Самостоятельности



страница1/24
Дата11.02.2016
Размер3.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Удмуртский государственный университет

Институт управления г. Набережные Челны

Г.С. Прыгин

ПСИХОЛОГИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

г. Набережные Челны

2009 г.

УДК 159.95 (075.8)



ББК 88.3

П-85
Печатается по рекомендации Редакционно-издательского совета


Удмуртского государственного университета
Рецензенты:

А.Н. Гусев - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор факультета психологии Государственного университета Высшая Школа Экономики, лауреат Ломоносовской премии;

Л.Г. Дикая - доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии труда института психологии РАН.

П-85 Прыгин Г.С.

Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.
В монографии представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований, проведенных как самим автором монографии, так и работ, выполненных под его руководством. Обосновывается системно-функциональный подход к исследованию феномена самостоятельности личности. С позиции личностно-типологических особенностей анализируется ее дифференциальный аспект.

Автор вводит понятие «автономности» субъекта деятельности и показывает, что «эффективная самостоятельность» в осуществлении деятельности и поведения связана с развитым симптомокомплексом личностных качеств, присущих субъектам «автономного» типа. В монографии в дифференциальном аспекте представлены результаты исследований проявления «автономности» в онтогенезе, структуре личности, межличностных отношениях, в учебной деятельности, а также в специфических выборках - шизофреников, наркоманов и алкоголиков. В приложении приводятся рабочие методики, позволяющие диагностировать уровни сформированности самостоятельности у взрослых, старших и младших подростков и дошкольников.

Книга адресована, прежде всего, студентам психологических факультетов как учебное пособие по курсу «дифференциальной психологии», а также психологам различных специализаций, аспирантам и педагогам; она может быть также полезна и более широкому кругу лиц, интересующихся вопросами самостоятельности и ее диагностики.
ISBN 978-5-93388-049-3
© Г.С. Прыгин, 2009

© Издательство Института управления, 2009



Содержание
Введение …………………………………………………………………5

Глава 1. Теоретико-методологические проблемы детерминации психической регуляции деятельности и поведения. Системная организация осознанной регуляции деятельности.

1.1. Проблема детерминации психической регуляции


деятельности и поведения ……………………………………………………22

1.1.1. Теоретический анализ зарубежных концепций


психической регуляции поведения …………………………………………..24

1.1.2. Теория социального научения Дж. Роттера……………………33

1.1.3. Взаимосвязь теории Дж. Роттера другими концепциями…….42

1.2. Системная организация субъектной регуляции деятельности….48

1.2.1. Проблема соотношения понятий «личность» и «субъект»
в контексте психической регуляции……. ….………………………………48

1.2.2. Аналитический обзор основных положений теории


функциональной системы П.К. Анохина …………………………………...67

1.2.3. Теория осознанной саморегуляции деятельности


О.А. Конопкина ………………………………………………………………73

Глава 2. Эффективная самостоятельность: концептуальные основы, феноменология и диагностика. Специфика функционирования системы субъектной регуляции у «автономных» и «зависимых» лиц.

2.1. Концептуальные основы эффективной самостоятельности……………………………………………………...……………………..80

2.1.1. Феноменология «автономности-зависимости»……………... 102

2.2. Разработка инструментария для психодиагностики


типов субъектной регуляции………………………………………………112

2.2.1. Метод экспертных оценок …………………………………….112

2.2.2 Конструирование и психометрическая оценка
опросника «автономности-зависимости» …………………………………115

2.3. Особенности функционирования системы субъектной


регуляции у испытуемых «автономного» и «зависимого» типа…………128

2.3.1. Особенности функционирования компонента субъектной


регуляции «Коррегирование на основе информации о достигаемых
результатах» у «автономных» и «зависимых» субъектов.……………….128

2.3.2. Проявление антиципации в личностно-типологических


особенностях субъектной регуляции деятельности.
Методика «Вероятностный прогноз» ……………………………………...132

2.3.3. Особенности функционирования компонента субъектной


регуляции «Принятая субъектом программа исполнительных
действий» у «автономных» и «зависимых» испытуемых………………….137

2.4. Выводы ……………………………………………………………..153



Глава 3. Проблема «смешанного» типа субъектной регуляции деятельности.

3.1. Структурно-функциональные и информационные особенности


типов субъектной регуляции деятельности ………………………………..157

3.1.1. Организация эмпирического исследования…………………...160

3.1.2. Структурно-функциональные особенности
типологических групп субъектной регуляции …………………………….162

3.1.3. Информационное отображение действительности


«автономными», «смешанными» и «зависимыми» субъектами………….178

3.2. Выводы …………………………………………………………….193



Глава 4. Развитие самостоятельности в онтогенезе с позиции типологии субъектной регуляции.

4.1. Проблема регуляции поведения и деятельности


в возрастной психологии ……………………………………………………195

4.2. Диагностика типологии субъектной регуляции


дошкольников……………………………………………………………….200

4.3. Разработка и стандартизация методики для диагностики


типов субъектной регуляции ребенка (методика «ТСРР»)………………202

4.4. Описание проективной методики «Типы субъектной


регуляции ребенка» ………………………………………………………….208

4.5. Выводы ……………………………………………………………211



Глава 5. Феноменология личностно-типологических особенностей субъектной регуляции в структуре самосознания личности, ее ментальном опыте и в особенностях протекания познавательных процессов.

5.1. Особенности структурных характеристик самосознания


у субъектов с разным уровнем сформированности самостоятельности……………………………………………………….…………………….213

5.2. Особенности протекания познавательных процессов


у субъектов с «автономным» и «зависимым» типом субъектной
регуляции …………………………………………………………………...229

5.2.1. Эмпирическое исследование особенностей протекания
психических процессов у испытуемых с «автономным» и
«зависимым» типом субъектной регуляции………………………………236

5.3. Взаимосвязь стилей мышления с типологией субъектной


регуляции и личностными качествами субъектов………………………..247

5.4. Особенности организации ментального опыта у субъектов


с разным типом субъектной регуляции ……………………………………264
Глава 6. Особенности социального взаимодействия субъектов с разным уровнем сформированной самостоятельности.

6.1. Особенности внутригруппового взаимодействия субъектов


с различными типами субъектной регуляции ……………………………... 279

6.2. Проявление «автономного» и «зависимого» типов


субъектной регуляции в учебной деятель­ности …………………………… 302

6.2.1. Связь академической успеваемости с типологией


субъектной регуляции ……………………………………………………….302

6.2.2. Осознание учащимися с разными типами субъектной


регуляции причин успехов и неудач в учебе…. ……………………………305

6.2.3. Проявление типологии субъектной регуляции


в педагогическом общении …………………………………………………..321

Глава 7. Феноменология «автономности» и «зависимости» в специфических выборках и ситуациях.

7.1. Проявление типологии субъектной регуляции


у наркозависимых испытуемых ………………………………………….332

7.1.1. Взаимосвязь структуры личностных черт наркоманов
с типологическими особенностями субъектной регуляции…………….332

7.1.2. Структура самооценки у больных наркоманией,


имеющих «автономный» и «зависимый» типы субъектной регуляции....343

7.2. Проявление типологии субъектной регуляции у больных


шизофренией ……………………………………………………………….354

7.3. Особенности поведения испытуемых с «автономным»


и «зависимым» типами субъектной регуляции в ситуациях
конфликта …………………………………..………………………………360

Заключение ………………………………………………………….351

Список литературы ………………………………………………...365

Приложения …………………………………………………………411

От автора

Проблема «автономности» (самостоятельности) личности, исследуемая в этой монографии, имеет важное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о регуляторной природе психики, исследование этой проблемы чрезвычайно важно и с практической точки зрения, поскольку результаты исследования могут быть использованы везде, где личность призвана самостоятельно и эффективно решать свои конкретные профессиональные задачи (т.е. практически, во всех областях человеческой деятельности).

Представляемое системное исследование посвящено разработке концептуальных основ самостоятельности личности, которые рассматриваются с позиции субъектной регуляции деятельности, ее личностно-типологических особенностей наиболее ярко проявляющихся в «автономности» (самостоятельности) личности - одном из ее важнейших, интегративных качеств.

С каких бы позиций не изучалась личность: философских, педагогических, социальных или психологических, как на важнейшее ее качество наиболее часто указывается способность личности действовать «автономно, эффективно, самостоятельно». При этом разные методологические позиции и эмпирические ракурсы изучения «автономности», «самостоятельности» порождают существенные различия в представлениях исследователей относительно феноменологии, структуры и механизмов, обеспечивающих ее проявление. С нашей точки зрения подобное разнообразие, как теоретических разработок феномена «автономности», так и полученных практических результатов только подчеркивает его сложность. В психологии подобное положение вещей не является уникальным - достаточно вспомнить впечатляющее разнообразие теорий личности, психических процессов, способностей, интеллекта и т.д.

Мы предложили свой, личностно-регуляторный аспект изучения «автономности», полагая, вслед за Л.М. Веккером, что «…проблема психической регуляции деятельности… (здесь и далее выделено нами. – Г.П.) в полном своем объеме не может быть решена только в рамках теории психических процессов, ибо она тесно связана с психологией личности» [1981, с. 162]. С другой стороны, полностью разделяя точку зрения А.Г. Асмолова, мы также считаем, что для того, «…чтобы проанализировать личностные механизмы регуляции деятельности, необходимо … увидеть личность еще в одной проекции – личность как субъект деятельности» [1983, с. 121]. Таким образом, рассматривая личностно-регуляторные основы «автономности», мы исследуем их с позиции личности как субъекта деятельности, т.е. с позиции субъектной регуляции.

В работе с позиций системного подхода показано, что высокий уровень развития самостоятельности личности обеспечивается высоким уровнем сформированности его системы субъектной регуляции, являющейся одним из универсальных механизмов согласования активности личности с требованиями деятельности. Показано также, что в системе субъектной регуляции, отображаются наиболее существенные структурные характеристики личности, определяющие ее целостность, это придает характеру выполнения деятельности а, следовательно, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», превращая ее именно в субъектную, т.е. индивидуально характерную.

В разработке концепции самостоятельности личности нами были использованы основополагающие идеи П.К. Анохина «О функциональной системе», теория «Осознанной саморегуляции деятельности» О.А. Конопкина, методологические концепции системного подхода Б.Ф. Ломова, а также фундаментальные работы С.Л. Рубинштейна и В.А. Брушлинского о субъекте как активном «деятеле».

В настоящее время можно выделить, по крайней мере, три базовых направления в исследованиях осознанной саморегуляции личности, это:

- психическая саморегуляция функционального состояния (направление, развиваемое Л.Г. Дикой);

- волевая саморегуляция поведения и деятельности (направление, развиваемое В.А. Иванниковым);

- осознанная психическая саморегуляция произвольной деятельности (направление, развиваемое О.А. Конопкиным).

Естественно, что каждое из указанных направлений имеет свою специфику, однако общим является то, что все они изучают различные аспекты регуляторной функции психики. На наш взгляд, объединяющим началом этих трех фундаментальных направлений может стать тезис С.Л. Рубинштейна (1940) о выделении побудительной и исполнительной регуляции. Причем побудительная регуляция определяет, какое действие будет совершено, и в этом плане предполагает исследование проблемы волевой саморегуляции поведения и деятельности, а исполнительная регуляция, согласно С.Л. Рубинштейну, приводит действие в соответствие с условиями, в которых совершается действие и, следовательно, предполагает изучение проблемы осознанной психической саморегуляции произвольной деятельности («субъектной» регуляции). Можно предположить, что по отношению к этим двум основным видам саморегуляции - саморегуляция функциональных психических состояний выступает как «энергетическая основа», «энергетический фон», на котором и разворачиваются процессы побудительной и исполнительной регуляции.

Представленное в монографии исследование самостоятельности личности с позиции осознанной саморегуляции, ее системных качеств, выводит изучение этого вида саморегуляции на личностный, субъектный уровень, что в конечном итоге позволит интегрировать понятия «волевой» и «произвольной» саморегуляции.

В предлагаемой работе ставится ряд задач, во-первых, на основе системного подхода показать, что функционирование осознанной психической саморегуляции детерминируется целым комплексом личностных («деятельностных») качеств, которые «пронизывают» работу всех функциональных компонентов системы, наполняя их особым содержанием, релевантным принятой цели и условиям ее достижения. Во-вторых, разработать диагностический инструментарий, позволяющий выявлять указанные комплексы личностных качеств, что дает возможность практическим работникам (психологам, педагогам, менеджерам по персоналу и др.) использовать их для достижения своих профессиональных целей (например, выявлять психические особенности развития, осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.).

В монографии:

- обсуждаются новые аспекты такого понятия, как: «автономность» (понимаемое нами, как синоним «эффективной самостоятельности»), как одно из важнейших, интегративных качеств личности, отражающее высокую степень сформированности системы осознанной регуляции, и которое с одной стороны, можно рассматривать как тип субъектной регуляции, а с другой стороны, как тип активности личности;

- вводится понятие «эффективность субъектной регуляции», в которой выделяются два ее аспекта: «субъективное» и «объективное»; с регуляторных позиций рассматриваются понятия «социальной регуляции» и «личностной регуляции», которые квалифицируются нами как «нормативные» виды регуляции;

- раскрывается структура типологии субъектной регуляции (в частности показано, что наиболее оптимальной структурой субъектной регуляции обладают «автономные» субъекты), намечаются подходы к разработке регуляторной теории личности.

- представлен инструментарий, разработанный в ходе эмпирических исследований и, позволяющий диагностировать «автономный» и «зависимый» типы субъектной регуляции практически в любом возрасте, что дает возможность практическим работникам осуществлять индивидуальный подход к обучению и воспитанию, проводить отбор и рациональную расстановку кадров и пр.

В завершении хотелось бы выразить глубокую признательность доктору психологических наук, академику РАО О.А. Конопкину, взявшему на себя труд проанализировать наиболее существенные положения, высказанные в монографии, и сделавшему ряд важных замечаний и пожеланий.

Автор

Введение

В современных условиях развития Российского общества все более значительной становится роль каждого человека, поскольку от развития его способностей, активности, самостоятельности непосредственно зависит повышение экономического потенциала России. Социально-психологическое значение изучения механизмов субъектной регуляции, закономерностей проявления ее личностно-типологических особенностей в поведении и деятельности человека определяется, прежде всего, тем фактом, что без точных научных данных о таких особенностях и механизмах оказывается мало эффективным управление процессами целенаправленного психического развития личности, процессами социальной перестройки ее поведения.

Исследование активности субъекта с позиции личностно-типологических особенностей его субъектной регуляции, закономерностей и условий их проявления и функционирования – одна из важнейших задач психологии как в научно-теоретическом, так и в эмпирико-прикладном плане. В научно-теоретическом плане актуальность исследования субъектной регуляции деятельности и ее личностно-типологических особенностей, проявляющихся в феномене «автономности-зависимости», выводит изучение проблемы психической регуляции деятельности на качественно новый уровень, поскольку позволяет не только показать ее роль и место в проявлении целенаправленной активности личности, но и систематизировать такие понятия, как: «социальная регуляция», «личностная регуляция». Следует отметить, что актуальность исследования определяется также и логикой развития общей психологии как фундаментальной науки, в частности, стремлением исследователей к разработке общих теорий, позволяющих интегрировать огромное количество частных концепций, построенных на отдельных эмпирических фактах, в тех или иных областях психологии. В этой связи, теория субъектной регуляции деятельности может послужить основой для разработки «Общей регуляторной теории личности». С другой стороны, проведение исследований в этой области имеет актуальное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о регуляторной природе психики, но и для развития таких специфических областей психологического знания, как психология личности, педагогическая и возрастная психология, психология труда, клиническая психология, и других отраслей психологии.

Практическая актуальность работы определяется, главным образом, тем, что личностно-типологические особенности субъектной регуляции, проявляющиеся в таких интегративных, социально важных качествах личности, как «автономность», «самостоятельность», лежат в основе возрастных кризисов трех лет и подросткового периода, связанных именно со становлением этих качеств; кроме того, запросами общественной практики, поскольку результаты исследования могут быть использованы педагогами, воспитателями, менеджерами по персоналу для решения своих профессиональных задач. Все это подтверждает актуальность изучения личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности.



Постановка проблемы исследования. По мнению Ломова (1984), основным, если не единственным объектом психологических исследований является человек, как сложнейшая из систем, обладающая уникальными характеристиками и, прежде всего, способностью к саморегуляции. Поскольку наиболее общим и существенным проявлением субъектности является произвольная деятельность человека, обеспечивающая достижение принимаемых им целей, постольку наиболее адекватным подходом к исследованию закономерностей регуляции человеком своей деятельности является субъектно-деятельностный подход. Эффективность применения различных вариантов деятельностного подхода для изучения психических феноменов подтверждается современными работами К. А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, Е.О. Смирновой и др. Перспективность и плодотворность исследований психической регуляции, в этом контексте, не вызывает сомнения, так как уже описаны существенные черты психической регуляции, ее интегративная сущность и универсальность структуры в самых разных видах активности человека (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, Л.М. Веккер, Л.Г. Дикая, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, А.А. Обознов, Д.А. Ошанин, В.Д. Шадриков и др.).

Наряду с этим, анализ научной литературы показывает, что широко используемое понятие «саморегуляция» часто употребляется без должной конкретизации, а изучение регуляторных процессов достаточно часто подменяется установлением самого факта детерминации деятельности отдельными психическими или средовыми факторами и полагается при этом, что исследуемый фактор и является самим механизмом саморегуляции или одним из таковых. Например, в социальной психологии и психологии личности часто в качестве регуляторов исследуются нормы поведения и социальные роли, ценности, мотивы, самооценки, установки и пр. В итоге саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение и непосредственно связанный с деятельностью, исчезает. В подобных случаях употребление термина «саморегуляция» не несет определенной содержательной нагрузки и, по сути, лишь констатирует факт причастности исследуемого фактора к регуляторным явлениям (Конопкин, 1995).

Кроме того, существует еще много вопросов, связанных с изучением произвольной психической регуляции, на которых нет ясных ответов. Например, в настоящее время можно выделить, по крайней мере, три базовых направления в исследовании саморегуляции субъекта: психическая саморегуляция функционального состояния (направление, развиваемое Дикой); волевая саморегуляция поведения и деятельности (направление, развиваемое Иванниковым); осознанная психическая саморегуляция деятельности (направление, развиваемое Конопкиным). Возникает вопрос: как соотносятся между собой эти виды регуляции?

Много вопросов возникает и при исследовании произвольной регуляции деятельности, в частности, не ясен вопрос об оценке ее эффективности, вопрос о том, когда и как субъект принимает решение о начале действий, на основе сложившейся субъективной оценке условий и средств деятельности. Не достаточно разработан вопрос о проявлении личностно-типологических особенностей произвольной регуляции в познавательной сфере, сфере самосознания, в ментальном опыте личности. Много неясности и в том, каков механизм проявления в произвольной регуляции деятельности личностных особенностей субъекта, каково соотношение типологических и стилевых регуляторных характеристик, как в процессах произвольной регуляции отражается специфика различных возрастных периодов, как процессы произвольной регуляции проявляются в эффективности деятельности малых групп и в таких социальных группах, как, например, в среде людей страдающих неврозами, шизофренией и наркозависимостью. Указанные факты и составили суть нашей научной проблемы.

Таким образом, наша научная проблема состояла в том, чтобы, разработав концепцию субъектной регуляции деятельности, исследовав механизмы и закономерности проявления ее личностно-типологических особенностей в структурных компонентах личности, в особенностях осуществления ею деятельности и социального поведения, создать системную феноменологию самостоятельности личности.

В соответствии с поставленной проблемой исследования нами решались следующие методологические, теоретические и эмпирические задачи:

- Провести теоретико-методологический анализ исследований основных факторов, детерми­нирующих процессы психической регуляции.

- На основе принципов системного анализа и субъектно-деятельностного подхода разработать концептуальные основы субъектной регуляции деятельности и ее личностно-типологических особенностей, наиболее ярко проявляющихся в «автономном» и «зависимом» типе субъектной регуляции.



- Разработать инструментарий, позволяющий диагностировать «автономный» и «зависимый» тип субъектной регуляции (уровень эффективной самостоятельности личности).

- Эмпирически выявить личностно-типологические особенности субъектной регуляции в онтогенезе личности.

- Эмпирически исследовать проявления «автономности-зависимости», как основы типологии субъектной регуляции, в сфере самосознания личности, ее ментальном опыте и познавательной сфере.

- Экспериментально исследовать особенности внутригруппового взаимодействия субъектов с различными уровнями эффективной самостоятельности личности.

- Эмпирически исследовать проявление «автономности-зависимости» в специфичных выборках (людей страдающих шизофренией, наркозависимостью) и ситуациях (педагогического взаимодействия, конфликта).

Общая гипотеза исследования была сформулирована так: система субъектной регуляции является одним из универсальных механизмов согласования активности личности с требованиями деятельности. Причем, его универсальность состоит в том, что во всех сферах и уровнях проявления личности (как субъекта деятельности) система субъектной регуляции по своему компонентному составу остается относительно стабильной, являясь в то же время, в силу ее личностно-типологических особенностей, динамичной по содержанию компонентов, уровню их развития и характеру связей между ними.

Общая гипотеза получила конкретизацию в следующих частных гипотезах:



1. В основе проявления личностно-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности лежат, с одной стороны, определенные типологические структурно-функциональные особенно­сти системы субъектной регуляции, а с другой стороны, уровень сформированности симптомокомп­лекса качеств личности как субъекта деятельности.

2. Уровень сформированности симптомокомп­лекса качеств личности как субъекта деятельности может быть основой для типологизации активности личности по уровню «эффективной самостоятельно­сти» в осуществлении ею деятельности. Лица, обладающие сформированным симптомокомплексом качеств личности, позволяющим при выполнении деятельности опираться, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т.д., могут быть охарактеризованы как «автономные» субъекты. Другая (полярная) группа субъектов, у которой данный симптомокомплекс качеств личности сформирован слабо, может быть охарактеризована как «зависимые» в осуществлении деятельности.

3. Выделяются три типологические группы субъектов: «автономные», «зависимые» и «смешанные», отличающиеся разной степенью сформированности симптомокомп­лекса качеств личности как субъекта деятельности и разной степенью сформированности системы субъектной регуляции и, как следствие, имеющие разные стилевые особенности функционирования данной системы.

Теоретико-методологическими основами и методами работы явились: принципы субъектно-деятельностного подхода, разработанные в школах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева (К.А. Абульханова, А.Г. Асмолов, В.А. Брушлинский, О.А. Конопкин, В.Д. Шадриков); принципы системного анализа, разработанные Б.Ф. Ломовым применительно к психологии; теория функциональной системы П.К. Анохина; теоретические представления о регуляторной функции психики, развитые в работах Н.А. Бернштейна, Л.М. Веккера, М.И. Бобневой, Л.Г. Дикой, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, А.А. Обознова, А.К. Осницкого, Е.О. Смирновой, В.И. Степанского, В.А. Ядова и др.




Глава 1. теоретико-методологические проблемы
Проявление феномена «автономности-зависимости» в структуре самосознания личности, ее ментальном опыте
Проявление личностно-типологических особенностей субъектной регуляции на уровне социального взаимодействия

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи
common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию
common psychology -> Тамара Ивановна Гусева Психология личности Личность и индивидуальность


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница