Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования общеучебных умений и навыков



Скачать 123.44 Kb.
Дата28.04.2016
Размер123.44 Kb.
ТипСтатья
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Березина Татьяна Александровна

МОУ "Гимназия №123, г. Барнаул"

e-mail: 123school@gmail.com

Статья состоит из двух частей: 1. В первой части раскрыто, какие общеучебные умения и навыки необходимо формировать на уроке информатики. 2. Во второй части рассмотрены средства и методы, используемые на уроке информатике для формирования общеучебных умений и навыков.
«Скажи мне – я забуду.

Покажи мне – я могу запомнить.

Позволь мне сделать самому это

и это станет моим навсегда».

П.П. Блонский

В современном мире ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора. В свете изменившейся парадигмы образования возникает проблема формирования у учащихся общеучебных умений, которые позволят им самостоятельно приобретать знания и умения при обучении любому предмету, в том числе и информатике. Одним из направлений решения этой проблемы является формирование у учащихся учебно-информационных умений, позволяющее вооружить ими учащихся в соответствии с требованиями современного информационного общества.

В педагогике учебно-информационными умениями и навыками называют такие умения и навыки, которые включают в себя: умение работать с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками; умение осуществлять наблюдения; умение составлять план, конспект, тезисы; умение готовить доклад (выступление) с помощью средств ИКТ.

Приоритетными задачами изучения информатики в этом случае являются:

Формирование умений



  • определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;

  • определять и выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации (перевод из текста в таблицу, схему, график, из аудиовизуального ряда в текст);

  • структурировать информацию на ограниченном пространстве экрана;

  • анализировать, обобщать;

  • правильно организовать информационный процесс (умение слушать, формирование умений публичного выступления – данный задача, на мой взгляд, считается одной из основных не только для информатики, но и для всех учебных предметов).

Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала:

  • Формирования новых знаний;

  • Закрепления изученного материала;

  • Обобщения и систематизации знаний.

На этапе формирования новых знаний самостоятельная работа организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами.

Наиболее эффективным при такой работе, нами видится сочетание организацию поисковой деятельности и дифференцированного подхода. Что позволяет:



  • формировать у каждого учащегося умения и навыки самостоятельно добывать знания;

  • развивать такие качества личности как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность;

  • учитывая индивидуальные особенности каждого ученика соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи ученику;

  • создать условия для демонстрации успеха каждого учащегося.

  • формируется самооценка: повышается ее критичность, рефлексивность, обоснованность.

Наиболее употребляемыми формами организации самостоятельной работы являются:

1. индивидуальная;

2. групповая;

3. фронтальная.

Остановимся подробнее на организации групповой работы.

Наиболее эффективно протекает групповая работа, когда класс делится на небольшие группы не более 4 человек, с учетом уровня развития учащихся или когда в каждой группе есть ученик более сильный. Также при формировании групп следует учитывать интересы учащихся и дружеские отношения для создания более благоприятной атмосферы в процессе работы. При групповой работе отмечаются следующие положительные моменты:



  • возрастает глубина понимания усвоенного материала;

  • возрастает активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • создаются условия для развития у учащихся потребности и способности оценивать себя в поставленном плане;

  • возрастает эффективность формирования у учащихся потребности в самоконтроле, происходит овладение разными формами самоконтроля.

Рассмотрим, как можно использовать групповую форму организации деятельности учащихся при рассмотрении темы «Машинные системы счисления» в классе гуманитарного профиля.

Класс разбивается на 3 группы по 4 человека разного уровня обученности. Каждая группа получает карточку с заданием и план работы в группе.



Пример одной из карточек.

Тема урока «Машинные системы счисления».

Тема карточки «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную».

  1. Разберите предложенный перевод целого числа из десятичной системы счисления в двоичную: 1310N2

_ 13 2 _21 2

12 _ 6 2 20 ­­_10 2



1 6 _3 2 1 10 _5 2

0 2 1 0 4 _ 2 2

1 1 2 1

0
1310=11012 2110=101012

  1. Составьте план перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную

  2. Разберите предложенный перевод дробного числа, меньшего 1 из десятичной системы счисления в двоичную:

0,562510=N2

0, x5625

2

1 x1250



2

0 x2500

2

0 x5000



2

1 0000 0,562510=0,10012

4. Составьте план перевода дробного числа, меньшего 1 из десятичной системы счисления в двоичную.

5. Составьте план перевода дробного числа, большего 1 из десятичной системы счисления в двоичную, если: 13,562510=11012 +0,10012= 1101,10012

6. Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную: 45,35710.


Остальные группы получают аналогичные карточки, по которым разбирают перевод из десятичной системы счисления в восьмеричную и из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную (по данной карточке работают более сильные учащиеся). Если у учащихся возникают вопросы, то они обращаются к учителю. После работы в группах учащиеся выступают у доски и тем самым обучают остальную часть класса по теме их карточки. Групповая форма работы сменяется фронтальной. И главная задача учителя в этот момент следить за четкостью формулировок, добиваться того, чтобы при выступлении группы остальная часть класса внимательно слушала своих товарищей, задавала вопросы и была активна в обсуждении и если необходимо высказывала свои мысли. Нужно отметить, что с работой в такой форме успешно справляются учащиеся класса гуманитарного профиля.

Наиболее эффективно сочетание этих форм организации деятельности учащихся.

Рассмотрим, как можно использовать, например, при изучении темы «Логические высказывания», сочетание индивидуальной, групповой форм работы, поисковой деятельности и дифференцированного подхода. После вступительного слова и постановки целей урока учащиеся получают карточки для поисковой деятельности. Карточки трех уровней сложности, учащиеся самостоятельно выбирают свой уровень. В течение 15 минут учащиеся работают самостоятельно с электронным учебником. Далее объединяются в группы по цвету карточки не более 4 человек в группе.

Пример одной из карточек:

Красная карточка Тема «Логические высказывания»



Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает алгебра логики?

2. Связь между алгеброй логики и двоичным кодированием.

3. Охарактеризуйте основные логические операции, соответствующие им логические схемы.


Задания для закрепления полученных знаний


1.Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Логические основы компьютера» в виде плана-схемы. (Задание направлено на формирование умения систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания по теме)

2. Для каждой логической операции приведите примеры составных высказываний из приведенных ниже школьных предметов: история, литература, биология, география, математика (задание направлено на формирование умения применять на практике полученные знания, интегрировать полученные знания)



3. Определите, какие из высказываний (высказывательных форм) в следующих парах являются отрицаниями друг друга, а какие нет:

а)5<10”, “5>10”; б)10>9”, “10<=9”; в)мишень поражена первым выстрелом”, “мишень поражена вторым выстрелом”; г)машина останавливалась у каждого из двух светофоров”, “машина не останавливалась у каждого из двух светофоров”, д)человечеству известны все планеты Солнечной системы”, “в Солнечной системе есть планеты, неизвестные человечеству”; е)существуют белые слоны”, “все слоны серые”; ж)кит — млекопитающее”, “кит — рыба”; з)неверно, что точка А не лежит на прямой а”, “точка А лежит на прямой а”; и)прямая а параллельна прямой b”, “прямая a перпендикулярна прямой b”; к)этот треугольник равнобедренный и прямоугольный”, “этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный”.

(задание направлено на формирование умения аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений)

На следующий урок происходит обсуждение. На данных уроках формируются следующие общеучебные умения и навыки: анализировать, систематизировать, обобщать, структурировать полученные знания; выделять главное (составлять план – схему, план - конспект); работать в группе; интегрировать полученные знания; аргументировать свой ответ, доказывать правоту своих суждений.
Одной из самых основных технологий организации самостоятельной работы учащихся является проектная деятельность. Работа по проекту требует большой самостоятельной поисковой работы.

При работе над проектом ученики разбиваются на группы (не более трех человек и лучше, если учащиеся объединяются в группы по своей личной инициативе). После определения с тематикой будущего проекта, учащиеся определяют цели, задачи, подбирают самостоятельно материал и реализуют его с помощью соответствующих компьютерных технологий.

Учитель выступает в роли консультанта и помощника.

Данную технологию можно реализовать в классах гуманитарного профиля при изучении следующих тем:



  • Мультимедийные технологии (9 класс);

  • Базы данных (11 класс).

Изучение темы мультимедийные технологии можно приурочить к какому-либо тематическому мероприятию, например, к декаде математики. За урок до изучения этой темы учащимся было предложено подготовить доклад на тему «История развития математики» (варианты формулировки темы учащиеся выбирали самостоятельно «Развитие математики в Древней Руси», «Демокрит», «Пифагор», «Математика в Древней Греции») с необходимыми иллюстрациями. На первом уроке учащимся была продемонстрирована презентация «От старинных систем записи чисел к современным» и предложено оформить их доклады в виде презентации, а также рассмотрены этапы создания презентации и правила оформления презентации. К следующему уроку учащиеся продумывают структуры презентации, навигацию. Учитель контролирует работу над проектами, оценивает промежуточные этапы. В конце изучения темы учащиеся защищают свои проекты. При выступлении одного учащегося класс заполняет лист оценивания.

Лист анализа проектов.

Ф.И

Раскрытие темы 2 балла

Слайд 3 балла

Дизайн

2 балла


Анимационные эффекты 2 балла

Навигация

1 балл


Общее количество баллов







Кол-во слайдов

Фон

Картинки













Максимальное количество баллов – 10.

Критерии оценки: 10 баллов – «5»; от 7 баллов – «4»; от 5 баллов – «3». В конце урока подводим итоги и выставляем оценки.

Данная тема для учащихся интересна и в дальнейшем они создают презентации для использования на других учебных дисциплинах.

Возможна реализация проектной деятельности и при изучении темы «База данных». Тему ребята определяют самостоятельно в соответствии своим интересам и с учетом актуальности для всего класса. На первом уроке после постановки целей учащимся сообщается, что результатом изучения данной темы станет создание проекта. На уроке раскрываются основные этапы создания Базы Данных.

Важным этапом проектной деятельности является защита проекта. Учащиеся должны раскрыть цель, актуальность выбранной темы, доказать правильность выбранной структуры БД, как они реализовывали своей проект, какие трудности возникали в процессе работы, указать какими дополнительными источниками пользовались. Важно, чтобы при защите проектов учащиеся использовали ранее полученные знания (например, представление защиты проекта представили в виде презентации). При работе над проектом, у учащихся возникает потребность в изучении дополнительного материала по данной теме самостоятельно. После выступления учащихся их одноклассники комментируют выступления, дают советы, выставляются оценки. Важно, чтобы учитель, подводя итоги работы, положительно охарактеризовал работу каждого учащегося, выделил самые интересные момент.

Еще одним видом организации самостоятельной работы учащихся является написание рефератов, докладов. Например, при изучении темы «Внешние устройства компьютера», «Компьютерные вирусы» (10 класс). За урок до изучения темы «Компьютерные вирусы» учащимся предлагается на выбор темы: простые файловые вирусы, шифрованные и полиморфные вирусы, стелс-вирусы: макро-вирусы, сетевые вирусы (Internet-черви, троянские программы). При подготовке доклада учащиеся прорабатывают различные источники (копии из Internetа легко обнаруживаются учителем). Их задача проанализировать полученную информацию, обобщить и выделить главное. Не маловажным моментом является выступление учащихся. После доклада выступающему задаются вопросы класса, и затем учитель обязательно подводит итог каждого выступления. Учащиеся анализируют и заполняют следующую таблицу:



Тип вирусов

Источник заражения

Объект заражения

Последствия заражения

Загрузочные










Файловые










Макро-вирусы





















Выбор различных форм организации учебной деятельности и их всевозможное сочетание позволяет не только создать условия для формирования ОУУН, но и развивать самостоятельность учащихся, интерес к предмету и творческую активность учащихся.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

 Предмет информатики играет важную роль при формировании общеучебных умений и навыков при правильной организации процесса обучения;

 Одной из эффективных форм для формирования общеучебных умений и навыков является организация самостоятельной работы учащихся;



 Успех выбранной формы зависит от правильно подобранных методов, технологий обучения.
Каталог: Res -> Journal -> vestnik -> ARHIW -> N1 2007 -> rtf
rtf -> Особенности психологической готовности учащихся
ARHIW -> Межпредметных связей
ARHIW -> Н. Б. Печатнова Контрольно-измерительные материалы егэ
ARHIW -> Проектная деятельность учащихся при изучении современных компьютерных технологий
ARHIW -> Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов
ARHIW -> Использование гештальт подхода к проблеме адаптации студентов первого курса педагогического университета
ARHIW -> Валеологическая составляющая последипломного образования педкадров
ARHIW -> Обучение информатики в начальном звене и особенности пмп «Роботландия»
rtf -> К вопросу об эффективном использовании интернет-технологий в образовательном учреждении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница