономическом уровне:

- введение многоканальной системы финансирования дошкольного образования;

- использование внутренних резервов ДО, позволяющих снизить расходы на содержание детей.

На организационном уровне:

- появление новых видов дошкольных организаций способствующих повышению охвата детей дошкольного образованием:

- д/с компенсирующего типа;

- д/с присмотра и оздоровления;

- центров развития;

- мини-садов;

- групп кратковременного пребывания;

- смешанные возрастные группы;

- прогулочных групп;

- инклюзивные группы и т.д.



На программно-методическом уровне:

- широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения старшего дошкольного возраста;

- интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса детей старшего дошкольного возраста.

Реконструкция существующих методологических традиций в практике дошкольного образования в свете указанных подходов способствует реализации основных идей стандарта дошкольного возраста:

Природа – это богатый мир, в котором живет и развивается человек. Человек должен беречь природу, приумножать ее богатства. От благосостояния природы зависит благополучие человека и человечества;

Человек – наивысшая ценность в мире. Человек – неразрывная часть природы, обладающая уникальными возможностями и способностями. Каждый человек неповторим от природы. Человек обладает широкими правами и свободами. Необходимо уважать права и свободы человека, быть терпимым к другому человеку;

Здоровье – важнейшая ценность человеческого бытия. Человек должен беречь свое здоровье, заботиться о нем, не растрачивать силы, закаливать свой организм. Физическое здоровье – основа психического и духовного здоровья человека;

Семья – это мир, в котором живут самые близкие и дорогие люди. Надо любить и беречь свою семью, заботиться о родных и близких. Семья – это надежная опора и защита человека в самых разных ситуациях;

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад и многое другое. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Россия. Юные россияне должны расти здоровыми, счастливыми, образованными.

Эти ключевые идеи – суть современной образовательной политики в отношении детства, которые должны стать основой содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Майданкина Н.Ю.,

доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.


Альтернативные и вариативные модели дошкольного

образования

Система дошкольного образования в нашей стране по-прежнему остается мощным институтом развития ребенка дошкольного возраста. В то же время в сфере дошкольного образования обозначились тенденции свертывания социальной поддержки населения (перевод финансирования дошкольных учреждений с федерального на региональный уровень), уменьшения комплекса социальных услуг (низкий процент охвата детей услугами ДОУ), растущей потребности в новых формах организации детей дошкольного возраста (ДОУ с «полным пансионом» не в полной мере удовлетворяют общественным условиям). В настоящее время важной проблемой для дошкольных работников является сохранение сети дошкольных организаций и развитие новых низко затратных моделей дошкольного воспитания.

Вышеназванные тенденции вызвали серьезные изменения в системе дошкольного образования и привели к появлению новых вариативных моделей воспитания детей дошкольного возраста: разнообразные типы и виды образовательных учреждений, группы кратковременного пребывания, организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, что на практике получило название «предшкольное образование». Не останавливаясь на корректности термина «предшкольное образование», выделение данного направления в дошкольной педагогике и практике свидетельствует об особом внимании образовательных структур к организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью образовательной политики Ульяновской области в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребёнка в школе. Для реализации этой цели в регионе последовательно были разработаны две областные целевые программы «Развитие дошкольного образования Ульяновской области» на 2007 – 2010 годы, «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области» на 2011-2012 годы.

Важным направлением Целевой программы развития дошкольного образования в Ульяновской области является разработка, защита и внедрение проектов в сфере дошкольного образования, направленных на развитие вариативных и альтернативных форм дошкольного образования.

В целях оптимизации системы дошкольного образования предлагаются ряд альтернативных и вариативных форм дошкольного образования:



  • особый интерес для практических работников представляет введение такой вариативной формы, как автономные некоммерческие образования (АНО).

Сущность АНО состоит в переводе дошкольного образовательного учреждения в новую организационную форму – в автономную некоммерческую организацию, приобретая статус хозяйствующего субъекта. У АНО появляется возможность привлекать для своего развития средства из различных источников, как государственных, так и коммерческих;

  • одной из форм может стать семейный детский сад, открываемый на квартире воспитателя. Разработаны методические рекомендации по организации семейного детского сада (к.п.н., доцент М.А.Ковардакова) и учебная программа " Воспитание детей в семейном детском саду";

  • близок по форме - частный детский сад;

  • реанимируется забытая форма дошкольного образования - корпоративный детский сад;

  • при большой занятости современных родителей пользуется спросом образовательная услуга - группа выходного дня;

  • группа кратковременного пребывания;

  • центр (служба) поддержки раннего семейного воспитания. Разработано научно-методическое сопровождение раннего семейного воспитания, положение о службе раннего семейного воспитания на базе ДОУ № 229. Опыт организации представлен в журнале «Управление ДОУ» № 3, 2011.

  • гувернерская служба;

  • детские социально-игровые комнаты;

  • центр игровой поддержки детей от 2м. до 1,5 лет и от 1,5 лет до 6 лет;

  • прогулочные группы;

  • группы здоровья;

  • группы раннего развития;

  • группы для детей, имеющих особенности в развитии.

И.А. Анохина,

заведующая кафедрой дошкольного образования,

доцент, к.б.н.


Диссеминация инновационного опыта

регионального дошкольного образования

В Приказе Министерства образования и науки «О порядке аттестации педагогических работников» № 209 от 24 марта 2010 г. рекомендовано присвоение высшей категории с учетом личного вклада в повышение качества образования на основе инновационной деятельности и активного распространения собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

«Программа развития дошкольного образования Ульяновской области на 2011-2012 гг.» предполагает, что доля ДОУ, реализующих инновационные проекты к концу 2012 года составит 25 % и 20 % педагогов Ульяновской области. В настоящее время в разных районах области функционирует 5 научно-методических центров и 23 экспериментальные площадки, что составляет 7,3 % от общего количества ДОУ.

Чтобы создать базу для вовлечения в инновационные процессы новых участников преподавателями кафедры по своим направлениям по оздоровительному - Анохиной И.А., по социально-личностному - Майданкиной Н.Ю., по познавательно-речевому - Сидорчук Т.А., по художественно-эстетическому - Котляковой Т.А. организованы и работают творческие группы из представителей ДОУ, которые выезжают в ДОУ для знакомства с инновациями и обмена опытом.

В системе дошкольного образования Ульяновской области с начала 90-х годов накоплен уникальный инновационный опыт по вышеназванным направлениям. Важным показателем инновационной работы является продвижение опыта в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений.

Обобщенный опыт работы инновационных ДОУ был опубликован в сборниках материалов региональной научно-практической конференции «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона» ИПКПРО «Дошкольное образование в инновационном поле» (2005), «Инновационная деятельность в дошкольных учреждениях региона: состояние и перспективы» (2008), «Дошкольник. Образование. Инновации» (2008) и др. Готовятся методические рекомендации «Инновации – дошкольному образованию» с материалами экспериментальных ДОУ Ульяновской области.

Большой вклад в продвижение инновационных идей с практику дошкольного образования, обобщение и распространение опыта инновационных учреждений внести бывшие руководители нашей кафедры Бочкарева Людмила Петровна, по инициативе которой с 1993 года ДОУ нашей области начали заниматься инновационной деятельностью, Качкова Тамара Юрьевна, Ковардакова Маргарита Анатольевна.

Однако на сегодняшний день возникает необходимость транслирования опыта работы творческих коллективов и педагогов на более высоком уровне - региональном, Всероссийском и Международном.

На кафедре дошкольного образования организован временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Территория счастливого детства» целью которого является не только разработка, внедрение, но и диссеминация инновационных идей и подходов на всех уровнях.

Пути диссеминации:


  1. Каталог: ipk -> diskons
    ipk -> I. Актуальность создания региональной методической службы Немецкий философ 18 в. Иммануил Кант утверждал: «Два человеческих изобретения считаются самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать»
    ipk -> Кафедра управления образованием, психологии и педагогики
    ipk -> Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования
    ipk -> Педагогическая деятельность как диалог двух культур ребенка и педагога
    diskons -> Преемственность в формировании коммуникативно-речевой компетентности детей в контексте реализации Стандартов второго поколения
    diskons -> Эволюция развития скелета
    diskons -> И. А. Анохина Диагностика культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Часть 1 Физическая культура Методические рекомендации
    diskons -> Коммуникативная компетентность педагога как условие социализации дошкольника Н. П. Иванова
    diskons -> Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница