Самостоятельность как личностная детерминанта



Скачать 183.2 Kb.
Дата22.04.2016
Размер183.2 Kb.
УДК159.947.2-057.87

Л.В.Помыткина,
кандидат психологических наук, доцент
(Национальный авиационный университет, г. Киев, Украина)


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА
ПРИНЯТИЯ СТУДЕНТАМИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЖИЗНЕННЫХ РЕШЕНИЙ

В статье освещены теоретическое обоснование и эмпирическое исследование личностных качеств студентов, необходимых для принятия стратегических жизненных решений, в частности самостоятельности как личностной детерминанты этого процесса.

Ключевые слова: самостоятельность, личностные качества, принятие стратегических жизненных решений, студенты.

Lyubov Pomytkina

INDEPENDENCE AS PERSONAL DETERMINANTS
STUDENTS OF MAKING STRATEGIC LIFE DECISIONS

This article presents a theoretical justification and empirical study of students' personal qualities needed to make strategic life decisions, including the independence the personal determinants of this process.

Key words: independence, personal qualities, making strategic life decisions, students.
Постановка проблемы. С древних времен философы утверждали, что счастье человека зависит от выбора правильных жизненных приоритетов. Правильность или ошибочность принятых решений человек, зачастую, оценивает по их результатам, которые не просто изменить. Для этого необходимо, как минимум, понимать себя, знать особенности и психологические механизмы принятия решений, иметь развитую рефлексию и учитывать факторы, которые влияют на наш выбор. К сожалению, этому искусству не учат в школах, высших учебных заведениях, а современное общество предоставляет молодежи противоположные образцы, ведь многочисленные экономические и политические преобразования своей стремительностью и хаотичностью, приводят к тому, что недальновидность, жизнь сегодняшним днем, безответственность становятся в значительной степени типичным общественным признаком. Стратегическая неопределенность как на общегосударственном, так и на личностном уровне негативно сказывается на развитии молодежи, способности их к принятию важнейших жизненных решений, от которых зависит не только настоящее, но и будущее.

Принятие решений в философии, педагогике, психологии, социологии исследовались в различных аспектах, однако личностные детерминанты принятия стратегических жизненных решений изучены недостаточно. Ученые указывают, что одним из необходимых условий успешного принятия решений является наличие у человека набора определенных личностных качеств, которые обеспечивают достаточную волевую саморегуляцию. Исследователи (К.А.Абульханова-Славская, Г.А.Балл, В.К.Калин, Г.С.Костюк, Л.В.Сохань и др.) выделяют такие волевые качества как решительность, настойчивость, целеустремленность, принципиальность, организованность, ответственность и т.д. [1, 2, 3], которые формируются с детства благодаря развитию самостоятельности.



Целью статьи является освещение теоретического и эмпирического исследования самостоятельности как личностной детерминанты принятия студентами стратегических жизненных решений.

Изложение основного материала. Как известно, самостоятельность понимается как умение человека лично, без посторонней помощи управлять и направлять свою жизнь, принимать решения и нести ответственность за их последствия. Самостоятельность человека развивается с детства и именно она является фундаментом таких качеств в будущем, как решительность, умение принимать решения, забота о других. Итак самостоятельность – это способность лично ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Самостоятельность – обязательный атрибут взрослости.
Самостоятельность личности характеризуется двумя факторами: во-первых, знаниями, умениями и навыками, во-вторых, отношением к процессу деятельности, результатам и условиям ее осуществления, а также связями, создаваемыми во время деятельности с другими людьми. Самостоятельность – это прежде всего сознательное мотивирование действий и их обоснованность, устойчивость к посторонним влияниям, стремление и способность поступать в соответствии со своими личными убеждениями. Она проявляется неравномерно и специфически в различных видах деятельности. Высокий уровень самостоятельности в ее общем смысле предполагает не просто воспроизведение образца умственного или физического воздействия, а внесение в работу своего субъективного нового понимания, создание собственного образа мышления и действия (Н.А. Половникова).

Учитывая это, целью нашего эмпирического исследования было определение степени развитости личностных качеств студентов, необходимых для принятия стратегических жизненных решений и выявление их значимости с помощью установленных корреляционных связей.

В исследовании была использована методика «Изучение особенностей принятия решений личностью» Е.П.Ильина [7], которая позволила представить среднее значение развития определенных личностных качеств и их выражение в процентах (100% максимум). В ходе исследования мы получили эмпирические данные, которые обобщены и сведены в табл. 1. Как видно из табл. 1, первыми в списке качеств – решительность и настойчивость, как важнейшие волевые качества в принятии решений, однако по выраженности показателей, полученных респондентами (42,5% и 45,0% соответственно), они занимают последние места. Решительностью ученые называют индивидуальное свойство воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их в реальной деятельности.

У решительного человека, как правило, борьба мотивов, которая началась завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности – это не всегда мгновенное, но как правило – своевременное решение, принятое со знанием дела и с учетом конкретных обстоятельств. Решительность как позитивное волевое качество помогает в умении принимать решения умеренно, твердо, непоколебимо и.т.д., характеризуется особенностями протекания процесса принятия решения как определенной стадии волевого акта. Значение показателя ниже среднего (42,5%) указывает на недостаточный уровень развития этого качества у студентов.



Таблица 1

Качества студентов, влияющие на процесс принятия решений



n = 850
Личностные качества студентов

Выраженость показателей

Макс. зн. (за тестом), балы

Сред. зн. студентов,

балы


%


Решительный

2,0

0,85

42,5

Настойчивый при принятии решения

1,0

0,45

45,0

Рассудительный при принятии решения

3,0

1,6

53,3

Независимый от внешних обстоятельств в принятии решений

1,0

0,46

46,0

Целенаправленный

3,0

1,6

53,3

Самостоятельный

2,0

1,1

55,0

Стремится прогнозировать будущее

3,0

1,45

48,3

Романтический

1,0

0,55

55,0

Нерешительный при принятии решений

3,0

1,25

41,6

Зависимый от обстоятельств

1,0

0,54

54,0

Импульсивный при принятии решения

1,0

0,7

70,0

Неустойчивый в намерениях

1,0

1,0

50,0

Прагматичный

4,0

1,75

43,7

Сравнивая его с полученным значением «нерешительный при принятии решения» (41,6%) можем констатировать, что студентам не хватает решительности в принятии решений.

Нерешительность, которая является проявлением слабоволия, обнаруживается в том, что студент принимает решение или слишком медленно, или, наоборот, очень поспешно. Так нерешительные люди склонны принимать решения или без достаточного обсуждения, импульсивно, или предполагая лишние колебания при обдумывании. Нерешительный человек также склонен или откладывать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать, и поэтому принимать жизненно важные решения таким студентам чрезвычайно сложно.

Показатель настойчивости (45,0%) у студентов также на уровне ниже среднего. Настойчивость – волевое качество личности, которое проявляется в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Настойчивость проявляется в процессе исполнения решения студентами как заключительной части волевого акта. Настойчивость студентов заключается в умении активно реализовывать действия, необходимые для преодоления трудностей, энергично действовать и достигать цели окончательно. Люди, которым не хватает настойчивости, могут изначально проявлять большую энергичность, однако вскоре начинают ее ослаблять, «выдыхаются» и прекращают свои действия. Поэтому слабовольные студенты могут вначале деонстрировать ложное впечатление большой настойчивости и энергичности.

От настойчивости в достижения цели отличают упрямство и прихоти, которые проявляются в необоснованном, глупом отстаивании человеком своих решений и отвержении чужих предложений. И то и другое характеризуется стремлением достичь желаемого, однако, в отличие от настойчивости, упрямство руководствуется единственным мотивом поведения – самоутверждением, стремлением отстоять свое. При принятии студентами стратегических жизненных решений настойчивость помогает осуществить все фазы – от постановки целей до реализации принятого решения.

Как видно из табл. 1 наибольшее значение развитости показателя у студентов имеет такое личностное качество как «импульсивность в принятии решения» (70,0%). Импульсивность личности – толчок, побуждение, привод – особенность поведения человека (черта характера), которая проявляется в склонности действовать по первому зову, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не замечают все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко также быстро жалеет о своих поступках [6]. Относительно стратегических жизненных решений, импульсивность, скорее, мешает студентам, делая их поведение непоследовательным, а принимаемые решения – необоснованными.

Развитость такого личностного качества как «рассудительный при принятии решений» у студентов соответствует среднему уровню развития показателя (53,3%), что свидетельствует о средней взвешенности и обдумывании решений. Рассудительность человека определяется учеными как логически направленный мислительный процесс решения любых задач. Здравомыслящие студенты способны правильно рассуждать, делать выводы, последовательно выражать свои мысли [6, с.346]. Так что в процессе принятия стратегических жизненных решений студенты проявляют средний уровень благоразумия, могут обдумывать и обсуждать свои решения.

Следующе личностное качество «независимый от внешних обстоятельств в принятии решений» у студентов имеет выраженность на 46,0%, что соответствует значению ниже среднего. В психологических исследованиях, понятие независимости и зависимости используются в основном как характеристики людей, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем и табакокурением. В более широком контексте можно сослаться на многие другие виды поведения, такие, как азартные игры, просмотр телевизора, компьютерную зависимость, интернет или сексуальную зависимость, которые могут влиять на принятие решений личностью. В нашей выборке студенты оказались зависимыми от обстоятельств на 54,0%, что указывает на средний уровень. Студент, зависящий от внешних обстоятельств в принятии стратегических жизненных решений, не ориентируется на собственный внутренний мир и убеждения, ценности, опыт, предпочтения. Поскольку внешние обстоятельства часто меняются, ему приходится каждый раз пересматривать свои решения.

Следующее положительное волевое качество студентов – целеустремленность личности, характеризует силу его воли и проявляется в индивидуальных особенностях течения волевого акта на всех его фазах. Целеустремленный человек стремится к определенной цели, то есть направлен ​​на достижение определенного результата, знает чего хочет, в случае препятствий в достижении цели ищет альтернативные пути и, все же, достигает запланированного.

Как видно из табл. 1, это качество у студентов оказалась на среднем уровне развития (53,3%), что соответствует средним способностям студентов к управлению в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными их твердыми убеждениями. Недостаточная же целеустремленность, которая свидетельствует о слабоволии человека, харакрактеризуется отсутствием у него устойчивых общих целей и склонностью легко поддаваться случайным, скоротекущим побуждением, и желанием выбирать соответствующие им цели. Поэтому, несмотря на противоположную характеристику «неустойчивый в намерениях», выраженная на 50,0%, можно предположить, что этот средний уровень показателя весьма существенно снижает целеустремленность студентов, особенно по формированию стратегических жизненных целей.

Неустойчивость в намерениях характеризует студентов как таковых, что постоянно меняют свои планы и решения, в том числе и на будущее. Как правило, это личности, которые не сопоставляют свои собственные способности и психофизиологические качества с возможностями использования в дальнейшей жизни: личной, профессиональной или социальной. Если человек не знает себя, то и сформулировать конкретные цели, а тем более следовать им, для него сложно.

Следующее личностное качество, которое исследовалась у студентов – самостоятельность. Самостоятельность – это непременное условие, свойство, способ развития человека и сообщества в соответствии с их естественной заданностью. Самостоятельный студент мыслит и действует сам, чего бы это ни касалось, не зависит от воли другого субъекта, действует по собственным планам и инициативе.

Как видно из табл. 1, самостоятельность студентов соответствует среднему уровню развития (55,0%). Самостоятельность студентов заключается в умении обходиться в своих действиях самостоятельно, а также в умении критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их согласно своим взглядам и убеждениям, проявлять инициативу. Инициативность же характeризуеться умением находить при этом новые, нешаблонные решения и средства их осуществления. Самостоятельность и инициативность свободы отличаются от соответствующих качеств мышления наличием действенного стремления человека превратить свои решения и замыслы в жизнь. Среди основных форм проявления самостоятельности: самоутверждение, самопознание, самоидентификация, самообразование. Наряду с этим известны и многие формы ее негативного проявления: самоуправство, самоуверенность, самовосхваление, самоуничижение и т.д. Итак, полученный показатель студентов указывает на средний уровень проявления их самостоятельности, что может быть недостаточным для оптимального принятия стратегических жизненных решений.

Личностное качество «стремление к прогнозированию будущего» развито у студентов на 48,3%, что соответствует среднему уровню развития, однако для обдумывания и принятия стратегических жизненных решений этого недостаточно. Стремление прогнозировать будущее присуще человеку с детства и является особенно важным качеством личности для принятия стратегических жизненных решений, поскольку может влиять на всю дальнейшую судьбу. Будущее – субъективная с человеческой точки зрения и объективная со стороны стороннего наблюдателя временная категория восприятия реальности, которая характеризуется комплексом явлений и событий, которые не сбылись и не состоялись относительно объекта, который находится в более раннем времени. Поэтому значимость будущего для студенческой молодежи обусловлена ​​потребностью возможных дальнейших жизненных событий, прогнозов и требует дальнейшего развития.

В дальнейшем рассмотрим результаты исследования такого личностного качества студентов как романтичность. Романтичность личности определяется как необычность, сказочность чего-либо, что вызывает к себе эмоциональное, возвышенное отношение (героика, вдохновение). Романтика – это образ жизни, который отличается оптимизмом, альтруизмом, положительными эмоциями, высокими чувствами, возвышенным отношением к человеку противоположного пола (как правило – мужчины к женщине), и исповедание других ценностей, противопоставляются «серой обыденности», материальным ценностям, в том числе прагматизму, рационализму. Романтические отношения возникают, как правило, лишь в некоторых ситуациях, когда влияние внешнего мира в сознании людей нивелируется, а на первый план выходят их отношения, возникает влечение друг к другу. Люди-романтики – это люди, которые живут больше в мечтах, а не в реальности, склонны к мечтательности, к идеализации других людей и жизни в целом. Романтичность студентов связана с рассмотрением ситуаций с позиции идеальных взаимоотношений.

Высокие показатели по этой характеристике можно расценивать и как положительный, и как отрицательный результат. Положительным является то, что человек направлен ​​в будущее и способен строить стратегические планы на жизнь. Отрицательным – то, что молодой человек слишком оторван от реалий и может не рассчитать своих сил для достижения задуманного. Поэтому полученные средние показатели (56,0%) романтичности студентов как раз свидетельствуют о наибольших шансах в постановке жизненных целей и принятии стратегических решений. Низкие показатели по этой характеристике свидетельствуют о доминантность рационализма и прагматизма.

Последним исследуемым личностным качеством студентов является прагматизм, как форма позитивизма, которая предопределяет построение системы поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить – истинно», – утверждал один из основателей прагматизма В.Джемс. На словах прагматисты уделяют большое значение разума в решении вопросов морали, но с их точки зрения, с помощью разуму может решаться только вопрос о выборе средств, методов достижения поставленных целей, сами же цели не могут обосновываться разумом [6, с.266-267]. Цели, с точки зрения Дж.Дьюи, определяются волевыми стремлениями человека и могут констатироваться умом лишь задним числом, когда человек уже действует.

В нашей выборке студентов прагматизм развит на 43,7%, что соответствует почти среднему уровню развития и может свидетельствовать о склонности студентов к постановке более корыстных стратегических целей и принятию судьбоносных решений на основе выгодности и меркантильности. Конечно, такой подход не может быть оправданным в процессе принятия всех стратегических жизненных решений, особенно тех, которые касаются выбора брачного партнера.



Для дальнейшего количественного и качественного анализа полученных результатов мы использовали методы математической статистики, в частности, статистический пакет SPSS Statistics 17.0 (корреляционный критерий Спирмена). Важность и необходимость этого этапа исследования, обусловлена ​​возможностью получения весомых данных, в частности, среди всех исследуемых личностных качеств выделить ведущие, то есть те, которые детерминируют готовность студентов к принятию стратегических жизненных решений. Итак, целью было изучение связи личностных характеристик студентов (рассудительный, нерешительный, зависящий от обстоятельств, прагматичный, настойчивый, импульсивный, решительный, самостоятельный, романтический, неустойчивый, независимый, целеустремленный, стремится прогнозировать будущее) с их готовностью к принятию стратегических жизненных решений. Значимые корреляционные связи сведены нами в табл.2.

Таблица 2

Фрагмент матрицы корреляционных связей между личностными характеристиками студентов и готовностью к принятию
стратегических жизненных решений



n = 64

Нереши-тельный

Зависимый от обстоя-тельств

Решите-льный

Целенаправ-ленный

Стремится

прогн. будущее

Уровень

гот-ти

Нерешительный

1,00

0,12

-7,17**

-0,44

-0,17

-,519*

Заависимый от обстоятельств

0,12

1,00

0,03

-,526*

-,540*

-,586**

Решительный

-,717**

0,03

1,00

0,462*

0,23

,569**

Самостоятельный

-0,43

-0,42

0,41

0,44

0,34

,817**

Целенаправленный

-0,44

-,526*

,462*

1,00

0,705**

,464*

Стремится прогнозировать будущее

-0,17

-,540*

0,23

,705**

1,00

,467*

Примечание: * – связь значимая на уровне p ≤ 0,05;

** – связь значимая на уровне p ≤ 0,01.

Как видно из табл. 2, наиболее важным результатом является наличие достаточно высоких и статистически значимых положительных взаимосвязей между уровнем готовности студентов и такими качествами как самостоятельность (r = 0,82 при p ≤ 0,01), решительность (r = 0,57 при p ≤ 0 , 01), целеустремленность (r = 0,46 при p ≤ 0,05) и стремление прогнозировать будущее (r = 0,47 при p ≤ 0,01). Характерно, что наиболее тесно связанной с готовностью к принятию решений оказалось качество «самостоятельность», и это соответствует специфике исследуемых решений, поскольку стратегические жизненные решения каждая личность должна принимать сама и ответственность за их правильность полагается на нее.

Другие три качества – решительность, целеустремленность и прогнозирование будущего имеют довольно тесную связь с готовностью студентов на достаточно высоком уровне и это подтверждает теоретические выкладки ученых о решающем значении решительности личности в избрании главной цели жизни, целеполагания в постановке жизненно значимых целей, прогнозирования будущего как предвидения последствий и выстраивании собственного жизненного пути. Также были получены статистически значимые обратные связи между уровнем готовности студентов к принятию стратегических жизненных решений и такими качествами как «нерешительность» (r = -0,52 при p ≤ 0,05) и «в зависимости от обстоятельств» (r = -0 , 59 при p ≤ 0,01). Это значит, что более нерешительный и зависимый от обстоятельств студент будет меньше готов к принятию стратегических жизненных решений.

Также корреляционный анализ предоставил данные, указывающие на тесную взаимосвязь между всеми положительными качествами, что подтверждает наши ожидания, а именно, между решительностью и целеустремленностью (r = 0,46 при p ≤ 0,05), между целеустремленностью и стремлением прогнозировать будущее (r = 0,71 при p ≤ 0,01) и обратную связь между зависимостью от обстоятельств и целеустремленностью (r = -0,53 при p ≤ 0,05) и стремлением прогнозировать будущее (r = 0, 54 при p ≤ 0,05). Эти данные подтверждают тезис, рассматриваемый в теоретической части работы, о том, что положительные качества личности образуют силу воли, необходимую для принятия решений (В.К.Калин, Г.С.Костюк и др.). Анализ корреляционных связей позволил построить иерархию личностных характеристик по их степени связи и значимости в процессе принятия студентами стратегических жизненных решений (см. рис.1).


Готовность к принятию стратегических жизненных решений

Рис. 1. Иерархия личностных качеств студентов, имеющих связь с готовностью к принятию стратегических жизненных решений.


Таким образом, принятие стратегических жизненных решений студентами детерминируется актуализацией их личностных качеств, среди которых самостоятельность, решительность, целеустремленность, стремление прогнозировать будущее. Однако, развитие у студентов следующих качеств соответствует среднему и ниже среднего уровням. Учитывая это, дальнейшие научные исследования целесообразно направить на разработку психолого-педагогических средств развития у студенческой молодежи личностных качеств, необходимых для принятия стратегических жизненных решений.

Литература



  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

  2. Балл Г.А. Феномен выбора в контексте социального поведения. Социальная психология. – 2005. – № 1. – С. 3-13.

  3. Калин В. К. Психология воли : сб. науч. тр. / В. К. Калин ; науч. ред. проф. Н. Ф. Калина. – Симферополь, 2011. – 208 с.

  4. Корнилова Т. В. Методологические проблемы в психологии принятия решения // Психол. Журнал. – 2005. Т.26. №1. – С.3-20.

  5. Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии : материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М. : Смысл, 2001. – С. 100-109.

  6. Словарь по этике / под. ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

  7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института психотерапии. – 2002. – 490 с.

Средства связи с автором:

Телефон_ моб. тел. +38 (093) 499-05-50; +38 (099) 138-47-38;

дом. тел. +38 (044) 592-55-65.

E-mail___Lyubvit@bigmir.net_

Почтовые реквизиты (домашний адрес) для рассылки авторского экземпляра(ов) журнала:


Кому: _Помыткина Любовь Витальевна

Куда: ул. Булаховского, 36, кв. 231

г.Киев, УКРАИНА

Индекс места назначения



03164

Каталог: bitstream -> NAU
bitstream -> Основные подходы к организации педагогической поддержки будущих учителей иностранного языка в процессе обучения
bitstream -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
bitstream -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
NAU -> Букалерова Л. А., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов. Шагиева Р. В
NAU -> Проблема эффективности повышения квалификации преподавателей
NAU -> Стратегических жизненных решений
NAU -> Основные моменты социологического подхода к моделированию качества высшего образования
NAU -> Обзор существующих подходов, применяемых в обучении английскому языку


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница