Самоотношение эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых школьников



Скачать 61.64 Kb.
Дата19.04.2016
Размер61.64 Kb.
УДК 159

САМООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО УСТОЙЧИВЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕУСТОЙЧИВЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Алиферова К. В.,

научный руководитель ст. преподаватель кафедры психологии развития личности Левшунова Ж. А.

Лесосибирский педагогический институт –

филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Старший школьный возраст несет в себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.

Важнейший психологический процесс старшего школьного возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности происходит на протяжении всего старшего школьного возраста и представлен значительными изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по сравнению с подростковой) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля.



В основе самосознания лежит самоотношение. Самоотношение - проявление специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т. д. Самоотношение в юношеском возрасте играет важную роль. Являясь основой самосознания, оно выступает платформой построения личности. Важную роль при этом играет и такое свойство личности как эмоциональная устойчивость, которое способно оказывать как мобилизующее, так и дезорганизующее действие. От этого зависит успешность выполнения деятельности, что определяет и отношение личности к себе. Этим и объясняется актуальность нашего исследования.

С целью изучения самоотношения у эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых школьников в период ранней юности нами было организованно и проведено исследование на базе МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования представлена учащимися 9 класса, в количестве 26 человек. Средний возраст испытуемых 15-17 лет.

В качестве диагностического материала нами были использованы следующие методики:

1. «Методика изучения самоотношения» (МИС) С.Р. Пантилеева.

2. «Личностный опросник» (EPI) Г. Айзенка.

Используя «Личностный опросник» Г. Айзенка, мы выявили эмоционально устойчивых (34,6 %) и эмоционально неустойчивых (65,4 %) учащихся.

В группе эмоционально устойчивых школьников по всем шкалам «Методики изучения самоотношения» С.Р. Пантилеевав наблюдается высокий уровень показателей («замкнутость» – 22,2 %, «самоуверенность» - 44,4 %, «саморуководство» - 55,6 %, «отраженное самоотношение» - 22,2 %, «самоценность» - 77,8 %, «самопринятие» - 22,2 %, «самопривязанность» - 11,1 %) и средний уровень («замкнутость» - 77,8 %, «самоуверенность» - 55,6 %, «саморуководство» - 44,4 %, «отраженное самоотношение» - 77,8 %, «самоценность» - 22,2 %, «самопринятие» - 77,8 %, «самопривязанность» - 88,9 %, «внутренняя конфликтность» - 55,6 %, «самообвинение» - 33,3 %). А низкий уровень наблюдается только по двум шкалам: «внутренняя конфликтность» у 44,4 %, «самообвинение» у 66,7% эмоционально устойчивых юношей и девушек.

Данным школьникам свойственно избирательное отношение к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. В привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. Основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя.

Они считают себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Обладают контролем над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Так же они высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонены воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Происходит избирательное отношение к себе, склоны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

Отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений.

В группе эмоционально неустойчивых школьников низкий уровень самообвинения наблюдается у 29 % детей. У них обнаруживается тенденция к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

Эмоционально неустойчивым учащимся свойственно избирательное отношение к себе, преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. В привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность и уверенность в себе. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.

Эмоционально неустойчивые девятиклассники могут проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Происходит избирательное восприятие отношения окружающих к себе. С их точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

Подводя итог нашего исследования, мы рассчитали средние показатели по каждому компоненту самоотношения у эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых учащихся.

Средние показатели уровня развития компонентов самоотношения

у школьников



ЭУ/ЭНУ

замкну-тость

самоуверенность

саморуко-водство

отраженное самоотношение

самоцен-ность

самоприня-тие

самопривя-занность

внутренняя конфликтн.

самообвинение

1

ЭУ учащиеся

7,1

10,8

8,3

7

11,6

7,8

6,7

3,2

2,4


2

ЭНУ учащиеся

6,47

9

6,71

5,47

8,52

6,71

5,47

7,76

4,94


Из представленных результатов видно, что практически все средние показатели по шкалам в группе эмоционально устойчивых детей выше, чем в группе эмоционально неустойчивых. Исключение составляют показатели внутренней конфликтности и самообвинения. У эмоционально устойчивых юношей и девушек данные качества развиты в меньшей мере, что только лишний раз подтверждает более высокий уровень развития положительного самоотношения. Интерес представляют и показатели по шкале замкнутости. Более высокий балл у эмоционально устойчивых говорит о том, что они в большей мере ориентированы на внешние отношения и социальные нормы, чем представители другой группы. Это значит, что такие школьники дифференцируют отношение к себе в большей мере на основе социальных норм и установок и соответствия им. В то время как эмоционально неустойчивые в большей мере центрированы на себе, и их самоотношение есть в большей мере следствие «замкнутости» на себе.

Таким образом, мы пришли к выводу, что специфические обозначения чувства человека в адрес самого себя как гордость, чувство собственного достоинства, наблюдаются у старшеклассников с ЭУ и противоположные им – скромность, смирение, застенчивость, уничижение, сознание собственного позора, чувство неполноценности, недовольство собой чувство неуверенности в себе, – у эмоционально неустойчивых старшеклассников.
Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница