Профилактика безнадзорности
и правонарушений
среди несовершеннолетних
Практическое пособие
для социальных педагогов,
специалистов по социальной работе
Саратов
2007
УДК 37
ББК 74.66
П84
Авторы составители:
Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков.
Рецензенты:
Кандидат социологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного социально-экономического университета
Н. В. Шумакевич;
Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского
Л. А. Кабанина;
Методист организационно-методического отделения
Государственного учреждения «Балашовский центр социальной помощи семье
и детям „Семья“»
И. В. Гусева.
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе / авт.-сост. Л. Н. Смотрова, П. А. Шацков.— Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 80 с.
ISBN 978-5-91272-324-7
В книге представлены нормативно-правовые документы, общие теоретические основы, методические материалы, образцы некоторой базовой документации, используемой при работе с несовершеннолетними безнадзорными и правонарушителями при различной проблематике.
Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей.
УДК 37
ББК 74.66
ISBN 978-5-91272-324-7 © Смотрова Л. Н., Шацков П. А., 2007
О г л а в л е н и е
Раздел 1. Общие основы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 6
Особенности противоправного поведения
несовершеннолетних 6
Факторы возникновения и формирования
противоправного поведения 8
Теоретические основы профилактики
и коррекции противоправного поведения
несовершеннолетних 16
Методика работы социального педагога
с безнадзорными и беспризорными детьми 20
Раздел 2. Правовые основы профилактики
безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних 25
Нормативно-правовая база
социально-педагогической деятельности
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 25
Федеральный закон
«Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» 27
Раздел 3. Примеры программ по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних 42
Программа по профилактике правонарушений
и преступлений среди несовершеннолетних
для малых городов России 42
Программа профилактики
употребления психоактивных веществ 45
Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в рамках взаимодействия семьи и школы 48
Программа по формированию системы
наркопрофилактики и предупреждения
безнадзорности и правонарушений среди
учащихся экономического лицея 51
Раздел 4. Методики и диагностические карты 53
Методика диагностики склонности
к отклоняющему поведению 53
Карта наблюдений несовершеннолетних 59
Методика контактного взаимодействия
с подростками 62
Карта обследования
несовершеннолетнего безнадзорного
(или правонарушителя) 64
Карта обследования семей, имеющих
несовершеннолетних детей 65
Характеристика трудного подростка 67
Информационный листок данных о семьях 71
Раздел 5. Рекомендации социального педагога
родителям по вопросам профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних 74
Рекомендации родителям
по профилактике алкоголизма, наркомании
и токсикомании 74
Рекомендации родителям по раннему выявлению
вредных привычек у подростков 77
Рекомендации родителям в ситуации, когда ребенок
впервые ушел из дома 79
Рекомендации педагогам
общеобразовательных учреждений 80
Список рекомендуемой литературы 83
Раздел 1. Общие основы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Особенности противоправного поведения
несовершеннолетних
В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат.
В литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens — «проступок, провинность». Под этим термином понимается противоправное поведение личности — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент),
а сами действия — деликтами.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах Всемирной организации здравоохранения делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным [3].
Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. В зависимости от дисциплинарного подхода:
— социально-правовом — широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).
— в социально-психологическом — антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической — непатологические и патологические формы; на личностно-динамической —
реакции, развитие, состояние.
Выделяют три основных типа противоправного поведения:
— последовательно-криминогенный — криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками
и ценностями субъекта;
— ситуативно-криминогенный — нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения;
— ситуативный тип — незначительная выраженность негативного
поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний [1].
Противоправное поведение имеет ряд особенностей:
— это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности;
— регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами;
— признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному
порядку;
— такое поведение личности активно осуждался и наказывается в любом обществе;
— важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |