Савельев Денис Александрович Права человека в области информации



Скачать 237.19 Kb.
Дата21.04.2016
Размер237.19 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Автором дается право на распространение данного документа исключительно в некоммерческих целях и при условии сохранения его в неизменном виде и указания имени автора. При этом под коммерческим понимается любое возмездное распространение документа, в том числе публикация его на сайтах, содержащих рекламные баннеры и на компакт-дисках, находящихся в продаже.


Савельев Денис Александрович
Права человека в области информации

(международно-правовые аспекты)

специальность 12.00.10

Международное право; Европейское право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Адрес домашней страницы документа http://kodeks.karelia.ru/~dsavel . Mailto: dsavel@kodeks.karelia.ru


Санкт-Петербург - 2002

Работа выполнена на кафедре международного и конституционного права юридического факультета Петрозаводского государственного университета
Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор Н.С. Иванченко


Официальные оппоненты:

д.ю.н. Ковалева Татьяна Михайловна

к.ю.н., доцент Муру Рубен Николаевич
Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет


Защита состоится “___”___________2002г. В _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.31 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199026 Санкт-Петербург, В.О., 22-я линия д.7, Зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М. Горького при Санкт-Петербургском государственном университете, Университетская наб., д 7/9.

Автореферат разослан “___”___________ 2002 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.ю.н., доцент А.В. Поляков
Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертации. В последние годы устойчиво складывается представление, что индустриальное общество с развитием технологий и средств хранения, обработки и передачи информации трансформируется в общество информационное1. Доля информационного рынка растет значительными темпами и в развитых странах количество работников, занятых в сфере информации, уже превышает количество работников, занятых в сфере материального производства2. Все большее значение приобретают информационные права личности, связанные с этим процессом, их реализация и защита. Кроме того, одной из важнейших гарантий развития, соблюдения и защиты любых универсальных прав человека является информация и информационные права личности. Вместе с положительными аспектами процесса информатизации имеются и негативные стороны: значительное отставание технологического развития одних государств от других, информационные войны, киберпреступность, которые влияют на возможность реализации информационных прав человека. Возникающие в процессе информатизации проблемы должны решаться всем мировым сообществом.

В связи с развитием информационно-коммуникационных технологий не только средства массовой информации, но и средства персональной коммуникации становятся глобальными и перестают быть разделенными государственными границами. Возникает глобальное информационное пространство, которое означает возможность для человека получать и распространять информацию в мировом масштабе. В силу своей трансграничности, инфраструктура телекоммуникаций является полем для международного общения и международных отношений. Понимание государствами важности этого вопроса можно проследить и в сфере международного права. В 2000 году восемь ведущих государств мира, включая Россию, приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества, по которой в целях развития глобального информационного общества предлагается предпринять "согласованные действия по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства"3.

Глобализация инфосферы с развитием средств трансграничной передачи информации является предпосылкой к увеличению роли международного права в регулировании информационного обмена.

Высокая степень актуальности темы прав человека и информационных проблем объясняет появление большого количества публицистического материала на эту тему. Однако научный и международно-правовой материал по теме до сих пор не систематизирован в достаточной степени.



Основной теоретической базой являются работы по общетеоретическим вопросам международного права, проблемам прав человека и глобализации в международном праве. Это труды Р.Л. Боброва, В.А. Василенко, Л.Н. Галенской, В.А. Карташкина, Ю.М. Колосова, И.И. Лукашука, С.А.Малинина, Г.И. Тункина. Основой рассмотрения специфичных для тематики настоящего исследования проблем являются работы Ж. д'Арси, Ю.М. Батурина, К.Г. Борисова, Г.Н. Вачнадзе, Е.В. Ермишиной, Т.В.Закупень, Ю.Б.Кашлева, С.Б. Крылова, Е.В. Собакиной и других, посвященные международному информационному обмену и проблемам соотношения научно-технического прогресса и международного права. Проблемы формирования информационного права как новой отрасли права исследуют И.Л. Бачило, В.А. Копылов, М.М. Рассолов. Вопросы возникновения и развития глобального информационного пространства, или инфосферы, исследуются в работах Н.Н. Моисеева, Д. Менте и других авторов.

Нормативной базой работы являются международные акты, провозглашающие или утверждающие права человека в области информации и телекоммуникаций, прежде всего Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Окинавская хартия глобального информационного общества, ряд других международных актов, документы ООН, документы европейского права и правовые акты СНГ.

Основной целью настоящей диссертационной работы является исследование проблем реализации и защиты прав человека, связанных с информацией в международном праве, в свете увеличения роли информации в мире и упрощения трансграничного информационного обмена. В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:

- систематизировать международно-правовой материал о правах человека, связанных с информацией;

- исследовать комплекс проблем, связанных с реализацией и защитой указанных прав;

- определить основные направления совершенствования международного права и практики защиты информационных прав человека в соответствии с выявленными закономерностями.



Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись различные методы познавательной деятельности, такие как: формально-юридический метод, анализ, синтез и логический метод. Сравнительный метод использовался для сопоставления различных подходов к рассматриваемым проблемам. Наиболее важным в данной работе является системный метод исследования, который использовался для выявления взаимосвязи различных отношений в рассматриваемой области.

Практическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании ответов на вопросы, которые возникают в процессе информатизации с ростом отношений в информационной сфере, а также в ходе глобализации информационного пространства. Результаты исследования могут быть использованы при заключении и совершенствовании международно-правовых актов, разработке национального законодательства, а также для чтения курсов лекций и проведения практических занятий. В ходе работы по теме диссертации, автор участвовал в разработке законопроекта Санкт-Петербурга "О государственных информационных ресурсах и информационном обеспечении органов государственной власти Санкт-Петербурга", а также в исследовании по теме "Создание системы правовых норм, регламентирующих работу телемедицинской сети Санкт-Петербурга и оказания телемедицинских услуг жителям Санкт-Петербурга", проводимых Санкт-Петербургским Институтом информатики и автоматизации Российской Академии наук для органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Практические выводы исследования излагались автором на научно-практическом семинаре Информационно-аналитического центра Администрации Санкт-Петербурга (СПб, 2000г.), в докладе "Международно-правовые принципы глобального информационного общества" на конференции "Право и интернет: теория и практика" (Москва, 2000г.) В 2001 г. автор выступил с докладом "Мировое информационное пространство как предмет международно-правового регулирования" на конференции "Технологии современного общества - Интернет и современное общество". Сделанные в настоящем исследовании выводы легли в основу внесенных автором предложений по совершенствованию проекта конвенции "О запрещении военного или иного враждебного использования методов и средств воздействия на инфосферу".

Научная новизна работы заключается в том, что автор впервые в таком объеме исследует влияние современных процессов информатизации и глобализации на развитие и совершенствование подходов к правам человека в области информации.

Закрепленное в международных документах право человека свободно искать, получать и распространять информацию раскрывается автором путем анализа документов, гарантирующих права на получение отдельных категорий информации. Реализация права на информацию рассматривается автором в контексте принципа единства глобального информационного пространства. Делается вывод, что сложились предпосылки к формированию отрасли международного информационного права, одной из основ которого выступают права человека в области информации. Автором также анализируется влияние стандартов телекоммуникаций и международной борьбы с преступностью на возможности по реализации прав человека в области информации. Высказываются предложения относительно приоритета соблюдения прав человека в формировании таких стандартов, а также в международной борьбе с преступностью в сфере информации.



Результаты диссертационного исследования можно обобщить в следующих основных выводах и предложениях, которые выносятся на защиту:

  1. Информация и информационные права личности, помимо удовлетворения потребностей человека в развитии, образовании, культуре и общении, являются гарантией реализации других общепризнанных прав и свобод;

  2. В международном праве складывается взаимосвязанная система общепризнанных прав и свобод личности в информационной сфере. Право человека на информацию конкретизируется закреплением в международном праве таких правомочий, как право на получение экологической, медицинской, культурной, юридической информации;

  3. Пропаганда войны, насилия, ксенофобии особенно опасна в случае, если ограничено право человека на получение информации из различных источников, в условиях, когда не обеспечивается разностороннее и качественное образование. Возможность индивида в мировом масштабе пользоваться правом свободно искать, получать и распространять информацию является основой развития демократии и безопасности в условиях влияния пропаганды;

  4. Международное информационное право, как отрасль международного права, является совокупностью международных принципов и норм, которая характеризуется наличием обособленного предмета - международных отношений по поводу информации, объекта - глобального информационного пространства, отраслевых принципов международного информационного обмена, наличием значительного числа международно-правовых актов, отраслевых институтов. Постоянный рост качества и объема международных отношений в области информации раскрывает перспективу развития отрасли;

  5. Глобальное информационное пространство является результатом осуществления миллионами людей во всем мире своего международно признанного права на информацию. В этом смысле глобальное информационное пространство является объектом международно-правового регулирования;

  6. Значение глобального информационного пространства заключается не только в осуществлении права на информацию, но и в осуществлении других международно признанных прав и свобод. Его уникальность в истории человечества дает возможность назвать это пространство универсальной ценностью, международным достоянием. К нему применим принцип общего наследия человечества;

  7. Ограничения права человека на информацию в глобальном информационном пространстве могут быть установлены государствами только в целях, предусмотренных международным правом и в соответствии с его принципами. В осуществлении правового регулирования информационной деятельности государства должны исходить из единства информационного пространства;

  8. Реализация международно признанного права человека на информацию напрямую зависит от правовых норм, регламентирующих информационные стандарты и режим использования объектов информационной инфраструктуры, средств массовой информации и коммуникации. Для международного информационного обмена должны использоваться открытые стандарты, то есть стандарты, опубликованные для общественности, формируемые широким кругом заинтересованных лиц и не являющиеся интеллектуальной собственностью коммерческих структур;

  9. Международная борьба с преступностью в сфере информации является важной сферой деятельности по обеспечению прав человека в области информации. Особенности определения составов уголовных преступлений, которые связаны с распространением информации, а также процессуальные особенности, связанные с обеспечением доказательств по таким делам, играют важную роль в установлении рамок права на информацию как внутри государств, так и в мировом информационном пространстве в целом. В международной борьбе с преступностью следует исходить из необходимости обеспечения прав человека и единства информационного пространства, а также использовать только такие методы и средства, которые не нарушают прав и свобод человека в области информации.


Содержание работы

Диссертационная работа состоит из введения и трех глав.

В главе первой "Информационные права человека в системе международного права" рассматриваются аспекты систематизации прав и свобод человека, связанных с информацией, приводятся конкретные элементы свободы информации и анализируются научные подходы к их изучению.

В параграфе первом "Понятие и предметная область информационных прав человека" дается системный анализ прав человека, которые относятся к информационной сфере в международном праве.

В целом категория информационных прав человека подразделяется на свободы, связанные с гарантированным правом получения определенных видов информации, общим правом свободно искать, получать и распространять любые, не запрещенные правом, виды информации (внешний аспект), а также правом на тайну (внутренний аспект). Среди различных видов информации особо выделяется массовая информация и персональная коммуникация, которые находятся в неразрывной связи.

Пропаганда является особым видом массовой информации и имеет наибольшее влияние на широкие массы людей. В настоящем исследовании рассматривается понятие пропаганды и ее международно-правовые аспекты. В условиях широких возможностей для пропаганды гарантией демократических ценностей становится право на получение информации из различных источников. Укреплению международного мира и безопасности способствует улучшение возможностей человека в реализации информационных прав.

В данном параграфе подробно анализируются нормы, закрепляющие право человека на получение отдельных категорий информации, таких как юридическая, медицинская, экологическая, культурная, образовательная. В частности, право граждан на получение юридической информации, то есть текстов нормативно-правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства. Практика широкого информирования общественности о своей деятельности характерна и для многих международных организаций, прежде всего, для ООН. Кроме того, международное сотрудничество также направлено на обеспечение возможности искать и распространять медицинскую информацию, с одной стороны, и обеспечить ее актуальность и безопасность для здоровья с другой стороны. Тесно связана с проблемой охраны здоровья и другая активно развивающаяся в международном праве тема - охрана окружающей среды. В международном праве существуют два основных аспекта регулирования информации в данной области: признание и обеспечение права человека на информацию о состоянии окружающей среды и необходимость межгосударственного обмена информацией в ходе сотрудничества государств по охране окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий. Особый статус имеет свобода информации в отношении детей. Международное право должно закрепить гарантии всестороннего развития личности и получения образовательной и культурной информации как основы формирования взглядов и убеждений.

Важным аспектом также является правовой режим личных (персональных) данных. В связи с упрощением обработки, хранения и распространения информации о человеке в международном праве закрепляются нормы, регламентирующие распространение такой информации.

В параграфе втором "Становление и развитие международного информационного права" анализируется высказанный в литературе4 тезис о возникновении в международном праве новой отрасли "международное право массовой информации".

В рамках этой отрасли авторы объединяют технические аспекты распространения массовой информации, вопросы ее содержания, отраслевые принципы и международно-правовой статус журналистов.

Вместе с тем, авторы, включая в данную отрасль массовую информацию, не уделяют должного внимания персональной коммуникации и реализации права человека на информацию. В международном плане важно не только регулирование массовой информации, т.е. вещания на широкие массы населения, но и обеспечение персональной коммуникации. Кроме того, авторы при анализе положений международных документов в данной области, основное значение уделяют ограничению права на информацию.

В национальном праве в последние годы складывается новая отрасль - информационное право. Существуют различные подходы к формированию данной отрасли. Тем не менее, в целом предмет отрасли достаточно самостоятелен, а в качестве метода используются методы основных отраслей права.

Предметом отрасли международного права в области информации должны стать не только отношения по поводу одних лишь средств массовой информации, а все виды информации, которые относятся к реализации международно признанного права человека на информацию. В связи с этим возникает иной тезис - о том, что в международном праве складывается отрасль международного информационного права, основой которой является право человека на информацию.

В данном параграфе анализируются теоретические подходы к систематизации международного права, критерии выделения отраслей и институтов и делается вывод о наличии необходимых предпосылок для формирования отрасли международного информационного права.

В главе второй "Глобальное информационное пространство и международное право" рассматривается формирование глобального информационного пространства как фактор мировой интеграции и связанные с ним международно-правовые аспекты, относящиеся к реализации информационных прав человека.

В параграфе первом "Формирование глобального информационного пространства как реализация права на информацию" исследуются вопросы трансграничности современных средств массовой информации и коммуникации и формирования глобального информационного пространства.

Деятельность людей по поиску, получению или передаче информации, а также развитию информационной инфраструктуры, изобретению новых видов передачи информации, в результате которой образуется информационное пространство международного сообщества, фактически является деятельностью по реализации права на свободный поиск, получение и распространение информации. Важную часть международных отношений составляют отношения по поводу информации, в результате которых складывается мировое информационное пространство. Поэтому в целях обеспечения права человека на информацию необходимо рассмотреть феномен информационного пространства в международном праве.

Информационное пространство складывалось и до появления электронных средств. Но многие его свойства, например, трансграничность, появились с приходом радио, а возможная анонимность участников общения - с приходом цифровых технологий.

Суть происходящих технологических и социальных процессов заключается в том, что благодаря совмещению стандартов передачи информации различных государств создается единый информационный носитель. Это делает возможным реализацию информационных прав человека непосредственной и трансграничной.

Важно подчеркнуть, что в понятие информационного пространства следует включать как традиционные виды информационного обмена, так и вновь появившиеся. Наибольшее внимание в международных актах сейчас уделяется последним, цифровым и электронным, поскольку они постепенно становятся технологической основой традиционных видов информационного обмена. Но для реализации права человека на информацию важны любые возможности.

Международные документы определяют создание информационного пространства в объединенной Европе и на территории Содружества независимых государств. В настоящем исследовании рассматриваются особенности их формирования, а также различные точки зрения по поводу единства информационного пространства.

В параграфе втором "Глобальное информационное пространство и его место в современном международном праве" анализируется вопрос о научном понимании этого широко распространенного термина. Оно связано с пониманием виртуального, то есть представляемого, пространства, которое отображается в сознании индивида как потенциальная возможность получения информации из любой точки земли. Исходя из современного представления о суверенитете государства, согласно которому права человека не могут быть исключительно внутренним делом государства, следует сделать вывод о том, что основная роль в установлении принципов правового регулирования информационного пространства должна принадлежать международому праву.

Созданное благодаря техническим достижениям и потребности людей в информации единое информационное пространство является общим достоянием человечества. В целях его сохранения и развития необходимо сосредоточение усилий международного сообщества. Возникающие проблемы должны решаться исходя из приоритета общепризнанных прав и свобод человека.

На основании выводов настоящего исследования автором формулируются предложения по совершенствованию проекта конвенции "О запрещении военного или иного враждебного использования методов и средств воздействия на инфосферу", опубликованного российскими учеными. Исследуется понятие инфосферы и делается вывод, что сформулированное авторами проекта конвенции определение понятия инфосферы недостаточно - оно не ограничивается исключительно государственными информационными системами, а включает в себя все глобальное информационное пространство и поэтому предмет конвенции необходимо расширить в целях закрепления в международном праве механизмов защиты его от военного использования.

В главе третьей "Некоторые проблемы реализации и защиты информационных прав человека" исследуются актуальные вопросы реализации и защиты информационных прав человека

В параграфе первом "Открытые информационные системы и международная стандартизация" исследуется влияние международной стандартизации на возникновение глобального информационного пространства и реализацию информационных прав человека. Стандарты, обеспечивающие техническую совместимость средств передачи информации являются важнейшим элементом, обеспечивающим право на информацию.

Технические средства, используемые для хранения, передачи и обработки информации используют определенный набор правил, или формат, в котором информация может передаваться между различными информационными системами или сетями. Примеров таких форматов множество - это форматы записи аудиовизуальной информации на кассеты, форматы передачи телевизионного сигнала, сотовой связи или компьютерных данных. Реализация права человека на информацию зависит от возможности использования устройств информационного обмена, совместимых между собой по форматам данных.

В деле обеспечения совместимости стандартов существует много серьезных проблем. Основным фактором является необходимость постоянного совершенствования технических средств, которая требует изменения существующих или введения новых стандартов. Для того, чтобы обеспечить необходимый баланс между стабильностью и совместимостью стандартов с одной стороны, и инновациями с другой стороны, необходимо участие международных организаций. Использование государствами в качестве обязательных стандартов, не совместимых с существующими в мире системами, ведет к ограничению возможностей по реализации права на информацию.

Кроме проблемы ограничения информационных прав при помощи стандартов государствами, существует также проблема так называемых проприетарных (частных) стандартов. Эта проблема наиболее важна в современных условиях, когда речь идет о стандартах, обеспечивающих обмен информацией. Суть ее заключается в следующем. Когда обмен информацией, в том числе трансграничный, происходит при помощи технических средств, у этих технических средств имеется производитель, как правило являющийся частной компанией. Эта компания имеет права промышленной собственности на производимое ею оборудование и принципы его функционирования. Естественным поведением такого коммерческого производителя является содержать втайне эти принципы для того, чтобы не допустить возможности выпуска конкурентами аналогичного средства, совместимого с их разработкой и таким образом монопольно доминировать на рынке. Эта проблема относится к рассматриваемой в международном экономическом праве проблеме транснациональных корпораций. В результате действий таких корпораций, право на получение информации ограничивается высокими ценами за использование средств передачи данных. Таким образом, этот вопрос затрагивает сферу публичного права, а именно реализации права человека на информацию. В случае с транснациональными корпорациями и международным информационным обменом он носит международный характер и требует международно-правовых средств его разрешения.

Создание глобальных сетей телекоммуникаций, прежде всего, Интернет, стало возможным благодаря тому, что используемые технические стандарты разрабатывались с привлечением всех заинтересованных сторон как принципиально открытые для использования в системах различных производителей.

Автор исследует, какие стандарты из наиболее важных в области информационного обмена действуют и какими организациями они принимаются. Такие стандарты в целом можно разделить на две группы: это стандарты, определяющие взаимодействие аппаратного обеспечения средств связи, и стандарты, определяющие непосредственно передачу данных, то есть взаимодействие программных средств. Среди разработчиков этих стандартов как международные правительственные и неправительственные организации, так и частные коммерческие структуры. Международный союз электросвязи занимается наиболее важной, аппаратной группой стандартов, без которой невозможно было бы создание глобальной сети телекоммуникаций. Работа сектора стандартизации МСЭ идет в тесном сотрудничестве с Международной организацией стандартизации и Международной электротехнической комиссией. В настоящей работе показывается, что национальные органы связи, производители техники и операторы связи должны придерживаться международных стандартов, принятых международными организациями, даже если они носят рекомендательный характер, в целях более полного обеспечения права человека на информацию.

На основе использования стандартов, принятых межгосударственными организациями, создаются стандарты взаимодействия программных средств, разрабатываемые негосударственными международными организациями, такими как The Internet Engineering Task Force (IETF), которая формирует основы функционирования Интернет - RFC (Request For Comments)5 и частными корпорациями.

Наиболее важным средством решения указанных проблем является использование открытых стандартов, которые должны формироваться усилиями всех заинтересованных государств, и быть доступными для использования. Это обеспечит более полную реализацию права человека на информацию и уменьшит монопольное влияние транснациональных корпораций. Решить эту проблему могут совместные усилия государств и международных организаций.

В параграфе втором "Международная борьба с преступностью в сфере информации и обеспечение прав человека" исследуется степень влияния международной борьбы с преступностью на реализацию прав человека, связанных с информацией. В этой связи следует рассматривать два основных аспекта: во-первых, преступные действия безусловно ставят под угрозу реализацию законных прав и интересов личности в информационной сфере, и международное сообщество должно найти адекватные меры защиты законных прав и интересов; во-вторых, при определении таких мер чрезвычайно важно избежать установления необоснованных преград в осуществлении правомерных действий по реализации прав и свобод.

При анализе составов преступлений, закрепленных в Европейской конвенции о киберпреступности, подписанной в 2001 году, выявлено, что государства-участники имеют значительно широкие возможности для толкования закрепленных в Конвенции положений и, вследствие этого, возможно установление весьма различных рамок права на информацию для граждан разных государств в общем информационном пространстве. В преамбуле Конвенции закрепляется, среди прочих положений, необходимость обеспечения баланса между интересами применения права и уважением основных прав человека. Следует отметить, что соблюдение такого баланса является одной из основных современных проблем правового регулирования в сфере информации.

Неопределенность существенно важных деталей в описании составов преступлений, а также процессуальных мер, которые государства-участники включают в национальное законодательство, может послужить почвой для необоснованных ограничений права на информацию.

В частности, в Конвенции не дается четкого понятия права на доступ к информации. Также не устанавливается, необходимо ли подтверждение наличия права на доступ. Общий смысл сказанного по этому вопросу в пояснительной записке к тексту Конвенции сводится к тому, что использование компьютерной системы предполагает, что ее действия санкционированы ее владельцем. Поэтому для доступа к публично открытым системам не требуется подтверждения наличия права. Такое, и только такое толкование данной статьи Конвенции отвечает требованию о соблюдении права человека на информацию. Вместе с тем, Конвенция прямо не закрепляет такое толкование. Сложным вопросом является и толкование понятия публичной передачи данных, используемое при определении неправомерного перехвата данных.

С проблемами анонимности и шифрования данных при использовании средств коммуникации связано также толкование понятия модификации данных. В последнее время высказываются предложения запретить использование стойкого шифрования частными лицами. В пользу такого решения приводится аргумент о необходимости расследования преступлений. При этом гражданам отводится возможность пользоваться ненадежными способами шифрования, расшифровка которых по силам правоохранительным органам. Следует отметить, что такой подход имеет существенный изъян с точки зрения обеспечения прав человека. Он заключается в том, что наряду с правоохранительными органами, средствами расшифровки давно уже пользуются и преступники. Поэтому фактически законопослушные граждане будут лишены возможности защититься от них. И, что самое главное, граждане, воспользовавшиеся средствами стойкой защиты, будут признаваться правонарушителями, даже если собственно в передаваемой с помощью таких средств информации не будет ничего противозаконного.

Не удалось авторам Конвенции найти четкое решение и такой важной проблемы защиты тайны частной жизни, как несанкционированная автоматизированная рассылка сообщений по электронной почте (известная как "спам"). В пояснительной записке к Конвенции излагается лишь мнение создателей проекта Конвенции, согласно которому такие действия могут, по усмотрению сторон, подпадать под ее действие, в случае, если они осуществляются с большой частотой, или серьезно нарушают работу систем.

Не менее важным является и влияние, которое могут оказывать на рамки права на информацию и права на тайну меры, которые, согласно Конвенции, государства-участники должны принять в области обеспечения доказательств и других процессуальных действий. Конвенция предусматривает не только обязательство государств установить для информационных провайдеров обязанность по обеспечению сохранности необходимых для следствия данных, которые были сделаны в технических целях, но и собирать такие данные в режиме реального времени на всех пользователей и хранить их. Соотношение требований, указанных в данных статьях, и положений о защите права на тайну частной жизни представляет крайне сложную задачу.

В международной борьбе с преступностью следует исходить из необходимости обеспечения прав человека и единства информационного пространства, а также использовать только такие методы и средства, которые не нарушают прав и свобод человека в области информации.

По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:



  • Мировое информационное пространство как предмет международно-правового регулирования. // Технологии современного общества - Интернет и современное общество. Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-23 ноября 2001 г. - СПб., 2001. С. 180-182.

  • Право на информацию и стандарты телекоммуникаций. // Сети (Network World). N 13(111), 2001 г. С. 6-7.

Правовые аспекты телемедицины. Под ред. д.т.н., проф. Р.М. Юсупова, д.т.н., проф. Р.И. Полонникова. СПб.: СПИИРАН, Изд-во Анатолия, 2002. 107 С. (Совместно с В.Б.Наумовым)

1Признание этого факта можно найти и в международных документах. См. напр.: Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. //Международное право. N 3, 2000. С. 410

2Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М., 1999. С. 39

3Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. Указ. источн.

4Авторский коллектив под руководством проф. Ю.М.Колосова и Э.С.Кривчиковой включил в свой учебник 2000 года главу "Международное право массовой информации". См. Международное право: Учебник. / Отв.ред. Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчикова. М., 2000. С. 488

5Официальная страница в Интернет: http://www.rfc-editor.org

Каталог: files -> law -> doc
doc -> Интеграция информационного законодател ьства в условиях глобализации
law -> Федерального агентства по техническому
doc -> Правовое регулирование распространения информации в сети интернет
law -> Решение №631 г. Прокопьевск 24. 09. 2008
law -> Рабочая программа дисциплины судебная психиатрия Образовательная программа 030900 по направлению Юриспруденция
doc -> Гражданского права и процесса проблемы правового положения интеллектуальной собственности в сфере компьютерных технологий и в Internet


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница