Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Медицинский колледж
Кафедра физической культуры и здоровья
Самостоятельная работа студента
По теме: «Физическая культура и спорт в России. Основы физического воспитания в средних специальных учебных заведениях»
Выполнил: Гузенко К. А.
студентка 2 группы 1 курса
факультета сестринское дело
Проверил: Жариков Е. В.
Волгоград 2020
План
Вступление…………………………………………………………………3
Формирование физической культуры…………………………………….7
Физическое совершенствование…………………………………………...10
Студенческий спорт…………………………………………………………13
Спорт в свободное время студентов………………………………………..15
Вступление
Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Годы пребывания студента в высшем учебном заведении – важный этап формирования личности будущего выпускника вуза. «Физическая культура» в вузе как учебная дисциплина в цикле общегуманитарных и социально-экономических дисциплин объединяет в единую систему разнообразные средства и методы, направленные на развитие и совершенствование физических и тесно связанных с ними психических сил человека, выполняя важную социальную роль в подготовке высокообразованных и гармонично развитых специалистов будущего.
Студенчество – особая социальная группа, процесс подготовки которой к квалифицированной профессиональной деятельности стал видом сложного, напряженного умственного труда, объективно необходимого обществу. Заинтересованность общества в подготовке специалистов высокой квалификации выражается в создании льгот – бесплатное обучение, государственные стипендии, предоставление общежитий, библиотек, читальных залов, спортивных сооружений и спортивного инвентаря, занятия в клубах по интересам, спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности и т.п. Все это создает условия, позволяющие студентам прилагать значительные усилия в учебно-трудовой и общественной деятельности, активно и интересно проводить свободное время, широко использовать возможности систематических занятий физической культурой и спортом. В период обучения в высшем учебном заведении раскрываются способности и задатки студентов, происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-перцептивные, мнемические и психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность и обучаемость в образовании навыков; завершается в основном соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает, с одной стороны, наличие потенциальных возможностей студенческой молодежи, а с другой, – необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения.
Формирование потребностей человека в двигательной активности, создание мотивационных установок, помощь в выборе форм занятий для полноценной самореализации личности – смысл физкультурного воспитания. На современном этапе развития общества необходимо заложить методологические и ценностно-гуманистические основы для формирования у студента истинной физической культуры. Личностные качества человека являются определяющими по отношению к развитию двигательных качеств. Поэтому студент должен иметь свободу выбора двигательной деятельности сообразно своей мотивации, потребностям (идеальным представлениям). Реализация идеальной модели в ходе образовательного (учебно-тренировочного) процесса, суть самовыражения в социокультурной (физкультурной) деятельности.
В случае совпадения идеальных представлений личности с предлагаемым в учебном заведении видом двигательной активности последняя воспринимается как неотъемлемая часть собственного стиля жизни, с которым человек не расстанется никогда. Радикальные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Происходит коренная ломка представлений в сфере общественной жизни, в ценностных установках людей. Всё отчетливей наблюдается гуманистический и гуманитарный сдвиг, жажда личных свобод и инициативы как непременное условие полноценного раскрытия и реализации личности. Становление социальной активности и зрелости, самоутверждение, формирование организаторских способностей будущих специалистов, навыков общения ещё 10 лет назад происходило благодаря деятельности комсомола. В настоящее время эти функции выполняются частично личными кружками, студенческими научными обществами, клубами по интересам и т.д. Однако в работе этих организаций отсутствует системность и всеобщность охвата всех студентов.
Решающую роль в формировании личности играет господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991). В физкультурно-спортивной деятельности студента проявляются не только двигательные умения и навыки (таких видах спорта, как шахматный и шашечный спорт, радиоспорт и др., они вообще не требуются или не играют существенной роли), но и широкий круг других качеств. Например, интеллектуальные качества, в частности, связанные с так называемым «оперативным мышлением», развитием комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций, эстетических способностей, нравственных норм поведения, навыков общения и др.
Понятие «физическая культура и спорт» означает совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов для физического совершенствования человека. Физическая культура – понятие более общее, отражающее самое существенное. Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга народа. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности человека в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени – одна из существенных сторон социальной функции спорта. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению). В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры.
Являясь сложным многофункциональным явлением жизни современного общества, физическая культура и спорт выполняют ряд социальных функций. Из них наиболее значимыми принято считать:
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое развитие и совершенствование;
подготовка к трудовой деятельности;
средство общения, установления человеческих контактов, укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.
Физическая культура как система представляет собой единство специфических для нее физкультурных потребностей, отношений и др. Раскрытие этих аспектов в системе физической культуры с позиций гуманистического подхода к формированию личности, дает возможность наиболее полно передать молодому поколению истинное содержание физической культуры как части общечеловеческой культуры. Человек в мире физической культуры и спорта действует в двух сферах: физкультурной активности и потребления спорта как зрелища. У разных типов людей эти сферы находятся в различных соотношениях. Физическую культуру человека следует рассматривать также в двух аспектах – как сферу культуры личности и в аспекте ее отражения в образе жизни и физическом облике индивида. Как социальное явление она должна, в первую очередь, способствовать формированию индивидуальной физической культуры. Одно из наиболее полных определений физической культуры дано Л.П. Матвеевым. Он считает, что физическая культура является совокупностью достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающего и взрослых поколений, одним из эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.
Формирование физической культуры
Среди основных критериев формирования физической культуры студентов вузов необходимо выделить объективные (требования общества в подготовке специалистов) и субъективные (личное желание, цели, мотивации) возможности молодого человека в реализации многогранной физкультурной деятельности. Приоритетными компонентами формирования физической культуры личности и непосредственными её составляющими являются осознанность знаний в этой сфере деятельности, потребности, мотивы и цели личности студента. В то же время необходимо учитывать аспект гуманности, отражающий современное направление гуманитаризации образовательного процесса в высшем учебном заведении (мировоззренческие установки, ценностные ориентации будущего молодого специалиста и др.). Формирование личности студента является и самореализацией, самовыражением его человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых в процессе учёбы. Содержание и направленность практической деятельности, потребности, интересы, мотивы, увлечения, идеалы и пр. в течение жизни у человека могут изменяться. Факторы, обеспечивающие формирование потребности студента в самосовершенствовании, делятся на внешние и внутренние.
Среди внешних факторов – личность преподавателя, содержание обучения и методика преподавания, среди внутренних – мотивы, интересы, ориентации, уровень развития личностных качеств, самооценка состояния здоровья и физической подготовленности и др. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности связано с воздействием физической культуры и спорта в направлении воспитания научного мировоззрения, а также нравственного, умственного и эстетического воспитания каждого студента. Профессиональные качества специалиста формируются также и на базе его морально-нравственных характеристик. Именно эти качества определяют мотивацию в получении образования каждым индивидом. С этих позиций требования к специалисту в современных условиях приобретают дополнительную окраску. При этом преподаватель как представитель определённой культуры играет немаловажную роль в формировании будущего специалиста и только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер, – писал в 19 веке К.Д. Ушинский. Однако только сама личность должна определить для себя, что есть благо и что есть необходимость. Студент сам должен принимать решения, не перекладывая ответственность на преподавателя.
Всякое искусственное ограничение свободы подрывает творческие потенции личности и препятствует её самоактуализации. Поэтому в воспитании студентов необходимо создавать условия для формирования и саморазвития личности. Важно подчеркнуть, что физическая культура как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества обусловливается объективными требованиями его экономического, социально политического и духовного развития. Духовная культура, по определению Б.М. Сапунова, – это «совокупность знаний человека об окружающей действительности и о самом себе, система ценностей и убеждений, определяющая его отношение к миру, к другим людям, это цели и мотивы его деятельности».
Рассмотрение некоторых тенденций взаимодействия культуры физической и духовной приводит к выводу, что главным сдерживающим моментом их развития в настоящее время является специфическое противоречие между объективной духовно-нравственной, социально-экономической необходимостью развития физической культуры и субъективной недооценки её роли в жизни человека и общества. Физическая культура – важное средство управления глубинными биологическими процессами человеческого организма, совершенствования его природных особенностей в социальных целях. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития. Биологические качества проявляются во взаимодействии человека с окружающей его социальной и природной средой. В идеальном обществе, по мнению Платона, основой воспитания граждан должно быть единство, гармония телесных и духовных сил (способностей), из которых возникают и в которые сосредотачиваются все интеллектуальные и моральные добродетели. Пути и средства воспитания личности в своих изначальных посылках сходятся на том, что в процессе физического воспитания, во-первых, необходима мера, во-вторых, – убеждение в том, что вне тела не может быть ни души, ни воли, ни желаний, ни потребностей и т.д. На Востоке физическое воспитание, сливаясь в русле воззрений на космос, мир, человека, природу с особенностями жизнедеятельности людей, в полной мере отвечает назначению этого воспитания. Так как, здесь властвует великий принцип, сформулированный древними: «В здоровом теле – здоровый дух!». Иными словами, чем шире, разнообразнее возможности тела, его физические свойства, тем здоровее дух тела, выражаемый в его психосоциальных качествах, ориентациях и целях. Отличительной особенностью процесса физического и духовного развития человека является обязательное присутствие элементов самовоспитания. В основе самовоспитания методами физической культуры лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии своих физических способностей, совершенствовании форм тела, борьбе против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков. Формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании в условиях вузовского обучения предполагает следующее: содействие социальному и профессиональному становлению личности будущего специалиста, единство учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями, рациональную организацию учебы, быта и отдыха.
Физическое совершенствование
Физическое совершенствование необходимо рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной направленности. Конкретизация критериев сформированной потребности в двигательной активности может отражать объективные показатели здоровья, физическую подготовленность, качество и объем специальных и профессиональных знаний и умений, удовлетворение степенью собственного обогащения и развития личности, уровень интересов.
Одна из развёрнутых гуманистических теорий – теория А. Маслоу исходит из основного постулата, гласящего, что развитие личности – процесс постепенного удовлетворения потребностей. Причем способность к их удовлетворению рассматривается как приобретенное в процессе онтогенеза, а не врождённое свойство. У человека имеются потребности «низкого» и «высокого» уровня (рис. 1). Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовывать их, а значит, тем быстрее и устойчивее процесс формирования потребности в физическом совершенствовании.
Согласно взглядам А. Маслоу, иерархия человеческих потребностей выглядит как пирамида. В её основании – физиологические потребности, наверху – потребность в самореализации, которая подразумевает возможность максимального выражения способностей и одаренность личности. Это самая высокая потребность. Потребности более высокого уровня появляются лишь тогда, когда удовлетворены более «низкие» потребности, но не ранее. С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности.
Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-спортивных занятий. Это могут быть, например, потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и укреплении здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении, в новой информации и др. Очевидно, что, чем сильнее развиты эти потребности, тем глубже и прочнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях. В процессе занятий изменяется полнота и глубина восприятия и познания, изменяется также и формируемый уровень потребности человека). Сложная система потребностей личности, её способностей предстает как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней. Большое значение для благополучия имеет самооценка. Самооценка – способность личности оценить особенности своего характера, нравственные качества, природные особенности, поступки, внешность (личная самооценка), а также процесс и результат своей деятельности (деятельностная самооценка).
Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя, это важный регулятор поведения. Она определяет взаимоотношения человека с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, а также неустойчивая самооценка деформируют внутренний мир личности, искажают её мотивацию и эмоционально-волевую сферу, и этим препятствуют гармоничному развитию личности, психическому и социальному здоровью. Высокая степень совпадения соответствует хорошему психическому здоровью. Самооценка зависит от того, в какой мере человек чувствует себя принадлежащим к значимой для него социальной группе. В дальнейшем по мере накопления опыта всё большее значение начинает приобретать оценка результатов собственной деятельности. Сформированная, т.е. адекватная, дифференцированная, осознанная самооценка в известной мере освобождается от оценок окружающих, становится самостоятельным результатом поведения человека. Согласно высказываниям К. Роджерса, высокая, «забегающая вперёд» самооценка реальных возможностей необходима для личностного роста каждого человека.
Историческое развитие спорта как многогранного общественного явления, его социальная значимость и практическая ценность заставляют нас видеть в нѐм «совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности. Наряду с этим – одно из важнейших средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, способствующих сотрудничеству и дружбе между народами» (Л.П. Матвеев, 1976).
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм человека современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры в вузе, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нём имеется обязательная соревновательная составляющая.
Студенческий спорт
Возрастные особенности студенческой молодёжи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт. Организационные особенности студенческого спорта заключаются в доступности и возможности заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», возможности заниматься спортом в свободное от учебных академических занятий время в вузовских спортивных секциях и группах, а также самостоятельно, систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачётных соревнованиях, во внутри- и вне вузовских соревнованиях по избранным видам спорта).
Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. После теоретико-методической и общефизической подготовки на первом курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.
Студенческий спорт занимает особое место в спортивном движении молодёжи. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, естественно, своя, но принципиально важно то, что студент выбирает сам. Поэтому, например, студенту с «не баскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом, никто не вправе отказать в его желании. Однако практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «право выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовленности не показывают хороших результатов. Эти студенты проходят подготовку в группах общей физической подготовки (ОФП).
При ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество имеют студенты, показавшие при выполнении обязательных тестов наилучшие результаты. Подобная практика часто носит вынужденный характер ввиду ограниченности мест занятий и ряда других причин.
Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении. Спортивная подготовка проводится в спортивном учебном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты и имеющие определённую предварительную спортивную подготовленность или психомоторную одарённость для занятий избранным видом спорта. Это связано с тем, что перед студентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения, ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярного участия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза.
Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так как учебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратой свободного времени. Занятия, как правило, организуются в существенно большем объёме, чем предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура». Свободный выбор занятий в спортивной группе накладывает определённые обязанности на самого студента, который должен до конца семестра или учебного года заниматься именно в этой группе. Он также обязан овладеть специальным теоретическим, методическим и практическим учебным материалом и выполнять не только общие для всех зачётные требования и нормативы по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, но и специфические спортивно-технические зачётные нормативы и требования по избранному им виду спорта.
Спорт в свободное время студентов
Неотъемлемой частью физического воспитания студентов являются занятия спортом в свободное время. Такие занятия проходят на самостоятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются общественными организациями, коммерческими структурами, ректоратом, спонсорами. Инициаторами таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты. Самостоятельные занятия – одна из форм спортивной подготовки, позволяющая в некоторых видах спорта значительно сократить временные затраты на организованные тренировочные занятия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутри-вузовских и межвузовских студенческих соревнованиях.
Список литературы
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В.Ф. Кошелев О.Ю. Малозёмов Ю.Г.
Поделитесь с Вашими друзьями: |