С. светлоречное зерноградский район ростовской области



Скачать 76.17 Kb.
Дата16.02.2016
Размер76.17 Kb.
С.СВЕТЛОРЕЧНОЕ ЗЕРНОГРАДСКИЙ РАЙОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОРЕЧНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА

УТВЕРЖДЕНА:

Приказом от 27.08. 2015 № 218

Директор МБОУ Светлоречной СОШ

___________ Г.В. Рябова

ПРОГРАММА КУРСОВ

для родителей (законных представителей)

несовершеннолетних детей

по основам детской психологии и педагогики

на 2015 – 2016 учебный год

Педагог - психолог школы

Волчкова Е.А.

Пояснительная записка

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы.

Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё

больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только

родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время

всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными

вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью,

повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью,

застенчивостью и т.д.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений работы

школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического

здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие

родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные

психологические условия, которые способствовали бы эффективной

социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного

рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто

становятся следствием отсутствия у родителей психолого- педагогической

грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности

воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в

организации работы с родителями выступает повышение их психолого-

педагогической компетентности, под которой понимается совокупность

таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы

достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии

ребёнка.


Формы взаимодействия с родителями могут быть разные: встречи,

анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы,

тематические психологические консультации и др.

Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и

педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей,

способное улучшить какое - то качество личности или его свойство, облегчить

адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если

потребуется, смягчить сложные семейные условия.

Задачи:

 познакомить родителей учащихся с основными положениями,

подходами, способами поддержки ребёнка;

 повысить психолого- педагогическую компетентность родителей с

помощью системы мероприятий просветительского и

консультационного характера;

 информировать о психологических особенностях детей разного

возраста;

 научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему

возможность для личностного роста, открыто и честно строить с

ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;

 дать практические рекомендации родителям по вопросам

профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать

адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку

справляться с трудностями.

Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)

1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе

осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление

особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна

при работе с родителями трудных подростков. Используются

следующие диагностические методики:

 Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?

(«Психолог и семья», с.134)

 На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?

(«Психолог и семья», с. 137)

Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях,

где есть подростки с явными акцентуациями характера и

отклонениями в поведении («Анализ семейных

взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).

 Выявление родительского отношения к детям («Опросник

родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).

 Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов

«Стратегия семейного воспитания».

 Выявление отношения родителей к разным сторонам семейной

жизни (Е.С.Шефер, Р.К.Белл «Методика PARI».

 Позитивный опросник по семейному воспитанию («Психолог и

семья», с. 139)

2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам

психологической диагностики (групповые и индивидуальные

консультации).

Задача индивидуального консультирования по частным проблемам –

улучшение детско - родительских отношений путём оказания родителям

помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать

индивидуально психологические особенности ребёнка.

Групповое консультирование по частным проблемам заключается в

активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций,

возникающих при общении с детьми.

Психолого педагогический лекторий нацелен также на улучшение

детско родительских отношений, когда имеет место непонимание

родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и

соответствующей им динамики отношений.



3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в

форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее

результативных и интересных для родителей видах деятельности по

формированию психолого - педагогической компетентности.

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они

сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.

1. Психологические характеристики младшего школьного возраста:

социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные

новообразования, развитие познавательной сферы.

1 класс

 Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой.

 Трудности первоклассника.

 Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать

критику.

2 класс

 Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

 Важность общения. Цена слова.

3 класс

 Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание.

 Ребёнок и деньги: за и против.

4 класс

 Переход ученика в среднюю щколу.

 В какой семье я расту?

2. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и

причины конфликтов.

Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития

познавательных процессов.

5 класс

 Психологические особенности периода адаптации. Формы

родительской помощи и поддержки.

 Психолого педагогический статус пятиклассника.

 Мотивы плохого поведения.

6 класс

 Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер.

 Близкие человеку люди.

7 класс

 Агрессия. Её причины и последствия.

 Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.

8 класс

 Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.

 Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.

3. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности.

Особенности познавательных и эмоционально волевых процессов

старшеклассников.



9 класс

 Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

 Профессиональное самоопределение подростков.

10 класс

 Детско родительские отношения.

 Толерантность – часть нравственной культуры человека.

11 класс

 Ваш ребёнок – выпускник.

4. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников

строится в соответствии с программой психолого педагогического

сопровождения учащихся в адаптационный период.


Используемая литература

1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. – СПб.:Наука и

техника, 2007.

2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. –

Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

3. Справочник педагога психолога. Школа. 2012, 2013 г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.

5. Родительские собрания./Авт. – сост. Л.А.Егорова. – М.: ВАКО, 2009.



6. Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А.Бодалёва,

А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, М.:Флинта: МПСИ, 1998.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница