Саратов 2010 Цели и задачи обучения



Скачать 152.96 Kb.
Дата22.02.2016
Размер152.96 Kb.
ТипЛекции


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«Утверждаю»

Ректор СГТУ, профессор

____________И.Р.Плеве



ПРОГРАММА

повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования

по направлению

«Современные информационные технологии в среднем профессиональном образовании»



Саратов 2010
1. Цели и задачи обучения
Цели: ознакомление слушателей с особенностями разработки и использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности.

Задачи:


  • познакомить слушателей с классификацией современных информационных систем и технологий, а так же с современными видами компьютерных средств обучения;

  • обеспечить овладение слушателями базовыми навыками проведения учебных занятий с использованием информационных технологий и компьютерных средств обучения;

  • научить слушателей самостоятельно вести разработку электронных учебно-методических материалов для использования в учебном процессе.



2. Виды занятий, количество учебных часов


Лекции

38

Практические занятия

34

Индивидуальные занятия с преподавателем




Самостоятельные занятия




ВСЕГО

72

Итоговая аттестация

Итоговая аттестационная работа


3. Содержание программы
3.1. Наименование тем, их содержание

Дисциплина «Информационные технологии обеспечения учебного процесса»

Тема 1. Обзор методов и средств автоматизации образовательного процесса - 2 часа.

Способы ввода информации в систему. Методы хранения информации, навигации поиска и фильтрации документов. Технологии коллективной работы с документами. Способы вывода информации. Программные средства автоматизации делопроизводства и документооборота. Средства офисной автоматизации.



Тема 2. Программное обеспечение групповой работы -2 часа.

Офисный пакет MS-Office. Система групповой работы IBM Lotus Notes. Электронная почта MS-Exchange. Инструментарий разработки офисных приложений. Lotus Notes как средство разработки приложений.



Тема 3. Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MS-Word – 2 часа.

Элементы окна программы. Сохранение документа в виде web страницы. Настройка параметров страницы. Операции с текстом: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления текстовых фрагментов. Применение стандартных средств форматирования. Профессиональное оформление документов. Работа с таблицами и объектами.



Тема 4. Основные навыки работы с книгами в табличном редакторе MS-Excel – 4 часа.

Элементы окна программы. Создание и первое сохранение книги. Использование шаблонов и мастеров. Поиск и открытие книги. Просмотр и сохранение web - страниц. Операции с ячейками. Копирование, перемещение, автозаполнение, объединение. Работа с формулами: ввод, редактирование, копирование формул. Понятие и синтаксис функции. Оформление электронных таблиц. Построение диаграмм. Печать таблиц и диаграмм. Основные приемы работы с базой данных.



Тема 5. Создание презентации PowerPoint – 4 часа.

Активация программы PowerPoint. Использование шаблонов и мастеров. Демонстрации. Безопасность и конфиденциальность. Форматирование слайдов и презентаций. Работа с графическими объектами и диаграммами. Рецензирование презентации и добавление в нее примечаний. Программный пакет Fine Reader.

Тема 6. Системы управления электронными документами – 2 часа.

Создание бланков для вузов. Размещение документа в памяти компьютера. Использование шаблонов и форм для создания документов. Печать документов. Регистрация документов. Поиск документов. Хранение документов. Ведение документов в компьютер: механический набор текста, автоматический ввод текста. Перевод текста с одного языка на другой. Контроль за исполнением. Защита документов: восстановление текста, пароль, антивирусная защита.



Дисциплина «Современные мультимедийные технологий обучения»

Тема 1. Обзор, сравнительный анализ и классификация мультимедийных средств, используемых в обучении – 2 часа.


Использование современных мультимедийных средств обучения. Терминология. Общие сведения о мультимедийных средствах обучения. Краткий экскурс в историю создания интегративных систем хранения и отображения информации. Основные возможности мультимедийных программных средств. Термин «мультимедийный компьютер» (MPC). Понятие «гипертекстовые системы обучения». Разновидности мультимедийных учебных программ: CBT – Computer Based Training (обучение, основанное на компьютере); CAI – Computer Aided Instruction (компьютер поддерживает обучение); CAL – Computer Assisted Learning (компьютер содействует изучению).

Тема 2. Особенности программного обеспечения мультимедийных средств обучения - 2 часа.

Общие подходы к созданию мультимедийных средств обучения. Основные технологии и принципы разработки мультимедийных средств обучения. Популярные технологии создания электронных средств обучения. Особенности разработки образовательных мультимедиа и гипермедиа средств. Технологии мультимедиа в разработке электронных средств обучения. Особенности использования информации разных типов в обучении. Виды мультимедиа-технологий. Гипертекст и гипермедиа как основные технологии создания современных электронных изданий и ресурсов. Понятие гипертекста и гипермедиа. Подходы к структуризации и оформлению учебного материала.

Тема 3. Изучение функций современных технических средств обеспечения учебного процесса - 2 часа.


Основные требования, предъявляемые к разработке электронных средств обучения. Технические характеристики электронных средств обучения. Аппаратно-программная платформа и телекоммуникационные технологии, используемые при создании электронных средств обучения.

Классификация технических средств обучения по функциональному назначению на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Интерактивные лекционные доски HITACHI.

Дисциплина «Современные интернет технологии»

Тема 1. История создания интернет 2 часа.

Понятие информационных ресурсов. Принципы межсетевого обмена. Организационная структура интернета. Интернет в России.



Тема 2. Функции, структура и основные службы сети интернет – 2 часа.

Принципы кодирования и цифровой передачи данных. Модемы. Телекоммуникационные каналы передачи данных. Сети. Информационные ресурсы интернета. Принципы построения почтового обмена. Протоколы обмена электронной почты. Прикладное программное обеспечение почтового обмена. Файловые архивы интернета и поиск информации в них. Интернет – провайдинг. Типовые услуги.



Тема 3. Технология разработки гипертекстовых изданий – 2 часа.

Основные сведения версии HTML. Типы файлов иллюстраций. Структура сайта. Распределение информации по страницам сайта с учетом пропускной способности каналов связи. Таблица – основное средство для управления расположением материалов в современном HTML. Строение таблицы. Способы задания размеров таблиц.



Тема 4. Структура и функции глобальной сети – 2 часа.

Транспортные функции глобальной сети. Высоко уровневые услуги глобальной сети. Структура глобальной сети. Выделенные каналы. Глобальные сети с коммутацией каналов. Глобальные сети с коммутацией пакетов. Магистральные сети и сети доступа. Типы аналоговых выделенных линий. Модемы для работы на выделенных линиях.



Тема 5. Возможности глобальной сети для создания средств обучения и образовательных порталов – 2 часа.

Структура электронного учебно-методического комплекса. Этапы разработки электронных учебных пособий. Эргономика электронных учебных пособий. Создание мультимедийных приложений.



Тема 6. Инфомационно-поисковые системы и поисковые машины интернета – 2 часа.

Принцип работы поисковых машин в интернете. Использование ключевых слов, имени автора и описания сайта в теге для привлечения внимания к целевой аудитории. Релевантность сайта. Индексация в поисковых машинах. Соответствие описания содержимому web-проекта. Регистрация в поисковых системах. Ведущие поисковые системы. Ведение статистики посещений сайта.


2.2. Распределение времени по темам


п/п




Тематика лекций и практических занятий


Количество часов

лекций

практических

занятий


1

2

3

4



Обзор методов и средств автоматизации образовательного процесса.

4






Программное обеспечение групповой работы.




4



Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MS-Word.

4

4



Основные навыки работы с книгами в табличном редакторе MS-Excel.

4

4



Создание презентации PowerPoint.

4

4



Системы управления электронными документами.




4


Обзор, сравнительный анализ и классификация мультимедийных средств, используемых в обучении


2

4


Особенности программного обеспечения мультимедийных средств обучения


2

4



Изучение функций современных технических средств обеспечения учебного процесса

2

4



История создания интернет.

2






Функции, структура и основные службы сети интернет.

2






Технология разработки гипертекстовых изданий.

2






Структура и функции глобальной сети.

2

2



Возможности глобальной сети для создания средств обучения и образовательных порталов.

2

2



Инфомационно-поисковые системы и поисковые машины интернета.

2

2

ВСЕГО:

34

38


2.3. Практические занятия


№ п.п.

Темы практических занятий

Количество часов



Изучение возможностей интерактивных панелей Panasonic.

4



Архивирование данных с помощью программ- архиваторов, применение антивирусных программ, проверка работоспособности ПК.

4



Приложения из программы Microsoft Office, работа с документами

4



Работа с табличный процессором

4



Применение программ создания презентаций

4



Сканирование и распознавание

4



Изучение возможностей прикладных программ

4



Характеристика и функции технических средств обучения

4



Требования к компьютеру. Модемы, характеристики и особенности. Линии связи. Высокоскоростные каналы. Основные службы Internet. Протокол SMTP.

2



Работа в почтовых программах. Электронная почта. Многоцелевое расширение электронной почты MIME. Работа в сети WWW.

2



Изучение использования FTP. Основы подготовки материалов обучающей программы. Средства автоматизации создания обучающих программ Изучение возможностей прикладных пакетов обеспечения дистанционного обучения.

2

ВСЕГО:

38

2.5. Тематика итоговых аттестационных работ.

Аттестационные работы призваны способствовать систематизации и закреплению знаний слушателей по программе повышения квалификации «Современные информационные технологии в среднем профессиональном образовании», умению анализировать и находить решение конкретных задач, формированию у слушателей творческого подхода к рассмотрению проблем внедрения современных информационных технологий в учебный процесс системы СПО.

Тематика аттестационных работ может быть выбрана слушателями самостоятельно в рамках предлагаемых направлений:


  1. Информационные технологии в учебном процессе системы СПО.

  2. Современные интернет технологии в учебном процессе системы СПО.

  3. Мультимедийные технологии в учебном процессе системы СПО.

  4. Методическая разработка в своей предметной области с использованием современных информационных технологий.

Тематика аттестационных работ так же может быть сформирована руководителями образовательных учреждений, направляющих слушателей на обучение.

Объем работы – 15-20 стр. шрифт 14, интервал между строк – одинарный.



Структура работы – введение, основная часть, заключение, список литературы.

3. Учебно-методические материалы

3.1. Основная литература


  1. Арбузов Ю.В. Новый подход к инженерному образованию: теория и практика открытого доступа к распределенным информационным и техническим ресурсам / Ю.В. Арбузов, В.Н. Леньшин, С.И. Маслов и др.; Под ред. А.А. Полякова. – М.: Центр-Пресс, 2000.

  2. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем./ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков– М.: Филинъ, 2003.

  3. Башмаков А.И. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. / А.И.Башмаков, В.А. Старых– М.: «Европейский центр по качеству», 2003.

  4. Информатизация образования: направления, средства, технологии: Пособие для системы повышения квалификации руководителей, преподавателей и специалистов образовательных учреждений / Под общей редакцией С.И. Маслова. – М.: Издательство МЭИ, 2004.

  5. Зимина О.В. Печатные и электронные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика. – М.: Издательство МЭИ, 2003.

  6. Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. Вып.1 / Редкол.:  А.Н. Тихонов  (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004.

  7. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004.

  8. Норенков И.П. Информационные технологии в образовании. / И.П. Норенков, А.М. Зимин – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004

  9. Образовательные интернет-ресурсы / А.Ю. Афонин, В.Н. Бабешко, М.Б. Булакина и др.; Под ред. А.Н. Тихонова и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2004.

  10. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: «Европейский центр по качеству», 2003.


7.2 Дополнительная литература

  1. Григорьев Л.И. Опыт организации обучения в высокотехнологичных информационных средах. / Л.И. Григорьев, Ю.Н. Лобанов, Т.А. Тартарашвили, О.П. Крюкова - М.: НИИВО, 1998.

  2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. / Б.С. Гершунский - М.: Педагогическое общество России. 2002. – 512 с.

  3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. / В.П. Леонтьев - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-607 с.

  4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. / А.В. Осин – М.: Агентство «Издательский сервис», 2004.

  5. Пайк. М. Internet в подлиннике/ Пер. с англ – СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996. -640 с, ил.

  6. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация  / Отв. Ред. В.И. Солдаткин. – М.: МГИУ, 2003.

  7. Сазонов Б.А. Концептуальные основы разработки современных информационных технологий формирования содержания подготовки по информатике. / Б.А. Сазонов - М., 1994.

  8. Спейнауэр С. Справочник Веб мастера. / С. Спейнауэр, Р. Экштейн - С.-П.: Символ, 2001.

  9. Тихонов А.И. Динамический HTML. / А.И. Тихонов - М: Бином, 2001.

4. Составители программы.

Дисциплина «Информационные технологии обеспечения учебного процесса», д.т.н., проф,. декан факультета «Электронная техника и приборостроение» Большаков А.А., кафедра «Система искусственного интеллекта», к.э.н. доц. Колотырин К.П., кафедра «Менеджмент, коммерция и право».

Дисциплина «Современные мультимедийные технологий обучения», д.т.н., проф,. декан факультета «Электронная техника и приборостроение» Большаков А.А., кафедра «Система искусственного интеллекта».

Дисциплина «Современные интернет технологии», к.т.н., доц. Мусатов В.Ю., кафедра «Система искусственного интеллекта».

Внутренняя рецензия
на программу повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, по направлению «Современные информационные технологии в среднем профессиональном образовании»
Рецензируемая программа предназначена для повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, по направлению «Современные информационные технологии в среднем профессиональном образовании».

Программа содержит все необходимые составные части: цели и задачи обучения, общее количество часов, виды аудиторных занятий и количество выделенных на них учебных часов, наименования тем и распределение количества учебных часов по темам, тематику итоговых аттестационных работ, учебно-методические материалы, данные о составителях.

Реализация цели предлагаемой программы предусматривает решение вполне логично выстроенной совокупности педагогических задач, решение которых обеспечит овладение слушателями базовыми навыками проведения учебных занятий с использованием информационных технологий и компьютерных средств обучения, а так же навыками самостоятельной разработки электронных учебно-методических материалов для использования в учебном процессе.

Анализ содержания программы позволяет сделать заключение о том, что ее реализация позволит повысить уровень использования преподавателями современных информационных технологий в учебном процессе.

Практические занятия направлены на подготовку преподавателей по вопросам применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе на базе современных мультимедийных средств обучения.

Программа снабжена достаточным списком литературы, в котором представлены научные труды по проблемам использования современных информационных технологий в учебном процессе, методические разработки практических занятий.



Программа повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, по направлению «Современные информационные технологии в среднем профессиональном образовании» соответствует требованиям актуальности, практической значимости, что позволяет ее рекомендовать к использованию в системе повышения квалификации педагогических работников.

Профессор, д.ф.м.н., зав. каф. В. Б. Байбурин

«Программное обеспечение

вычислительной техники и

автоматизированных систем»





Каталог: files -> content -> docs
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Информатизация сгту
docs -> Бизнес-образование как вид государственной образовательной политики в условиях политической модернизации общественных процессов
docs -> Исторический и современный контексты исследования этнической идентичности
docs -> Политическая социализация российской студенческой молодежи как институциональный процесс
docs -> Программа междисциплинарного вступительного испытания для поступления в магистратуру по направлению 033000. 68
docs -> Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
docs -> Педагогический мониторинг креативности студентов в образовательном процессе вуза 13. 00. 01 Общая педагогика, история педагогики и образования
docs -> Трудовая этика протестантизма и cовременное предпринимательство в США


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница