Самосовершенствование педагога в новом времени furcova Y. S. A self-perfection of a teacher in New age



Скачать 108.39 Kb.
Дата20.04.2016
Размер108.39 Kb.
ТипПедагогическая практика


Я. С. Фурсова, педагог-психолог МОУ «Гимназия №24», г. Междуреченск, e-mail: vaf1975@mail.ru

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА В НОВОМ ВРЕМЕНИ

Furcova Y.S. A self-perfection of a teacher in New age



In this work the resolution of problem of the new age teacher’s self-perfection is proposed through the application of The Causality Theory by Goch V.P. and Belov S.V. in the educational work.

Key words: humanistic education, self-perfection of a teacher, New age, immateriality, creation, causality, Causality Theory, V.P.Goch of Work in Causality (Method).



В работе предлагается решение вопроса самосовершенствования педагога нового времени через применение им знания Теории Причинности (Авторы: Гоч В.П., Белов С.В., 1998) в педагогической деятельности.

Ключевые слова: гуманистическое образование, самосовершенствование педагога, Новое время, духовность, творчество, причинность, Теория Причинности, Метод Гоча работы в Причине.

Педагог формирует Будущее, новое поколение, способное содействовать жизни, то есть дает «ключи» жизни. В действительности педагогам не всегда удается помочь ученикам в их процессе становления как личности через систему знаний преподаваемой учебной дисциплины. Корифеи педагогики отмечают, что «профессионализм педагога зависит не только от умелого применения им педагогических знаний в деятельности и от стажа работы, но и от его личностных характеристик, желания и способности к личностному самосовершенствованию» [5]. Только педагог-личность, может способствовать развитию личности учеников.

Педагогическая практика показывает, что образование ориентировано на формирование, прежде всего, человека социального. Нормой современного общества является человек-потребитель, а не человек-создатель. «Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества» [6].

Однако, «гуманистическое образование пока не оправдывает своих надежд, так как проблем в педагогике и образовании становится все больше и больше. Обучающиеся все менее и менее желают учиться и быть культурными»[4]. В социуме не популярна созидающая позиции. Социум не видит причинно-следственной связи: здоровье и процветание человека являются результатом его познания и творчества. Преподаватели несут ответственность за тот уровень развития общества, который на данный момент есть.

Необходимо отметить, что современной педагогике требуется новое философское основание, способствующее повышению качества образования и воспитания нового поколения.

Новое время требует от человека быть не просто или социальным, или духовным, или культурным. Сейчас педагогу необходимо быть целостной личностью: здоровой + духовной + культурной + социально активной. И, соответственно, показывать дорогу ученикам: как им стать такими же – целостными.

Под «Новым временем» понимаем – новый 21 век, с его активно развивающимися информационными инновационными технологиями, которые вносят во все сферы жизнедеятельности современного социума постоянные перемены. Педагог Нового времени должен быть целостной личностью, живущей в гармонии и в радости с собой и с окружающим миром, знать принципы жизни, видеть взаимосвязи различных областей знания с той учебной дисциплиной, которую преподает. Сейчас педагогу необходимо уметь применять знание и понимание этих взаимосвязей на практике для формирования в подрастающем поколении «живого знания» − помогающего стать человеком творческим, деятельным, и, что немало важно − способным поддерживать свое здоровье. Решить практически данный вопрос до недавнего времени не представлялось возможным, по причине того, что вся современная наука опиралась на рационально-рассудочное отношение к миру. Это привело к тому, что решались преимущественно частные вопросы, а не принципиальные. До сих пор вопрос качества образования является актуальным, требует решения, а Министерство образования РФ отмечает, что «нужны новые компетентные педагоги», не указывая как ими стать.

Считаем, что рационально-рассудочный мировоззренческий подход не способен стать основой для формирования педагога нового времени. Необходимо лучшие педагогические наработки осмыслить с новой точки зрения, с учетом произошедших открытий в науке и перемен в реальности.

«В конце ХХ века произошли принципиальные изменения в философско-мировоззренческой платформе мировой науки. Появилась новая парадигма науки (Гоч В.П., Белов С.В., 1998) и произошло становление и разработка Теории Причинности [2]. «Ноосферное знание – это новое представление отношений Природы и Человека, возникающее на стыке науки, философии, психологии, где образ Мира задается вместе с человеком, как существом биологическим, социальным, духовным!» [7].

«Теория Причинности создавалась на духовных достижениях человечества в области философии, причинной механики (Козырев Н. А., 1958), на синтезе знаний народной медицины Востока и Запада. При разработке использовались физико-математические, психологические, психофизические и педагогические методы, что представляет интерес для различных наук, в том числе и для педагогики. Разработка Теории Причинности проводилась в Отделении Валеологии и Эниовалеологии Международной Академии энергоинформационных наук (МАЭН, г. Москва) [3]. Целью работы было изучение механизма записи причин явлений и событий, механизма разворачивания причинно-следственных связей (ПСС) и формирования следствия, а также оценки влияния характера причины на жизнь человека» [1].

Суть и содержание Теории Причинности раскрывается авторами В. П. Гочем и С. В. Белов в книге «Теория Причинности».

«Мир и человек – это Единый живой организм с присущими ему законами существования, внутрисистемного взаимодействия и развития. Состояние этой системы зависит от состояния ее составляющих, от полноты контакта и степени влияния одного на другого.

План причин – квантовый уровень Бытия устойчивого сохранения сверхтонкой информации в виде голограмм, являющейся источником развития событий на физическом плане.

Причина – явление, обусловливающее возникновение другого явления. Голографический образ, которым представлен источник движения и организации Материи и событий в жизни человека, и являющийся изначальной матрицей, местом сборки информации, полей и сил.

В причинном образе записано духовное и физическое состояние человека и качество его взаимодействий с окружающим миром, суммой которых определяется жизнь человека. Образ причины, взаимодействуя со временем и пространством, порождает спинорное поле, которое носит информационный характер. Результат взаимодействия проявляется причинно-следственной связью. По цепи ПСС причина уплотняется (информация – поле – энергия – следствие) и движется к материальному плану, чтобы, слившись с источником, породившим ее, дать событие.

В ходе развития причины в следствие происходит превращение одной формы Материи в другие, более низкие по вибрациям. При этом происходит поглощение энергии для производства внутренней и внешней работы по формированию и организации следствия. Причина и форма связаны действием объединения. Основное свойство причины: возникнув, она уже не может исчезнуть сама. Либо она должна проявиться соответствующим следствием, либо ее нужно разрядить познанием, работой в Причине.

Причинность – основное свойство Мироздания, содержание Законов Мира. Причинность определяется свойствами пространства и времени и определяет их. Вопрос понимания Причинности непосредственно связан с пониманием принципов строения материального и Духовного Мира и их познания. На основе причинного воздействия и механизмов переноса структуры явлений по цепям ПСС осуществляются все виды создания, передачи, хранения, переработки и использования информации в технических устройствах и живых организмах. Причинность открывает законы, которые предшествуют любой деятельности; как познаются эти законы изучает философия» [3].

Синтез достижений западной науки и восточных духовных традиций вылился в целостный, холистический подход к человеку, как многоуровневому биологическому объекту, имеющему физический и энергоинформационный аспекты, выраженный понятием микрокосмоса, и проявился в системе гармонизации отношений человека с окружающим миром и в раскрытии методологии работы в Причине – как познания пути становления человека духовного [1].

На наш взгляд открытие и разработка Теории Причинности позволяет перевести педагогику на качественно новый уровень. Применение Теории Причинности является следующим шагом в развитии мировой педагогики, логическим развитием гуманистической философии. Теория Причинности дает инструменты, с помощью которых педагогика может решать те проблем, с которыми не справляется гуманистическое образование, которое «призвано формировать человека цивилизованного, интеллектуального, культурного» [4]. Однако, это является и главной проблемой, так в действительности мы видим, что человек, получив образование, не становится цивилизованнее, культурнее. Теория Причинности ориентирована на становление человека духовного, который получив образование, будет способен и готов действовать творчески, преображать реальность – личностным совершенствование, профессиональным ростом – мастерством.

«Духовность - высшая форма отношений к себе, другим, природе, обществу» (Анисимов В. В.).

«Духовность – формирование целостности личности, что выражается в глубокой связи с миром, наполняет жизнь человека необычайной устойчивостью, светом и радостью» (В. Н. Шердаков).

Знание и понимание педагогом законов Причинности позволит организовать педагогический процесс более эффективно, проявив принципы здоровьесозидающей технологии в высшем смысле.

Педагог в процессе обучения передает образ своей системы мировоззрения, свои принципы жизни, подходы к решению задач. Принципы педагога-личности, принципы педагога–профессионала и принципы организации своей жизни и педагогической деятельности должны быть в гармоничном резонансе. Педагог не может дать и сформировать то знание и тот образ, которыми не владеет. В связи с этим вопрос ответственности педагогической деятельности многократно усиливается и уходит из области абстрактности в конкретную реальность. Гуманистическая методология не раскрывает пути становления человека духовного, готовит человека социального, что уводит от возможности понимания смысла своей жизнедеятельности.

«Человек – явление социальное, человек вне социума не существует. Мир социальный созданный людьми, огромен, он дает большие возможности человеку. Но это только социальные возможности, ведь дать можешь только то, что имеешь сам. Следовательно, если хорошо постараться, то от социума можно получить власть, деньги, признание, награды. Но социум не может дать человеку счастье. Педагог обязательно должен понимать данный момент. Счастье – категория духовная, а социум может способствовать его нахождению или вносить ограничения в такой поиск. Счастье – духовная категория – это аксиома, осознав которую человек сможет увидеть, что жизнь больше всех размышлений о ней и всех социальных представлений» [1]. От правильной точки зрения педагога зависит будущее его воспитанников. Причинный подход позволяет осознать, что социальная среда – не самоцель, а всего лишь средство проявления человека как личности, человека духовного и ответственного за жизнь.

Применение Теории Причинности может способствовать успешному решению педагогических задач, но для этого требуется новая работа педагога над собой:



  • расширение своего мировоззрения познанием причинного плана бытия, законов мироздания обретением профессионального мастерства;

  • открытие и познание Пути духовного становления;

  • гармонизация своих энергоинформационных составляющих (гармония педагога формирует гармоничных обучающихся, посредством гармонично организованного педагогического процесса (в соответствии с соответствующими принципами и подходами);

  • восстановления силы слова (языка) в педагогической деятельности – культура слова, речи.

Одним из важнейших инструментов Теории Причинности является принцип творчества. Авторы Теории Причинности дают следующее понимание данной философской категории: «Творчество – деятельность, в которой человек раскрывает свое подобие с Богом, характеризуется созданием нового в Духовном Мире; плод духовного становления человека, рождается при осознании отношений, включает их в поток Творчества; причинный фактор, обеспечивающий свободу» [3].

Человек является носителем творческой энергии и имеет задачу – преображение окружающего Мира. Зачастую не осознавая этого, пытается приспособить его под свою сущность, уподобить окружающее самому себе. При этом человек наделяет объект взаимодействия эманациями своей сущности, силой или слабостью, легкостью или тяжестью, стремление к единению или к раздроблению. Человек ответственен за каждое свое действие, как перед собой, так и перед миром.

Применение инструмента творчества в деятельности педагога выражается в решении педагогических задач каждый момент времени по-новому, а не по схемам и шаблонам устаревающего опыта, в разработке и применении современных инновационных технологий, способствующих развитию гармоничной, целостной личности воспитанника.

Педагогу в Новом времени необходимо постоянно развивать в себе качества творческой личности, которыми он должен обладать и соответственно воспитывать в обучающихся: стремление к новому, позитивное мышление, проективная способность,

познавательная активность, инициативность, организаторские способности, ясность и критичность ума, изобретательность, развитое воображение, увлеченность науками, искусствами, артистические способности. Проявление творчества позволяет быть во времени.

Для эффективной деятельности педагог должен находиться, как минимум, на причинном уровне Бытия. Только здесь можно работать по преобразованию возникающих задач, направлять педагогический процесс по линии совершенствования. Тогда неразрешимых проблем не остается, обучающимся будет понятно и интересно учиться.

Существенную помощь по усилению эффективности педагогического процесса может оказать владение Методом Гоча работы в Причине. Суть Метода заключается в следующем – «исследование динамики энергетических процессов в поле человека, любого живого существа или вещи; исследование образов и характера причин, механизма их развития и проявления в следствии; исследовании способов разрядки негативных причин; устранение низших причинно-следственных связей, нарушающих жизнедеятельность» [2].

Теория Причинности способна дать новые эффективные инструменты работы, которые, на наш взгляд, будут способствовать решению основных противоречий теории и практики современной педагогики.

Развитие педагогики, как науки, мы видим в понимании и осознании новой роли личности педагога, который организует процесс становления личности учащихся духовным водительством. Духовное водительством понимаем как – обучение педагогом искусству жить посредством образования, воспитания, развития, способствующего формированию личности обучающегося, готового познавать, творить и уметь быть здоровыми.

Личностное и профессиональное совершенствование педагога является важным фактором улучшения качества педагогической деятельности. Однако, процесс самосовершенствования всегда основывается на определенной мировоззренческой концепции. Полагаем, что применение Теории Причинности может стать началом становления нового педагога – педагога Нового времени, способного задавать нормы жизни молодому поколению, вооружать его эффективными творческими способами познания реальности и работы в жизни, «открывать пути». Именно новые педагоги, владеющие современными и эффективными инструментами педагогики, применяющие знания Теории Причинности, могут воспитать человечество духовное, здоровое и творческое.



Литература

  1. Белов, С. В. Берег Со-Бытия / С. В.Белов, А. Д.Смирнов, Ю. Д. Скоморовский.– Севастополь: Карпин, 2004. – 80 с.

  2. Гоч, В.П. Метод Гоча работы в Причине // Деп. в Российском авторском обществе. – 18 ноября 2002 года. – № 6029. – 11 с.

  3. Гоч, В. П. Теория Причинности/ В. П. Гоч, С. В. Белов.– 2-е изд., доп. – Ростов-на-Дону: Эльиньоль, 2003. – 344 с.: ил.

  4. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. – 176 с.

  5. Сластенин, В. Педагогика: учебное пособие. / В.Сластенин , И. Исаев [и др.]. – М.: Просвещение, 2004.- 462 с.

  6. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы (материалы заочного круглого стола) // Вопросы философии. 1995. N II.

  7. Черникова, И.В. Философия и история науки. Томск: НТЛ, 2001. – 210 с.

29.08.2011г.




Каталог: upload -> files
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница