Самостоятельная работа магистранта над дисциплиной складывается из подготовки к практическим занятиям и к зачёту, а также работы над докладами и рефератом



Скачать 421.18 Kb.
страница1/3
Дата25.04.2016
Размер421.18 Kb.
  1   2   3


Общие рекомендации
Самостоятельная работа магистранта над дисциплиной складывается из подготовки к практическим занятиям и к зачёту, а также работы над докладами и рефератом.

На практических занятиях обсуждаются общие теоретические вопросы дисциплины, доклады, проводится контроль усвоения материала лекций и учебных пособий.

Помимо подготовки к общим вопросам по теме каждого практического занятия, каждому магистранту необходимо сделать в течение семестра не менее двух докладов по свободно выбранным темам из предложенных в данном пособии, а также написать реферат по одной из выбранных тем.

Доклад должен быть результатом небольшого самостоятельного исследования избранной проблемы. Необходимо изучить рекомендованные преподавателем источники, провести анализ изученного материала, выделить в нём наиболее существенное, важное и интересное, и изложить на занятии в свободной манере, ясно и доступно для слушателей. Докладчик должен разобраться в проблеме, свободно ориентироваться в ней, быть готовым к дополнительным вопросам. Длительность доклада – не менее 10 минут, не более 20 минут. Доклады, прочитанные по текстам, скопированным из интернета или из других источников, зачтены не будут. Возможна подготовка доклада по теме, предложенной магистрантом и утверждённой преподавателем.

Реферат может быть написан в форме аналитического обзора литературы по проблеме или эссе – свободного размышления на заданную тему. Примерный объём – 20 000 знаков с пробелами, размер шрифта – 12 или 14. Ссылки на источники оформляются по общепринятым правилам. Текст реферата до представления преподавателю должен быть проверен на плагиат, его уникальность должна составлять не менее 80%. Целесообразно оформить и представить реферат в электронной и печатной форме после обсуждения соответствующего доклада на практическом занятии.

При подготовке к докладу и в процессе работы над рефератом крайне важно использовать первоисточники, работы классиков философии науки. Вторичная литература и особенно Интернет нередко поверхностны, искажают смысл концепций и вводят в заблуждение. При подготовке к занятию необходимо усвоить ключевые понятия, а также подготовить краткие ответы на вопросы для самопроверки.


Учебные пособия по всем темам дисциплины


  1. Чернов С.А. Философские проблемы науки и техники. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУТ, 2015.

  2. Чернов С.А. История и философия науки. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУТ, 2014.

  3. Стёпин В.С. История и философия науки: учебник. – М.: Академический проект, 2014.

1.Степин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. - М.: Гардарика, 2003.

  1. Лебедев С.А. Философия науки. Общие проблемы. – М.: МГУ, 2012.

  2. Огурцов А.П. Философия науки. Двадцатый век. Концепции и проблемы. – М.: Миръ, 2011.

  3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и теория (учебное пособие). – М.: Идея-Пресс, 2010.

2.Аль-Ани Н.М. Философия техники: Учебное пособие. – СПб, 2004.

3.Тавризян Г. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». – М.: РОССПЭН, 2009.

4. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук: учебник для студентов и аспирантов. - Москва: Гардарики, 2007.

5. Черняк В. История и философия техники. – М.: КноРус, 2014.

6. Энциклопедия эпистемологии и философии науки // Касавин И., Лекторский В. и др. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009.

7. Багдасарьян Н., Горохов В., Назаретян А. История, философия и методология науки и техники. – М.: Юрайт, 2015.

8. Кузьменко Г., Отюцкий Г. Философия и методология науки. Учебник для магистратуры. – М.: Юрайт, 2015.
Источники в сети Интернет:


  • каталог философских текстов на русском языке http://www.philosophy.ru/library/catalog_alphabet_rus.html

  • Институт философии Российской Академии наук - http://iph.ras.ru/

  • цифровая библиотека по философии - http: // filosof.historic.ru/

  • библиотека Максима Мошкова - http: // lib.ru/

  • библиотека Ихтика - http: // ihtik.lib.ru/

  • библиотека Елены Косиловой http: // elenakosilova.narod.ru/uhref.html

  • библиотека Якова Кротова - http://www.krotov.info/ 

  • электронная библиотека «Наука и техника» - http://n-t.ru/

  • журнал «Наука и жизнь» - http://www.nkj.ru/

  • научно-просветительский журнал «Скепсис» - http://scepsis.ru/

  • Membrana: люди, идеи, технологии - http://www.membrana.ru/

  • молодежный научный портал ЛОМОНОСОВ - http://www.lomonosov-msu.ru 

  • факультет философии Оксфордского университета - www philosophy.ox.ac.uk

  • факультет философии Кембриджского университета - www.phil.cam.ac.uk

  • интернет-энциклопедия по философии на английском языке -http://www.iep.utm.edu

  • электронная библиотека «Куб» - http://www.koob.ru/philosophy

  • электронная библиотека «Пазлы» - http://www.e-puzzle.ru/ 

  • электронная Библиотека «ImWerden» - http://www.imwerden.de/ 

  • библиотека «Вехи» - http://www.vehi.net/ 

  • http://kulichki.com/inkwell/noframes/filosofy.htm

  • http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm

  • http://abuss.narod.ru/Biblio/philo_zip.htm

  • http://sovphil.narod.ru/catalog.html 

  • библиотека М. Грачева - http://grachev62.narod.ru/

  • http://books.atheism.ru/

  • http://philos.omsk.edu/libery/index/index.htm 

  • http://philosophy.allru.net/ 

  • http://avtonom.org/lib/index.html 

  • http://antology.rchgi.spb.ru/index.html

  • http://anthropology.ru/ru/texts/index.html

  • http://lib.pomorsu.ru/elib/text/phil_tr.htm

  • http://www.ladoshki.com/?books&group=29

  • http://lib.rus.ec/g/sci_philosophy

  • словари и энциклопедии - http://dic.academic.ru/  

  • http://www.encyclopedia.ru/



Тема 1. Предмет философии науки
Вопросы для всех:


  1. Общая характеристика философии науки XX в.

  2. Философия и наука: общее, различие, связь.

  3. Онтологические проблемы философии науки.

  4. Гносеологические и логико-методологические проблемы философии науки.

  5. Этические и социальные проблемы философии науки.


Темы докладов:


  1. Огюст Конт о «позитивном мышлении».

  2. Философия науки Эрнста Маха.

  3. Проблема отношения философии и науки в неопозитивизме (на материале «Венского кружка»).

Литература:


  1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008.

  2. Гайденко П.П., Научная рациональность и философский разум. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

  3. Карнап Р., Ган Г., Нейрат О., Научное миропонимание — Венский кружок // Логос, 2005, № 2, С. 13–27.

  4. Конт О. Общий обзор позитивизма. – М.: Либроком, 2012.

  5. Конт О., Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  6. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. Глава новейшей истории философии. – М.: Идея-Пресс, 2003.

  7. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

  8. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. – М.: БИНОМ, 2003.

  9. Поппер К. Логика и рост научного знания: избранные работы / под общ. ред. В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1983.

  10. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М.: ЛКИ, 2010.


Ключевые понятия:
логическая форма, методология, эмпиризм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, логический эмпиризм, постпозитивизм, критический рационализм, фаллибилизм, парадигма, интернализм, экстернализм, эпистемологический анархизм, метафизика, онтология, эпистемология
Вопросы для самопроверки:
Что такое логический анализ?

Чем методология отличается от логики?

Как связаны язык и мышление?

В чём смысл проблемы демаркации?

Когда возник «Венский кружок»?

Какой трактат дал философскую основу для «Венского кружка»?

Как называются три стадии в эволюции позитивизма?

Как называется концепция К. Поппера?

В чём смысл принципа верификации?

Как можно сформулировать принцип фальсифицируемости?

Чем постпозитивизм отличается от неопозитивизма?

В чём заключается отличие экстернализма от интернализма?

Как называется главный труд Т. Куна?

Кто автор концепции эпистемологического анархизма?

Закон трёх стадий О. Конта?

Два главных аспекта понятия философии?

Три главные проблемы философии.

Что такое «всеобщее»?

Что такое «практически всеобщее»?

Почему частные науки не могут заменить философию?

Две главные, наиболее общие задачи философии науки?

В каком смысле философия должна критически ограничить науку?

Что такое «онтологическая проблема»?

Что такое эпистемология?

Перечислите основные логико-методологические проблемы философии науки.

Назовите главные этические проблемы философии науки.

Что такое ценностная нейтральность научного исследования?

Есть ли противоречие между научным детерминизмом и моралью?

Какие проблемы рассматривает этика науки?
Тема 2. Понятие науки
Вопросы для всех:


  1. Проблема определения понятия «наука».

  2. Проблема демаркации, критерии научности.

  3. Основные модели научной деятельности.

  4. Наука как социальный институт.


Темы докладов:


  1. Принцип верификации в неопозитивизме.

  2. Принцип фальсифицируемости К. Поппера.

  3. Основные ценности научного сообщества (по Р. К. Мертону).


Литература:


  1. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма. Глава новейшей истории философии. – М.: Идея-Пресс, 2003.

  2. Поппер К. Логика и рост научного знания: избранные работы / под общ. ред. В. Н. Садовского. – М.: Прогресс, 1983.

  3. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006.


Ключевые понятия:
аподиктическое знание, исторические типы научной рациональности, демаркация, верификация, универсальные суждения, фальсификационизм, индукция, дедукция, гипотетико-дедуктивный метод, рационализм, априоризм, фундаментализм, проблематизм, релятивизм, социальный институт, императивы научного этоса
Вопросы для самопроверки:
Три аспекта (стороны) науки?

Чем научное знание (в первом приближении) отличается от всех других видов знаний?

Что такое аподиктическое знание?

Перечислите основные исторические типы научной рациональности.

Самая общая и простая классификация наук.

Перечислите основные критерии научности знания.

Что такое универсальное суждение?

Что такое логическая упорядоченность?

Что такое объективная истинность?

Как понимать «общезначимость»?

Основные компоненты любой деятельности человека?

Кто является субъектом научной деятельности, создателем и носителем научного знания?

Что является предметом науки?

Какова цель научной деятельности?

Какие средства используют учёные в своей деятельности?

Назовите три главные модели научной деятельности.

В чём суть философского эмпиризма и методологического индуктивизма?

Что такое рационализм и априоризм в понимании научной деятельности?

Чем отличаются друг от друга разновидности (степени) априоризма и рационализма?

Что такое фундаментализм в теории науки?

Охарактеризуйте кратко позицию проблематизма.

Каков исходный замысел социологии знания?

Что такое идеология?

Какова, согласно Мертону, главная и общая цель научного сообщества?

Назовите четыре императива научного этоса.

Назовите несколько проблем эмпирической социологии науки.


Тема 3. Возникновение науки
Вопросы для всех:


  1. Проблема «начала» науки: основные точки зрения.

  2. Предпосылки (причины, основания) возникновения науки.

  3. Общая характеристика науки Древнего Востока.


Темы докладов:


  1. Была ли наука в древневосточных цивилизациях (аргументы «за» и «против»)?

  2. Астрономия и астрология Древнего Востока.

  3. Математика Древнего Востока: уровень и применение.

  4. Как древние египтяне строили пирамиды?


Литература:


  1. Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. – М.: Физматгиз, 1959.

  2. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.: Физматлит, 1991.

  3. Лосева И.Н. Проблемы генезиса науки. – Ростов н/Д., 1979.

  4. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. – М.: Наука, 1968.

  5. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. – М.: Наука, 1990.


Ключевые понятия:
цивилизация, Древний Восток, античность, Средние века, Новое время, мифология, сакрально-когнитивный комплекс, интериоризация, система счисления, папирус Ринда
Вопросы для самопроверки:
Перечислите основные точки зрения по вопросу о том, когда и где впервые в истории появляется научное знание.

Назовите три вида предпосылок возникновения науки.

Почему мифы можно считать одной из предпосылок появления науки?

Что такое «социально-политические предпосылки» появления науки?

На каком основании можно говорить о существовании науки в древневосточных цивилизациях?

На каком основании можно утверждать, что науки в собственном смысле на Древнем Востоке ещё не было?

Что такое сакрально-когнитивный комплекс?

Что такое интериоризация?

Какие виды знаний различали в древних цивилизациях?

Какие проблемы рассматриваются в папирусе Ринда?

Чем умение считать, измерять и решать задачи отличается от математики как науки?

Что такое позиционная система счисления?

Почему люди стали наблюдать за движением небесных светил, чем объясняется интерес к небу?

Какова общая логика развития астрономических знаний?

На чём основана астрология?

Чем научное наблюдение отличается от простого чувственного восприятия?

Без каких идеальных объектов было бы невозможным самое элементарное астрономическое знание?
Тема 4. Античная наука
Вопросы для всех:


  1. Общая характеристика античной науки.

  2. Проблемно-дисциплинарная структура античной науки.

  3. Становление теоретического мышления.

  4. Три основные парадигмы античной науки.

  5. Теория познания Платона.

  6. Философия науки Аристотеля.


Темы докладов:


  1. Логика Аристотеля: замысел и структура.

  2. Теория доказательства Аристотеля. Проблема первых посылок для доказательства.

  3. Физика Аристотеля и физика Ньютона: сравнительный анализ.

  4. Эволюция атомистики в истории науки.


Литература:


  1. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. – М.: Либроком, 2012.

  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. - М.: Наука, 1980.

  3. Лосева И.Н. Проблемы генезиса науки. – Ростов н/Д., 1979.

  4. Микеладзе З. Н. Основоположения логики Аристотеля // Аристотель. Соч. в четырёх томах. М., 1978. Т. 2.

  5. Рожанский И.Д. Античная наука. – М.: Наука, 1980.

  6. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. Научная биография и статьи. – М.: изд-во АН СССР, 1961.


Ключевые понятия:
теория, чистая наука, созерцательность, дедуктивная система, космос, геоцентризм, перипатетизм, принцип, аксиома, постулат, определение, гипотеза, понятие, суждение, умозаключение, диалектика, силлогистика, техническое, практическое, дисциплина, свободные искусства
Вопросы для самопроверки:
Какой период времени охватывается понятием «античная наука»?

Что такое «чистая наука»?

Какой была первая форма теоретического мышления?

Чем античная математика отличается от древневосточной?

Перечислите несколько крупнейших научных достижений античности.

Какие науки были впервые созданы Аристотелем?

Наиболее выдающееся математическое сочинение античности?

Что такое геоцентрическая астрономия?

Кто был «отцом истории» как науки?

Что означает созерцательность античной науки?

Почему эксперимент не был основой античной науки?

Опишите первый в истории научный идеал.

Какова связь между политической демократией и наукой?

Что такое теоретическая рефлексия над формами организации знания?

Когда появилась идея аксиоматически-дедуктивного построения науки как системы знаний?

Что в античности называли «физикой»?

Чем этика принципиально отличается от физики?

Чем практическое принципиально отличается от технического?

Почему практическая философия – не наука?

Почему научное знание – наиболее совершенное знание?

В чём сущность всякой теории, по Аристотелю?

Перечислите семь свободных искусств.

В чём суть природы как идеи теоретического мышления?

Назовите несколько фундаментальных идей (понятий), лежащих в основе всего научного познания природы.

В чём сущность научного рационализма?

Что такое умозрительно-спекулятивная метафизика?

Чем аристотелевское понимание физики отличается от современного?

Как связаны материя и движение в физике Аристотеля?

Каков метод построения физики, согласно Аристотелю?

В чём сущность природы, по Аристотелю?

Каковы элементы всех вещей?

Классификация тел и движений у Аристотеля.

В чём заключается принципиальное различие взглядов Аристотеля и Ньютона на материю, тело и движение?

Почему Аристотель считал Космос вечным, но конечным?

Что такое «Альмагест»?

В чём сущность процесса познания, с позиций философского материализма?

Чем понимание познания у Платона принципиально отличается от материалистического?

Почему математика, по Платону, более совершенная наука, чем физика?

Что такое диалектика, по Платону?

Какова центральная проблема логики и теории науки Аристотеля?

Назовите три основные формы мышления.

Что такое логический субъект и предикат?

Что такое концептуальный состав?

Как связаны объём и содержание понятия?

Что такое категории?

Каковы признаки аподиктического суждения?

Что такое силлогизм?

Что такое дедукция?

Что такое доказательство?

На чём основан логический вывод?

Назовите четыре вида первых посылок для доказательства.

Чем современное понимание аксиомы отличается от аристотелевского?

Что такое постулат?

Назовите несколько аксиом научного мышления.

Почему аксиомы невозможно доказать или опровергнуть опытом?

Главный закон логики, согласно Аристотелю?

Как связаны в процессе познания и построения науки индукция и дедукция?

Почему ум, по Аристотелю, не связан с телом и не имеет органа?


Тема 5. Средневековая наука
Вопросы для всех:


  1. Общая характеристика средневековой науки.

  2. Становление христианской теологии.

  3. Особенности средневекового естествознания.

  4. Проблемно-дисциплинарная структура средневековой науки.

  5. Схоластика.


Темы докладов:


  1. Религиозная вера и научное знание.

  2. Схоластический метод: сущность и применение.

  3. «Сумма теологии» Фомы Аквинского.


Литература:


  1. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. – М.: Либроком, 2015.

  2. Грабман М. Введение в «Сумму теологии» Фомы Аквинского. – М.: Signum Veritatis, 2007.

  3. Жильсон Э. Философия в Средние века. – М.: Республика, 2010.

  4. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1-43. – М.: Ника-Центр, 2014.

  5. Рабинович В. Л. Роджер Бэкон. – М.: Алетейя, 2014.


Ключевые понятия:
Библия, Откровение, теология, догматизм, креационизм, Августин, Аквинат, университет, диалектика, диспут, символизм, телеология, арабский перипатетизм, теория двойственной истины, «бритва Оккама», оксфордская школа
Вопросы для самопроверки:
Что составляет общую основу средневековой науки?

Главная наука средневековья?

Что такое Откровение?

В каком смысле средневековая наука была созерцательной?

Как можно обосновать ненужность науки верующему человеку?

Как можно обосновать совместимость религиозной веры и научного исследования?

Назовите несколько основных проблем христианской теологии.

В чём заключается символизм средневекового естествознания?

Какие науки получили развитие в Средние века?

Когда в Европе были учреждены первые университеты?

Дайте определение схоластике.

Как Фома Аквинский решил вопос об отношении религиозной веры и научного знания?

Кто был основоположником Оксфордской школы в схоластике?

Четыре главных препятствия в познании истины, согласно Р. Бэкону?

Существовали ли в Средние века научные трактаты, основанные на экспериментах?
Тема 6. Наука эпохи Возрождения
Вопросы для всех:


  1. Общая характеристика науки эпохи Возрождения.

  2. Философия науки Ф.Бэкона.


Темы докладов:


  1. Философские основания и методология алхимии.

  2. Понятие «оккультных» наук и «эзотерического» знания.

  3. Философское обоснование и классификация экспериментов в учении Ф.Бэкона.

  4. Теория «идолов» Ф.Бэкона.

  5. Коперниканская революция в астрономии и её философское значение.


Литература:


  1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1971.

  2. Бэкон Ф. Новый Органон // Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1972.

  3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: Либроком, 2015.

  4. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 1979.

  5. Дмитриев И. С. Искушение святого Коперника. Ненаучные корни научной революции. – Изд-во СПбГУ: 2006.

  6. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. – М.: НЛО, 2000.

  7. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. – СПб.: Амфора, 2009.

  8. Дискурсы эзотерики. Философский анализ // Фесенкова Л. и др. – М.: Едиториал УРСС, 2001.

  9. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1998.


Ключевые понятия:
секуляризация, гуманизм, антропоцентризм, царство человека, академия, паганизация, пантеизм, бесконечность, натуральная магия, эксперимент, алхимия, юридическое мировоззрение, Реформация, протестантская этика, призвание, эклектицизм, гелиоцентризм, сциентизм, идолы разума, экспериментальная индукция
Вопросы для самопроверки:
Почему в эпоху Возрождения произошла научная революция?

В чём сущность идеи активной и открытой науки?

Чем античный Космос отличается от Вселенной Ренессанса?

Что такое антропоцентризм?

Что такое гуманизм?

Что такое натуральная магия?

Что такое натуралистический пантеизм?

Каков был первоначальный смысл понятия призвания к науке?

В чём смысл и значение коперниканской революции в астрономии?

Каковы главные научные заслуги Галилея?

Главная идея философии Ф. Бэкона?

Назовите четыре вида «идолов» или «призраков» разума.

Что такое наука, по Бэкону?

Почему логика, по Бэкону, не может быть главным орудием (органоном) науки?

Что такое экспериментальная индукция?

В каких таблицах, по Бэкону, следует упорядочивать факты?

Что такое решающий эксперимент?

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница