С. Л. Королев Новосибирск



страница1/27
Дата21.04.2016
Размер2,47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
Проблемы современного профессионального образования

С.Л.Королев Новосибирск

Среднее профессиональное образование имеет трехсотлетнюю историю. Оно всегда было направлено на обеспечение насущных кадровых потребностей страны: от петровской эпохи до постсоветского времени.

В истории профтехобразования до Октябрьской революции исследователи выделяют три периода. Первый – с начала XVIII в. до середины XIX. Это был период вызревания внутри феодальной системы капиталистических отношений. Именно в это время появились первые профессиональные учебные заведения, положившие начало двум направлениям в народном образовании: реальному и профессиональному. Второй период – с середины XIX в. и до девяностых годов XIX в. После поражения в Крымской войне, показавшей отсталость российской экономики, правительство делает шаги, направленные на поощрение крупной промышленности железнодорожного строительства. Усиливается процесс концентрации мелкотоварного производства, происходит замена принудительного труда вольнонаемным.

В шестидесятые – семидесятые годы социальную активность проявляли различные общественные организации, и, в первую очередь, Русское техническое общество. Частная инициатива также сыграла заметную роль в развитии низшего и среднего специального профессионального образования. Ее усилиями открывались и содержались профессионально- технические учебные заведения. Появились новые отраслевые училища: железнодорожные, речные, сельскохозяйственные и др. Однако следует отметить, что система в профессиональном образовании данного периода отсутствовала. Учебные заведения были разнотипные, многие из них развивались по индивидуальным уставам. Государственные органы не осуществляли руководства этими учебными заведениями.

Третий период – с 90х гг. XIX в. до 1917г. Возросли масштабы производства в ведущих отраслях промышленности, значительно увеличилось железнодорожное строительство, паровой флот занял главенствующее положение во внешторговых перевозках. Все перечисленное оказало прямое влияние на развитие профессионально - технического образования. Возникла объективная необходимость новой организации специального образования, изменения его содержания, превращения разрозненных профессионально- технических учебных заведений в определенную систему. В 1888 году правительством были утверждены «Основные положения о промышленных училищах». Начиная с этого времени, профессионально- технические учебные заведения постепенно переходят к подготовке специалистов для фабрик и заводов, крупных земледельческих хозяйств и транспорта. Формируются общие подходы к организации профессионально- технического образования, начинается разработка теоретических вопросов и методики профессионального образования, создаются учебники, начинается подготовка преподавателей для профессиональных школ.

Рассматривая историю профтехобразования, в развитии его в СССР также выделяется три периода. Первый – 1917 –1940 гг. – становление и упрочение советской системы профтехобразования, упрочение социалистического общества. В нем выделяются три исторически и логично завершенных этапа.

1917 –1920гг.- коренная перестройка старой ремесленной школы, поиск новых форм подготовки квалифицированных кадров, централизация руководства делом профтехобразования, начало преобразования подготовки рабочих на принципах новой педагогики и социализма

1921 –1933гг. – формирование государственной системы профтехобразования, становление советской профессионально - техническ5ой школы и превращение школы ФЗУ в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы из числа молодежи. В этот период профтехшкола развивается как школа профессионально- политехнического типа, как особого рода общеобразовательной школы. Создаются научные и методические центры.

1933 – 1940 гг. – развитие профессионально- технической школы как школы с выраженной профессиональной направленностью, массового и широкого развития различных форм технического обучения на предприятиях. Для этого периода характерна децентрализация.

Второй период – 1940- 1958 гг. – период создания и развития государственных трудовых резервов как единой централизованной системы подготовки и распределения квалифицированных рабочих. Здесь можно выделить два этапа: 1940 – 1945 гг. возникновение школ и училищ трудовых резервов в предвоенные годы и развитие их в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся заменяли взрослых рабочих, ушедших на фронт, становясь за станки на фабриках и заводах, выполняя взрослые нормы. Одновременно учебные заведения трудовых резервов выполняли важную задачу –помогали подрастающему поколению среди тягот военного времени выжить, обеспечивая сотни тысяч подростков одеждой и питанием.

1945- 1958 гг. – дальнейшее развитие системы государственных трудовых резервов в годы восстановления народного хозяйства. В эти годы происходило совершенствование и специализация учебных заведений трудовых резервов.

Третий период –1959 - 1980гг. период перестройки и совершенствования системы профтехобразования в соответствии с требованиями развитого социалистического общества. Данный период развития профтехобразования подразделяется на два этапа: 1959- 1965гг.- перестройка системы трудовых ресурсов, создание единого типа профтехшколы – гордских и сельских профтехучилищ, перевод их на базу школы – восьмилетки.

На фоне постоянных экономических, социальных и технологических перемен знания и профессиональные умения быстро устаревают. В условиях происходящего и ожидаемого стремительного развития науки, техники и социально- экономической сферы, что является характерной особенностью современности, и особенно в условиях глобализации экономики и революционных изменений в информационных и коммуникационных технологиях, техническое и профессиональное образование должно стать жизненно важным аспектом развития отечественного образовательного процесса. Профессиональное образование сегодня должно способствовать социальному, культурному и экономическому развитию личностного потенциала людей, в целях более активного участия в достижении поставленных профессиональных целей, а также в достижении определенной карьеры.

В условиях необходимости поиска новых взаимоотношений между образованием, сферой труда и обществом в целом профессиональное образование должно существовать как составная часть отечественной системы образования и обучения. Современное профессиональное образование должно сегодня поставлено на такой научный и методологический уровень, чтобы способствовать повышению качества жизни. Чтобы достичь такой цели в образовании, на нынешнем этапе развития профессионального образования важно объединить усилия всех заинтересованных сторон: образовательной системы и сферы труда, органов управления и широкой общественности, студентов и их родителей.

Сегодня, в период реформирования образования, вызывает озабоченность неопределенность в планировании политики профессионального образования, думается, оно должно отвечать не только государственным, а, по возможности, и региональным экономическим и социальным аспектам общественного развития, учитывать прогноз возможных изменений спроса на различные группы товаров и услуг, профессиональные умения и навыки в целях более полного соответствия системы профессионального образования стремительным изменениям, происходящим в науке, технике и социально-экономической жизни современного российского общества.

На данном этапе очевидна необходимость проведения глубокой модернизации, концентрированности усилий вокруг трех целей: доступность, качество, эффективность профессионального образования.

Сегодня системе среднего профессионального образования предстоит быть гибче и мобильней, так как быстро меняющиеся условия рынка диктуют свои требования. Необходимо проанализировать, как изменить условия для поступления студентов на платной основе ( к этому нас подталкивает государственная образовательная политика), какие разработать механизмы, установить разноуровневую, социальную, систему оплаты, чтобы более широкие социальные слои могли получить качественное профессиональное образование. Но при этом и государство в своей образовательной политике должно предусмотреть экономические и социальные меры по поддержке системы социального образования в конкретных образовательных учреждениях.

Кроме этого, продумать, что в современной системе среднего профессионального образования является препоной для открытия новых специальностей, так как в современных условиях развития рынка труда, есть необходимость расширения номенклатуры специалистов среднего звена, в зависимости от спроса рынка, особенно по высокотехнологичным специальностям, и есть необходимость открытия новых направлений и специальностей. Для таких нововведений необходимы высококвалифицированные кадры, которые были бы готовы перейти к изменению разделов преподаваемых предметов, их курсов, освоению новых предметов. Поэтому перед современным преподавателем среднего профессионального образования первоочередной задачей сегодня стоит быть готовым к освоению новых знаний и к органичному внедрению старых знаний в новые образовательные предметы, к повышению своей квалификации.

Анализируя материалы Болонского соглашения и размышляя о путях развития отечественного образования, думается, следует реформировать не только высшее, но и особое внимание обратить на проблемы среднего профессионального образования, которое является промежуточной ступенью между образованием рабочего высокой квалификации и специалиста высокой квалификации, способного руководить в современной экономической ситуации.

Их, как и в целом в образовании, накопилось достаточно, но есть проблемы, которые следует решать сегодня и немедленно, так как они касаются не только системы среднего профессионального образования, но всей отечественной образовательной системы. Зародившись еще в системе начального или дошкольного образования, они идут с обучающимся через весь его путь обучения, включая и высшую школу.

Это проблема подготовленности учащихся в средней школе и при получении обязательного образования, качество и уровень ее. Следующая проблема, которая очень волнует руководителей средних профессиональных учебных заведений – это уровень воспитанности, или , точнее, невоспитанности контингента, который приходит сегодня в средние профессиональные учебные заведения. Это глобальные проблемы, и из них вытекают еще несколько сопутствующих, которые все имеют онтологическое значение и при их неразрешенности полностью разваливают учебный процесс. Это проблемы, касающиеся учащихся, их набора и контингента, но есть проблема, которая изнутри подрывает отечественную систему образования, это проблема финансирования и материального обеспечения образовательной системы. И последняя, которая также имеет, пожалуй, первостепенное значение, - это кадровая проблема.

Рассматривая уровень подготовленности учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, следует отметить, что при разнообразии типов учебных заведений: школы, лицеи, гимназии, специализированные школы, профильные классы и. т. д., уровень подготовки учащихся не стал выше в целом. Свобода в выборе типа учебного заведения учащимися, свобода в выборе программ учителями породила новую проблему: в массе не усвоен обязательный программный минимум, но возникло очень порочное в своей основе мнение у некоторой категории учащихся в собственной исключительности, и отсюда исключительная притязательность на особенность. Отсюда два полярных пласта: студент думающий, подготовленный, но с исключительным самомнением, и студент слабый с принципом: «Авось кривая вывезет!». Есть и третий тип: слабый, но имеющий обеспеченных родителей, с принципом: «Деньги помогут!» Думается, современная экзаменационная контрольная система только усугубляет данную проблему.

Особо следует и выделить проблему воспитанности. Когда отечественная школа в девяностые годы прошлого столетия взяла на вооружение теорию обучения - образования, результатом которой является образованный человек, а не воспитания, получился перекос – из стен учебных заведений стали выходить образованные невежи. Самое страшное в них то, что у современнго российского молодого человека, студента, абсолютно не развита гражданственность, а это долженствующий приоритет в современном обществе. У них размыто чувство и понимание Родины, сопричастности их к ее судьбе, ответственности за свои дела и за судьбу Родины.

Недостаток финансирования государством системы образования в последние годы ( по сравнению с другими странами), а сегодня реформирования вообще экономической стороны российской образовательной политики, вынуждает учебные заведения, чтобы функционировать, наконец, просто выжить в современной ситуации, принимать для обучения платные группы. Более того, соответственно с общегосударственными экономическими проблемами, ( не надо забывать, что система образования социальный институт) каждый год плата за обучение вынужденно повышается. Этот принцип оставляет за образовательным порогом определенный процент молодежи, которая ни сама, ни их родители не имеют возможности оплатить за обучение. Именно эту сторону образовательной политики следует тщательно продумать и найти социальные механизмы для получения образования более многочисленным слоям населения, чем сегодня.

Кадровая проблема, как притча во языцах, до сих пор остается на прежнем уровне, хотя о ней мы говорим много. Государство, обещая рассмотреть обеспеченность бюджетников, к которым относятся учителя, все, кто работает в образовательной системе, от обещаний словесных, на деле мало что изменило. В труднейшей ситуации находятся молодые учителя, которые не почувствовали заботу своего государства о себе и не могут существовать на нищенские гроши, которые предлагаются за учительскую работу, одну из ответственных и труднейших на земле. Поэтому в свете данных проблем, при их неразрешенности, грядущее школы « и пусто, и темно ». Так не пора ли, решая глобальные образовательные проблемы мирового сообщества, принимая Болонское соглашение, разобраться сначала в «маленьких проблемах» образования в Отечестве своем, в первую очередь, поднимая престиж и статус учительского звания через экономические решения и меры. Пока будет существовать экономическая зависимость учителя, пока он будет думать о хлебе насущном, проблемы образования останутся такими же острыми и неразрешенными, так как учитель будет думать не о качестве образования, а о количестве уроков, которые можно выдать.




Раздел 1. Социально-личностное развитие обучающихся системе СПО и НПО

Педагог в системе личностно - развивающего обучения

С.В.Скрылева Новокузнецк

В современном обществе происходят большие изменения во всех сферах человеческой деятельности. Педагогическая деятельность, может быть медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевает эти изменения. Они связаны с проявлением рада характерных тенденций в современном образовании:


  • обращенность к человеку как к высшей ценности, творцу и хранителю жизни, разума и культуры;

  • усиления в образовании роли науки, теоретического знания, интеллектуальных технологий как главных факторов жизни, обеспечивающих достойные человека условия его бытия и развития;

Соответственно этим тенденциям меняется отношение к качеству образования. В чем оно состоит? Прежде всего, в личностной ориентированности современного образования, которое ориентированно не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

В отличие от традиционного образования, которое работает, в основном, с когнитивной сферой и мышлением, эта технология проектируется для работы с сознанием человека и процессами его индивидуально-личностного развития.

Эта работа очень сложна, поскольку становление индивидуальности – процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу. Педагог имеет дело с развивающейся, еще не завершенной личностью, которая много не знает о себе, находится в процессе становления, поиска себя, своего личностного образа. Главное что требуется ребенку в процессе движения к собственному образу – помочь разобраться в себе, понять свои индивидуальные способности и достоинства.

Однако в педагогической среде до сих пор нет ясности в вопросе о том, что такое личностное развитие, чем оно отличается от других направлений развития ребенка в образовательном процессе, а также как должна измениться роль педагога в этом развитии.

О развитии личности в учебном процессе речь, разумеется, шла и раньше. Однако четкие концептуальные положения о том, в чем именно состоит это личностное начало в человеке,- результат весьма недавних фундаментальных исследований в области психологии личности ( Б.С. Братусь, Г.А.Ковалева, А. Маслоу, В.А.Петровский, К.Роджерс, В.И.Слободчиков, Д. Франкл, Д.Б.Эльконин и др.) Только опираясь на эти фундаментальные исследования, можно поставить процесс личностно-ориентированного образования на диагностическую, критериальную основу, т.е. говорить о корректной постановке целей личностно-ориентированного образования.

Как же осуществляется процесс личностно-ориентированного образования? В его основе лежит создание особого рода педагогической деятельности, которая ставит ученика перед необходимостью проявить себя как личность, поскольку затрагиваются вопросы статуса, признания, самоопределения, ведущие жизненные потребности. В процессе обучения Ученику предоставляется возможность совершить так называемое «личностное действие» — увидеть себя в отношении к другим людям, в со-бытийности с ними; сделать вывод из собственного опыта: преодолеть внутренний кризис; наметить жизненную программу.

Как создать такую ситуацию на учебном занятии? Создание личностно ориентированной ситуации требует высокого психологического и дидактического профессионализма, жизненного и личностного опыта и культуры учителя, способности установить личностно-смысловое общение. Вряд ли можно говорить о специальных технологиях создания личностно ориентированных ситуаций, поскольку они весьма индивидуальны. Однако исследователям удалось выявить некоторые принципиальные условия, которые при этом должны быть выполнены: 1) учитель должен знать жизненные проблемы детей и строить учебную ситуацию в контексте этих проблем; 2) образовательный процесс должен носить характер рефлексивного смыслопоискового диалога; 3) должны быть созданы условия для творческого самопроявления ученика.

Какова должна быть деятельность педагога в системе личностно-развивающего обучения? Деятельность учителя, реализующего концепцию личностно ориентированного образования, должна представлять собой определенную методическую систему. Методическая система личностно ориентированного образования отличается от традиционных тем, что эта система в меньшей мере привязана к предметному материалу, более гибка и вариативна, связана с конкретными проблемами и ситуациями индивидуального личностного развития субъектов учебного процесса — учащихся и учителей.

Важнейшее назначение методической работы при этом состоит в том, чтобы помочь педагогу органически соединить две системы — преподавание предмета и работу с личностной сферой учащихся.

Заметим также, что переход к личностно ориентированной модели образования не меняет структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. Меняется лишь интерпретация и композиция содержания образования, устанавливается приоритет личностно ориентированных компонентов содержания образования по отношению ко всем остальным.

Система методической работы должна помочь учителю уяснить, в чем именно состоит личностный опыт, усвоить который необходимо помочь ребенку. В самом общем виде суть этого опыта составляет совокупность рефлексивно-регулировочных действий, обеспечивающих своего рода участие ребенка в самостроительстве своего внутреннего мира. К личностным (рефлексивным) дей­ствиям ученика, которые свидетельствуют о становлении его внутреннего личностного опыта, могут быть отнесены:


  • притязание на определенный результат, учебное достижение, степень трудности избираемой задачи;

  • оценка изучаемых событий, явлений, целенаправленный поиск таких аспектов материала, которые бы позволили ученику заявить о своем отношении к ним, о собственной позиции в отношении изучаемого;

  • самостоятельное принятие решений, создание жизненных программ, моделирование, «проигрывание» собственного жизненного пути;

  • выявление собственных проблем, связанных с дефицитом определенного опыта, знаний, навыков, уверенности, личностных качеств;

  • регуляция собственных переживаний, внутренних коллизий, адекватные выводы из жизненных эксцессов;

  • поиск жизненных смыслов, самоопределение в отношении различных жизненных ценностей.

Откуда берутся эти проблемы, решать которые учителю предстоит вместе с ребенком? Учеными выделены следующие источники, порождающие личностные коллизии и соответствующий им личностный опыт воспитанника: 1) возрастные проблемы социализации личности; 2) проблемы мотивации и смысла учебной деятельности; 3) деловое и межличностное взаимодействие учителя и ученика; 4) специфические ценностно-смысловые коллизии, которые создает учитель благодаря авторской модели преподавания своего предмета.

Именно в учебной деятельности молодой человек должен понять, что учеба формирует его конкурентоспособность, готовность к целеустремленной, волевой, высокоорганизованной и продуктивной жизни. Это особенно важно для адаптации в обществе нестабильном, с неравными возможностями.


О роли психологической службы в профессиональном и личностном развитии студентов педагогического колледжа




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница