Самочувствие ребенка в школе



Скачать 237.76 Kb.
Дата23.05.2016
Размер237.76 Kb.
Консультация для педагогов:

САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.



Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.
Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).


2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ДОМ РОДНОЙСамым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому.
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы. Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса
Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее. Создание правил класса
По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса. Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» Совместные прогулки, походы, экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них

не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса. Проведение «Дней класса»
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и


занести их в «Правила класса». Создание атмосферы уважения
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. Может быть, есть смысл в дальнейшем «привязать» такие встречи к национальным праздникам.


Круглый стол.

Тема:«Изучение и анализ мирового опыта работы в экстремальных ситуациях в частности суицидального поведения»

Цель: повысить уровень знаний и навыков работы педагогов по данной теме.

Задачи: 1) рассмотреть основные концепции по данной проблеме;

2) акцентировать внимание на том, что больше половины случаев суицида приходится на подростков;

3) разработать комплексную программу по профилактике суицида.

Оснащение: 3 ватмана, маркеры, листы бумаги, скотч, доска.

Ход Круглого стола:


  1. Приветствие. Организационный момент: «Как вы оцениваете свою работоспособность?» (5 минут)

  2. Разминка. Упражнение «Антоним». (10 минут)

  3. Теоретическая часть: «Изучение и анализ мирового опыта практических психологов в экстремальных ситуациях, в частности суицидального поведения». (15 минут)

  4. Практическая часть: «Кругосветка». Работа по созданию комплексной программы по профилактике суицида (работа по группам: родители, учителя, дети). Выступление групп. (30 мин).

  5. Подведение итогов. (5 минут).

  6. Рефлексия. (10 минут)

  1. Игра«Оцени свою работоспособность?»

Цель: снятие психологического и физического барьеров.

Всем участникам предлагается оценить свою работоспособность по 5-ти бальной системе. Например, «я чувствую себя на 3 балла, потому что сегодня не выспался».

2. Упражнение«Антоним».

Участники становятся в круг. Ведущий кидает мяч любому участнику и называет какое-нибудь состояние или чувство. Участник, поймавший мяч, называет антоним, т.е. противоположное состояние или чувство.(например, грустный – веселый). Далее, он кидает мяч следующему участнику, называя другое состояние или чувство. Поймавший мяч, отвечает антонимом и т.д. (добрый – злой, уверенный – неуверенный, уравновешенный – неуравновешенный и др.)



  1. 3. Теоретическая часть.

Мини – лекция.

  1. Работа по группам.

У каждого участника есть программа круглого стола. Ведущий предлагает разделиться на группы по цвету программы. Тот, у кого белые программы размещаются за стол с белой пирамидкой. Участники с зеленой программой,

размещается за стол с зеленой пирамидкой. С синими программами садятся за стол с синей пирамидкой.

Участникам предлагается разработать комплексную программу по профилактике суицида. В течение 15 минут каждая группа определяет основные направления работы по данной теме: «белые» – работа с учащимися, «синие» – работа с педагогами, «зеленые» – работа с родителями. Далее группы обмениваются ватманами (разработанными программами). Каждая группа знакомится с разработкой предыдущей группы, обсуждает, вносит свои дополнения. И так до тех пор, пока в группу не вернется своя программа. После этого каждая группа защищает свою программу.

Обсуждение.



  1. 5. Подведение итогов.

Задача взрослых – забота о психическом здоровье – внимательно и бережно относиться к внутреннему миру ребенка, к его чувствам, переживаниям, увлечениям, интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Маслоу считал, что психически здоровым может считаться человек, у которого сложились все основные группы потребностей: физиологические – сон, еда; первичные психологические потребности – безопасность и защита, любовь и привязанность, признание и оценка; высшая психологическая потребность в самоактуализации. Если не удовлетворен нижний слой потребностей, то происходит фиксация на этом слое, а верхние слои блокируются, выключаются.

6. Рефлексия.

На доске лист ватмана с изображением двери. На столах лежат конверты с «ключиками» и «замками».

Ведущий спрашивает у участников, полезными ли оказались для них полученные знания. «Если сегодняшний Круглый стол для Вас был полезным, интересным, то, Вы, пожалуйста, возьмите ключик. Приклеивая его на изображенную дверь, озвучьте, что для Вас было самым интересным и полезным. Приклеивая на «дверь» замок, отметьте те моменты, вопросы, которые остались для Вас непонятными».

Каждый участник круглого стола высказывает свою точку зрения в отношении поставленной проблемы.



Консультация для педагогов

Профилактика конфликтных ситуаций
и работа с ними


Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
— О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?
Мудрец задумался и ответил:
— Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?
Услышав это, молодой воин рассвирепел.
— Да за такие слова я готов тебя просто убить! — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал:
— Вот это и есть ад.
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
— А вот это и есть небеса, — заметил старик.
Восточная притча

КАК ПОССОРИЛИСЬ А и Б

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно разрешать.


Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация — нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б — учениками, классами, школами — намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом — препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец наступает пора действий друг против друга — именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями (хотя, как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований).
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются:
• неэффективная коммуникация;
• личностная и профессиональная установка при взаимодействии;
• недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера (особенно подростка);
• неумение оказывать и принимать поддержку;
• низкий уровень саморегуляции;
• различия в целях, в представлениях и ценностях;
• поведенческие особенности и стереотипы поведения;
• различия в уровне знаний и жизненного опыта и т.д.
В данном цикле мы, с одной стороны, постараемся рассмотреть различные причины конфликтных ситуаций, упомянутых выше, и различные способы профилактики их возникновения, а также способы работы с конфликтами, с другой. Этот цикл будет содержать много практических упражнений и рекомендаций, которые, надеемся, позволят сделать вашу увлекательную работу более комфортной и интересной.
В связи с тем, что одной из основных и самых распространенных причин конфликта является отсутствие навыков эффективной коммуникации или недостаточное владение ими, этой проблеме мы уделим наше внимание в первую очередь.

С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛЫ

Прежде всего, попробуйте провести маленький эксперимент. Попросите учеников, коллег, родных взять по чистому листу А4 и закрыть глаза. Скажите, что сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Задача участников — точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.


Попросите:
– согнуть лист пополам;
– еще раз пополам;
– оторвать верхний правый угол;
– оторвать нижний правый угол.
Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
А профессия педагога требует умения доносить информацию до оппонента так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников и воспитанников (а порой и коллег): «Вы всегда ведете себя так…», «Ты как всегда не готов…». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, психолог оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами: «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
НУЖНО:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось…»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так…», «В следующий раз сделай…»).
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение (см. таблицу).

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно
со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя
ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу
берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

ТРЕНИРУЕМСЯ БЫТЬ КОРРЕКТНЫМИ

Попробуйте вспомнить несколько фраз, обращений, произносимых, на ваш взгляд, некорректно, и переформулируйте их в «Я-высказывание».


Овладев этой техникой, вы можете научить ей и ребят, посвятив этому несколько занятий. Расскажите о том, как следует формулировать «Я-высказывание», объясните его эффективность и предложите потренироваться в формулировках. Приведите им пример «обычных» высказываний и предложите каждому написать одно подобное негативное высказывание на отдельном маленьком листочке. Соберите их, перемешайте и снова раздайте ребятам. Попавшееся высказывание следует переформулировать. При этом нужно четко отслеживать соответствие переформулированной ребенком фразы формуле «Я-высказывания».
Еще одним интересным заданием, способствующим отработке навыков использования техники «Я-высказывания», может служить следующее упражнение.

Упражнение «Выпустить пар» Его стоит проводить в классе с достаточным уровнем доверия и искренности. Оно станет хорошим завершением беседы или тренинга

Инструкция
Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Обращайтесь к конкретному человеку. Например: «Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчики несерьезны». Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь «выпустить пар». Если кому-то из вас совершенно не на что будет пожаловаться, то просто скажите: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно выпускать пар».

Когда круг «выпускания пара» завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

Анализ
Что говорили?
Какие чувства вызвали обращения в ваш адрес?
Что удивило?
Готовы ли вы изменить в себе то, что мешает другим?


Упражнение «Ковер мира»

Его лучше проводить после цикла занятий на темы конструктивного общения и разрешения конфликтных ситуаций. Перед началом занятия или тренинга в классе где-то на видном месте расстилается бутафорский ковер (например, раскрашенные и склеенные 2 ватмана) и звучит легенда о «ковре мира».



Инструкция
Вы уже многое знаете о том, как строится общение с людьми, о том, что иногда между ними возникают конфликтные ситуации. Вы узнали, как эти ситуации предотвращать. Но в нашей жизни, какими бы терпеливыми, толерантными вы ни были, конфликты неизбежны. Нам предстоит подумать, как вести себя, если конфликт все же возник.
Но прежде всего обратите внимание на этот «ковер мира». Это символ ненасильственного, мирного разрешения конфликтов. И если в течение нашей встречи будут возникать споры, столкновения, то этот ковер нам поможет.

При возникновении в ходе тренинга напряжения конфликтующие стороны садятся на ковер, чтобы мирно решить возникший спор. При этом сначала, в течение 2 минут, группа предлагает варианты выхода из сложной ситуации.

Анализ
Как сегодня нам помог «ковер мира»?
Почему для нас так важен «ковер мира»?
Как быть, если самого «ковра мира» рядом нет?
В конце занятия участники могут написать свои имена на этом ковре и украсить его. Тогда этот ковер мира всегда будет с вашими учениками как символ неконфликтных отношений.

Упражнение «Небеса и ад»

Вначале ведущий рассказывает притчу, с которой мы начали эту статью.



Инструкция
Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то высказывает точку зрения, отличную от той, которую имеет наш собеседник. И свою правоту хочет доказать во что бы то ни стало. Иногда это превращается в открытую борьбу.
Вспомните сейчас случай из жизни, когда ваш спор с кем-то едва не закончился настоящей битвой. Напишите, что произошло тогда и как вы себя при этом чувствовали, как вам удалось избежать драки. Как бы вы поступили, побывав на сегодняшнем занятии?

По желанию истории зачитываются.

Анализ
Кто готов зачитать то, что он написал?
Как вам удалось избежать драки?
Как бы вы поступили, побывав на сегодняшнем занятии?


Упражнение «Подарок»

Это упражнение, завершающее нашу первую статью, будет прекрасным финалом и вашего занятия.



Инструкция
Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, что, вероятно, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок (в виде звездочки, цветка и т.д.) со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. Отстаивай свою точку зрения во время конфликта, но не дави на собеседника.
З. В споре умей выслушать собеседника до конца.
4. Уважай чувства других людей.
5. Любую проблему можно решить.
6. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
7. Не сердись, улыбнись.
8. Начни свой день с улыбки.
9. Посмотри на других: в тебе и окружающих так много общего.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.
11. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
12. Всегда внимательно выслушай своего собеседника.
После того как все нашли свои «подарки», ребята возвращаются в круг. Предложите всем зачитать то, что написано на их листочке, и подарить эти слова всем присутствующим.

Используя навыки конструктивного общения, мы минимизируем возможность возникновения конфликтных ситуаций, хотя, безусловно, это не всегда — выход.



Деловая игра для педагогов среднего звена

Педагогические приемы
создания ситуации успеха


Цель: создание ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.

Задачи:

1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.

2. Разработать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.

ХОД ИГРЫ

Добрый день, уважаемые коллеги!

Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит в школе, напрашиваются вопросы: как сохранить здоровье ребенка на протяжении этого времени? Здоровьесберегающий урок – каков он?

Мы считаем, что одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаем вас принять участие в деловой игре «Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе».

Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха».

Мы поделили вас на группы: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, специалисты Центра здоровья. Группы отличаются не только названием, но и цветом. Каждой даны свои вопросы, но последний вопрос для всех групп одинаковый: «Предложите приемы создания ситуации успеха детей в школе».

Каждая группа выбирает спикера, который после 15 минут обсуждения представит результаты своей работы группы. Итоги записываются на листочках и оформляются в виде стенда под названием «Банк ситуации успеха».

Те, кто не участвует в игре, должны будут по ее окончании отдать предпочтение наиболее активной, творческой группе с помощью жетонов, положив их в коробочку того цвета, который имеет каждая группа. Группа, получившая наибольшее количество жетонов, является победителем.

Для того чтобы вы смогли лучше сориентироваться, в игре, мы предлагаем ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения.

1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что…

…меня похвалят родители

…я хорошо знаю материал

…учительница будет рада…у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу



2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что…

…у меня испортится настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

…я буду считаться плохим учеником

…у меня пропадет интерес к учебе

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

…меня уважают

…обращают на меня внимание

…меня хвалят

…разговаривают со мной вежливо

…доверяют мне

…чувствуют, когда мне плохо

…называют по имени

…справедливо оценивают каждого

4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…

…у меня испортилось настроение

…меня накажут

…учительница будет недовольна

…я расстроюсь

…я буду считаться плохим учеником

…у меня пропал интерес к предмету

5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

…меня хвалят

…ставят хорошие оценки

…вызывает меня к доске

…мне помогают

…доброжелательны ко мне

…меня понимают и поддерживают

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказывания. Какое из них более удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре?

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» (Франсуа де Ларошфуко).

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя… радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

Участники выбирают эпиграф.

2-й ведущий. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что же такое успех? Что по этому поводу думает группа «Учителя-предметники»? Какие вы используете способы, приемы и методы, чтобы организовать ситуацию успеха на различных этапах урока?

(Ответы участников.)

Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. Учитель:

– подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

– подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

– использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

– формирует у учащихся положительную «Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, неспособен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:

– видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

– создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

– понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

– помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Большая роль в воспитании отведена не только учителю, но и классному руководителю. Мы предлагаем использовать следующие приемы создания ситуации успеха:



1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.



2. Авансирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний.

Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.



3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.



4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Данный прием можно увидеть в следующем примере из практики.

Во время частых встреч я обращал внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком наконец раскрылось то, что ранее было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то! «Я сам решил задачу», – радостно сказал дедушке Петя. Он гордился своим успехом.

Всегда ли успех имеет позитивные последствия? А что по этому поводу думает группа педагогов дополнительного образования?

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра… Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение: «Знание – сила!» Есть даже журнал с таким названием. Ну хорошо, знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть, еще большая, чем знание? Над этим стоит подумать.

Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех,знаниенезнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

Если разговор пошел о неуспехе, то стоит задуматься и вот еще о чем: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Для педагогов – это вопрос вопросов. Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Казалось бы, над чем тут особенно размышлять: успех есть успех, радость есть радость, поражение — поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, — стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. И стоит прежде всего потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?



В педагогическую копилку мы предлагаем:

Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.

Мы выслушали мнения всех участников деловой игры. Попросим присутствующих с помощью жетона отдать предпочтение наиболее активной, оригинальной в определении ситуации успеха группе.

(Ведущие проводят голосование.)

А группе специалистов Центра здоровья мы предлагаем подвести итоги работы групп.

Ребенок приходит в школу преисполненным желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу и ее методы обучения.

По мере того как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! И это сегодня попытались доказать участники деловой игры.

«Дети счастливых родителей, как правило, бывают счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» – эти афоризмы хорошо известны, в чем-то они спорны, но в целом, думается, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь подсказывает, что чаще всего это именно так, что сегодня и попытались доказать участники деловой игры.



Мы благодарим всех за активное участие в нашей игре.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница