«Русское искусство XVIII века»



Скачать 63.91 Kb.
Дата21.01.2018
Размер63.91 Kb.

«Русское искусство XVIII века»

Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца, с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведёт канал — своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне — ключевому моменту в российской истории, сделавшему её Империей.

0_f0a_b504fc50_xlhvj c:\users\калян\desktop\ee0953ebc3994f118ba6fcacba67038e.jpg

Строительство парадной резиденции на берегу Финского залива было символическим утверждением России на берегах Балтийского моря. Общий план парадного ансамбля принадлежал самому царю, собственноручно выполнившему несколько проектных рисунков. Первым архитектором Петродворца стал Иоганн Фридрих Браунштейн, работавший, осуществляя царские замыслы. За два года строительства была заложена основа планировки Нижнего и Верхнего садов, начато строительство Верхних палат и средней части Монплезира, построен Большой грот будущего Большого каскада, прорыт Большой канал..

Знаменитый дворцовый комплекс произвел огромное впечатление на Петра. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство дворцов и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа. Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк. К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей. Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю.. В этих четырех парках дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья.

«Екатерининский дворец в Царском селе»

В 1717 году в Царском Селе по проекту архитектора Браунштейна началось строительство «Каменных палат о 16 светлицах» для Екатерины I, но тогда это было скромное 2-х этажное здание. Макет этих палат до сих пор хранится в запасниках Екатерининского дворца. После восшествия на престол Елизаветы I началась перестройка дворца. В этот раз над проектом работал архитектор Земцов, а немного позже — Квасов, Трезини и Чевакинский. Уже в 1751 г. на месте прежнего скромного здания встал шикарный дворец со служебными корпусами и церковью. Но только Растрелли смог создать дворец таким, каким мы видим его сегодня.

c:\users\калян\desktop\98498477_large_0.jpg c:\users\калян\desktop\98498480_large_3.jpg c:\users\калян\desktop\98498487_large_11_triumf.jpg

Величественный Большой, или Тронный, зал дворца площадью 1000 квадратных метров, с семиметровыми потолками, залит потоками света, льющегося сквозь огромные двухъярусные окна, расположенные друг против друга, а обилие позолоченной деревянной резьбы и зеркал в отделке стен создает иллюзию безграничности пространства зала.

Во дворце сохранились прекрасные образцы кафельных печей середины XVIII века (в Картинном зале, Малой белой столовой и др.), которые продолжали свою службу и в середине 19 в. В парадных помещениях, печи в дворцах старались замаскировать в полукруглых нишах. Постепенно они становятся скульптурными сооружениями — отделяются от стены и выступают объемом в помещение. Кроме художественных достоинств, такие печи и более эффективны, так как значительно увеличивается поверхность их нагрева.

Картинный зал, который служил парадной столовой. Здесь находится ценное собрание произведений выдающихся мастеров западноевропейской живописи 17 — начала 18 века, среди которых преобрадают произведения голландских и фламандских мастеров.

Зеленая столовая — первая комната в анфиладе залов великокняжеской половины, которая стала изящным поэтическим «воспоминанием» зодчего об Италии. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.

«Галерея в Царском селе»

Камеронова галерея - расположена на границе Старого сада и пейзажного парка. Во времена императрицы Елизаветы Петровны на этом месте находился Павильон для игры в мяч. Строительство галереи началось в 1784 году под руководством шотландского архитектора и археолога Ч. Камерона (1746—1811). Закончена она была в 1787 году И. В. Нееловым.

Долгое время галерея никак не называлась. Лишь в 1885 году историк архитектуры П. Н. Петров в своей статье, опубликованной в одном из номеров журнала «Зодчий», назвал это сооружение «Камероновой галереей».



c:\users\калян\desktop\0_75b8f_6d281585_xl.jpg c:\users\калян\desktop\0_75ba3_13e9da98_xl.jpg c:\users\калян\desktop\0_766c5_57436cd_xl.jpg

Высота Камероновой галереи совпадает с Екатерининским дворцом. На мощном цоколе находится легкая постройка – символ контраста бытия, существования полярных сил. Нижний этаж облицован пудостским камнем. Павильон-бельведер второго этажа окружают широко расставленные 44 колонны, что придает строению особую изысканность и утонченность.

Галерею украшают бюсты великих мыслителей древности: Платон, Гомер, Овидий, Сенека, Цицерон, Демосфен; богов и героев: Минерва, Аякс, Меркурий, Геракл; правителей: Цезарь, Сципион Африканский, Германик, Септимий Север, Марк Аврелий, Веспасиан, Тит и др. Кроме того, здесь установлены бюсты М.В.Ломоносова, немецкого императора Иосифа II, английского политика Ч.Д.Фокса, который предотвратил войну с Россией.

Камеронова галерея предназначалась для прогулок и философских бесед, которые так любила просвещенная императрица. Со второго этажа открывается чарующий вид на Екатерининский парк и Большой пруд. Также здесь можно было укрыться от непогоды.

С восточной стороны на второй этаж Камероновой галереи ведет мощная лестница, построенная в 1788 году, пилоны которой украшают бронзовые статуи Геракла и Флоры. С южной стороны пристроен пандус («спокойный скат»), чтобы императрица Екатерина II, имевшая весьма пышное тело, могла подниматься на второй этаж.

«Дворец усадьба Пашкова»

В селе Ветошкино всё того же Гагинского района, на берегу реки Пьяна расположено еще одно поместье — усадьба помещика Пашкова. Это некогда роскошное здание хоть и обозначен как историко — архитектурный памятник Всероссийского значения, но пребывает в наше время в ужасном состоянии. Судьба этой достопримечательности Нижегородской области весьма печальна. Она пережила революцию и войну, в ней располагался сельскохозяйственный техникум пока в перестроечные года не познала забытьё, затем пожар и разруху.

Когда то земли села Ветошкино принадлежали семейству Пашковых. Ещё в 18 веке эта земля досталась коллежскому асессору Александру Ильичу Пашкову после женитьбы на наследнице богатых землевладельцев Дарье Ивановне Мясниковой в качестве приданного. После их смерти усадьба досталась по наследству среднему их сыну Василию Александровичу, добившемуся в последствии больших заслуг при императорском дворе, бывшим членом Государственного совета, председателем Департамента законов и водившего дружбу с Пушкиным.



c:\users\калян\desktop\usadba1-300x225.jpg c:\users\калян\desktop\razvaliny-imenia-300x225.jpg c:\users\калян\desktop\pogreb-300x225.jpg

На постройку дворца ушло почти 40 лет, но не успел пожить в нём Александр Васильевич Пашков. В 1868 году он умер. Усадьба перешла в наследство его сыну, названному в честь деда, Василия Александровича. Достигнув в военной карьере звания полковника он ушёл в отставку и стал вести светский образ жизни. При нём усадьба содержалась в столь же идеальном состоянии. Окрестным жителям он запомнился своим доброжелательным отношением к жителям своей вотчины.

Особо стоит упомянуть парк — дендрарий вокруг дворца. Характер парка можно поделить на две части — верхнюю и нижнюю. Верхняя расположена на ровной открытой площадке с отдельными группками деревьев, посаженных гнездовым способом в виде огромных букетов из пяти -шести многовековых дубов или лип. Тут же находятся сам дворец , хозяйственный двор и прочие дворовые постройки. Когда то они были удачно скрыты от взгляда посадками жасмина и сирени. Перед парадным входом главного здания был разбит цветник, и по сию пору цветы продолжают всходить, хоть за ними давно уже никто не ухаживает.

«Собор Петра и Павла»

Этот православный храм расположен на берегу Ольгина пруда, напротив дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Я всегда проезжал мимо этого необычайно красивого собора, направляясь к фонтанам. Лишь с дороги из окна маршрутки смотрел на собор, так похожий на Спасс на крови в Петербурге. Только съемка крестин ребенка в этой церкви предоставила мне шанс и повод рассмотреть храм поближе.

c:\users\калян\desktop\2cb501d7ef6e6838e43b.jpg c:\users\калян\desktop\sobor-petra-i-pavla-7.jpg

Одна из странностей собора — несколько входов, а именно 4 входа с лестницами. Внутренний круглый коридор вокруг зала ведет к парадному входу в зал. Внутреннее убранство великолепно. Вон и телевидение снимает красоту. Стены сверкают позолой, они облицованы израсцами и украшены иконами. Автором проекта, который был утвержден весной 1893 года Николаем III, стал архитектор Никола́й Влади́мирович Султа́нов. По круговой лестнице, пройдя 143 ступени можно подняться на крытую галерею с панорамным обзором города.



С одной стороны галереи храма виден Ольгин пруд. Именно сейчас, глядя с высоты птичьего полета (высота храма 70 метров), я открыл для себя новые места. Там на острове посреди пруда, соединенном мостками, находятся музеи «Царицын Павильон» и «Ольгин Павильон». Надо же, никогда там не был. С другой стороны открывается вид на Финский залив, Кронштадт, дворцово-парковый ансамбль и Большой Петергофский Дворец. Спускаясь с галереи слышу церковный хор — это уже идет служба.

c:\users\калян\desktop\i.jpg

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница