Савенко Н. А. ст преподаватель кафедры психологии. Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе



Скачать 221.7 Kb.
Дата14.02.2016
Размер221.7 Kb.
Савенко Н.А. ст. преподаватель кафедры психологии.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе

В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним. Сопровождение определяется как помощь субъекту развития в совершении выбора самоопределения, формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Концепция сопровождения, как направления в оказании помощи детям, начала разрабатываться в нашей стране с середины 90-х годов прошлого века. В ее основе лежит опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов) и специализированных учреждений в системе образования. В ряде европейских стран, под сопровождением понимается «школьная психология», которая и в науке и на практике занимается проблемами развития детей и молодежи в контексте процессов образования и семейного воспитания.

Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:



  • защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;

  • психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого-медико-социального сопровождения детей, чье развитие осложнено действием множественных неблагоприятных факторов. В дошкольном возрасте от 25 до 45% детей нуждаются в организации специальных условий обучения и воспитания, включающих коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда. По некоторым данным 30% детей, поступающих в школу, имеют временные задержки психического развития, низкий уровень школьной зрелости. От 43 до 65% первоклассников испытывают трудности адаптации на фоне выраженных школьных трудностей. По данным аттестации примерно около 10 % школьников не усваивают материал начальной школы, а 28 % переходят в среднее звено с существенным дефицитом знаний. Ежегодно на 10% увеличивается число подростков с нервно-психическими расстройствами.

Увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, а также тех, кто испытывает выраженные трудности в обучении, диктует необходимость обеспечить в системе образования службы сопровождения обучающихся и воспитанников, как средства гуманизации образовательного процесса. Психолого-педагогическо сопровождение видится как в преодолении трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребенка.

Можно выделить с известной мерой относительности два направления психолого-педагогического сопровождения: актуальное и перспективное.



Актуальное ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с преодолением имеющихся трудностей в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития, формировании межличностных отношений, социализаиии. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребенку в условиях его совместного обучения.

Перспективное направление психолого-педагогического сопровождения нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребенка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Оба направления между собой неразрывно связаны, между ними не всегда можно провести грань. Корригируя, сопровождая развитие ребенка, одновременно решаются все его повседневные проблемы, т.е. оказывается конкретная помощь в преодолении имеющихся учебных затруднений.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора, сопровождение не является синонимом таких понятий и процессов как поддержка, помощь, обеспечение. Сопровождение рассматривается как сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляется не суммой методов коррекционно-развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Поскольку в процессе обучения реализуются когнитивная и эмоционально-личностная парадигмы и обеспечивается формирование жизнеспособной личности, то это расширяет задачи психолого-педагогического сопровождения. Решаются не только проблемы, связанные с интеллектуальной и эмоционально-личностной сферами, но и оказывается помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития. Процесс сопровождения включает не только ребенка, но и значимых взрослых, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка с ОВЗ.

Ребенку с ОВЗ необходима такая система сопровождения, которая помогла бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности (эффективного взаимодействия, общения с окружающими) и помогла, научила самостоятельно принимать решения, отвечать за них, а также приобретать трудовые или профессионально-трудовые навыки, которые позволят ему быть востребованным на рынке труда. Этому служат создаваемые в рамках психолого-педагогического сопровождения индивидуальные или фронтальные программы развития социальных, социально-эмоциональных навыков, программы личностного развития и самоопределения, программы углубленной социальной и профессиональной подготовки. В этом случае сопровождение будет служить решению таких задач как обучение конкретным предметам, находящимся в зоне актуальных интересов ребенка, профильное обучение, интеграция. Все вместе будет способствовать формированию личности, способной к максимально возможной социализации или социальной адаптации. Сопровождение при этом охватывает образовательный процесс, индивидуальное развитие в системе его взаимоотношений с самим собой, ближайшим окружением и социумом в широком значении слова. Иными словами, в систему сопровождения вовлекаются ребенок, его родители, педагоги, психологи, социальные педагоги, медики и другие специалисты.

Психолого-педагогическое сопровождение характеризуется следующими принципами: системность, комплексность, интегративность, приоритет особых потребностей ребенка, непрерывность.



Системность реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям. Помощь оказывается одновременно, усилия значимых взрослых координируются и согласуются с потребностями ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение оказывается в реальной ситуации обучения ребенка. Выявляются имеющиеся сложности, потенциальные возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система психолого-педагогического сопровождения. Процесс сопровождения является целостным, динамичным, открытым. К системообразующим факторам относится социальная ситуация развития ребенка, адекватное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, скоординированность усилий, командный стиль организуемого сопровождения. Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности. Коррекционно-педагогическая помощь охватывает познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Ребенок получает необходимую медицинскую помощь, включается в разнообразную деятельность, отслеживается успешность его обучения и налаживание межличностных связей.

В сопровождении реализуется принцип интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов. Сопровождение охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную. Учитывается семейный микросоциум, влияние подростковой субкультуры, детские предпочтения. Объединение всех субъектов социально-воспитательного процесса, направление их усилий в одно русло - является задачей сопровождения. Разрозненные усилия останутся безрезультатными. Использование одной технологии, одного метода вряд ли принесет успех.

Психолого-педагогическое сопровождение требует выявления причин учебных затруднений ребенка, знания и учета его особых потребностей. Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса. Важно не только осознавать, что дети с ОВЗ не могут учиться без специальных условий, без специализированной коррекпионно-педагогической помощи, но и делать все возможное для выявления сильных сторон ученика, чтобы использовать их в качестве обходных путей.

Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с ОВЗ. Педагогическая поддержка нивелирует действие имеющегося нарушения и ограничения. Дети нуждаются в адаптации дидактических и информационных средств. Логичным представляется утверждение, что психолого-педагогическое сопровождение должно функционировать на всех ступенях образования.

Все принципы психолого-педагогического сопровождения позволяют выстроить модель, предполагаемый образ, который отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависит коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса возможна реализация эффективного процесса коррекции в короткие сроки. Безусловно, значимым является мнение родителей о проблемах ребенка и ожидаемых результатах. Специалисты знакомят в общих чертах с тем, как будет оказываться помощь. Подчеркивается, что коррекционно-развивающий процесс будет осуществляться в реальной ситуации обучения ребенка и в процессе специальных занятий. Это могут быть тренинги (искусственно созданная психологом среда) и коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом и т.д. Вместе вырабатывается концепция психолого-педагогического сопровождения, конкретизируются требования к микросоциальной среде в условиях семьи.

После определения общих целей и задач разрабатываются коррекционные программы на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. Как уже подчеркивалось, сопровождение - это целостный системный процесс, следовательно, проводится работа во всех направлениях одновременно и соответственно с участниками самого процесса сопровождения: с детьми, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости ведется психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

Обобщенно технология психолого-педагогического сопровождения может быть представлена следующими содержательными направлениями работы.

1. Первоначально осуществляется постановка проблемы на основе повышения информированности заинтересованных лиц о субъекте сопровождения, стоящих задачах и целях сопровождения.

2. Достигается согласование на основе коллегиального обсуждения проблемы сопровождения (участвуют в этом процессе все педагоги, имеющие отношение к данному ученику или проблеме, родители, администрация, другие специалисты).

3. По материалам согласования психолого-педагогическое сопровождение развития детей конкретизируется, что повышает ответственность каждого исполнителя, определяет конкретные действия каждого. Предусматривается рефлексивность деятельности педагогов, аккумуляция и трансляция педагогического опыта, что достигается отслеживанием динамики процесса сопровождения, возникших проблем, организацией обратной связи, фиксацией идей и предложений, анализом результатов предыдущей работы.

Выделим концептуальные следствия сопровождения, они включают в себя:



во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

в-третьих, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.



1. Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку часто зависит от нескольких специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель (лица их заменяющие), то есть как реализуется принцип мультидисциплинарности (стереогнозиса). Это означает тесное взаимодействие, согласованность работы "команды" специалистов в ходе изучения ребенка (явления, ситуации): педагогов, логопедов, психологов, врачей и других специалистов, использование каждым специалистом научных методов исследования, что позволяет получить сугубо специфические результаты, которые являются частью целостного изучения особенностей развития и состояния ребенка.

2. Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или когда найдет подход к ее решению. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

3. Принцип системности сопровождения. Системное и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях: участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем; проектирование новых типов образовательных учреждений, в которых нуждаются дети; создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Принцип системности сопровождения реализуется также через единство диагностики, коррекции и развития - определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку должно основываться на комплексной, качественной диагностике, позволяющей выявить не только его проблемные, но и сильные стороны - резервные возможности, на которые можно будет опираться при проведении работы с детьми. Системный, целостный подход предполагает анализ связей и отношений не только внутри системы (внутреннего мира человека), но и вне ее. Целостность ребенка как личности может быть понята лишь во взаимосвязи с более широкими социальными системами - семьей, социальным окружением, обществом.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения - ситуация развития ребенка.

Основными принципами работы Службы являются:

• приоритет интересов ребенка;

• непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

• рекомендательный характер оказания помощи и услуг;

• работа по методу междисциплинарной команды.

Общими задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

• защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;

• квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;

• содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ коррекции и профилактики речевого нарушения, преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрутов; участие специалистов сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся;

• развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей;

• содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;

• психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;

• консультативно-просветительская работа;

• профилактическая работа;

• участие специалистов сопровождения в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей семейно-воспитательных групп, приемных родителей; в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.



  1. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей.

  2. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

  3. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Служба психолого-педагогического сопровождения выбирает способ организации своей деятельности, основываясь на элементы, характерные для любого этапа:

  • Скрининговая диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной "группы риска".

  • Выделение из потенциальной "группы риска" реальной "группы риска". Индивидуальная диагностика проблем детей.

  • Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.

  • Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.

Рассматривая сопровождение как систему, можно выделить несколько основных этапов: диагностический, поисковый, консультативно-проективный, деятельностный, рефлексивный.

Диагностический этап, где целью этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, совместно оценить возможности ее решения. Поисковый этап, целью которого, является сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации). Консультативно-проективный (или договорной) этап. На данном этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, составляют план действий по решению проблемы. Деятельностный этап, или этап реализации по сопровождению - этот этап обеспечивает достижение помощи по реализации плана, решения, желаемого результата. Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции проблемы.



Служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;

  • обращение родителей за консультациями;

  • обращение за консультациями педагогов, администрации детского дома, школы;

  • обращение в связи с возникшими у него проблемами самого ребенка;

  • обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

  • обращения специалистов других социальных служб.

Категории детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении в образовательном учреждении:

  • Дети в период адаптации к новым условиям образовательного процесса.

  • Дети, имеющие школьные трудности.

  • Дети с социально-педагогической запущенностью.

  • Дети и подростки с отклоняющимся поведением.

  • Школьники в период перехода к профильному обучению.

  • Дети из неблагополучных семей.

  • Дети с особыми образовательными потребностями.

  • Отдельные группы школьников в случае возникновения ситуации межличностного конфликта.

  • Дети из семей беженцев и переселенцев.

Категории детей, нуждающихся в комплексном психолого-педагогическом сопровождении:

  • Дети, имеющие заключение городской ПМПК: отклонения в развитии, замедленный темп психосоциального развития, нарушения формирования школьных навыков, др.

  • Дети с дефектами речи и нарушениями в речевом развитии.

  • Дети с билингвизмом (двуязычием).

  • Дети с нарушениями интеллекта, с церебрастеническими явлениями.

  • Дети, подвергшиеся различным формам психического и физического насилия.

  • Дети с проблемами общения.

  • Дети с пограничными психическими расстройствами.

  • Дети с психосоматическими заболеваниями.

  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы: страхи, невротические реакции, агрессивность, тревожность, гиперактивность.

  • Дети с проблемами личностного развития.

  • Дети с проблемами готовности к школе.

  • Дети и подростки со стойкими проявлениями социальной и школьной дезадаптации.

При создании службы сопровождения и работы специалистов необходимо учитывать мотивационные условия и ресурсы образовательного учреждения. Важным условием организации сопровождения являются информационные ресурсы, необходимые для анализа, формулирования целей и задач деятельности учреждения по созданию службы сопровождения. В системе коррекционно-развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе. Образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе и, значит, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения всего образовательного процесса.

Служба сопровождения обычно является структурным подразделением образовательного учреждения, которая создается в его рамках и предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся данного учреждения. В службу входят специалисты разного профиля: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники, освобожденные классные воспитатели и др. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы привлекаются учителя, воспитатели, родители учащихся, руководители кружков (секций), мастера производственного обучения и преподаватели, представители общественных объединений и другие заинтересованные лица. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, управления образования Администрации города, этическими кодексами .

В качестве организационной основы выступает запрос (социальный заказ) на услуги по сопровождению от родителей, педагогов, самих учащихся, либо иных заинтересованных лиц. Запрос может касаться диагностики развития ребенка, оказания детям логопедической помощи, психологическойпомощи в трудной жизненной ситуации, обучения социальным умениям, коррекции школьных навыков и др.

Юридической основой осуществления сопровождения ребенка является договор с родителями или лицами, их заменяющими. Предметом договора может быть: диагностическое сопровождение, логопедическая помощь, психотерапевтическая помощь, коррекционно-развивающие занятия. Если запрос касается группы детей, например, школьный класс, то юридической основой для сопровождения может быть договор с родительским комитетом класса. Устав образовательного учреждения должен содержать информацию о службе психолого-педагогического сопровождения детей и направлениях ее деятельности.

Широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливает интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

Однако, в настоящее время педагогическими коллективами образовательных организаций, не всегда осознается потребность в работе по сопровождению детей с проблемами в развитии, школьными трудностями, проявлениями социальной дезадаптации. Как правило, меры начинают принимать в ситуациях, когда признаки неблагополучия проявляются устойчиво. В образовательной организации осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которых входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.

Таким образом, на основе выше сказанного мы видим, что сопровождение - не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливаюшей работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном пространстве является сегодня одним из признаков позитивного развития территориальной системы образования. Это положение получило свое подтверждение в опыте успешного построения служб сопровождения в ряде территорий России. Вопрос об оптимизации сети образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии и обучении должен стать первоочередным при проектировании образовательного пространства любого городского округа. Процесс развития системы психолого-педагогического сопровождения из стихийного, направляемого преимущественно доброй волей отдельных руководителей образовательных учреждений, стал организованным, планомерным и управляемым.

Статус специалистов системы сопровождения и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально-технического обеспечения. Многие проблемы в деятельности служб сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов, работающих с детьми и отсутствием информационного обеспечения деятельности специалистов: психологов, логопедов, дефектологов. Очень важным является активизация процесса сотрудничества с учреждениями здравоохранения, соц. защиты и др. ведомств по вопросам сопровождения детей. Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого ОУ, следовательно, в настоящее время в системе образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования. Существовавшая долгие годы ориентированность на формирование знаний, умений и навыков уступает приоритетные позиции воспитанию и социализации. Педагогическая поддержка рассматривается как система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии, обучении и воспитании, в самоактуализации и самореализации ребенка.

Лвитература



  1. Борякова Н. Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии», http://lib.rus.ec/b/347737/read

  2. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция). Л.П.Григорьева, Л. И. Фильчикова, С. С. Алиева и др.; Под ред. Л.П. Григорьевой. - М.: Академкнига, 2002. - 415с.

  3. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Б. В. Зейгарник. - М.: Академия. - 208 с.

  4. Колесникова А. , «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ», Статья z-vadami-rozumovogo-rozvitku.html

  5. Морозова Н.Т. Формирование познавательньих интересов у аномальных детей [Текст] /Н. Т. Морозова. - М.: Просвещение. - 1969. - 430 с.

  6. Обучение детей и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] /Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.] - М.: Академия, 2003. - 272 с.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] /Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин [и др.] - М.: Академия, 2003. - 272 с.

  8. Организация психолого-педагогического сопровождения школьников, http://www.uspehcentr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=52&Itemid=4

  9. Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения, http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/966-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-integrirovannogo-obucheniya

  10. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии. http://5fan.ru/wievjob.php?id=1485

Каталог: upload -> docs -> Proekti -> Modernizacia%20obshego%20obrazovania
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Взаимодействие школы с родителями как компонент социального партнёрства в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Умк предусматривает формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают преемственность образовательного процесса на всех этапах обучения
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Методическая разработка инновационного опыта посвящена вопросу формирования познавательной мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания
Proekti -> Российские и международные конференции
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Урок с позиции технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Михеева Ольга Гансовна, директор мбоу «Степановская оош»
Modernizacia%20obshego%20obrazovania -> Духовно-нравственное воспитание на уроках географии через использование новых умк издательского центра «Вентана-Граф»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница